№ 33-1848/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Душечкиной Н.С.,
судей Безносовой Е.И., Доставаловой В.В.,
при секретаре судебного заседания Лагуновой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 25 июля 2024 г. гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Кургана в интересах Шабалиной Р.В. к Правительству Курганской области, Администрации города Кургана об установлении факта наличия и владения на праве собственности садовым домом, признании права на получение материальной помощи
по апелляционной жалобе Администрации города Кургана на решение Курганского городского суда Курганской области от 13 декабря 2023 г.
Заслушав доклад судьи областного суда Доставаловой В.В. об обстоятельствах дела, пояснения представителей сторон, судебная коллегия
установила:
Прокурор города Кургана в интересах Шабалиной Р.В. обратился в суд с иском к Правительству Курганской области, Администрации города Кургана об установлении факта наличия и владения на праве собственности садовым домом, признании права на получение материальной помощи.
В обоснование исковых требований указывал, что Шабалина Р.В. с 1986 года владеет на праве собственности земельным участком площадью 786 кв. м, расположенным по адресу: <адрес>. На указанном земельном участке находился садовый дом, построенный Шабалиной Р.В. самостоятельно в 1986 году. Документы на данный дом надлежащим образом она оформить не успела. 07.05.2023 в результате пожара полностью утрачен (сгорел) садовый дом, находящийся по вышеуказанному адресу. Установление фактов владения Шабалиной Р.В. вышеуказанными земельным участком и садовым домом на праве собственности необходимо для получения единовременной материальной помощи в целях приобретения или строительства жилого помещения, взамен утраченного и приобретение нового имущества. Иной возможности признать право собственности на указанный выше садовый дом у Шабалиной Р.В. нет. Отсутствие надлежаще оформленных правоустанавливающих документов лишает Шабалину Р.В. гарантированного действующим законодательством права на возмещение ущерба, причиненного его имуществу вследствие чрезвычайной ситуации (пожара).
Просил суд признать за Шабалиной Р.В. право на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. как лицу, пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации, в связи с утратой имущества по адресу: участок <адрес>, вследствие чрезвычайной ситуации (пожара) 07.05.2023, выплачиваемой за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Курганской области, установить факт наличия и владения Шабалиной Р.В. на праве собственности садовым домом, располагавшимся по указанному адресу; признать за ней право на получение материальной помощи в размере 100 000 руб. как лицу, пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации, в связи с утратой садового дома вследствие природного пожара, произошедшего 07.05.2023, выплачиваемой за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Курганской области; обязать Правительство Курганской области принять решение о предоставлении денежных средств из бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Курганской области в целях оказания материальной помощи Шабалиной Р.В. в размере 10 000 руб. и 100 000 руб. как лицу, пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации в связи с утратой садового дома вследствие природного пожара, произошедшего 07.05.2023 и направить его (их) в Департамент финансов Курганской области для исполнения, обязать Администрацию города Кургана за счет полученных из бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Курганской области денежных средств произвести выплату материальной помощи Шабалиной Р.В. в размере 10 000 руб. и 100000 руб. как лицу, пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации, в связи с утратой садового дома вследствие природного пожара, произошедшего 07.05.2023.
В судебном заседании представитель прокуратуры города Кургана Цигель Л.В., действующая на основании служебного удостоверения, на требованиях настаивала по доводам искового заявления.
Истец Шабалина Р.В. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Администрации города Кургана в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика Правительства Курганской области Березовский Я.В., действующий на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласился, по доводам, изложенным в возражениях, относительно заявленных исковых требованиях.
Представитель третьего лица Департамента финансов Курганской области Колеватов Д.Д., действующий на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласился по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление.
Судом постановлено решение, которым исковые требования удовлетворены частично.
За Шабалиной Р.В. признано право на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. как лицу, пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации, в связи с утратой имущества по адресу: участок <адрес>, вследствие чрезвычайной ситуации (пожара) 07.05.2023, выплачиваемой за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Курганской области.
Установлен факт наличия и владения Шабалиной Р.В. на праве собственности садовым домом, располагавшимся на земельном участке по адресу: <адрес>, который был уничтожен в результате чрезвычайной ситуации (пожара) 07.05.2023.
За Шабалиной Р.В. признано право на получение материальной помощи в размере 100 000 руб. как лицу, пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации, в связи с утратой садового дома, располагавшегося по адресу: <адрес>, вследствие природного пожара, произошедшего 07.05.2023, выплачиваемой за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Курганской области.
На Администрацию города Кургана возложена обязанность за счет полученных из бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Курганской области денежных средств произвести выплату материальной помощи Шабалиной Р.В. в размере 10 000 руб. как лицу, пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации, и 100 000 руб. как лицу, пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации, в связи с утратой садового дома, располагавшегося по адресу: <адрес>, вследствие природного пожара, произошедшего 07.05.2023.
С таким решением не согласился ответчик Администрация города Кургана, подав апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, в удовлетворении исковых требований - отказать.
В обоснование жалобы указывает, что при принятии решения судом допущено неверное применение норм материального права. Ссылаясь на положения пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 3, 5, 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», отмечает, что объект недвижимости должен быть поставлен на кадастровый учет, а право собственности на него возникает с момента государственной регистрации права. Юридически действительными при отсутствии регистрации в ЕГРН признаются лишь права на недвижимое имущество, возникшие у правообладателя до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», то есть до 31.01.1998. Государственная регистрация таких прав в ЕГРН производится по желанию их правообладателей (пункт 1 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»). Положения вышеприведенных норм материального права судом первой инстанции к спорным отношениям применены не были, юридически значимые обстоятельства не установлены. В ходе рассмотрения спора не было добыто доказательств возникновения у Шабалиной Р.В. права собственности на уничтоженный пожаром 07.05.2023 садовый дом, в связи с чем у суда не имелось оснований для удовлетворения исковых требований.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор города Кургана просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Решение суда считает законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - несостоятельными.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Правительства Курганской области – Прилипко В.А. с доводами апелляционной жалобы Администрации города Кургана согласился, считал решение суда подлежащим отмене.
Представитель процессуального истца – Стадник Р.О. против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по доводам возражений.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия усматривает основания для изменения оспариваемого судебного акта ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, на основании решения Администрации города Кургана от 19.11.1992 № 1252 Шабалиной Р.В. было выдано свидетельство на право собственности на землю № 10511 от 02.02.1992, на основании которого в собственность истцу был предоставлен земельный участок <адрес>, площадью 0,0786 га, вид разрешенного использования – для садоводства.
Данное свидетельство на право собственности на землю в ходе рассмотрения дела никем не оспаривалось.
Согласно представленному государственным бюджетным учреждением Курганской области «Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости» технической документации на объект недвижимости, расположенной по адресу: участок <адрес>, на указанном участке имеются: садовый домик, площадью 6,5 кв.м, веранда, площадью 4,8 кв.м, сарай, площадью 2,8 кв.м, уборная, площадью 1,0 кв. м, забор, площадью 20,7 кв.м.
07.05.2023 на территории ряда садоводческих товариществ, расположенных в г. Кургане, в том числе <адрес>, произошел пожар.
Постановлением Губернатора Курганской области от 07.05.2023 № 46 «О введении в Курганской области режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», с 07.05.2023 на территории Курганской области был введен режим чрезвычайной ситуации регионального уровня.
Справкой начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Кургану управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Курганской области от 16.06.2023 № 2239 подтверждено, что в результате пожара 07.05.2023 полностью уничтожены: садовый дом, находящийся по адресу: <адрес>, сарай, туалет.
По результатам рассмотрения заявления Шабалиной Р.В. Администрацией города Кургана ответом от 16.06.2023 в оказании материальной помощи в размере 10 000 руб. и 100 000 руб. было отказано в связи с отсутствием в ЕГРН сведений о зарегистрированном праве собственности на указанный земельный участок и садовый домик.
В судебном заседании Шабалина Р.В. поясняла, что она владела земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>, на котором находился садовый дом из кирпича, построенный Шабалиной Р.В. самостоятельно ориентировочно в 1986 году. На земельном участке помимо садового дома находился сарай, туалет и забор. Вместе с тем, документы на данный дом надлежащим образом она оформить не успела. В садовом доме по указанному адресу она проживала в летний период, земельный участок использовала в качестве сада.
Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей Третьяк В.И., Шабалина С.Г. пояснила, что участок <адрес> принадлежит Шабалиной Р.В. более 30 лет, до пожара на указанном участке находился кирпичный одноэтажный дом с гаражом, крышей из шифера, внутренней отделкой. В летний период времени в садовом доме Шабалина Р.В. проживала с семьей.
Поскольку единовременная материальная помощь в связи с утратой имущества и материальная помощь в связи с утратой садового дома Шабалиной Р.В., как лицу, пострадавшему в результате пожара, произошедшего 07.05.2023 на территории <адрес>, не была выплачена, прокурор на основании части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1991 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из доказанности факта наличия и владения Шабалиной Р.В. на праве собственности земельным участком и садовым домом, расположенными по адресу <адрес>, в связи с чем пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в части установления факта наличия и владения Шабалиной Р.В. на праве собственности садовым домом по указанному адресу, признания за Шабалиной Р.В. права на получение единовременной материальной помощи в размере 10000 руб. в связи с утратой имущества и материальной помощи в размере 100000 руб. в связи с утратой садового дома вследствие природного пожара, возложении на Администрацию города Кургана обязанности произвести такие выплаты за счет полученных из бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Курганской области денежных средств.
Судебная коллегия находит возможным согласиться с данными выводами суда первой инстанции об обоснованности заявленных исковых требований, по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом «з» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях.
В силу подпункта «е» и «л» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Закон о чрезвычайных ситуациях) органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
В соответствии с абзацем 7 пункта 1 статьи 18 Закона о чрезвычайных ситуациях граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 указанного Закона устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Закона о чрезвычайных ситуациях).
Согласно статье 25 Федерального закона резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления. Порядок создания и использования указанных в части первой настоящей статьи резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
17.03.2009 Правительством Курганской области принято постановление № 146, которым утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Курганской области.
Согласно пункту 2 вышеуказанного Порядка (в редакции, действовавшей на дату возникновения спорных правоотношений) средства резервного фонда направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на: предупреждение стихийных бедствий, катастроф, аварий, пожаров и других чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией их последствий (далее - чс), проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией их последствий.
В целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций средства резервного фонда направляются на финансовое обеспечение, в числе прочего следующих мероприятий:
- оказание гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. на человека;
- оказание гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, материальной помощи в связи с утратой садового дома, право собственности на который зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости и который находился на принадлежащем гражданину на праве собственности (аренды) садовом земельном участке - 100 000 руб.
Материальная помощь в случаях утраты жилого помещения предоставляется пропорционально долям в праве собственности для каждого из собственников жилого помещения (садового дома) либо может быть предоставлена в полном объеме одному из собственников жилого помещения (садового дома) при условии, что другие собственники дают на это письменное согласие.
В соответствии с пунктом 3 Порядка средства резервного фонда предоставляются органам государственной власти Курганской области, органам местного самоуправления муниципальных образований Курганской области, организациям на безвозвратной и безвозмездной основе в пределах объема резервного фонда, утвержденного законом Курганской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.
Решение о предоставлении средств резервного фонда принимается Правительством Курганской области в форме распоряжения, в котором указываются получатель средств, размер предоставляемых средств, цели осуществления расходов и источник предоставления средств – резервный фонд.
В целях подготовки распоряжения должностное лицо, замещающее государственную должность Курганской области, руководитель исполнительного органа государственной власти Курганской области, государственного органа Курганской области, государственного учреждения Курганской области, глава муниципального образования Курганской области направляют мотивированное письменное обращение о выделении бюджетных ассигнований резервного фонда (далее - обращение) в рабочую группу (службу) по управлению рисками негативного воздействия гидрологических явлений, оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций и компенсационным выплатам, созданную Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Курганской области.
Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что на основании распоряжения Департамент финансов Курганской области осуществляет перечисление средств резервного фонда в порядке, установленном для исполнения расходов областного бюджета.
Таким образом, необходимым условием предоставления материальной помощи в связи с утратой садового дома региональное законодательство установило наличие права собственности в отношении такой недвижимости.
Согласно пункту 1 статьи 8.1 Гражданского Кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.
Права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных названным кодексом и иными законами.
Статьей 8 Федерального закона от 30.11.1994 № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» установлено, что до введения в действие закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним применяется действующий порядок регистрации недвижимого имущества и сделок с ним.
Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступил в силу с 31.01.1998.
С 01.01.2017 регулирование отношений, возникающих в связи с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, осуществляется Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В силу частей 3, 5, 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество – юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество. Государственная регистрация права на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества – внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи.
Учитывая изложенное, по общему правилу объект недвижимости должен быть поставлен на кадастровый учет, а право собственности на него возникает с момента государственной регистрации права. Юридически действительными при отсутствии их регистрации в ЕГРН признаются лишь права на недвижимое имущество, возникшие у правообладателя до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», то есть до 31.01.1998. Государственная регистрация таких прав в ЕГРН производится по желанию их правообладателей (пункт 1 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
В ходе судебного разбирательства установлен факт принадлежности истцу на праве собственности земельного участка <адрес>, что подтверждается государственным актом о праве собственности на землю (свидетельство № 10511 от 02.02.1993), выданного на основании решения Администрации города Кургана от 19.11.1992.
Оценив представленные в дело доказательства, в том числе фотоматериалы, иные письменные доказательства, показания свидетелей, суд первой инстанции установил, что на момент пожара на земельном участке истца имелся двухэтажный садовый дом из кирпича с верандой, в котором она проживала в летнее время.
Из пояснений Шабалиной Р.В. следует, что садовый дом был построен в 1986 году.
Поскольку право собственности на объекты недвижимости возникло у истца до 31.01.1998, то оно признается юридически действительным, в том числе при отсутствии государственной регистрации в ЕГРН, в связи чем Шабалина Р.В. имеет право на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. в связи с утратой имущества и 100000 руб. в связи с утратой садового дома, выплачиваемой за счет бюджетных ассигнований резервного фонда, поскольку пострадала в результате чрезвычайной ситуации (пожара).
Довод апелляционной жалобы Администрации города Кургана о том, что в ходе рассмотрения дела не было добыто доказательств возникновения у истца права собственности на уничтоженный пожаром садовый дом подлежит отклонению по вышеуказанным основаниям.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела и применил закон, подлежащий применению, полно и объективно исследовал представленные доказательства, дал им надлежащую правовую оценку и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, свидетельствующих о незаконности и обоснованности принятого решения, в связи с чем не может повлечь его отмену.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судебной коллегией в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Курганского городского суда Курганской области от 13 декабря 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Кургана - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 31.07.2024.