№ 2а-1292/2020
45RS0008-01-2020-001756-39 (УИД)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кетовский районный суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Закировой Ю.Б.
при секретаре судебного заседания Мининой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Кетово Кетовского района Курганской области 03 декабря 2020 года административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 7 по Курганской области к Панову Владимиру Александровичу о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 7 по Курганской области обратилась в Кетовский районный суд Курганской области с административным исковым заявлением к Панову В.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени, в общем размере 50 439 руб. 62 коп. В обоснование административного искового заявления указано, что Панов В.А. состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 7 по Курганской области в качестве налогоплательщика (ИНН №) и является плательщиком транспортного налога с физических лиц. Панов В.А. является собственником транспортных средств, указанных в налоговом уведомлении от 25.06.2018 № 6046132: автомобили грузовые, государственный регистрационный знак: №, Марка/Модель УА3 22069, VIN: №, год выпуска 1998; автомобили легковые, государственный регистрационный знак: №, Марка/Модель: MITSUBISHI OUTLANDER 3.0, VIN: №, Год выпуска 2007; автомобили легковые, государственный регистрационный знак: №, Марка/Модель: УАЗ-396259, VIN: №, год выпуска 2004; автомобили грузовые, государственный регистрационный знак: №, Марка/Модель: УРАЛ 43201111, VIN: №, год выпуска 1991; автомобили грузовые, государственный регистрационный знак: №, Марка/Модель УРАЛ 44202, VIN: №, год выпуска 1992; автомобили легковые, государственный регистрационный знак: №, Марка/Модель: ЛАДА 212140 4X4, VIN: №, год выпуска 2010; автомобили грузовые, государственный регистрационный знак: №, Марка/Модель УРАЛ 432000 02, VIN: №, год выпуска 1992; автомобили легковые, государственный регистрационный знак: №, Марка/Модель CHEVROLET NIVA 212300 55, VIN: №, год выпуска 2014. Согласно п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги. Данная обязанность в силу п. 1 ст. 45 НК РФ должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) в порядке и сроки, установленные ст. 69, ст. 70 НК РФ. Руководствуясь данными статьями, должнику были направлены требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов заказным письмом либо путем размещения указанного требования в личном кабинете налогоплательщика, в том числе: от 26.09.2018 № 34295, от 17.12.2018 № 34492. Кроме того, в данных требованиях в связи с неисполнением обязанности по уплате имущественных налогов в срок установленный для уплаты налога, налогоплательщику в порядке ст. 75 НК РФ исчислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога. Оплата по требованиям, направленным в адрес налогоплательщика, в настоящее время не произведена. Панов В.А. имеет задолженность по налогам, сборам, пеням, штрафам за 2015 г., за 2016 г., за 2017 г. в сумме 52 298,18 руб. Налогоплательщиком по заявлению № 3236 от 22.03.2019 была взыскана ФССП задолженность: транспортный налог с физических лиц: налог в размере 1026.26 руб., пеня в размере 832.3 руб. В пользу взыскателя Межрайонной ИФНС № 7 по Курганской области 22.04.2019 мировым судьей судебного участка № 50 Кетовского судебного района Курганской области был вынесен судебный приказ № 2а-1017/2019 о взыскании задолженности с должника Панова В.А.: транспортный налог с физических лиц: налог в размере 47386 руб., пеня в размере 4912,18 руб., на общую сумму 52298,18 руб. Определением мирового судьи судебного участка № 50 Кетовского судебного района Курганской области от 06.09.2019 судебный приказ № 2а-1017/2019 от 22.04.2019 в связи с поступившими от должника возражениями отменен. Просит суд восстановить срок для подачи административного иска и взыскать с Панова В.А. указанные суммы задолженности по обязательным платежам и санкциям.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, извещен о дате и времени рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом, о причинах не явки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, извещен о дате и времени рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом, о причинах не явки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил.
Суд, руководствуясь ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Установлено, что по данным Межрайонной ИФНС России № 7 по Курганской области Панов В.А. в период за 2016-2017 гг. являлся собственником следующих транспортных средств: автомобили грузовые, государственный регистрационный знак: №, Марка/Модель УА3 22069, VIN: №, год выпуска 1998; автомобили легковые, государственный регистрационный знак: №, Марка/Модель: MITSUBISHI OUTLANDER 3.0, VIN: №, Год выпуска 2007; автомобили легковые, государственный регистрационный знак: №, Марка/Модель: УАЗ-396259, VIN: №, год выпуска 2004; автомобили грузовые, государственный регистрационный знак: №, Марка/Модель: УРАЛ 43201111, VIN: №, год выпуска 1991; автомобили грузовые, государственный регистрационный знак: №, Марка/Модель УРАЛ 44202, VIN: №, год выпуска 1992; автомобили легковые, государственный регистрационный знак: №, Марка/Модель: ЛАДА 212140 4X4, VIN: №, год выпуска 2010; автомобили грузовые, государственный регистрационный знак: №, Марка/Модель УРАЛ 432000 02, VIN: №, год выпуска 1992; автомобили легковые, государственный регистрационный знак: №, Марка/Модель CHEVROLET NIVA 212300 55, VIN: №, год выпуска 2014.
Статья 57 Конституции Российской Федерации устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
На основании ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сбора, пеней и штрафа.
Статьей 69 НК РФ предусмотрено, что требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии со ст. ст.69, 70 НК РФ МИФНС России № 7 по Курганской области было выставлено требование об уплате задолженности и направлены в адрес налогоплательщика Панова В.А.
Требование Пановым В.А. до настоящего времени не исполнено.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога (п.1 ст. 45 НК РФ).
С момента направления требования об уплате налога начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога, то есть направление требования - это составная часть процедуры принудительного исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.
В соответствии с ч.1 ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии со ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с п. 3 ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, законодателем определены сроки, в течение которых, налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.
Межрайонная ИФНС России №7 по Курганской области обратилась к мировому судье судебного участка № 50 Кетовского судебного района с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении Панова В.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу.
22.04.2019 мировым судьей судебного участка № 50 Кетовского судебного района Курганской области вынесен судебный приказ по делу № 2а-1017/2019 о взыскании с Панова В.А. задолженности. По заявлению Панова В.А. определением мирового судьи от 06.09.2019 судебный приказ от 22.04.2019 отменен.
В суд административный истец обратился 15.09.2020 (по штемпелю на почтовом конверте), то есть по истечении 6 месяцев со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
В просительной части иска административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока обращения с административным иском, данное ходатайство не мотивировано.
Суд не находит оснований для удовлетворения заявленного ходатайства, поскольку уважительных причин пропуска срока обращения в суд с настоящим административным иском административным истцом не представлено.
В данном конкретном случае своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.
Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а не от длительности периода просрочки. Однако никаких обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не приведено.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органом не представлено.
Суд находит, что у налогового органа имелось достаточно времени для оформления административного искового заявления в установленном законом порядке. Тем более, что Инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1-3 статьи 48 НК РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 № 1/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 № 479-О-О).
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления (ч. 8 ст. 219 и ч. 5 ст. 180 КАС РФ).
Поскольку на дату обращения с настоящим административным иском в суд налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание недоимки по налогу и пеням в связи с пропуском установленного шестимесячного срока и доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Курганской области к Панову Владимиру Александровичу о взыскании обязательных платежей и санкций необходимо отказать.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Курганской области к Панову Владимиру Александровичу о взыскании обязательных платежей и санкций оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в течение одного месяца со дня его вынесения путем подачи апелляционной жалобы через Кетовский районный суд Курганской области.
Мотивированное решение составлено 15.12.2020.
Судья Ю.Б. Закирова