№ 2-3395/2024
03RS0004-01-2024-003911-41
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 сентября 2024 года город Уфа
Ленинский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Касимова А.В.
при секретаре судебного заседания Кожевниковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Калиш Е. А. к Министерству внутренних дел по Республике Башкортостан о признании расчета выслуги лет в части учета обучения в колледже незаконным, обязании произвести перерасчет,
УСТАНОВИЛ:
Калиш Е. А. обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству внутренних дел по Республике Башкортостан о признании расчета выслуги лет в части учета обучения в колледже незаконным, обязании произвести перерасчет.
В обоснование исковых требований указала, что 19.03.2024 истец была уволена из Главного следственного управления МВД по Республике Башкортостан по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
При увольнении, расчете пенсии, в нарушение статьи 38 ФЗ от 30.11.2011 N?342-Ф3 истцу зачтен не весь период обучения в Уфимском энергетическом колледже.
После увольнения из органов внутренних дел МВД по Республике Башкортостан 30.03.2024, я обратилась в МВД по РБ за разъяснениями по вопросу включения периода обучения в Уфимском энергетическом колледже в выслугу лет для назначения пенсии. В своем ответе от 26.04.2024 за N? 3/245204849424 сотрудники ГСУ МВД по РБ мне разъяснили: "Исходя из требований Закона Российской Федерации от 10.07.1992 года N?3266-1 "Об образовании" ", действующего в период прохождения Вами обучения, следует, что права обучающихся в образовательных учреждениях в полной мере могут быть реализованы только после получения этим учреждением государственной аккредитации. Обучающиеся в негосударственных учебных заведениях приобретают все права и льготы, предусмотренные Законом Российской Федерации "Об образовании", только со дня получения этим учреждением государственной аккредитации.
Согласно выданному истцу в 2001 году диплому Уфимского энергетического колледжа, дата поступления: в 1998 году, дата завершения: обучения в 2001 году.
С 01 сентября 1998 года по 24 августа 1999 года истец обучалась в БСЭК.
Государственным комитетом Республике Башкортостан по науке, высшему и среднему профессиональному образованию Башкирскому социально-экономическому колледжу 28.03.1997 года была выдана лицензия № рег. № на осуществление образовательной деятельности в сфере среднего профессионального, дополнительного образования.
31.08.1999 истец переводом была зачислена в Уфимский энергетический колледж. На основании академической справки N№ выданной БСЭК от 26.08.1999 при переводе в Уфимский энергетический колледж истцу были зачтены все изученные предметы и оценки по ним, академических задолженностей у истца не было.
По окончании Уфимского энергетического колледжа истцу был выдан диплом "С отличием" № решением Государственной аттестационной комиссии от 29.06.2001. Диплом является государственным документом о среднем профессиональном образовании, период обучения в дипломе указан с 1998 года по 2001 год, нормативный срок обучения по очной форме: 2 года 10 месяцев.
Обращаясь с настоящим исковым заявлением, Калиш Е. А. просит суд признать расчет выслуги лет по состоянию на 19.03.2024, произведенный Главным следственным управлением МВД по Республике Башкортостан незаконным; возложить обязанность на МВД по Республике Башкортостан зачесть в выслугу лет период обучения в Уфимском энергетическом колледже с 01.09.1998 года по 29.06.2001, исчисляемый из расчета два месяца учебы за один месяц службы; возложить обязанность на МВД по Республике Башкортостан произвести перерасчет пенсии с 20.03.2024 с учетом периода обучения в Уфимском энергетическом колледже с 01.09.1998 года по 29.06.2001, исчисляемого из расчета два месяца учебы за один месяц службы; взыскать с МВД по Республике Башкортостан в мою пользу в счет компенсации морального вреда 200000 рублей; взыскать с МВД по РБ в мою пользу, уплаченную мной госпошлину в размере 300 рублей; взыскать с МВД по Республике Башкортостан в мою польз расходы на оплату почтового отправления в адрес ответчика в размере 70,50 рублей.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объёме.
Представитель ответчика возражала против удовлетворения исковых требований.
Третье лицо Главное следственное управление МВД по РБ на судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Сведения о месте и времени судебного заседания также имеются на официальном сайте Ленинского районного суда г. Уфы - leninsky.bkr.sudrf.ru.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Как следует из дела, в период с с 01 сентября 1998 года по 24 августа 1999 года истец обучалась в БСЭК.
31.08.1999 Калиш Е. А. переводом, на основании академической справки N№ выданной БСЭК от 26.08.1999, была зачислена в Уфимский энергетический колледж.
По окончании Уфимского энергетического колледжа истцу был выдан диплом "С отличием" №, решением аттестационной комиссии от 29.06.2001 ей присвоена степень "Бухгалтер".
Согласно послужному списку, с 11.03.2003 по 04.07.2007 г. и с 02.06.2009 по 19.03.2024 г. Калиш Е. А. проходила службу в органах внутренних дел.
Приказом Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан от 12.03.2024 N № л/с Калиш Е. А. уволена со службы в органах внутренних дел по п. 4 ч. 2 ст. 82 ФЗ "О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. Стаж службы на дату увольнения в календарном исчислении составил 20 лет 0 месяцев 09 дней. (включая очное обучение)
Министерством внутренних дел по Республике Башкортостан период обучения истца с 01 сентября 1998 года по 24 августа 1999 года в Башкирском социально-экономическом колледже из выслуги лет для назначения пенсии исключен в связи с тем, что отсутствует свидетельство о государственной аккредитации.
Министерством внутренних дел по Республике Башкортостан период обучения истца с 01.09.1999 года по 29.06.2001 года в Уфимском энергетическом колледже к выслуге лет для назначения пенсии учтен.
Разрешая заявленные исковые требования, суд приходит к следующему.
Отношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения сотрудника органов внутренних дел, регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ).
Порядок и условия пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей и стаж службы в органах внутренних дел, дающий право на получение пенсии за выслугу лет, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 70 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ).
Абзацем четвертым пункта "а" статьи 1 закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1) определено, что условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей).
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, определяющей периоды военной и приравненной к ней службы, работы и иные периоды, засчитываемые в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в выслугу лет для назначения пенсии может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.
Согласно части 3 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Абзацем четвертым пункта 2 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (в редакции постановления Правительства РФ от 25 августа 2012 года N 854 и постановления Правительства РФ от 24 декабря 2014 года N 1469) установлено, что в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывается время обучения их до поступления на службу в гражданских образовательных организациях высшего образования либо в профессиональных образовательных организациях в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы - в отношении сотрудников органов внутренних дел, поступивших на службу до 1 января 2012 года.
Пунктом 10 части 2 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ предусмотрено, что время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в органы внутренних дел по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) по очной форме при условии завершения освоения данных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", действующего в период прохождения истцом обучения, профессиональные образовательные программы, в том числе для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и инвалидов, реализуются в образовательных учреждениях профессионального образования, в том числе в специальных (коррекционных) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. Образовательные учреждения профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию, реализуют указанные образовательные программы соответствующего уровня в целях подготовки работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня согласно перечням профессий и специальностей, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, и уровням образования, установленным настоящим Законом.
Согласно части 2 статьи 27 указанного Закона образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные (за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные программы, выдают лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации.
Статьей 33 указанного Закона предусмотрено, что права образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования, на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации, а также право общеобразовательного учреждения на включение в схему централизованного государственного финансирования возникают с момента их государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации (часть 16).
Свидетельство о государственной аккредитации образовательного учреждения подтверждает его государственный статус, уровень реализуемых образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов, право на выдачу выпускникам документов государственного образца о соответствующем уровне образования (часть 17).
Государственная аккредитация образовательных учреждений проводится федеральными и ведомственными государственными органами управления образованием или по их доверенности иными государственными органами управления образованием на основании заявления образовательного учреждения и заключения по его аттестации (часть 18).
Из приведенных норм закона следует, что права обучающихся в образовательных учреждениях в полной мере могут быть реализованы только после получения этим учреждением государственной аккредитации. Обучающиеся в негосударственных учебных заведениях приобретают все права и льготы, предусмотренные Законом Российской Федерации "Об образовании", только со дня получения этими учреждениями государственной аккредитации
Решение о выдаче свидетельства о государственной аккредитации образовательного учреждения принимает государственный орган управления образованием, осуществляющий государственную аккредитацию, и оформляет своим распорядительным документом на основании результатов аккредитационного обследования. При положительном решении образовательному учреждению оформляется и выдается свидетельство о государственной аккредитации установленного образца (пункт 13).
Из содержания приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что установленный порядок зачета в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам органом внутренних дел периодов их обучения в гражданских образовательных организациях высшего образования либо в профессиональных образовательных организациях до поступления на службу является льготным (из расчета два месяца обучения за один месяц службы), позволяющим увеличивать выслугу лет для назначения пенсии, и имеет целью поощрение к поступлению на службу в органы внутренних дел Российской Федерации лиц, имеющих профессиональное образование (среднее профессиональное образование или высшее образование). При этом период обучения в гражданских образовательных организациях высшего образования либо в профессиональных образовательных организациях подлежит зачету в стаж службы сотрудника для назначения ему пенсии за выслугу лет при условии завершения освоения сотрудником до его поступления на службу образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, подтвержденного документом об образовании и о квалификации, выдаваемым в установленном порядке при наличии у образовательного учреждения государственной аккредитации.
Вопреки доводам истца, отсутствие у Башкирского социально-экономического колледжа государственной аккредитации свидетельствует об отсутствии оснований для включения спорного периода обучения в выслугу лет истца, поскольку данным Временным положением предусматривалась аккредитация с выдачей соответствующего документа в целях признания государственного статуса (типа и вида) образовательного учреждения.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. При этом Конституционный Суд Российской Федерации подтвердил право законодателя вносить изменения в действующее правовое регулирование, оказывающие неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, обеспечивая, однако, соблюдение конституционных требований, в частности вытекающих из принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
Применение Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к правоотношениям, возникшим до дня вступления его в силу 1 января 2012 года, регламентировано статьей 96 названного Федерального закона.
Частью 1 указанной статьи установлено, что в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел в соответствии с настоящим Федеральным законом засчитываются периоды службы (работы), которые были ранее включены (подлежали включению) в установленном порядке в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел, а также периоды службы (работы) на должностях в этих органах в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 98 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 года, за исключением статей 94 и 95 настоящего Федерального закона.
Таким образом, при рассмотрении спора об учете в выслугу лет времени обучения в гражданских средних специальных образовательных учреждениях подлежат применению приведенные выше нормативные акты, действовавшие до 1 января 2012 года, предусматривавшие до указанной даты порядок и условия включения в выслугу лет периодов обучения.
Основываясь на изложенном, оснований для удовлетворения требований о включении в выслугу лет для назначения пенсии периода обучения с 01 сентября 1998 года по 24 августа 1999 года в Башкирском социально-экономическом колледже, и производного от него требования о перерасчет пенсии за выслугу лет суд не находит.
Разрешая требования Калиш Е. А. о взыскании компенсации морального вреда, суд исходя из положений статей 151, 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" от 15.11.2022 N 33, исходит из того, что по общему правилу компенсация морального вреда допускается при наличии вины причинителя вреда.
Поскольку доказательств наличия вины ответчика в данном случае не имеется, то оснований для удовлетворения исковых требований в указанной части также не имеется.
В соответствии со статьей 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Статьей 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе расходы на оплату услуг представителей.
Согласно части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Поскольку истцу отказано в удовлетворении требования о зачете в выслугу лет для назначения периода обучения в Башкирском социально-экономическом колледже, оснований для взыскания с ответчика в пользу истца расходов за почтовые расходы и госпошлину также не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 30 ░░░░░░░░ 2024 ░░░░.