Решение по делу № 2а-2725/2022 от 21.01.2022

УИД 11RS0010-01-2021-002892-10 Дело № 2а-2725/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Мишариной И.С.,

при секретаре Муравьевой Т.С.,

с участием административного истца Васильченко В.А., представителя административных ответчиков ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФСИН России и заинтересованного лица УФСИН России по Республике коми Гиниатулина Е.Ш.,

рассмотрев 08 августа 2022 года в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре посредством видеоконференц-связи с ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми административное дело по административному исковому заявлению Васильченко Виктора Александровича к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФСИН России, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, выразившихся в неоказании надлежащей медицинской помощи по хроническим заболеваниям: ...

установил:

Васильченко В.А. обратился в Эжвинский районный суд г.Сыктывкара Республики Коми с административным исковым заявлением к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, выразившихся в неоказании надлежащей медицинской помощи.

...

Определением судьи Эжвинского районного суда г.Сыктывкара Республики Коми от 20.12.2021 административное дело по указанному административному иску передано на рассмотрение в Сыктывкарский городской суд Республики Коми.

24.01.2022 настоящее дело принято к производству Сыктывкарским городским судом Республики Коми.

В ходе рассмотрения дела Сыктывкарским городским судом административный истец Васильченко В.А. также указал о том, что с 08.03.2018 по настоящее время не получает надлежащей медицинской помощи по имеющимся у него хроническим заболеваниям ...

Судом к участию в деле привлечены в качестве административных соответчиков ФСИН России, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, в качестве заинтересованных лиц начальник ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми.

В судебном заседании административный истец Васильченко В.А. настаивал на удовлетворении заявленных требований.

Представитель административных ответчиков ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФСИН России и заинтересованного лица УФСИН России по Республике коми Гиниатулин Е.Ш. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Судом дело рассмотрено при имеющейся явке лиц.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, оценив в соответствии со ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ представленные по делу доказательства и установленные по делу обстоятельства, обозрев гражданское дело 2-179/2021 Сыктывкарского городского суда Республики Коми, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п. 1 ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Как разъяснено в п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», при рассмотрении административных дел, связанных с непредоставлением или ненадлежащим оказанием лишенному свободы лицу медицинской помощи, судам с учетом конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь следует принимать во внимание законодательство об охране здоровья граждан, а также исходить из того, что качество необходимого медицинского обслуживания, предоставляемого в местах принудительного содержания, должно быть надлежащего уровня с учетом режима мест принудительного содержания и соответствовать порядкам оказания медицинской помощи, обязательным для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, и стандартам медицинской помощи (статья 41 Конституции Российской Федерации, статья 4, части 2, 4 и 7 статьи 26, часть 1 статьи 37, часть 1 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Суд, оценивая соответствие медицинского обслуживания лишенных свободы лиц установленным требованиям, с учетом принципов охраны здоровья граждан может принимать во внимание, в частности, доступность такого обслуживания (обеспеченность лекарственными препаратами с надлежащими сроками годности), своевременность, правильность диагностики, тождественность оказания медицинской помощи состоянию здоровья, лечебную и профилактическую направленность, последовательность, регулярность и непрерывность лечения, конфиденциальность, информированность пациента, документированность, профессиональную компетентность медицинских работников, обеспечение лишенного свободы лица техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», часть 7 статьи 101 УИК РФ).

При этом необходимо учитывать, что само по себе состояние здоровья лишенного свободы лица не может свидетельствовать о качестве оказываемой ему медицинской помощи. Доказательствами надлежащей реализации права на медицинскую помощь, включая право на медицинское освидетельствование, в том числе в случаях, когда в отношении лишенного свободы лица в установленном порядке применялись меры физического воздействия, могут являться, например, акты медицинского освидетельствования и иная медицинская документация. Отсутствие сведений о проведении необходимых медицинских осмотров и (или) медицинских исследований может свидетельствовать о нарушении условий содержания лишенных свободы лиц (ст. 24 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 данного Кодекса, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 ст. 226, ст. 62 Кодекса административного судопроизводства РФ).

Согласно ст. 3 Всеобщей декларации прав человека и ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, определившими, что к числу наиболее значимых человеческих ценностей относятся жизнь и здоровье, их защита должна быть приоритетной.

В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Непосредственно производным от права на жизнь и охрану здоровья, прямо закрепленных в Конституции Российской Федерации, является право гражданина на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью.

Правовое регулирование медицинской деятельности осуществляется на основании приведенных норм Конституции Российской Федерации, а также Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ).

Согласно ст. 18 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ каждый имеет право на охрану здоровья, которое, в частности, обеспечивается оказанием доступной и качественной медицинской помощи. В пунктах 2, 9 части 5 статьи 19 Закона закреплено право пациента на профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям; возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи.

Статьей 26 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ предусмотрено, что лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок организации оказания медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, устанавливается законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Вопросы, связанные с организацией медицинской помощи лицам, подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей в следственных изоляторах ФСИН России, регулируются порядком организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации от 17.10.2005 №640/190.

Согласно ст. 98 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ медицинские организации и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи. Вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, возмещается медицинскими организациями в объеме и порядке, установленными законодательством Российской Федерации.

Общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации; порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных; порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных; порядок освобождения от наказания; порядок оказания помощи освобождаемым лицам устанавливаются Уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 101 УИК РФ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.

Правилами предусмотрено, что лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы предоставляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами, организуется в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения совместно с заинтересованными органами исполнительной власти.

В исправительных учреждениях обеспечивается выполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических норм и требований. Предоставляемая в ИУ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь оказывается по профилям медицинских специальностей состоящих в штате врачей медицинской части учреждения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, административный истец Васильченко В.А. отбывает уголовное наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, подведомственных УФСИН России по Республике Коми.

Медицинская помощь лицам, находящимся под стражей и отбывающим наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы Республики Коми, оказывается сотрудниками ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, осуществляющим медицинскую деятельность на основании медицинской лицензии, выданной Территориальным органом Росздравнадзора по Республике Коми.

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

У суда нет сомнений в достоверности выводов заключения экспертов ГБУЗ РК «Бюро судебно-медицинской экспертизы», поскольку экспертиза проведена лицами, обладающими специальными познаниями для разрешения поставленных перед ними вопросов, с достаточной квалификацией и большим стажем в этой области; исследованию подвергнута вся медицинская документация, свидетельствующая о состоянии здоровья Тервина Д.В.; экспертное заключение не содержит каких-либо неясностей и противоречий.

Эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Мотивированных возражений относительно выводов экспертного заключения административным истцом не представлено. Сам по себе факт несогласия истца с выводами экспертного заключения не влечет его незаконности.

С учетом установлены по делу обстоятельств, а также выводов изложенных в экспертом заключении, составленным по результатам проведенной экспертизы по настоящему административному делу, а также с учетом обстоятельств установленных в рамках дел Сыктывкарского городского суда 2-179/2021 и 2-222/2022 по которым имеются вступившие в законную силу решения от 15.03.2021 и 10.02.2022, суд приходит к выводу о том, что доказательств нарушения должностными лицами уголовно-исполнительной системы установленных санитарных требований, а также условий содержания, что могло бы повлечь ухудшение состояния здоровья административным истцом суду не представлено, как не представлено и доказательств ненадлежащего и несвоевременного оказания медицинской помощи в связи с жалобами административного истца, касающимися имеющихся у него и установленных экспертами заболеваний ... и отсутствия у истца заболеваний - «...», «...», и диагноза «...»; не усматривает их по делу и суд. При этом суд также учитывает факт того, что административный истец сам отказывается от проведения в отношении него ... что было возложено на ФКУЗМСч-11 ФСИН России решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми 2-179/2021 от 15.03.2021, что установлено экспертным заключением, составленным по результатам проведенной экспертизы по настоящему административному делу и по административному делу № 2а-222/2022.

Кроме того, суд учитывает, что решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 10.02.2022, вынесенного в рамках административного дела 2а-222/2022, вступившим в законную силу, на ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России возложена обязанность провести медицинское обследование Васильченко В.А. по заболеванию «...» в соответствии со Стандартом медицинской помощи больным ... утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.11.2004 № 260, при наличии оснований назначить соответствующее лечение.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что по настоящему делу не установлено виновных нарушений прав административного истца со стороны сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Оценив доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, а также правоотношения участников рассматриваемого спора, принимая во внимание обстоятельства, установленные в рамках рассмотрения Сыктывкарским городским судом дел 2-197/2021 и 2а-222/2022, по которым имеются вступившие в законную силу решения от 15.03.2021 и 10.02.2022 соотвественно, исходя из предусмотренных действующим законодательством критериев, определяющих порядок и условия отбывания наказания в виде изоляции от общества, учитывая выводы приведенного в рамках настоящего административного дела экспертного заключения, суд приходит к выводу об отсутствии в настоящем рассматриваемом деле фактов ограничения или ущемления прав административного истца в части медицинского обслуживания в связи с его жалобами, касающимися имеющихся и установленных у него заболеваний, а также об отсутствии фактов, которые подвергали риску его здоровье и свидетельствовали об оказании ему ненадлежащей медицинской помощи в части относительно имеющихся заболеваний.

При изложенных обстоятельствах административные исковые требований Васильченко В.А. не подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Васильченко Виктора Александровича к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФСИН России, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, выразившихся в неоказании надлежащей медицинской помощи по хроническим заболеваниям: ... оставить без удовлетворения.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.С. Мишарина

Мотивированное решение изготовлено 20 августа 2022 года.

2а-2725/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Васильченко Виктор Александрович
Ответчики
ФСИН России
УФСИН России по РК
ФКУЗ МСЧ-11
Другие
начальник ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Мишарина Ирина Сергеевна
Дело на сайте суда
syktsud.komi.sudrf.ru
21.01.2022Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
24.01.2022Передача материалов судье
26.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.01.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
18.02.2022Предварительное судебное заседание
18.02.2022Рассмотрение дела начато с начала
04.04.2022Судебное заседание
20.04.2022Судебное заседание
20.04.2022Рассмотрение дела начато с начала
23.05.2022Судебное заседание
25.07.2022Производство по делу возобновлено
08.08.2022Судебное заседание
20.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее