Решение по делу № 2-349/2022 от 24.05.2022

Гражданское дело №2-349/2022

УИД: 25RS0033-01-2022-000731-90

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Черниговка 19 августа 2022 года

Черниговский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Цыбульской О.Н.,

при секретаре судебного заседания Зидаиной Р.И.,

с участием представителя КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» Т.О.П.,

ответчика К.О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Краевого государственного казённого учреждения «Центр социальной поддержки населения Приморского края» к К.О.Н. о взыскании неправомерно полученной ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трёх до семи лет включительно,

УСТАНОВИЛ:

истец обратился в суд с названным исковым заявлением, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ К.О.Н. через портал предоставления государственных и муниципальных услуг РФ обратилась в отделение по Ханкайскому муниципальному району КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно на детей: К.М.Е., ДД.ММ.ГГГГ рождения, К.Д.Е., ДД.ММ.ГГГГ рождения. ДД.ММ.ГГГГ ответчице была назначена ежемесячная денежная выплата на детей в возрасте от трёх до семи лет включительно на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (учитывался период доходов: (ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ ответчик обратилась с заявлением на назначение ежемесячной выплаты на новые период, в том числе на ребенка К.В.Е., ДД.ММ.ГГГГ, получившего право в связи с достижением возраста трех лет. Ежемесячная денежная выплата была назначена на К.М.Е. на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, К.Д.Е. на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, К.В.Е. на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В рамках информационного взаимодействия были сделаны запросы в ФНС, ФСС. При обращении ответчика ДД.ММ.ГГГГ с заявлением на ежемесячную денежную выплату на третьего и последующих детей, К.О.Н. были предоставлены справки о доходах. Были выявлены доходы ранее не учтенные при назначении ежемесячной денежной выплаты на детей от трех до семи лет, а именно полученное ответчиком в августе 2020 пособие по беременности и родам в размере 242428,36 руб. Вследствие этого выплаты были прекращены. Ответчиком необоснованно была получена выплата за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 118658,16 руб. Протоколом переплаты от ДД.ММ.ГГГГ была зафиксирована сумма неправомерно полученной выплаты в размере 118658,16 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ответчику было направлено письмо с уведомлением переплаты для возврата необоснованно полученной выплаты, однако до настоящего времени ответчиком данное требование не исполнено. Просит взыскать с К.О.Н. сумму неправомерно полученной ежемесячной денежной на детей в возрасте от трёх до семи лет включительно за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 118658,16 руб.

Представитель истца КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» Т.О.П. в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам в нем изложенным, в предварительном судебном заседании пояснила, что заявление на получение ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно подается только через гос.услуги, все запросы организация делает сама. Если заявитель или член семьи работают в силовых ведомствах, то эту информацию учреждение получить не может и просит заявителя донести справки. В августе 2020 года К. получила пособие по беременности и родам в размере около 200 тысяч руб., в связи с чем среднедушевой доход семьи был превышен. Информацию о получении данной выплаты К.О.Н. должна была предоставить сама, однако об указанной выплате не сообщила. Об этой выплате узнали, когда К.О.Н. обратилась за другой выплатой.

Ответчик К.О.Н. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, просила в удовлетворении иска отказать, пояснила, что при подаче заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты не детей указывала, что она работает в службе судебных приставов, а муж является военнослужащим. Ей было известно, что центр социальной защиты самостоятельно запрашивает сведения. Все документы, которые от нее требовали, она предоставляла.

Суд, изучив материалы дела, заслушав доводы представителя истца, ответчика, приходит к следующему.

Указом Президента РФ от 20.03.2020 N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" установлена с 1 января 2020 г. ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее - ежемесячная выплата), предоставляемая нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.

Пунктом «а» части 3 Указа определено, что ежемесячная выплата предоставляется, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты.

Ежемесячная денежная выплата на детей в возрасте от трех до семи лет включительно в Приморском крае назначается в соответствии с Законом Приморского края от 29.12.2004 N 217-КЗ "О защите прав ребенка в Приморском крае".

Статьей 7 (1) указанного Закона, а так же пунктом 1.2. Постановления Правительства Приморского края от 24.04.2020 N 374-пп "Об утверждении Порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно" установлено, что право на ежемесячную денежную выплату на детей в возрасте от трех до семи лет включительно возникает у семьи, воспитывающей детей в возрасте от трех до семи лет включительно, являющихся гражданами Российской Федерации, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную Правительством Приморского края на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты.

Из анализа п.3.1. Порядка следует, что для назначения ежемесячной выплаты заявитель либо его уполномоченный представитель представляет заявление в структурное подразделение краевого государственного казенного учреждения "Центр социальной поддержки населения Приморского края" по месту жительства (пребывания) на территории Приморского края, в том числе, в виде электронного документа.

В типовой форме заявитель указывает основные и дополнительные сведения о себе, супруге, а также ребенке. Предоставление сведений о доходах семьи не предусмотрено, за исключением указания сведения о сумме полученных в период, за который рассчитывается среднедушевой доход семьи, алиментов.

В соответствии с пунктом 3.3 Порядка документы (сведения), необходимые для назначения ежемесячной выплаты, указанные в Перечне документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячной денежной выплаты, являющемся приложением к настоящему Порядку, запрашиваются структурным подразделением КГКУ самостоятельно в рамках межведомственного информационного взаимодействия в органах и организациях, в распоряжении которых они находятся, в том числе с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ) и подключаемых к ней региональных СМЭВ, а также в единой государственной информационной системе социального обеспечения (далее - ЕГИССО) и (или) предоставляются заявителем.

Постановлением Правительства Приморского края от 24.04.2020 N 374-пп обязанность по предоставлению сведений, согласно Перечня документов, необходимых для назначения ежемесячной денежной выплаты, а именно о доходах военнослужащих, доходах сотрудников учреждений органов принудительного исполнения Российской Федерации, к которым относится К.О.Н. не возлагается на заявителя, а предоставляются ФНС России посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Структурное подразделение КГКУ вправе проверять достоверность сведений о доходах семьи, указанных заявителем в заявлении. В этих целях структурное подразделение КГКУ вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимые сведения от органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления (пункт 4.6. Порядка).

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ К.О.Н. через портал предоставления государственных и муниципальных услуг Российской Федерации обратилась с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно. В указанном заявлении был указана информация о заявителе, а так же о членах семьи заявителя: супруг – К.Е.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения; ребенок – К.К.С., ДД.ММ.ГГГГ рождения; ребенок – К.М.Е., ДД.ММ.ГГГГ рождения; ребенок – К.Д.Е., ДД.ММ.ГГГГ рождения, К.В.Е., ДД.ММ.ГГГГ рождения и К.Б.Е., ДД.ММ.ГГГГ рождения.

Поданное ответчиком заявление не содержало требований об указании дохода семьи, также в нем отсутствовали сведения об условиях получения социальной выплаты и о последствиях её неправомерного получения.

Решением Отделения по Ханкайскому муниципальному району КГКУ «ЦСПН ПК» от ДД.ММ.ГГГГ была назначена ежемесячная денежная выплата К.О.Н. при среднедушевом доходе семьи – 12758,16 руб. (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) на детей: К.М.Е., ДД.ММ.ГГГГ рождения, в размере 7 221 рубль ежемесячно на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и доплата за предыдущий период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 7221 рубля и К.Д.Е., ДД.ММ.ГГГГ рождения в размере 7221 руб. ежемесячно на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и доплата за предыдущий период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 7221 рубля. Величина прожиточного минимума на душу населения, установленная в Приморском крае, составляла 13189 рублей.

О назначении ежемесячной выплаты в адрес ответчика было направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ .

ДД.ММ.ГГГГ К.О.Н., согласно типовой формы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка.

Заполненное заявление не содержало требований об указании дохода членов семьи, за исключением сведений о полученных алиментах, которые ответчиком и были представлены.

Решением отделения по Ханкайскому муниципальному округу КГКУ «ЦСПН Приморского края» № 380473 от ДД.ММ.ГГГГ К.О.Н. назначены ежемесячные денежные выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно на К.М.Е., ДД.ММ.ГГГГ в размере 7704,50 руб., К.Д.Е., ДД.ММ.ГГГГ рождения в размере 7704,50 руб., К.В.Е., ДД.ММ.ГГГГ рождения в размере 7704,50 руб.

В материалах гражданского дела имеется расчет среднедушевого дохода (СДД) за период с июня 2020 по май 2021 г., согласно которого среднедушевой доход на каждого члена семьи (состоящей из 7 человек) составлял 12621,42 руб. (при прожиточном минимуме 13963,00 руб.).

Из раздела первого указанного расчета следует, что К.О.Н. за 12 месяцев имела доход в размере 288241,90 руб., в котором отсутствуют данные о получении ею в августе 2020 года начислений за отпуск по беременности и родам в размере 242428,36 руб. (согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ), выданной УФССР России по Приморскому краю).

Согласно протокола переплаты от ДД.ММ.ГГГГ, в результате превышения среднедушевого дохода семьи (были учтены не все виды доходов К.О.Н.), выявлены излишне выплаченные суммы ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 118 658,16 руб. Отделением по Ханкайскому МО КГКУ «ЦСПН ПК» принято решение: К.О.Н. внести на счет КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» необоснованно полученные денежные средства в сумме 118658,16 руб. через ПАО Сбербанк России в течение 1 месяца.

Обращаясь в суд с указанным исковым заявлением КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» в качестве обоснования своих требований сослался на ст. 1102 ГК РФ и на п. 5.7 Постановления Правительства Приморского края от 24.04.2020 N 374-пп "Об утверждении Порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно", согласно которому суммы, необоснованно выплаченные получателю ежемесячной выплаты вследствие представления им заведомо недостоверных сведений, сокрытия сведений, влияющих на право получения ежемесячной выплаты, а также предъявления документов, содержащих заведомо недостоверные сведения, возмещаются получателем добровольно. В случае отказа получателя от добровольного возврата необоснованно выплаченных ему сумм они взыскиваются в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии со статьей 1102 ГПК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГПК РФ.

Согласно п. 3 ст. 1109 ГПК РФ, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

В силу части 2 статьи 19 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" излишне выплаченные суммы государственных пособий гражданам, имеющим детей, удерживаются с получателя только в случае, если переплата произошла по его вине (предоставление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей, исчисление их размеров).

Меры социальной поддержки предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение выплат. При этом установлена и обязанность уполномоченного органа проверять представленные гражданами в целях получения названной выплат документы и в случае установления факта предоставления подложных или содержащих недостоверные сведения документов - отказывать в предоставлении мер социальной поддержки.

В случае установления недобросовестных действий гражданина, направленных на получение мер социальной поддержки без установленных законом оснований, с него как с лица, получившего и пользовавшегося единовременной денежной выплатой в отсутствие предусмотренных законом оснований, неосновательно полученная сумма выплат подлежит взысканию по правилам статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации как неосновательное обогащение.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

Таким образом, поскольку добросовестность гражданина (в данном случае К.О.Н.) по требованиям о взыскании излишне полученных денежных выплат презюмируется, бремя доказывания недобросовестности К.О.Н. при получении в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сумм ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет возлагается на истца.

Вместе с тем, как установлено судом, К.О.Н. при обращениях в КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» о назначении ежемесячной денежной выплаты на детей от трех до семи лет включительно подавала только заявления о назначении вышеуказанной меры социальной поддержки, доказательств того, что на ответчика возлагалась обязанность по предоставлению каких-либо документов истцом в судебной заседание предоставлено не было, каких-либо дополнительных сведений и дополнительных документов у К.О.Н. не запрашивалось. При обращении с заявлением ответчик недостоверных сведений истцу не сообщала, соответствующие доказательства в этой части в материалах дела отсутствуют.

При подаче заявления К.О.Н. действовала добросовестно и никаких противоправных действий ради получения ежемесячной выплаты не совершала.

Само по себе получение социальных выплат при доходе выше прожиточного минимума не свидетельствует о недобросовестности получателя выплат, учитывая, что расчет доходов и установление права на получение социальных выплат осуществляет орган, который производит их назначение.

С учетом изложенных обстоятельств, принимая во внимание добросовестность действий ответчика при обращении с заявлением на получение ежемесячной денежной выплаты, отсутствие со стороны истца доказательств предоставления К.О.Н. заведомо неверных сведений, сокрытия данных, влияющих на право назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей, исчисление их размеров и недобросовестности в действиях К.О.Н., а так же то, что возвращение выплаченных сумм, потраченных на детей, поставит ответчика в трудное материальное положение, оснований для удовлетворения исковых требований не усматривается.

По изложенному и, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований Краевого государственного казённого учреждения «Центр социальной поддержки населения Приморского края» к К.О.Н. о взыскании неправомерно полученной ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трёх до семи лет включительно за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 118658,16 руб. отказать.

Решение в течение месяца со дня принятия в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Черниговский районный суд Приморского края.

Решение принято в окончательной форме 22 августа 2022 года.

Судья

О.Н. Цыбульская

Гражданское дело №2-349/2022

УИД: 25RS0033-01-2022-000731-90

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Черниговка 19 августа 2022 года

Черниговский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Цыбульской О.Н.,

при секретаре судебного заседания Зидаиной Р.И.,

с участием представителя КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» Т.О.П.,

ответчика К.О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Краевого государственного казённого учреждения «Центр социальной поддержки населения Приморского края» к К.О.Н. о взыскании неправомерно полученной ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трёх до семи лет включительно,

УСТАНОВИЛ:

истец обратился в суд с названным исковым заявлением, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ К.О.Н. через портал предоставления государственных и муниципальных услуг РФ обратилась в отделение по Ханкайскому муниципальному району КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно на детей: К.М.Е., ДД.ММ.ГГГГ рождения, К.Д.Е., ДД.ММ.ГГГГ рождения. ДД.ММ.ГГГГ ответчице была назначена ежемесячная денежная выплата на детей в возрасте от трёх до семи лет включительно на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (учитывался период доходов: (ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ ответчик обратилась с заявлением на назначение ежемесячной выплаты на новые период, в том числе на ребенка К.В.Е., ДД.ММ.ГГГГ, получившего право в связи с достижением возраста трех лет. Ежемесячная денежная выплата была назначена на К.М.Е. на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, К.Д.Е. на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, К.В.Е. на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В рамках информационного взаимодействия были сделаны запросы в ФНС, ФСС. При обращении ответчика ДД.ММ.ГГГГ с заявлением на ежемесячную денежную выплату на третьего и последующих детей, К.О.Н. были предоставлены справки о доходах. Были выявлены доходы ранее не учтенные при назначении ежемесячной денежной выплаты на детей от трех до семи лет, а именно полученное ответчиком в августе 2020 пособие по беременности и родам в размере 242428,36 руб. Вследствие этого выплаты были прекращены. Ответчиком необоснованно была получена выплата за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 118658,16 руб. Протоколом переплаты от ДД.ММ.ГГГГ была зафиксирована сумма неправомерно полученной выплаты в размере 118658,16 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ответчику было направлено письмо с уведомлением переплаты для возврата необоснованно полученной выплаты, однако до настоящего времени ответчиком данное требование не исполнено. Просит взыскать с К.О.Н. сумму неправомерно полученной ежемесячной денежной на детей в возрасте от трёх до семи лет включительно за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 118658,16 руб.

Представитель истца КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» Т.О.П. в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам в нем изложенным, в предварительном судебном заседании пояснила, что заявление на получение ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно подается только через гос.услуги, все запросы организация делает сама. Если заявитель или член семьи работают в силовых ведомствах, то эту информацию учреждение получить не может и просит заявителя донести справки. В августе 2020 года К. получила пособие по беременности и родам в размере около 200 тысяч руб., в связи с чем среднедушевой доход семьи был превышен. Информацию о получении данной выплаты К.О.Н. должна была предоставить сама, однако об указанной выплате не сообщила. Об этой выплате узнали, когда К.О.Н. обратилась за другой выплатой.

Ответчик К.О.Н. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, просила в удовлетворении иска отказать, пояснила, что при подаче заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты не детей указывала, что она работает в службе судебных приставов, а муж является военнослужащим. Ей было известно, что центр социальной защиты самостоятельно запрашивает сведения. Все документы, которые от нее требовали, она предоставляла.

Суд, изучив материалы дела, заслушав доводы представителя истца, ответчика, приходит к следующему.

Указом Президента РФ от 20.03.2020 N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" установлена с 1 января 2020 г. ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее - ежемесячная выплата), предоставляемая нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.

Пунктом «а» части 3 Указа определено, что ежемесячная выплата предоставляется, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты.

Ежемесячная денежная выплата на детей в возрасте от трех до семи лет включительно в Приморском крае назначается в соответствии с Законом Приморского края от 29.12.2004 N 217-КЗ "О защите прав ребенка в Приморском крае".

Статьей 7 (1) указанного Закона, а так же пунктом 1.2. Постановления Правительства Приморского края от 24.04.2020 N 374-пп "Об утверждении Порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно" установлено, что право на ежемесячную денежную выплату на детей в возрасте от трех до семи лет включительно возникает у семьи, воспитывающей детей в возрасте от трех до семи лет включительно, являющихся гражданами Российской Федерации, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную Правительством Приморского края на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты.

Из анализа п.3.1. Порядка следует, что для назначения ежемесячной выплаты заявитель либо его уполномоченный представитель представляет заявление в структурное подразделение краевого государственного казенного учреждения "Центр социальной поддержки населения Приморского края" по месту жительства (пребывания) на территории Приморского края, в том числе, в виде электронного документа.

В типовой форме заявитель указывает основные и дополнительные сведения о себе, супруге, а также ребенке. Предоставление сведений о доходах семьи не предусмотрено, за исключением указания сведения о сумме полученных в период, за который рассчитывается среднедушевой доход семьи, алиментов.

В соответствии с пунктом 3.3 Порядка документы (сведения), необходимые для назначения ежемесячной выплаты, указанные в Перечне документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячной денежной выплаты, являющемся приложением к настоящему Порядку, запрашиваются структурным подразделением КГКУ самостоятельно в рамках межведомственного информационного взаимодействия в органах и организациях, в распоряжении которых они находятся, в том числе с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ) и подключаемых к ней региональных СМЭВ, а также в единой государственной информационной системе социального обеспечения (далее - ЕГИССО) и (или) предоставляются заявителем.

Постановлением Правительства Приморского края от 24.04.2020 N 374-пп обязанность по предоставлению сведений, согласно Перечня документов, необходимых для назначения ежемесячной денежной выплаты, а именно о доходах военнослужащих, доходах сотрудников учреждений органов принудительного исполнения Российской Федерации, к которым относится К.О.Н. не возлагается на заявителя, а предоставляются ФНС России посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Структурное подразделение КГКУ вправе проверять достоверность сведений о доходах семьи, указанных заявителем в заявлении. В этих целях структурное подразделение КГКУ вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимые сведения от органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления (пункт 4.6. Порядка).

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ К.О.Н. через портал предоставления государственных и муниципальных услуг Российской Федерации обратилась с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно. В указанном заявлении был указана информация о заявителе, а так же о членах семьи заявителя: супруг – К.Е.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения; ребенок – К.К.С., ДД.ММ.ГГГГ рождения; ребенок – К.М.Е., ДД.ММ.ГГГГ рождения; ребенок – К.Д.Е., ДД.ММ.ГГГГ рождения, К.В.Е., ДД.ММ.ГГГГ рождения и К.Б.Е., ДД.ММ.ГГГГ рождения.

Поданное ответчиком заявление не содержало требований об указании дохода семьи, также в нем отсутствовали сведения об условиях получения социальной выплаты и о последствиях её неправомерного получения.

Решением Отделения по Ханкайскому муниципальному району КГКУ «ЦСПН ПК» от ДД.ММ.ГГГГ была назначена ежемесячная денежная выплата К.О.Н. при среднедушевом доходе семьи – 12758,16 руб. (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) на детей: К.М.Е., ДД.ММ.ГГГГ рождения, в размере 7 221 рубль ежемесячно на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и доплата за предыдущий период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 7221 рубля и К.Д.Е., ДД.ММ.ГГГГ рождения в размере 7221 руб. ежемесячно на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и доплата за предыдущий период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 7221 рубля. Величина прожиточного минимума на душу населения, установленная в Приморском крае, составляла 13189 рублей.

О назначении ежемесячной выплаты в адрес ответчика было направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ .

ДД.ММ.ГГГГ К.О.Н., согласно типовой формы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка.

Заполненное заявление не содержало требований об указании дохода членов семьи, за исключением сведений о полученных алиментах, которые ответчиком и были представлены.

Решением отделения по Ханкайскому муниципальному округу КГКУ «ЦСПН Приморского края» № 380473 от ДД.ММ.ГГГГ К.О.Н. назначены ежемесячные денежные выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно на К.М.Е., ДД.ММ.ГГГГ в размере 7704,50 руб., К.Д.Е., ДД.ММ.ГГГГ рождения в размере 7704,50 руб., К.В.Е., ДД.ММ.ГГГГ рождения в размере 7704,50 руб.

В материалах гражданского дела имеется расчет среднедушевого дохода (СДД) за период с июня 2020 по май 2021 г., согласно которого среднедушевой доход на каждого члена семьи (состоящей из 7 человек) составлял 12621,42 руб. (при прожиточном минимуме 13963,00 руб.).

Из раздела первого указанного расчета следует, что К.О.Н. за 12 месяцев имела доход в размере 288241,90 руб., в котором отсутствуют данные о получении ею в августе 2020 года начислений за отпуск по беременности и родам в размере 242428,36 руб. (согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ), выданной УФССР России по Приморскому краю).

Согласно протокола переплаты от ДД.ММ.ГГГГ, в результате превышения среднедушевого дохода семьи (были учтены не все виды доходов К.О.Н.), выявлены излишне выплаченные суммы ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 118 658,16 руб. Отделением по Ханкайскому МО КГКУ «ЦСПН ПК» принято решение: К.О.Н. внести на счет КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» необоснованно полученные денежные средства в сумме 118658,16 руб. через ПАО Сбербанк России в течение 1 месяца.

Обращаясь в суд с указанным исковым заявлением КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» в качестве обоснования своих требований сослался на ст. 1102 ГК РФ и на п. 5.7 Постановления Правительства Приморского края от 24.04.2020 N 374-пп "Об утверждении Порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно", согласно которому суммы, необоснованно выплаченные получателю ежемесячной выплаты вследствие представления им заведомо недостоверных сведений, сокрытия сведений, влияющих на право получения ежемесячной выплаты, а также предъявления документов, содержащих заведомо недостоверные сведения, возмещаются получателем добровольно. В случае отказа получателя от добровольного возврата необоснованно выплаченных ему сумм они взыскиваются в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии со статьей 1102 ГПК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГПК РФ.

Согласно п. 3 ст. 1109 ГПК РФ, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

В силу части 2 статьи 19 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" излишне выплаченные суммы государственных пособий гражданам, имеющим детей, удерживаются с получателя только в случае, если переплата произошла по его вине (предоставление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей, исчисление их размеров).

Меры социальной поддержки предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение выплат. При этом установлена и обязанность уполномоченного органа проверять представленные гражданами в целях получения названной выплат документы и в случае установления факта предоставления подложных или содержащих недостоверные сведения документов - отказывать в предоставлении мер социальной поддержки.

В случае установления недобросовестных действий гражданина, направленных на получение мер социальной поддержки без установленных законом оснований, с него как с лица, получившего и пользовавшегося единовременной денежной выплатой в отсутствие предусмотренных законом оснований, неосновательно полученная сумма выплат подлежит взысканию по правилам статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации как неосновательное обогащение.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

Таким образом, поскольку добросовестность гражданина (в данном случае К.О.Н.) по требованиям о взыскании излишне полученных денежных выплат презюмируется, бремя доказывания недобросовестности К.О.Н. при получении в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сумм ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет возлагается на истца.

Вместе с тем, как установлено судом, К.О.Н. при обращениях в КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» о назначении ежемесячной денежной выплаты на детей от трех до семи лет включительно подавала только заявления о назначении вышеуказанной меры социальной поддержки, доказательств того, что на ответчика возлагалась обязанность по предоставлению каких-либо документов истцом в судебной заседание предоставлено не было, каких-либо дополнительных сведений и дополнительных документов у К.О.Н. не запрашивалось. При обращении с заявлением ответчик недостоверных сведений истцу не сообщала, соответствующие доказательства в этой части в материалах дела отсутствуют.

При подаче заявления К.О.Н. действовала добросовестно и никаких противоправных действий ради получения ежемесячной выплаты не совершала.

Само по себе получение социальных выплат при доходе выше прожиточного минимума не свидетельствует о недобросовестности получателя выплат, учитывая, что расчет доходов и установление права на получение социальных выплат осуществляет орган, который производит их назначение.

С учетом изложенных обстоятельств, принимая во внимание добросовестность действий ответчика при обращении с заявлением на получение ежемесячной денежной выплаты, отсутствие со стороны истца доказательств предоставления К.О.Н. заведомо неверных сведений, сокрытия данных, влияющих на право назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей, исчисление их размеров и недобросовестности в действиях К.О.Н., а так же то, что возвращение выплаченных сумм, потраченных на детей, поставит ответчика в трудное материальное положение, оснований для удовлетворения исковых требований не усматривается.

По изложенному и, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований Краевого государственного казённого учреждения «Центр социальной поддержки населения Приморского края» к К.О.Н. о взыскании неправомерно полученной ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трёх до семи лет включительно за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 118658,16 руб. отказать.

Решение в течение месяца со дня принятия в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Черниговский районный суд Приморского края.

Решение принято в окончательной форме 22 августа 2022 года.

Судья

О.Н. Цыбульская

2-349/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
КГКУ "Центр социальной поддержки населения Приморского края" Отделение по Ханкайскому муниципальному округу
Ответчики
Кудина Ольга Николаевна
Суд
Черниговский районный суд Приморского края
Судья
Цыбульская Ольга Николаевна
Дело на сайте суда
chernigovsky.prm.sudrf.ru
24.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.05.2022Передача материалов судье
24.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.05.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
28.06.2022Предварительное судебное заседание
19.08.2022Судебное заседание
22.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее