Решение по делу № 11-10517/2022 от 27.07.2022

Судья Панов Д.В.

Дело № 2-1112/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 11-10517/2022

19 сентября 2022 г. г. Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Жуковой Н.А.,

судей Челюк Д.Ю., Манкевич Н.И.,

при ведении протокола

помощником судьи Вербовой А.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Агишевой Венеры Накиповны к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области о признании права на досрочную страховую пенсию по старости,

по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области на решение Ленинского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 14 июня 2022 года.

Заслушав доклад судьи Челюк Д.Ю. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Агишева В.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области (далее по тексту – ОПФР) с учетом уточнений, о признании незаконными решений Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.Магнитогорске Челябинской области (межрайонное) (далее - УПРФ в г.Магнитогорске) от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии по старости в части отказа во включении в стаж на соответствующих видах работ следующих периодов: с 01.09.1984 года по 04.07.1987 года – обучения в <данные изъяты>; с 09.10.1987 года по 31.01.1989 года – в качестве <данные изъяты> с 01.02.1989 года по 30.09.1989 года в <данные изъяты>; с 01.10.1989 года по 18.11.1990 года в качестве <данные изъяты>; с 19.11.1990 года по 18.11.1992 года – в качестве <данные изъяты> возложении обязанности включить указанные выше периоды в соответствующий специальный стаж и назначить ей досрочную страховую пенсию с 10.05.2018 года (л.д. 2-3, 102).

В обоснование заявленных требований указала, что указанными выше решениями ей было отказано в досрочном установлении пенсии по старости ввиду отсутствия требуемой продолжительности специального стажа. При этом ответчиком не были включены в ее специальный стаж спорные периоды работы, протекавшие на территории Республики Узбекистан. Однако при обращении за назначением пенсии ею была представлена трудовая книжка, которая подтверждает факт работы в спорные периоды и должна была быть принята ответчиком в подтверждение ее специального стажа.

Определением суда первой инстанции от 24.05.2022 года произведена замена ответчика с УПФР в г.Магнитогорске на надлежащего ответчика – ОПФР в Челябинской области.

Истец Агишева В.Н. в судебное заседание суда первой инстанции не явилась, извещена надлежащим образом.

Представитель истца Кузнцова Н.Ю. заявленные требования поддержала.

Представитель ответчика Букбаува У.К. возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Суд вынес решение, которым исковые требования Агишевой В.Н. удовлетворил частично. Признал незаконным решение УПФР в г.Магнитогорске от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа во включении в специальный стаж Агишевой В.Н., необходимый для досрочного назначения страховой пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», периодов работы с 09.10.1987 года по 31.01.1989 года, с 01.02.1989 года по 30.09.1989 года, с 01.10.1989 года по 18.11.1990 года, с 19.11.1990 года по 18.11.1992 года, признал незаконным решение УПФР в г.Магнитогорске от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа во включении в специальный стаж Агишевой В.Н., необходимый для досрочного назначения страховой пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», периода работы с 01.01.1991 года по 18.11.1992 года. Возложил обязанность на ОПФР по Челябинской области включить в специальный стаж Агишевой В.Н., необходимый для досрочного назначения страховой пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», период работы с 01.01.1991 года по 18.11.1992 года и назначить Агишевой В.Н. страховую пенсию с 26.04.2019 года (л.д. 109-117).

Не согласившись с решением суда, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, не передавая дело на новое рассмотрение, ввиду нарушения норм материального права. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что период работы с 01.01.1991 года по 18.11.1992 года в качестве <данные изъяты> не может быть включен в специальный стаж, так как работа не подтверждена документально, компетентным органом государства-участника международного соглашения документально не подтверждена уплата страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение. Суд установил, что на дату обращения 10.05.2018 года требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ для назначения досрочной страховой пенсии недостаточно, на дату обращения 22.03.2021 года не наступил срок назначения страховой пенсии с учетом переходных положений ст. 7 Закона № 350-ФЗ, при этом истец в 2019 году заявлением о назначении пенсии не обращалась, в связи с чем у истца нет права на пенсию с 26.04.2019 года. Кроме того, суд не учел, что гражданам, которые указаны в п. 19-21 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ и которые в период с 01.01.2019 года по 31.12.2020 года приобретут стаж на соответствующих видах работ, страховая пенсия может назначаться ранее возраста либо достижения сроков, но не более чем за 6 месяцев до достижения возраста либо наступления таких сроков (л.д. 118-119).

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции подлежащим изменению в части указания даты назначения пенсии, в связи с неправильным применением норм материального права.

Гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом, Конституция Российской Федерации относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, правил их исчисления, к исключительной компетенции законодателя (статья 7, часть 1; статья 39, части 1 и 2).

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях", применяются правила международного договора Российской Федерации (ч.3 ст.2 Федерального закона "О страховых пенсиях").

13.03.1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Узбекистан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее - Соглашение от 13.03.1992 года).

В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Статьей 6 Соглашения от 13.03.1992 года определено, что назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Согласно ст. 11 Соглашения от 13.03.1992 года необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников СНГ и государств, входивших в состав СССР или до 01.12.1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.

В пункте 1 письма Министерства социальной защиты населения РФ от 31.01.1994 года №1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13.03.1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13.03.1992 года, а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения от 13.03.1992 года.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 года.

Согласно части 1 статьи 4 названного Закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Порядок и условия досрочного назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в данном случае лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда. Согласно указанной норме Закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Агишева Венера Накиповна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в УПФР в г.Магнитогорске с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Решением от ДД.ММ.ГГГГ УПФР в г.Магнитогорске отказало Агишевой В.Н. в удовлетворении указанного заявления. При этом орган пенсионного фонда исходил из того, что продолжительность стажа медицинской деятельности Агишевой В.Н. на дату обращения составляла 23 лет 8 месяцев 10 дней, то есть менее 30 лет.

В страховой (общий трудовой) и специальный стаж истца не были включены:

период обучения с 01.09.1984 по 04.07.1987 в <данные изъяты>, так как отсутствует документ, подтверждающий изменение фамилии с Акмаловой на Агишеву;

период работы с 09.10.1987 по 31.01.1989 в качестве <данные изъяты> так как работа, протекавшая на территории государства – участника международного соглашения, не подтверждена документально;

период работы с 01.02.1989 по 30.09.1989 в качестве <данные изъяты>, так как работа, протекавшая на территории государства – участника международного соглашения, не подтверждена документально;

период работы с 01.10.1989 по 18.11.1990 в качестве <данные изъяты> так как работа, протекавшая на территории государства – участника международного соглашения, не подтверждена документально;

период работы с 19.11.1990 по 18.11.1992 в качестве <данные изъяты> так как работа, протекавшая на территории государства – участника международного соглашения, не подтверждена документально. Также компетентным органом в области пенсионного обеспечения Республики Узбекистан не подтверждено право на досрочное пенсионное обеспечение данному учреждению и должностям в соответствии с правоприменительной практикой. Кроме того указано, что период работы с 09.10.1987 по 18.11.1992 в <данные изъяты> не может быть засчитан в общий трудовой (страховой стаж), так как наименование организации в оттиске печати на записи об увольнении соответствует наименованию организации при приеме на работу.

ДД.ММ.ГГГГ Агишева В.Н. вновь обратилась в УПФР в г.Магнитогорске с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Решением от ДД.ММ.ГГГГ УПФР в г.Магнитогорске отказало Агишевой В.Н. в удовлетворении указанного заявления в связи с тем, что продолжительность стажа медицинской деятельности Агишевой В.Н. на дату обращения составляла 30 лет 06 дней, чего недостаточно с учетом переходных положений ст.7 Закона №350-ФЗ.

При этом в стаж на соответствующих видах работ по п.20 ч.1 ст.30 Закона №400-ФЗ засчитаны периоды работы:

с 09.10.1987 по 31.01.1989 в качестве <данные изъяты> (в льготном исчислении – один год работы как один год шесть месяцев);

с 01.02.1989 по 30.09.1989 <данные изъяты>, с 01.10.1989 по 18.11.1990 <данные изъяты>, с 19.11.1990 по 31.12.1990 <данные изъяты>;

с 03.08.1994 по 14.04.1996, с 26.04.1996 по 03.11.1996, с 11.11.1996 по 29.12.1996, с 06.01.1997 по 19.06.2014, с 21.06.2014 по 22.06.2014, с 25.06.2014 по 21.03.2021 <данные изъяты>

Этим же решением в стаж на соответствующих видах работ по п.20 ч.1 ст.30 Закона №400-ФЗ и в страховой (общий трудовой) стаж не был засчитан период работы истца с 01.01.1991 по 18.11.1992 в качестве <данные изъяты> так как работа протекала на территории государства – участника международного соглашения, отсутствуют документы, подтверждающие достоверность сведений о работе, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, протекавшей на территории государства – участника международного соглашения, а также компетентным органом иностранного государства документально не подтверждена уплата страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование).

Разрешая требования Агишевой В.Н. в части включения в ее специальный стаж периодов работы периода с 01.01.1991 года по 18.11.1992 года в должности <данные изъяты>, суд первой инстанции исходил из того, что согласно трудовой книжке в указанный период истец осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения на соответствующих должностях.

Отказывая в удовлетворении требований истца в части включении в ее специальный стаж периода обучения в <данные изъяты> с 01.09.1984 года по 04.07.1987 года, суд пришел к выводу, что согласно Положению о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, время обучения засчитывается только учителям и работникам просвещения.

Данные выводы суда первой инстанции основаны на верном применении норм пенсионного законодательства, регулирующего спорные правоотношения, соответствуют обстоятельствам дела.

К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13.03.1992 года. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

Вопреки доводам апелляционной жалобы о том, что в стаж не может быть включен период работы с 01.01.1991 года по 18.11.1992 года в качестве <данные изъяты> так как работа не подтверждена документально, компетентным органом государства-участника международного соглашения, не подтверждена уплата страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение, указанный период работы правомерно включен судом в стаж работы истца, представлено достаточно доказательств, позволяющих убедиться, что истец работала в указанной организации и должности, получала заработную плату.

Как верно установлено судом первой инстанции, в трудовой книжке истца Агишевой (ФИО13) В.Н. имеются следующие записи: 09.10.1987 – зачислена на должность <данные изъяты>, 01.02.1989 – переведена <данные изъяты>, 01.10.1989 – переведена <данные изъяты>, 19.11.1990 – переведена <данные изъяты>, 18.11.1992 – уволена по собственному желанию.

Кроме того, Центральным архивом Министерства обороны Республики Узбекистан от 01.03.2021 года выдана справка о заработной плате Акмановой В.Н. и выписка из приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребенком в период с 15.04.1991 года по 02.02.1994 года, а также приказ об увольнении, которые позволяют сделать вывод о том, что в спорный период времени истец работала, получала заработную плату, работодателем производились страховые отчисления.

Ссылаясь в жалобе на отсутствие подтверждения компетентными органами Республики Узбекистан пенсионного обеспечения по данному учреждению и должности, ответчиком в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств направления соответствующих запросов в указанные органы Республики Узбекистан.

С учетом включенных спорных периодов в специальный стаж истца судом, а также ответчиком, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Агишевой В.Н. в части возложения на ответчика обязанности назначить ей досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 26.04.2019 года.

Однако судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции, поскольку с учетом включенных судом первой инстанции периодов, а также периодов, включенных ответчиком, стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», по состоянию на 28.04.2019 года составил 30 лет.

Суд первой инстанции не учел, что в соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лица, имеющим право на ее получение в соответствии с п. 19-21 данной статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к указанному Федеральному закону.

Согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» право на досрочное пенсионное обеспечение у лиц, указанный в п. 19-21 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», приобретших в 2019 году необходимый стаж на соответствующих видах работ, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения сроков, предусмотренных приложением 7, но не более чем за шесть месяцев до достижения таких сроков.

Право на досрочное пенсионное обеспечение у Агишевой В.Н. возникло, с учетом ожидаемого периода в соответствии с пунктом 20 части 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» через шесть месяцев, то есть с 29.10.2019 года.

При таких обстоятельствах решение суда первой необходимо изменить в части назначения Агишевой В.Н. досрочной страховой пенсии по старости с 29.10.2019 года, а доводы апелляционной жалобы о неправильном определении даты назначении пенсии заслуживают внимания.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 14 июня 2022 года изменить в части даты назначения Агишевой Венере Накиповне пенсии по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области назначить Агишевой Венере Накиповне страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 29 октября 2019 года.

В остальной части это же решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение составлено 26.09.2022 г.

11-10517/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Агишева Венера Накиповна
Ответчики
Государственное учреждение- ОПФР по Челябинской области
Другие
Кузнецова Нелли Юрьевна
Суд
Челябинский областной суд
Судья
Челюк Дарья Юрьевна
Дело на сайте суда
oblsud.chel.sudrf.ru
27.07.2022Передача дела судье
29.08.2022Судебное заседание
19.09.2022Судебное заседание
29.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.10.2022Передано в экспедицию
19.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее