Решение по делу № 2а-94/2019 от 04.03.2019

Дело № 2а-94/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 марта 2019 года                                                                              с. Староалейское

    Третьяковский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Масанкиной А. А.,

при секретаре Раченковой О. В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №12 по Алтайскому краю к Бобровой Т.В. о взыскании задолженности по налогам, пени,

                    у с т а н о в и л:

Межрайонная ИФНС России № 12 по Алтайскому краю обратилась в суд с административным иском к Бобровой Т. В. о взыскании задолженности по налогам, пени, указывая, что административный ответчик в соответствии п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ является плательщиком земельного налога на принадлежащий ей земельный участок. На основании п. 1 ст. 396, п. 1 ст. 390, п. 1 ст. 394 Налогового кодекса РФ налоговым органом исчислен земельный налог, подлежащий уплате Бобровой Т. В., за 2015 г. в размере 19 руб., за 2016 г. в размере 543 руб.

В соответствии со ст. 397 НК РФ земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Боброва Т. В. земельный налог в установленный срок не уплатила, сумма задолженности за 2015-2016 год составила 562 руб.

Также в соответствии со ст. 400 Налогового кодекса РФ административный ответчик является плательщиком налога на имущество физических лиц. Согласно ст. 401 Налогового кодекса РФ объектами налогообложения признаются расположенные в пределах муниципального образования жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здания, строения, сооружения, помещения. В соответствии со ст. ст. 402, 406, 408 Налогового кодекса РФ Бобровой Т. В. на принадлежащую ей квартиру начислен налог на имущество физических лиц за 2015 г. в сумме 1 346 руб., за 2016 г. в сумме 5 198 руб.

Пунктом 1 ст. 409 Налогового кодекса РФ установлено, что уплата налога на имущество физических лиц производится в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Бобровой Т. В. налог на имущество физических лиц в установленный законом срок не уплачен, задолженность составляет 6 544 руб.

Налогоплательщику были направлены почтой налоговые уведомления , 40526162 на уплату указанных налогов, в связи с их неуплатой направлены требования , 19453 об уплате задолженности до 13 февраля 2018 г.

На основании ст. 75 Налогового кодекса РФ должнику на сумму несвоевременно уплаченных налогов была начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате земельного налога в размере 3,63 руб., налога на имущество физических лиц – 42,13 руб.

В связи с неисполнением требования об уплате налогов и пени налоговый орган обращался к мировому судье судебного участка Третьяковского района с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении Бобровой Т. В. 22 января 2019 г. мировым судьей вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа.

Просит взыскать с административного ответчика задолженность по земельному налогу в сумме 562 руб., пени в сумме 3,63 руб. в пользу местного бюджета, задолженность по налогу на имущество физических лиц в сумме 6 544 руб., пени в сумме 42,13 руб. в пользу местного бюджета.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №12 по Алтайскому краю, извещенного надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Административный ответчик Боброва Т. В. в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

На основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.

Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Статьей 57 Конституции РФ, а также п. 1 ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ установлена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно п. п. 1, 2 ст. 69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей (п. 1 ст. 70 Налогового кодекса РФ).

В силу п. 2 ст. 45 Налогового кодекса РФ если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Пунктом 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ установлено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

В соответствии с п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Положениями ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ также предусмотрено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

В силу абз. 2 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Анализ приведенных норм права позволяет сделать вывод о том, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.

Абз. 4 п. 2, абз. 3 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ, п. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления (административного искового заявления) о взыскании платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Пунктом 1 ст. 72 Налогового кодекса РФ пени отнесены к способам обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5 ст. 75 Налогового кодекса РФ).

В силу п. 6 ст. 75 Налогового кодекса РФ пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств (драгоценных металлов) налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса.

Таким образом, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, в связи с чем, в отношении пеней, начисленных на недоимку, подлежат применению общие правила исчисления давности взыскания, установленные ст. 48 Налогового кодекса РФ.

Как следует из материалов дела, Боброва Т. В. в 2015 г., 2016 г. являлась собственником земельного участка с кадастровым номером 22:50:140001:205 и квартиры с кадастровым номером 22:50:140001:725, расположенных по адресу: <адрес>.

В связи с этим, в указанные налоговые периоды на основании п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ административный ответчик являлась плательщиком земельного налога, а также на основании ст. ст. 400, 401 Налогового кодекса РФ - плательщиком налога на имущество физических лиц.

Из представленного административным истцом налогового уведомления от 28 июля 2016 г. усматривается, что Бобровой Т. В. налоговым органом начислены подлежащие оплате до 01 декабря 2016 г.:

- земельный налог за 2015 г. на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , в сумме 19 руб.;

- налог на имущество физических лиц за 2015 г. на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, кадастровый , в сумме 1 346 руб.

Указанное налоговое уведомление направлено административному ответчику по месту регистрации заказным письмом 09 августа 2016 г.

В связи с неуплатой налогов Бобровой Т. В. через личный кабинет налогоплательщика 21 декабря 2016 г. направлено требование об уплате налогов, пени по состоянию на 21 декабря 2016 г., в котором установлен срок для погашения недоимки по земельному налогу в размере 19 руб., пени в сумме 0,12 руб., недоимки по налогу на имущество физических лиц в сумме 1346 руб., пени в сумме 8,52 руб. до 07 февраля 2017 г.

Согласно налогового уведомления от 06 августа 2017 г. Бобровой Т. В. налоговым органом начислены подлежащие оплате до 01 декабря 2017 г.:

- земельный налог за 2016 г. на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , в сумме 543 руб.;

- налог на имущество физических лиц за 2015 г. на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, кадастровый , в сумме 5 198 руб.

Указанное налоговое уведомление направлено административному ответчику через личный кабинет налогоплательщика 06 августа 2017 г.

В связи с неуплатой налогов Бобровой Т. В. через личный кабинет налогоплательщика 26 декабря 2017 г. направлено требование об уплате налогов, пени по состоянию на 26 декабря 2017 г., в котором установлен срок для погашения недоимки по земельному налогу в размере 543 руб., пени в сумме 3,51 руб., недоимки по налогу на имущество физических лиц в сумме 5198 руб., пени в сумме 33,61 руб. до 13 февраля 2018 г.

Согласно требованию об уплате налога задолженность по налогам, числящаяся за Бобровой Т. В. по состоянию на 21 декабря 2016 г., не превышала 3 000 руб.

Размер задолженности по налогам и пени превысил 3 000 руб. после направления в адрес Бобровой Т. В. требования от 26 декабря 2017 г., в связи с чем, с учетом установленного в нем срока для добровольного погашения задолженности до 13 февраля 2018 г. и вышеприведенных требований абз. 2 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ, срок на обращение с заявлением о взыскании недоимки истекал 13 августа 2018 г.

С заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по уплате налога к мировому судье административный истец обратился лишь 15 января 2019 г. (согласно штампа организации почтовой связи на списке почтовых отправлений и на конверте), то есть за пределами установленного законом срока на принудительное взыскание налога и пени.

Определением мирового судьи судебного участка Третьяковского района Алтайского края от 22 января 2019 г. в принятии заявления о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по уплате налогов с Бобровой Т. В. на основании п. 3 ч. 3 ст. 123.4 Кодекса административного судопроизводства РФ отказано, поскольку требование не является бесспорным в связи с пропуском срока обращения в суд.

В пункте 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» указано, что если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.

Поскольку результатом обращения налогового органа к мировому судье судебного участка Третьяковского района с заявлением о вынесении судебного приказа стало определение об отказе в принятии заявления, то такое обращение вне зависимости от сроков его осуществления, даты получения копии судебного акта, не изменяет порядка исчисления шестимесячного срока для обращения в суд с административным иском о взыскании обязательных платежей и санкций.

С настоящим административным иском в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства РФ административный истец обратился в Третьяковский районный суд Алтайского края 01 марта 2019 г., то есть по истечении установленного законом шестимесячного срока.

При этом Межрайонной ИФНС России № 12 по Алтайскому краю заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения с административным иском о взыскании с административного ответчика задолженности по налогам и пени, мотивированное тем, что осуществляя контроль за своевременной уплатой местных налогов физическими лицами, инспекция также контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты региональных и федеральных налогов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в связи с чем, произвести взыскание задолженности в полном объеме со всех должников в установленные Налоговым кодексом РФ сроки затруднительно.

Между тем, к уважительным причинам, являющимся основанием для восстановления пропущенного срока, относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от налогового органа, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им такой степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась в целях соблюдения установленного порядка принудительного взыскания.

В нарушение ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства РФ административным истцом не представлено каких-либо доказательств уважительности причин пропуска срока на принудительное взыскание недоимки по налогам и пени, которые объективно препятствовали своевременному обращению в суд с иском в целях осуществления возложенных на налоговый орган обязанностей по надзору в области налогов и сборов.

Указанные в ходатайстве обстоятельства не могут быть отнесены к числу уважительных причин, в связи с чем не свидетельствуют о наличии оснований для восстановления пропущенного срока.

В связи с этим, оснований для удовлетворения ходатайства суд не усматривает.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в определении от 22 марта 2012 г. № 479-О-О, принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может.

Таким образом, пропуск срока обращения в суд, по причине которого налоговый орган утратил право на принудительное взыскание недоимки по налогам и пени, является достаточным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

При изложенных обстоятельствах исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства РФ,

р е ш и л:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 12 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░                                                     ░. ░. ░░░░░░░░░

2а-94/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 12 по Алтайскому краю
Ответчики
Боброва Татьяна Владимировна
Суд
Третьяковский районный суд Алтайского края
Дело на сайте суда
tretiakovsky.alt.sudrf.ru
10.04.2020Регистрация административного искового заявления
10.04.2020Передача материалов судье
10.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
10.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.04.2020Судебное заседание
10.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее