Дело № 2-297/2018 г.
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Городовиковск 17 июля 2018 г.
Городовиковский районный суд Республики Калмыкия в составе
председательствующего: Хокшановой Т.А.,
при секретаре: Куканиной С.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Городовиковского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Виноградненского сельского муниципального образования Республики Калмыкия, третьему лицу ОГИБДД МО МВД России «Городовиковский» о возложении обязанности по выделению мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов,
у с т а н о в и л :
Прокурор Городовиковского района в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к Администрации Виноградненского сельского муниципального образования Республики Калмыкия (далее – Виноградненское СМО), третьему лицу ОГИБДД МО МВД России «Городовиковский» о возложении обязанности по выделению мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, ссылаясь на следующее.
Прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, по результатам которой в деятельности Администрации Виноградненского СМО выявлены нарушения, выразившиеся в отсутствии на территории, прилегающей к зданию Администрации, находящейся по адресу: <адрес>, оборудованных мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов. Данный факт свидетельствует о нарушении требований федерального законодательства о социальной защите инвалидов в части создания инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. На основании изложенного прокурор просил возложить обязанность на Администрацию Виноградненского СМО оборудовать на прилегающей к зданию территории места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, выделив не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, установив знак 6.4 «Парковка» (парковочное место) и табличку 8.17 «Инвалиды».
В судебном заседании старший помощник прокурора Городовиковского района Басангова Н.К. поддержала исковые требования и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика глава Администрации Виноградненского СМО Лунин С.Е., не возражая против удовлетворения требований прокурора, пояснил, что на площадке перед зданием Администрации Виноградненского СМО действительно не установлена парковка для инвалидов. Ответчиком с Администрацией Городовиковского РМО заключено соглашение, согласно которому полномочия по вопросу дорожной деятельности переданы сельскому поселению. В связи с этим обязался исправить выявленные нарушения.
Представитель третьего лица ОГИБДД МО МВД России «Городовиковский», надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, причина неявки неизвестна.
Руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица ОГИБДД МО МВД России «Городовиковский».
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ).
Согласно ст. 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
На каждой стоянке (остановке) транспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, а также инвалидами III группы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов. На указанных транспортных средствах должен быть установлен опознавательный знак "Инвалид". Порядок выдачи опознавательного знака "Инвалид" для индивидуального использования устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Указанные места для парковки не должны занимать иные транспортные средства.
В силу п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» стоянки транспортных средств являются элементом обустройства автомобильных дорог и предназначены для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности.Согласно п. 21 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ парковка (парковочное место) - специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка.
В силу ст. 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Парковки (парковочные места) в границах населенных пунктов создаются и используются в порядке, установленном Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно п. 7 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 8 ст. 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с ГОСТ Р 52289-2004 стояночная площадка (или ее часть), отведенная для стоянки транспортных средств, управляемых инвалидами I и II групп или перевозящих таких инвалидов обозначается табличкой 8.17 «Инвалиды».
Территория для стоянки автотранспортных средств в соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации оборудуется информационным знаком 6.4 «Парковка (парковочное место)».
Согласно п. 8 приложения N 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации дополнительной информации (таблички), к числу которых относится информационная табличка 8.17 «Инвалиды», уточняют или ограничивают действие знаков, с которыми они применены.
Согласно п. 5.7.5 и п. 5.9.21 ГОСТ Р 52289-2004 дорожный знак 6.4 «Парковка, парковочное место», установленный на стояночной площадке совместно с дорожным знаком дополнительной информации (табличкой) 8.17 «Инвалиды» информирует о том, что на автостоянке предусмотрено место парковки транспортных средств, управляемых инвалидами.
Из Акта обследования исполнения законодательства о социальной защите инвалидов от 30 мая 2018 г. и фототаблицы к нему следует, что на территории, прилегающей к зданию Администрации Виноградненского СМО, находящейся по адресу: <адрес>, отсутствуют оборудованные места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов.
Согласно Соглашению №3 от 11 февраля 2015 г. следует, что между Администрацией Городовиковского районного муниципального образования РК и Администрацией Виноградненского СМО заключено соглашение о передаче полномочий по вопросу дорожной деятельности сельским поселениям.
Таким образом, установив фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что на территории, прилегающей к зданию Администрации Виноградненского СМО, находящейся по адресу: <адрес>, отсутствуют оборудованные места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов. Данное обстоятельство подтверждается как результатами проверки, проведенной Прокуратурой Городовиковского района РК, так и объяснениями главы Администрации Виноградненского СМО, не отрицавшего факт нарушения требований федерального законодательства о социальной защите инвалидов, а также письменными материалами дела.
Принимая во внимание, что неисполнение Администрацией Виноградненского СМО вышеуказанных требований федерального законодательства создает препятствие для доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, суд приходит к выводу, что иск прокурором района обоснованно предъявлен к Администрации Виноградненского СМО.
При таких обстоятельствах, учитывая, что исполнение требований нормативно-правовых актов по созданию инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры относится к вопросам местного значения сельского поселения, суд приходит к мнению, что требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Виноградненского СМО являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковое заявление прокурора Городовиковского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Виноградненского сельского муниципального образования Республики Калмыкия, третьему лицу ОГИБДД МО МВД России «Городовиковский» о возложении обязанности по выделению мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов – удовлетворить.
Возложить на Администрацию Виноградненского сельского муниципального образования Республики Калмыкия обязанность оборудовать на прилегающей к зданию Администрации территории, расположенной по адресу: <адрес>, места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, выделить не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, установить знак 6.4 «Парковка (парковочное место)» и табличку 8.17 «Инвалиды».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия через Городовиковский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: Т.А. Хокшанова
Копия верна: судья Т.А. Хокшанова