Дело № 2-816/2020 02 июля 2020 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе:
Председательствующего судьи Богдановой И.А.,
при секретаре Власовой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Щетининой Карины Егоровны к администрации Таицкого городского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области о признании права собственности на жилой дом, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, Кучеров Антон Анатольевич, Лесков Иван, Глебова Ирина Васильевна, Ошуркова Вера Владимировна, Тома Виктор, и встречные исковые требования Администрации Таицкого городского поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области к Щетининой Карине Егоровне о признании жилого дома самовольной постройкой и обязании снести самовольную постройку,
УСТАНОВИЛ:
Щетинина К.Е. обратилась в суд с иском к администрации Таицкого городского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области о признании права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>
В обоснование заявленного требования указала, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ приобрела земельный участок площадью 600 кв.м, с кадастровым номером №. Земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования – индивидуальные жилые дома не выше 2-х этажей застройки. Границы земельного участка установлены в соответствии с земельным законодательством. Истец своими силами и средствами возвела жилой дом в границах земельного участка. Для оформления права собственности на жилой дом обратилась в администрацию Таицкого городского поселения Гатчинского муниципального района с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства.
Ответом администрации от ДД.ММ.ГГГГ исх.38 было сообщено о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметрам объекта ИЖС установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС. Согласно пп.1 п.4 ст.32 Правил землепользования и застройки Таицкого городского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области, утвержденным решением Совета депутатов МО Таицкое городское поселение второго созыва ДД.ММ.ГГГГ №, минимальная площадь участка для жилых домов усадебного типа - 1000 кв.м.
В связи с этим обстоятельством в настоящее время истец не может оформить правоустанавливающие документы и зарегистрировать свое право собственности на объект недвижимости - жилой дом.
Однако, приобретая земельный участок с характеристиками - земли населенных пунктов, разрешенный вид использования - индивидуальные жилые дом не выше 2-х этажей застройки, она была уверена в возможности возведения индивидуального жилого дома для проживания в нем, согласно виду разрешенного использования земельного участка.
Факт возведения данного объекта подтверждается документами, а именно техническим планом, подготовленным кадастровым инженером. Год окончания строительства жилого дома -2019 год, площадь составляет 165,0 кв.м., этажность - 2.
Истец полагает, что имеются основания для признания за ней права собственности на жилой дом, поскольку сохранение постройки не нарушает прав и законных интересов других лиц, не создает угрозы для жизни и здоровья граждан.
Таким образом, отсутствие возможности оформить правоустанавливающие документы и зарегистрировать право собственности на созданный объект недвижимости – жилой дом, общей площадью 165 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>, послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Ответчик Администрация Таицкого городского поселения Гатчинского района Ленинградской области обратилась в суд со встречными исковыми требованиями к Щетининой Карине Егоровне о признании жилого объекта площадью 165 км.м., возведенного в 2019 году, самовольной постройкой и обязании истца снести самовольную постройку, расположенную на земельном участке, принадлежащем истцу на праве собственности, площадью 600 кв.м., кадастровый № (л.д. 198-200).
В обоснование встречного иска ответчик указал, что на основании заявления истца от ДД.ММ.ГГГГ. № местной администрацией было подготовлено и выдано уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилого строительства или садового дома параметрам объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Истцу указано на отклонение от предельных минимальных параметров земельного участка с 1000 м2 до 800 м2, последняя была уведомлена о том, что указанное отклонение применяется только к объектам капитального строительства, отклонение от предельных параметров в части изменения размеров земельных участков градостроительным законодательством не предусмотрено. То есть, истец знала, что приобретенный ею земельный участок имеет площадь меньше, установленных в части градостроительных и строительных норм, и, не смотря на это, осуществила строительство.
Ссылаясь на п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), ответчик считает, что спорное строение является самовольной постройкой, поскольку было осуществлено истцом без соблюдения положений, установленных градостроительным законодательством, а именно: без согласия Ответчика, без получения необходимых разрешений на строительство и без соблюдения уведомительного характера строительства объектов ИЖС и садовых домов, введенного законом с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки (далее - ПЗЗ) поселения, утвержденными решением совета депутатом муниципального образования Таицкое городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области №9 от 31.01.2013, земельный участок, площадью 800 м2, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, относится к зоне Ж-3. Зона индивидуальной жилой застройки. В связи с чем, минимальная площадь земельного участка для жилых домов усадебного дома - 1000 м2. ПЗЗ поселения являются действующими. В настоящее время проводится работа по актуализации некоторых положений ПЗЗ поселения, издано постановление администрации об инициировании подготовки проекта изменений в текстовую часть Правил землепользования и застройки Таицкого городского поселения. Ответчик возражает против сохранения самовольно возведенной постройки на земельном участке, находящемся в собственности истца, просит удовлетворить встречный иск.
Истец Щетинина К.Е., надлежащим образом извещенная о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явилась.
Представитель истца Щетининой К.Е. - Шевякова Я.В. в судебном заседании просили иск удовлетворить, встречный - оставить без удовлетворения.
Представитель ответчика - администрации Таицкого городского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области просил исковые требования Щетининой К.Е. оставить без удовлетворения, встречные исковые требования - удовлетворить.
Третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, Кучеров А.А., Лесков И., Глебова И.В., Ошуркова В.В., Тома Виктор, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания (л.д. 235-240), в судебное заседание не явились, возражений по заявлению не представили.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В силу статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключенной в г. Риме 04.11.1950 года, каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции.
Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в постановлении от 12 июля 2007 года №10-П, при рассмотрении дела суд обязан исследовать по существу фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться лишь формальным исследованием условий применения правовых норм, поскольку иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, оказалось бы существенно ущемленным.
Согласно пункту 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 339-ФЗ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
В силу пункта 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 339-ФЗ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии со ст. 222 ГК РФ самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом.
Согласно разъяснениям постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других прав" (далее постановление Пленума), по которым собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки.
Исходя из пункта 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
В соответствии с пунктом 13 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) строительство - это создание зданий строений и сооружений.
По общему правилу строительство объектов недвижимости осуществляется на основании выданного уполномоченным органом разрешения на строительство в соответствии с требованиями статьи 51 данного кодекса.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпунктом 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Частью 19 статьи 51 Градостроительного кодекса предусмотрено, что разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается на десять лет.
Вместе с тем, с 4 августа 2018 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" утратили силу части 9 - 9.2 статьи 51 Градостроительного кодекса, предусматривающие обязанность по получению разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства.
В силу пункта 1.1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ) не требуется выдача разрешения на строительство в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.
Частью 15 статьи 55 указанного кодекса предусмотрено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с частью 17 статьи 51 данного кодекса для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство.
Правообладатель земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства в границах населенного пункта, на которых до дня вступления в силу указанного выше федерального закона (4 августа 2018 г.) начаты строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства, вправе до 1 марта 2019 г. направить в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления предусмотренное частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса уведомление о планируемых строительстве или реконструкции на соответствующем земельном участке объекта индивидуального жилищного строительства. В данном случае получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется (часть 5 статьи 16 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ).
Из содержания названных норм следует, что с 4 августа 2018 г. строительство или реконструкция объектов индивидуального жилищного строительства не требуют получения разрешения на строительство. Для осуществления строительства (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства необходимо направить в уполномоченный орган уведомление о планируемом строительстве или реконструкции (пункт 1.1 части 17 статьи 51, статья 51.1 Градостроительного кодекса; статья 17 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ).
Таким образом, на момент рассмотрения настоящего дела действуют новые положения закона, исключающие обязанность по получению разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства.
Из материалов дела следует, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Щетининой К.Е. был приобретен земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 27-28).
Право собственности истца на указанный земельный участок с кадастровым номером №, площадью 600 кв.м. зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, запись № от ДД.ММ.ГГГГ. Земельный участок относится к категории земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – индивидуальные жилые дома не выше 2-х этажей застройки. Границы земельного участка установлены в соответствии с земельным законодательством, о чем свидетельствуют выписка из ЕГРН по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 29-31) следует из пояснений истцовой стороны, не опровергнутых ответчиком, на указанном земельном участке в 2019 году истцом своими силами и за свой счет возведен жилой дом в границах земельного участка.
Для оформления права собственности на жилой дом, ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в администрацию пос. Тайцы с уведомлением о строительстве и просьбой изготовить и предоставить градостроительный план земельного участка.
Администрация Таицкого городского поселения в своем ответе за номером № от ДД.ММ.ГГГГ сообщила о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилого строительства или садового дома параметров объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (л.д. 15-16).
Основанием для отказа послужило следующее: земельный участок с кадастровым номером № расположен в территориальной зоне Ж 3. В соответствии со ст. 32 Привал землепользования и застройки, утвержденных решением Совета депутатов Тацкого городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ минимальная площадь ждя жилых домов усадебного типа – 1000 кв.м. Площадь указанного земельного участка 800 кв.м., то есть меньше предельной минимальной площади, установленной для данной территориальной зоны.
В силу п.2 ст.57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Суд соглашается с доводами истца в части незаконного отказа ответчика в предоставлении градостроительного плана земельного участка на том основании, что сведения о земельном участке истца содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, а потому ответчик в силу п.13 статьи 8 Правил Землепользования и Застройки Таицкого МО должен был в течение 30 дней подготовить и выдать градостроительный план.
Согласно техническому плану здания, составленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с созданием здания от ДД.ММ.ГГГГ, площадь объекта 165 кв.м., год постройки 2019 год, возведен на земельном участке с кадастровым номером № с разрешенным использованием земельного участка: индивидуальные жилые дома не выше 2-х этажей, назначение объекта - жилое.
Из материалов дела следует, что истцом жилой дом построен в 2019 году без разрешения на строительство.
Истец в судебном заседании пояснила, что, приобретая в собственность земельный участок, состоящий на кадастровом учете, была уверена в возможности возведения индивидуального жилого дома для проживания в нем, согласно виду разрешенного использования земельного участка.
В силу разъяснений, указанных в пункте 26 постановления Пленума указано, что при рассмотрении исков о признании права собственности на самовольную постройку судам следует устанавливать, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. При этом необходимо учитывать, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Судом по ходатайству истцовой стороны назначена строительно-техническая экспертиза, производство которой поручено ООО "Экспертно-правовое бюро «Эксперт 47» (л.д.135-138).
Согласно заключения эксперта от 20.02.2020 года №2-816/2020 жилой дом, расположенный по адресу: №, соответствует градостроительной документации, строительно-техническим, санитарным и противопожарным нормам, пригоден для постоянного проживания. При этом экспертом отражено, что земельный участок, на котором расположен жилой дом, имеет отклонения от предельных минимальных параметров земельного участка с 1000 кв.м. до 800 кв.м.. В соответствии с выводами эксперта исследуемое строение не обеспечивает градостроительные требования Правил землепользования и застройки МО "Таицкого городского поселения" Гатчинского муниципального района Ленинградской области, но с учетом отсутствия нарушений проектной документации, строительно-технических, санитарных и противопожарных норм, а также пригодности жилого дома для постоянного проживания, данное нарушение является несущественным (л.д.149-197).
В соответствии с п. 3 ст. 86 ГПК РФ заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным ст. 67 настоящего Кодекса. Несогласие суда с заключением должно быть мотивировано в решении суда.
У суда отсутствуют основания для несогласия с заключением эксперта № 2-816/2020 от 20.02.2020 года, поскольку экспертиза проведена в соответствии с требованиями ГПК РФ, эксперт, имеющий надлежащее образование и квалификацию, был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, само заключение мотивировано и обосновано, кроме того, подтверждается совокупностью иных исследованных в судебном заседании доказательств.
Действительно, Правилами землепользования и застройки Таицкого городского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области, утвержденными решением Совета депутатов МО Таицкое городское поселение второго созыва 30.01.2013 №9, минимальная площадь участка для жилых домов усадебного типа – 1000 кв.м.. Указанные Правила опубликованы 7.02.2013 года в официальном вестнике Гатчинской правды, который распространяется бесплатно через администрацию Гатчинского района.
Несмотря на установленный в муниципальном образовании Таицкое городское поселение минимальный размер земельных участков для жилищного строительства площадью 1000 кв.м., единственно, чьи права могут быть нарушены размещением спорного строения истца на земельном участке меньшей площадью, являются его смежные землепользователи.
Смежными землепользователями по отношению к земельному участку истца являются, привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц:
Кучеров Антон Анатольевич, которой на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 68-70), принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 600 кв.м. с кадастровым номером №, границы которого установлены в соответствии с земельным законодательством, о чем свидетельствует выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (д. 38-40); Лесков Иван, которому на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 65-66), принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 1200 кв.м. с кадастровым номером №, границы которого установлены в соответствии с земельным законодательством, о чем свидетельствует выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 35-37); Глебова Ирина Васильевна, которой на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.78-80), принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 600 кв.м. с кадастровым номером №, границы которого установлены в соответствии с земельным законодательством, о чем свидетельствует выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 32-34); Ошуркова Вера Владимировна, которой на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.72-73), принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 600 кв.м. с кадастровым номером №, границы которого установлены в соответствии с земельным законодательством, о чем свидетельствует выписка из ЕГРН (л.д. 39-41); Тома Виктор, которому на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 75-76), принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 600 кв.м. с кадастровым номером №, границы которого установлены в соответствии с земельным законодательством, о чем свидетельствует выписка из ЕГРН (л.д. 41-43).
Судом установлено, что права смежных землепользователей спорным строением истца не нарушаются. Более того, смежные землепользователи также как и истец являются обладателями земельных участков площадью менее предельной минимальной площади, ими также возведены жилые дома или ведутся строительные работы, и предпринимаются попытки оформить права на жилые дома.
Представитель ответчика в судебном заседании пояснила, что администрации не было известно о том, что на кадастровом учете земельные участки в зоне Ж-3 состоят в площади по 600 кв.м., а потому они не способствовали незаконному строительству.
Суд не может согласиться с тем, что указанный вопрос не относится к компетенции ответчика.
В соответствии с пунктом 19 статьи 4 Устава муниципального образования Таицкого городского поселения Гатчинского района Ленинградской области к вопросам местного значения относится (л.д. 109 оборот), в том числе осуществление муниципального земельного контроля в границах муниципального образования, в связи с чем, именно по вине ответчика, которым не было предпринято никаких действий по оспариванию постановки на кадастровый учет земельных участков площадью менее установленной нормы, было допущено строительство домов в зоне Ж-3 на земельных участках площадью по 600 кв.м..
Судом не принимаются во внимание доводы ответчика о том, что именно на истце лежит ответственность за строительство спорного объекта, поскольку он должен был ознакомиться с ПЗЗ МО Таицкого городского поселения и отказаться от совершения сделки по купле-продаже, внесенного в 2017 году в ЕГРН земельного участка площадью 800 кв.м..
Как следует из материалов дела земельный участок с кадастровым номером №, приобретенный Щетининой К.Е., был образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером №, о чем свидетельствует межевой план земельного участка №, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием 126 земельных участка путем его раздела, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ ( том 2 л.д. 1-10).
В соответствии с межевым планом, подготовленным от ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером ФИО11, всего из земельного участка с кадастровым номером № было образовано 126 участков, 49 участков из которых имеют площадь 600 кв.м, 32 земельных участка - площадью от 657 кв. м до 975 кв.м. (том 2 л.д.13-31).
При постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером №, приобретенного Щетининой К.Е., действовали Правила землепользования и застройки Таицкого городского поселения Гатчинского муниципального района, утвержденные решением Совета депутатов муниципального образования от 30 января 2013 года № 9,согласно которым минимальная площадь участка для жилых домов усадебного типа составляет 1000 кв. м.
Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В соответствии с частью 3 статьи 32 Градостроительного кодека Российской Федерации правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети «Интернет».
Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» на органы государственной власти и органы местного самоуправления возложена обязанность направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон (пункт 3 части 1 статьи 32 Федерального закона).
Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом № 218-ФЗ оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Несоответствие размера образуемого земельного участка установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальных или максимальным) размерам земельных участков является основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав (пункт 28 части 1 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).
В соответствии со ст. 27 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Таким образом, по причине отсутствия взаимодействия между администрацией Таицкого городского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области и Управлением Pocpeecтрa по Ленинградской области на государственный кадастровый учет был поставлен земельный участок с кадастровым номером № категории земель - земли населенных Пунктов, с видом разрешенного использования - индивидуальные жилые дома не выше 2-х этажей застройки, а также еще 81 земельный участок, образованные из земельного участка площадью 117 436 кв.м с кадастровым номером № на основании решения его единственного собственника, площадью менее минимальной площади, предусмотренной Правилами землепользования и застройки для данного вида разрешенного использования земельного участка.
Фактически в Таицком городском поселении был образован новый массив, на котором ведется жилищное строительство, о чем администрация Таицкого городского поселения не могла не знать при проявлении должной степени заботливости и осмотрительности в управлении вверенными ей территориями поселения.
Следует учесть, что Единый государственный реестр недвижимости, в состав которого входит кадастр недвижимости, является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с данным Федеральным законом недвижимом имуществе (часть 2 статьи 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»); сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и предоставленные на основании запроса о предоставлении сведений, являются актуальными (действительными) на момент выдачи органом регистрации прав или многофункциональным центром сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (часть 4 статьи 62 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).
Следовательно, по общему правилу любое лицо, получающее в установленном порядке сведения из Единого государственного реестр недвижимости, не обязано проводить дополнительную проверку относительно достоверности содержащихся в нем сведений.
При наличии установленной законом презумпции защиты добросовестности создателя самовольного объекта, в нарушение части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, администрацией Таицкого городского поселения не представлены доказательства осведомленности Щетининой К.Е. о невозможности использования приобретенного ею земельного участка по целевому назначению в связи с несоответствием размера земельного участка Правилам землепользования и застройки поселения.
Доводы администрации городского поселения сводятся к необоснованному возложению на Щетинину К.Е. обязанности убедиться в отсутствии ограничений в отношении земельного участка при его приобретении и осуществлении строительства жилого дома.
При этом должностные лица администрации городского поселения самоустранились от исполнения обязанности осуществления муниципального земельного контроля, допустили образование на территории поселения земельных участков, не соответствующих предельным размерам, не приняли меры к действенному информированию заинтересованных лиц о существующих ограничениях в отношении образованных земельных участков.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации государство в лице уполномоченных законом органов и должностных лиц, действующих при осуществлении процедуры государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра (абзац второй пункта 1 статьи 81 Гражданского кодекса Российской Федерации), подтверждает тем самым законность совершения сделки по отчуждению объекта недвижимости. Проверка же соблюдения закона при совершении предшествующих сделок с недвижимым имуществом со стороны приобретателя этого имущества - в отличие от государства в лице органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, - зачастую существенно затруднена или невозможна (постановление от 22 июня 2017 г. N 16-П "По делу о проверке конституционности положения пункта 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.Н. Дубовца").
Таким образом, истец, чей земельный участок поставлен Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области на кадастровый учет в площади 600 кв.м., не имел оснований для сомнения в законности такой постановки.
Действующее законодательство (после 04.08.2018 года) закрепляет конструкцию защиты добросовестного застройщика в абз. 2 п. 1 ст. 222 ГК РФ, при которой не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
Суд, оценив представленные доказательства в силу ст.67 ГПК РФ, установил, что истец Щетинина К.Е., построив на принадлежащем ей на праве собственности жилой дом в соответствии с целевым использованием земельного участка для индивидуального жилого дома не выше 2-х этажей, добросовестно не знала об ограничениях использования земельного участка, указанных в ПЗЗ муниципального образования Таицкого городского поселения.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что истцовой стороной представлены доказательства, свидетельствующие как о несущественности нарушений, допущенных истом при строительстве спорного объекта, так и о том, что истец является добросовестным застройщиком, которому не было известно об ограничениях использования земельного участка, а потому требования истца о признании за ним права собственности на жилой дом площадью 165 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 600 кв.м., зарегистрированный в ЕГРН запись № от ДД.ММ.ГГГГ, категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - индивидуальные жилые дома не выше 2-х этажей застройки, расположенный адресу: <адрес>, являются обоснованными и подлежат удовлетворению, тогда как встречные требования ответчика по тем же основаниям подлежат отклонению.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст.ст. 12,56, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Щетининой Карины Егоровны к администрации Таицкого городского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области о признании права собственности на жилой дом, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, Кучеров Антон Анатольевич, Лесков Иван, Глебова Ирина Васильевна, Ошуркова Вера Владимировна, Тома Виктор - удовлетворить.
Встречные исковые требования Администрации Таицкого городского поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области к Щетининой Карине Егоровне о признании жилого дома самовольной постройкой и обязании снести самовольную постройку, оставить без удовлетворения.
Признать за гражданкой Российской Федерации Щетининой Кариной Егоровной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, пол: женский, место рождения: <адрес>, имеющей паспорт <данные изъяты>, зарегистрированной по адресу: <адрес>, право собственности на жилой дом площадью 165 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, что будет являться основанием для внесения сведений в ЕГРН о жилом доме.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Гатчинский городской суд.
Судья:
В окончательной форме решение суда принято 06 июля 2020 года.
Подлинный документ находится в материалах дела № 2-816 /2020
УИД 47RS0006-01-2019-006724-16
Гатчинского городского суда Ленинградской области.