Судья Царев В.М. Дело № 33-6238/2021 2.069
Дело № 2-277/2021 УИД 24RS0035-01-2020-004138-38
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 июня 2021 года Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе
председательствующего: Платова А.С.,
судей Баимовой И.А., Беляковой Н.В.,
при ведении протокола помощником судьи Субботиным А.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Баимовой И.А.
гражданское дело по иску Федорченко Натальи Анатольевны к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Минусинске Красноярского края о признании незаконным отказа в назначении пенсии,
по апелляционной жалобе начальника ГУ - УПФ РФ в г. Минусинске Красноярского края Тухватулина Д.В.,
на решение Минусинского городского суда Красноярского края от 15 февраля 2021 года, которым постановлено:
«Исковые требования Федорченко Натальи Анатольевны к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Минусинске Красноярского края о признании незаконным отказа в назначении пенсии удовлетворить.
Включить Федорченко Наталье Анатольевне в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по подпункту 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» период службы в должности фельдшера в «ОИК № 38 ГУФСИН России по Красноярскому краю в исчислении 1 год как 1 год 3 месяца с 26.12.2006 по 24.09.2012; периоды нахождения на курсах повышения квалификации и учебных отпусках с 07.12.1998 г. по 18.12.1998 г. в календарном исчислении; с 01.09.2000 по 01.01.2001, с 19.02.2001 по 09.09.2001 с 27.02.2006 по 31.03.2006 в исчислении 1 год, как 1 год 6 месяцев; с 01.03.2013 по 29.03.2013, с 15.04.3013 по 22.06.2013, с 14.09.2015 по 29.09.2015 в исчислении 1 год как, 1 год 3 месяца.
Обязать ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Минусинске Красноярского края назначить Федорченко Наталье Анатольевне страховую пенсию по старости досрочно в связи с осуществлением медицинской деятельности по подпункту 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 27 июля 2020 года».
Заслушав докладчика и представителя ответчика ГУ - УПФ РФ в г. Минусинске Красноярского края Королеву А.С. (на основании доверенности от 22.12.2020г.), судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Федорченко Н.А. обратилась в суд с иском к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Минусинске Красноярского края о признании незаконным отказа в назначении пенсии, мотивируя требования тем, что Управлением Пенсионного фонда в г. Минусинске истцу незаконно отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях». С учетом уточнения исковых требований просила включить в соответствующий стаж истца для досрочного назначения страховой пенсии по старости период службы в должности фельдшера в «ОИК № 38 ГУФСИН России по Красноярскому краю в исчислении 1 год как 1 год 3 месяца с 26.12.2006 по 24.09.2012, поскольку специфика ее работы в указанный период аналогична выполняемой медицинской деятельности до и после при работе в вольнонаемной должности фельдшера-лаборанта медицинской части ЛИУ № 32; периоды нахождения на курсах повышения квалификации и учебных отпусках с 07.12.1998 г. по 18.12.1998 г. в календарном исчислении; с 01.09.2000 по 01.01.2001, с 19.02.2001 по 09.09.2001, с 27.02.2006 по 31.03.2006 в исчислении 1 год, как 1 год 6 месяцев (с учетом работы с судебно-медицинском отделении); с 01.03.2013 по 29.03.2013, с 15.04.3013 по 22.06.2013, с 14.09.2015 по 29.09.2015 в исчислении 1 год как, 1 год 3 месяца (при работе в сельской местности), а также обязать ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Минусинске Красноярского края назначить Федорченко Наталье Анатольевне страховую пенсию по старости досрочно в связи с осуществлением медицинской деятельности по подпункту 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 27 июля 2020 года.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе начальник ГУ - УПФ РФ в г. Минусинске Красноярского края Тухватулин Д.В., просит отменить решение суда, как незаконное, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для включения периода службы истца в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с медицинской деятельностью в учреждениях здравоохранениях, предусмотренных Списками.
Признав возможным рассматривать дело в отсутствие истца, надлежаще извещенной о месте, дате и времени рассмотрения дела, не заявившей ходатайство о его отложении, проверив материалы дела и решение суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 01.01.2015.
В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу ч. 3 ст. 30 названного Федерального закона Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В целях реализации положений ст. 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подп. "н" п. 1 постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются: список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 78: список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно; список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абз. 4 и 5 п. 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно.
Как следует из материалов дела, Федорченко Н.А. 27 июля 2020 года обратилась с заявлением УПФР в г. Минусинске Красноярского края о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением пенсионного органа от 07.08.2020г. Федорченко Н.А. отказано в досрочном назначении пенсии по п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. Не приняты к зачету период службы истца в должности фельдшера в ОИК 38 ГУФСИН России по Красноярскому краю с 26.12.2006г. по 24.09.2012г., а также периоды ее нахождения с 07.12.1998 г. по 18.12.1998, с 01.09.2000 по 01.01.2001, с 19.02.2001 по 19.03.2001, с 27.02.2006 по 31.03.2006, с 01.03.2013 по 29.03.2013, с 15.04.3013 по 22.06.2013, с 14.09.2015 по 29.09.2015 на курсах повышения квалификации и в учебных отпусках в периоды работы в должности помощника санитарного врача, медицинской сестры, фельдшера в медицинских учреждениях здравоохранения. Специальный стаж работы, учтенный пенсионным органом составил 21 год 7 месяцев 29 дней.
Решение суда в части удовлетворения исковых требований о включении в льготный стаж Федорченко Н.А. периодов прохождения на курсах повышения квалификации и в учебных отпусках с 07.12.1998 г. по 18.12.1998 (календарно), с 01.09.2000 по 01.01.2001, с 19.02.2001 по 09.09.2001, с 27.02.2006 по 31.03.2006 (в исчислении за 1 год как 1 год и 6 месяцев), с 01.03.2013 по 29.03.2013, с 15.04.3013 по 22.06.2013, с 14.09.2015 по 29.09.2015 (в исчислении за 1 год как 1 год и 3 месяца) основано на правильной оценке совокупности представленных сторонами доказательств и нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения, и по существу не оспаривается в апелляционной жалобе ответчика.
Вместе с тем, учитывая, что период с 20.03.2001г. по 26.02.2006г. включен пенсионным органом в специальный стаж истца в льготном исчислении 1 год за 1 год 6 месяцев как период работы, основания для повторного зачета периода с 20.03.2001г. по 09.09.2001г. в таком же исчислении как время нахождения Федорченко Н.А. на курсах повышения квалификации не имелось. В этой связи, решение суда в части удовлетворения исковых требований Федорченко Натальи Анатольевны к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Минусинске Красноярского края о включении в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по подпункту 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периода нахождения на курсах повышения квалификации с 20.03.2001 по 09.09.2001 в исчислении 1 год, как 1 год 6 месяцев подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в данной части требований.
Удовлетворяя требования истца о включении в льготный стаж периода ее службы с 26.12.2006 года по 24.09.2012 года в должности фельдшера медицинской части лечебно- исправительного учреждения для содержания и амбулаторного лечения осужденных больных с открытой формой туберкулеза в ОИК №38 ГУФСИН России по Красноярскому краю в льготном исчислении ка 1 год за 1 год и 3 месяца (работа в сельской местности), суд первой инстанции исходил из осуществления в указанный период Федорченко Н.А. лечебной деятельности, как того требует ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», признав несостоятельными доводы пенсионного органа о том, что прохождение в спорный период истцом службы препятствует его включению в специальный трудовой стаж.
Выводы суда первой инстанции в указанной части судебная коллегия не может признать верными, поскольку они не соответствуют обстоятельствам дела и нормам пенсионного законодательства, которыми не предусмотрена возможности включения периодов военной и приравненной к ней службы в стаж на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Согласно записям в трудовой книжке истца, она 06.09.2006г. была принята в ОИК № 38 ГУФСИН России по Красноярскому краю в медицинскую часть фельдшером-лаборантом; 25.12.2006г. уволена переводом на службу в уголовно-исполнительную систему, где служила до 25.12.2006г.
В соответствии с контрактами о службе в уголовно-исполнительной системе от 25.12.2006г., от 30.12.2009г. Федорченко Н.А. проходила службу в должности фельдшер медицинской части в ЛИУ № 32 для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза ФГУ «ОИК № 38 ГУФСИН по Красноярскому краю».
Приказом от 24.09.2012г. № 335-лс истец уволена из уголовно-исполнительной системы по болезни, выслуга лет на дату увольнения составила 07 лет 03 месяца 17 дней.
Военная и приравненная к ней служба является особым видом государственной службы, в связи с чем, правовое положение сотрудников уголовно-исполнительной системы (специальный правовой статус) определяется специальным законом, а их пенсионное обеспечение осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", исходя из специфики такой службы, условий назначения им пенсий, порядка их исчислений и размеров, отличающихся от аналогичных параметров трудовых (страховых) пенсий. В частности для сотрудников уголовно-исполнительной системы, предусмотрена такая мера государственной социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги независимо от возраста сотрудников, а финансирование пенсии осуществляется за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 04.06.2011 N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" гражданам Российской Федерации, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, иную службу или осуществлявшим деятельность (работу), в период которой на них не распространялось обязательное пенсионное страхование, уволенным со службы (с работы) начиная с 01.01.2002 и не приобретшим право на пенсию за выслугу лет, на пенсию по инвалидности или на ежемесячное пожизненное содержание, финансируемые за счет средств федерального бюджета, устанавливается трудовая пенсия по старости (в том числе досрочная) или трудовая пенсия по инвалидности в порядке и на условиях, которые определены Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с преобразованием приобретенных в указанный период пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал.
В соответствии с ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Как следует из положений ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Аналогичные положения содержались в ранее действовавшем Федеральном законе от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (ч. 1, ст 3, ч. 1 ст. 10, п. 1 ч. 1 ст. 11).
Вместе с тем, определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а также другой, приравненной к ней службы в общий страховой стаж, законодатель не предусмотрел зачет периодов службы в специальный стаж трудовой деятельности для назначения досрочной страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в специальный стаж, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа.
Периоды службы по ранее действовавшему пенсионному законодательству включались в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения до 01.11.1999, что в частности предусматривалось Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464, согласно которому в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений включается служба по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и правоохранительных органов.
После 01.11.1999 список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066, а также действующий в настоящее время список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, не предусматривают возможности включения в специальный стаж в связи с осуществлением лечебной и иной работы по охране здоровья населения периодов службы в правоохранительных органах.
Таким образом, период прохождения службы приравненной к военной включается в общий страховой стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в специальный страховой стаж при определении права на пенсию в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При указанных обстоятельствах решение суда в части включения периода службы истца в должности фельдшера в «ОИК № 38 ГУФСИН России по Красноярскому краю в исчислении 1 год как 1 год 3 месяца с 26.12.2006 по 24.09.2012 в специальный стаж, дающий право на пенсию в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в исчислении 1 год как 1 год и 3 месяца (исходя из прохождения службы в сельской местности), а также обязании ответчика назначить Федорченко Н.А. пенсию с 27 июля 2020 года подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в иске.
Доводы истца, указанные в возражениях на апелляционную жалобу со ссылкой на осуществление в период службы фельдшером лечебной деятельности по охране здоровья осужденных лиц, больных туберкулезом, судебная коллегия не может принять во внимание, поскольку право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью связано не с любой работой (службой), а лишь с работой в должностях и в учреждениях здравоохранения, предусмотренных Списками.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия,
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Минусинского городского суда Красноярского края от 15 февраля 2021 года в части удовлетворения исковых требований Федорченко Натальи Анатольевны к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Минусинске Красноярского края о включении в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по подпункту 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периода службы в должности фельдшера в «ОИК № 38 ГУФСИН России по Красноярскому краю в исчислении 1 год как 1 год 3 месяца с 26.12.2006 по 24.09.2012, а также периода нахождения на курсах повышения квалификации с 20.03.2001 по 09.09.2001 в исчислении 1 год, как 1 год 6 месяцев и обязании назначить пенсию с 27 июля 2020 года отменить.
Принять в данной части новое решение об отказе в удовлетворении заявленных Федорченко Н.А. исковых требований к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Минусинске Красноярского края.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника ГУ - УПФ РФ в г. Минусинске Красноярского края Тухватулина Д.В.- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: