Решение по делу № 2-118/2018 от 27.10.2017

К делу

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 февраля 2018 года                              г.Таганрог

Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:

Председательствующего судьи Бушуевой И.А.,

При секретаре судебного заседания Корольчук А.Н.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного комиссариата Ростовской области к Климчук Сергею Викторовичу о признании недействительными удостоверений «Участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» и по иску Климчук Сергея Викторовича к Военному комиссариату Ростовской области о признании факта участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, признании права на возмещение вреда и мер социальной поддержки, признании удостоверений «Участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» действительными

У С Т А Н О В И Л:

Военный комиссариат Ростовской области обратился в суд с иском к Климчук С.В. о признании недействительным удостоверения серии <данные изъяты> «Участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» указав в обоснование следующее.

На пенсионном обеспечении с 03 апреля 2010 года в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, их семей» состоит гражданин Климчук Сергей Викторович.

Климчук С.В. обратился в центр социального обеспечения военного комиссариата Ростовской области с заявлением о предоставлении ему мер социальной поддержки как участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС предусмотренных Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», при этом представил удостоверение участника ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС серии Р № 113359 от 8 декабря 2004 г., выданное администрацией Ростовской области.

Проверкой обоснованности и законности основания для предоставления мер социальной поддержки Климчук С.В. (выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС) было установлено следующее:

согласно материалов личного (пенсионного) дела <данные изъяты> Климчук С.В., в период с 19 августа 1984 г. по 1 сентября 1987 г. проходил службу в войсковой части (276 отдельный вертолетный полк), местом дислокации которого в указанный период являлся поселок <данные изъяты>, в должности старшего техника группы регламентных работ радиотехнического обеспечения в воинском звании старшего лейтенанта;

имеется справка не установленного образца выдана 22 сентября 1986 г. № 330 войсковой частью (поименована в перечне воинских формирований привлекаемых для участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Приказ МО РФ от 27.03.2003г. № 88) о том, что Климчук принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Однако копий командировочных удостоверений, выписок из приказов по войсковой части , где Климчук С.В. проходил в это время службу, об убытии и прибытии из командировки в войсковую часть 18007 не имеется.

Истец указывает, что 27 июля 2010 г., военным комиссариатом Ростовской области направлялся запрос в Генеральный Штаб Министерства обороны Российской Федерации, для рассмотрения вопроса о предоставлении мер социальной поддержки Климчук С.В., из ответа от 23 августа 2010 г. ГШ ВС РФ следует, что представленная справка войсковой части от 22 сентября 1986 г. № 330, не подтверждает выполнение Климчуком С.В. работ в 30-километровой зоне отчуждения и соответственно не дает право на меры социальной поддержки.

Для реализации мер социальной поддержки Климчуком С.В. представлено удостоверение участника ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС серии <данные изъяты> от 8 декабря 2004 г., выданного администрацией Ростовской области, в замен удостоверения союзного образца от 20 сентября 1991 года, выданного Ростовским Облисполкомом. Однако, указанные удостоверения по мнению истца не имеют юридической силы, поскольку выданы не законно, с нарушениями действующего на момент выдачи законодательства (установленного порядка выдачи такого рода удостоверений). Так, Письмом Государственного Комитета СССР по труду и социальным вопросам от 4 июля 1990г. № 2125-ФК был разъяснен порядок применения Постановления Совета Министров СССР от 31 марта 1990 г. № 325 «О мерах по улучшению медицинского обслуживания и социального обеспечения лиц, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС». В письме отмечено: «Госкомтруд СССР и ВЦСПС разъясняют: указанным Постановлением установлены льготы лицам принимавшим в 1986-1988 годах участие в работах по ликвидации последствий аварии Чернобыльской АЭС в пределах 30-километровой зоны, этим лицам выдаются удостоверения участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Оформление и выдача удостоверений и нагрудных знаков производится органами исполнительной власти СССР. Поскольку Климчук С.В. в это время проходил военную службу в Вооруженных силах РФ, то выдавать указанное удостоверение должны были уполномоченные органы Министерства обороны РФ. Кроме того, что Ростовский Облисполком не был уполномоченным органом по выдачи удостоверения военнослужащему МО РФ, им не была оценена с точки зрения достоверности и соответствия правилам оформления сама справка войсковой частью 18007 от 22 сентября 1986 г. № 330, лежащая в основе выдачи удостоверения. Указанная справка не признана Генеральным штабом МО РФ как основание для выдачи удостоверения участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭ и как следствие предоставления мер социальной поддержки.

Удостоверение участника ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС серии <данные изъяты> от 8 декабря 2004 г., выданного администрацией Ростовской области взамен ранее выданного в 1991 году Ростовским Облисполкомом удостоверения союзного образца, по мнению истца так же нельзя признать юридически обоснованным и законным. Поскольку оно выдано, не уполномоченным на то органом. Так, согласно п.3 Приказа МЧС РФ, Минтруда и Минфина РФ от 29 февраля 2000 г. № 114/66/23н «Об утверждении Положения о порядке оформления и выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС», имеющего юридическую силу на момент выдачи удостоверения Климчуку С.В., установлено: оформление и выдача удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС производится: «федеральными органами исполнительной власти – гражданам, работающим в этих федеральных органах исполнительной власти и их территориальных органах, а также учреждениях и организациях, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти». Климчук С.В. в это время проходил военную службу в Вооруженных силах РФ и следовательно осуществлять замену удостоверений выданных военнослужащим, должен был производить уполномоченный орган Министерства обороны РФ. Выше перечисленные обстоятельства так же подтверждены выводами специалистов Управления финансового обеспечения Минобороны России по Ростовской. Согласно их заключению следует, что документы, имеющиеся в пенсионном деле Климчук С.В., не соответствуют п. 5 Положения о Порядке оформления и выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного приказом МЧС России № 114, Минтруда России № 66, Минфина России № 23н от 29 февраля 2000 г. (действовавший на момент выдачи удостоверения) и не могли служить основанием для выдачи удостоверения, а именно, справка не отражала факт выполнения работ и нахождения в зоне отчуждения, запись в разделе 13 послужного списка произведена без достаточных на то оснований, так как основополагающие документы отсутствуют. Согласно архивной справке Министерства обороны Республики Беларусь от 25.08.2017 г. , в приказах командира в/ч 13996 за период с 03 октября 1986 г. по 26 августа 1987 г. сведений об откомандировании ст. лейтенанта Климчука С.В. для участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС не имеется.

Таким образом, истец полагает, что исходя из имеющихся в пенсионном деле материалов, оснований для предоставления мер социальной поддержки Климчуку С.В., как участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, не имеется.

На основании изложенного просит суд признать удостоверение серии <данные изъяты> «Участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» выданное 8 декабря 2004 г. администрацией Ростовской области, на имя Климчук Сергея Викторовича – недействительным.

В ходе судебного разбирательства представитель Военного комиссариата Ростовской области-Бершанская А.А. по доверенности от 10.10.2017 года увеличила исковые требования и просила суд: признать недействительным удостоверение серии <данные изъяты> «Участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» выданное 8 декабря 2004 г. администрацией Ростовской области, на имя Климчук Сергея Викторовича, с момента его выдачи; а также признать недействительным удостоверение серии <данные изъяты> «Участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» выданное 20 сентября 1991 года Ростовским облисполкомом на имя Климчук Сергея Викторовича, с момента его выдачи.

Климчук С.В. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Ростовской области о признании факта участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, признании права на возмещение вреда и мер социальной поддержки, признании удостоверения «Участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» действительным. В обоснование заявленных требований указал, что с 2010 года он является военным пенсионером, участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. После увольнения из вооруженных сил РФ он обратился в военный комиссариат Ростовской области, но ему было отказано в выплате ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и других мер социальной поддержки, мотивируя, что в расчет выслуги лет на пенсию срок пребывания на Чернобыльской АЭС не включен, справка выданная войсковой частью является неустановленного образца. Истец указывает, что удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС было им получено в 1991 году. В письме Государственного Комитета СССР по труду и социальным вопросам от 4 июля 1990 года №2125-ФК был разъяснен порядок применения Постановления Совета Министров СССР от 31 марта 1990 года № 325 «О мерах по улучшению медицинского обслуживания и социального обеспечения лиц, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС». В письме отмечено, что льготы лицам, принимавшим участие в 1986-1988 годах в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в пределах 30 километровой зоны, этим лицам выдаются удостоверения участника ликвидации аварии. Оформление и выдача удостоверений и нагрудных знаков производится органами исполнительной власти СССР. Поэтому выданное ему удостоверение в 1991 году является действительным. Истец также ссылается на Решение Верховного Суда РФ от 19 февраля 2004 года, которым признан не действующим пункт Положения о порядке оформления и выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного 29 февраля 2000 года «Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны…», в части обязывающей граждан, имеющих удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, при обращении с заявлением о выдаче удостоверений нового образца представлять иные документы, кроме копии ранее выданного удостоверения.

По ходатайству Климчук С.В. гражданское дело № 2-118-18 по иску Военного комиссариата Ростовской области и гражданское дело № 2-864-18 по иску Климчук С.В. соединены в одно производство для совместного рассмотрения, о чем судом вынесено соответствующее определение 01.02.2018 г.

В судебном заседании представитель Военного комиссариата Ростовской области-Бершанская А.А. по доверенности поддержала увеличенные исковые требования со ссылкой на доводы изложенные в иске, просила удовлетворить. В удовлетворении исковых требований Климчук С.В. просила отказать в полном объеме.

Климчук С.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска военного комиссариата Ростовской области, просил отказать в иске. Заявленные им исковые требования поддержал, ссылаясь на доводы изложенные в иске. Просил удовлетворить его иск в полном объеме.

Представитель УСЗН г.Таганрога-Дубовской С.С. по доверенности в судебном заседании полагал, что имеются законные основания для удовлетворения иска военного комиссариата Ростовской области к Климчук С.В. о признании недействительным удостоверение серии <данные изъяты> «Участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» выданное 8 декабря 2004 г. администрацией Ростовской области, удостоверение серии <данные изъяты> «Участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» выданное 20 сентября 1991 года Ростовским облисполкомом на имя Климчук Сергея Викторовича, недействительными с момента их выдачи. Соответственно исковые требования Климчук С.В. не подлежат удовлетворению.

Представитель 3-го лица- Министерства труда и социального развития Ростовской области и Правительства Ростовской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. От представителя Министерства труда и социального развития РО-Бут В.Ж. по доверенности поступили в суд пояснения к иску и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя.

Суд рассмотрел дело в отсутствии представителей 3-х лиц- Министерства труда и социального развития Ростовской области и Правительства Ростовской области в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Изучив материалы дела, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав полно и всесторонне представленные доказательства, суд пришел к следующему.

Как следует из материалов дела Климчук С.В. в период с 19 августа 1984 года по 01 сентября 1987 год проходил службу в войсковой части ( отдельный вертолетный полк), местом дислокации которого в указанный период времени являлся поселок <адрес>, в должности старшего техника группы регламентных работ радиотехнического обеспечения в звании старшего лейтенанта.

Климчук С.В. было выдано удостоверение участника ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС серии <данные изъяты> 08 декабря 2004 года администрацией Ростовской области, в замен удостоверения союзного образца от 20 сентября 1991 года, выданного Ростовским Облисполкомом.

Признавая недействительными удостоверения участника ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС выданных Климчук С.В. 08 декабря 2004 года и 20 сентября 1991 года, военный комиссариат Ростовской области ссылается на недоказанность факта участия истца в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в зоне отчуждения (30-километровой зоне).

Суд полагает, что такие требования соответствует установленным в ходе рассмотрения дела обстоятельствам и не противоречит положениям законодательства, регулирующим спорные правоотношения.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон N 1244-1) к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988-1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988 - 1990 годах службу в зоне отчуждения.

Согласно ч. 4 ст. 15 названного Закона гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.

Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.

Приказом МЧС РФ, Минтруда и Минфина РФ от 29 февраля 2000 г. № 114/66/23н «Об утверждении Положения о порядке оформления и выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС», имеющего юридическую силу на момент выдачи удостоверения Климчуку С.В., утверждены Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, которым установлены единые обязательные на всей территории Российской Федерации правила оформления и выдачи удостоверения гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (пункт 1).

В силу п. 4 Порядка для получения удостоверения по форме согласно приложениям N 1 и N 2 граждане представляют в органы, указанные в пункте 3 Положения, заявление о выдаче удостоверения нового образца, копию ранее выданного удостоверения, а также один или несколько документов, подтверждающих участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы (оригиналы либо заверенные в установленном порядке копии) в зоне отчуждения.

В дальнейшем Решением Верховного Суда Российской Федерации от 19.02.2004 года № ГКПИ 03-1519 указанный пункт 4 Порядка признан не действующим, в части, обязывающей граждан, при обращении с заявлением о выдаче удостоверений нового образца представлять иные документы, кроме копии ранее выданного удостоверения.

Приказом МЧС России N 727, Минздравсоцразвития России N 831, Минфина России N 165н от 08.12.2006 утвержден Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее - Порядок).

Согласно п. 1 Порядка порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС устанавливает единые обязательные на всей территории Российской Федерации правила оформления и выдачи удостоверения гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 Закона 1244-1. Удостоверения российского образца, оформленные и выданные гражданам до принятия настоящего Порядка, действительны для предоставления им мер социальной поддержки. Удостоверения союзного образца действительны для предоставления гражданам мер социальной поддержки до 1 января 2007 года.

В соответствии с п. 4 Порядка для оформления и получения удостоверения по форме согласно приложениям N 1 и N 2 к настоящему Порядку участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС обращаются в уполномоченный орган по месту жительства (работы, службы) с письменным заявлением, одновременно с которым предъявляются: паспорт гражданина Российской Федерации; удостоверение установленного образца, подтверждающее факт участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В случае первичного обращения гражданина за получением удостоверения, а также при отсутствии в уполномоченном органе личного дела с материалами, послужившими основанием для выдачи ему ранее удостоверения либо при отсутствии в его личном деле, подлежащем постоянному хранению в органах (их правопреемниках), оформивших и выдавших ему ранее удостоверение союзного (российского) образца, документов, подтверждающих выполнение работ в зоне отчуждения, заявителем представляется кроме вышеперечисленных один или несколько документов (оригиналы либо заверенные в установленном порядке копии) из числа документов, предусмотренных пунктом 6 настоящего Порядка.

Согласно п. 6 Порядка документами, подтверждающими участие граждан в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, являются: командировочное удостоверение с отметками о пребывании в населенных пунктах (пункте), находящихся в зоне отчуждения; справка об участии в работах в зоне отчуждения, выданная в 1986 - 1990 годах предприятием, организацией, учреждением, воинскими частями, выполнявшими работы непосредственно в зоне отчуждения; Штабом Гражданской обороны СССР, соответствующими архивами; трудовая книжка (раздел "Сведения о работе") с записью о работе в зоне отчуждения; табель учета рабочего времени в зоне отчуждения; справка о праве на повышенный размер оплаты труда (о выплате денежного содержания в повышенных размерах) за работу в зоне отчуждения (в зонах опасности внутри зоны отчуждения); задания (заявка) на полет в зону отчуждения, летная книжка и полетные листы летно-подъемного состава с записью о полетах в зону отчуждения; военный билет (разделы "Прохождение учебных сборов" и "Особые отметки") с записью о работе по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (в зоне отчуждения); выписка из приказа по личному составу воинской части, принимавшей участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, о прибытии, убытии и работе в зоне отчуждения; выписка из приказа по личному составу начальника органа безопасности (государственной безопасности) о командировании военнослужащих КГБ СССР для участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и сроках пребывания в зоне отчуждения в 1986 - 1990 годах.

Из содержания вышеназванных норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, следует, что необходимым условием отнесения лиц к категории граждан, на которых распространяется действие Закона N 1244-1, является выполнение ими в 1986 - 1990 гг. работ в пределах зоны отчуждения независимо от того, где дислоцировалась их воинская часть и какие работы в зоне отчуждения ими выполнялись.

Для получения вместо удостоверения союзного образца удостоверения нового образца участником ликвидации последствий на ЧАЭС, в том числе военнослужащим, призванным на специальные сборы и привлеченным в 1986 - 1990 годах к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, необходимо предоставить документы, указанные в пунктах 4, 6 Порядка, при отсутствии в уполномоченном органе личного дела с материалами, послужившими основанием для выдачи ранее удостоверения, либо при отсутствии в личном деле документов, подтверждающих выполнение работ в зоне отчуждения, то есть документы, подтверждающие участие гражданина в работах в зоне отчуждения, учитывая, что в соответствии со ст. 8 Закона N 1244-1 зона отчуждения (именовавшаяся в 1986 - 1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988 года до 15 мая 1991 года - зоной отселения) - территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 и в 1987 годах население было эвакуировано.

Принимая во внимание, то, что в уполномоченном органе, выдавшим удостоверение союзного образца в 1991 году и взамен этого удостоверение, выданное 8 декабря 2004 года отсутствовали документы, подтверждающие выполнение истцом работ в зоне отчуждения, в соответствии с п. 4 Порядка истец обязан представить один из документов, указанных в п. 6 Порядка, то есть документ, подтверждающий выполнение им работ в зоне отчуждения. Однако, истцом не представлено таких документов, то есть доказательств, которые бы содержали сведения относительно выполнения им работ в зоне отчуждения.

Так, имеющееся в материалах дела Справка в/ч от 26 сентября 1986 года № 330 не подтверждает факт выполнения истцом работ в зоне отчуждения (л.д.12 т.1).

Выписка из послужного списка, также не подтверждает выполнение работ в зоне отчуждения, так как сделана в отсутствии подтверждающих документов, а равно не обоснованно (л.д.22 т.1 л.д.73 т.1)

Архивная справка от 25 августа 2017 года № 4/7838 подтверждает лишь тот факт, что старший лейтенант Климчук С.В. убыл 16 августа 1986 года в командировку <адрес> (номер в/ч не указан) и прибыл 2 октября 1986 года из командировки <адрес> (номер в/ч не указан), сведений о полученной дозе облучения не имеется. В приказах командира в/ч за период с 03 октября 1986 г. по 26 августа 1987 г. сведений об откомандировании ст.лейтенанта Климчука С.В. для участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС не имеется. (л.д.17 т.1).

При обращении военного комиссариата Ростовской области в Генеральный штаб Вооруженных сил Российской Федерации, врио начальником управления генар-майором Бородинчик И. дан ответ 23.08.2010 года, в котором указано, что представленная справка в/ч 18007 не подтверждает выполнение Климчуком С.В. работ в зоне отчуждения и не дает права на меры социальной поддержки (л.д.15 т.1).

Для реализации мер социальной поддержки, Климчуком С.В. представлено удостоверение участника ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС серии Р от 8 декабря 2004 г., выданного администрацией Ростовской области, в замен удостоверения союзного образца от 20 сентября 1991 года, выданного Ростовским Облисполкомом. Однако, указанные удостоверения по мнению суда не имеют юридической силы, поскольку выданы с нарушениями действующего на момент выдачи законодательства (установленного порядка выдачи такого рода удостоверений).

Так, Письмом Государственного Комитета СССР по труду и социальным вопросам от 4 июля 1990г. № 2125-ФК был разъяснен порядок применения Постановления Совета Министров СССР от 31 марта 1990 г. № 325 «О мерах по улучшению медицинского обслуживания и социального обеспечения лиц, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС» (действующее на момент выдачи Ростовским Облисполкомом удостоверения от 20 сентября 1991 года). В письме отмечено: «Госкомтруд СССР и ВЦСПС разъясняют: указанным Постановлением установлены льготы лицам принимавшим в 1986-1988 годах участие в работах по ликвидации последствий аварии Чернобыльской АЭС в пределах 30-километровой зоны, этим лицам выдаются удостоверения участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Оформление и выдача удостоверений и нагрудных знаков производится органами исполнительной власти СССР.

Поскольку Климчук С.В. в это время проходил военную службу в Вооруженных силах РФ, то выдавать указанное удостоверение должны были уполномоченные органы Министерства обороны РФ.

Кроме того, что Ростовский Облисполком не был уполномоченным органом по выдаче удостоверения военнослужащему МО РФ, им не была оценена с точки зрения достоверности и соответствия правилам оформления сама справка войсковой части 18007 от 26 сентября 1986 г. № 330, лежащая в основе выдачи удостоверения. Указанная справка не признана Генеральным штабом МО РФ как основание для выдачи удостоверения участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭ и как следствие предоставления мер социальной поддержки.

Удостоверение участника ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС серии <данные изъяты> от 8 декабря 2004 г., выданного администрацией Ростовской области, взамен ранее выданного в 1991 году Ростовским Облисполкомом удостоверения союзного образца, так же нельзя признать законным.

Первичное удостоверение является незаконным, а документы, предоставленные непосредственно Климчуком С.В. в Администрацию Ростовской области, как основание выдачи спорного удостоверения, не соответствуют п. 5 Положения о Порядке оформления и выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного приказом МЧС России № 114, Минтруда России № 66, Минфина России № 23н от 29 февраля 2000 г. (действовавший на момент выдачи удостоверения), и не могли служить основанием для выдачи удостоверения, а именно, справка не отражала факт выполнения работ и нахождения в зоне отчуждения, запись в разделе 13 послужного списка произведена без достаточных на то оснований, так как основополагающие документы отсутствуют. Кроме того, оно также выдано, не уполномоченным на то органом. Так, согласно п.3 Приказа МЧС РФ, Минтруда и Минфина РФ от 29 февраля 2000 г. № 114/66/23н «Об утверждении Положения о порядке оформления и выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС», имеющего юридическую силу на момент выдачи удостоверения Климчуку С.В., установлено: оформление и выдача удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС производится: «федеральными органами исполнительной власти – гражданам, работающим в этих федеральных органах исполнительной власти и их территориальных органах, а также учреждениях и организациях, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти». Климчук С.В. в это время проходил военную службу в Вооруженных силах РФ и следовательно осуществлять замену удостоверений выданных военнослужащим, должен был производить уполномоченный орган Министерства обороны РФ.

Таким образом, в отсутствие у истца документов, предусмотренных п. 6 Порядка, факт выдачи ему удостоверения участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС союзного образца в 1991 году и в замен выданного в 2004 году, сам по себе не доказывает участие истца в работах непосредственно в зоне отчуждения и не является достаточным основанием для признания факта участия Климчук С.В. в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и соответственно признании за ним права на меры социальной поддержки.

Анализ нормы Закона N 1244-1 позволяет прийти к выводу о том, что условие о необходимости выполнения работ в зоне отчуждения относится не только к лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходивших в 1988 - 1990 годах службу в зоне отчуждения, но и к военнослужащим и военнообязанным, призванным на специальные сборы и привлеченным в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы. При этом воинская часть могла дислоцироваться за пределами зоны отчуждения, но для признания гражданина участником ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС необходимо, чтобы выполняемые военнообязанным работы производились в пределах зоны отчуждения.

Также суд исходит из того, что положения пункта 4 части первой статьи 13 Закона N 1244-1 должны оцениваться во взаимосвязи с положениями статьи 15 данного Закона, которая устанавливает компенсации и льготы участникам ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС именно в зоне отчуждения, что специально оговорено в названии данной статьи.

Доводы Климчук С.В. о том, что не требуется подтверждающих документов при замене удостоверения ликвидатора, суд считает несостоятельными, поскольку вышеприведенные нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения не допускают возможности выдачи удостоверений без соблюдения требований пунктов 4, 6 Порядка. В данном случае, таких документов, подтверждающих выполнение Климчуком С.В. работ в пределах зоны отчуждения не имелось при выдаче ему удостоверений ликвидатора.

При таких обстоятельствах суд находит обоснованными требования военного комиссариата Ростовской области о признании недействительным удостоверение серии <данные изъяты> «Участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» выданное 8 декабря 2004 г. администрацией Ростовской области, удостоверение серии <данные изъяты> «Участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» выданное 20 сентября 1991 года Ростовским облисполкомом на имя Климчук Сергея Викторовича, недействительными с момента их выдачи. Соответственно, с учетом вышеприведенных оснований, требования Климчук С.В. о признании факта его участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, право на возмещение вреда и социальные выплаты, признании удостоверения ликвидатора серии <данные изъяты> действительным, не нашли своего подтверждения, поэтому не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Военного комиссариата Ростовской области к Климчук Сергею Викторовичу о признании недействительными удостоверений «Участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» - удовлетворить.

Признать удостоверение серии <данные изъяты> «Участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» выданное 20 сентября 1991 года Ростовским облисполкомом на имя Климчук Сергея Викторовича- недействительным с момента его выдачи.

Признать удостоверение серии <данные изъяты> «Участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» выданное 08 декабря 2004 года администрацией Ростовской области, на имя Климчук Сергея Викторовича- недействительным с момента его выдачи.

Исковые требования Климчук Сергея Викторовича к Военному комиссариату Ростовской области о признании факта участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, признании права на возмещение вреда и мер социальной поддержки, признании удостоверений «Участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» действительными- оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:             И.А. Бушуева

В окончательной форме решение изготовлено 07.02.2018 г.

2-118/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Климчук Сергей Викторович
Военный комиссариат РО
Климчук С.В.
Ответчики
Военный комиссариат РО
Климчук С.В.
Климчук Сергей Викторович
Другие
Министерство труда и социального развития РО
Правительство РО
Управление социальной защиты населения г. Таганрога
Суд
Таганрогский городской суд Ростовской области
Дело на сайте суда
taganrogsky.ros.sudrf.ru
27.10.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.10.2017Передача материалов судье
31.10.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.10.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.11.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.12.2017Судебное заседание
25.12.2017Судебное заседание
12.01.2018Судебное заседание
01.02.2018Судебное заседание
07.02.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.02.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.04.2020Передача материалов судье
28.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.04.2020Судебное заседание
28.04.2020Судебное заседание
28.04.2020Судебное заседание
28.04.2020Судебное заседание
28.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.04.2020Дело оформлено
28.04.2020Дело передано в архив
01.02.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее