УИД 56RS0028-01-2022-000079-81
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 марта 2022 года п. Переволоцкий
Оренбургская область
Переволоцкий районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Чариковой Т.Н., при секретаре Бикбаеве И.Г. с участием истца прокурора Переволоцкого района Оренбургской области Болдырева А.А., представителя ответчика администрации муниципального образования Переволоцкий поссовет Переволоцкого района Оренбургской области Объедкова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску прокурора Переволоцкого района в интересах в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Переволоцкий поссовет Переволоцкого района Оренбургской области о возложении обязанности создать площадки для складирования снега,
у с т а н о в и л:
прокурор Переволоцкого района, в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с данным иском указав, что при проведении проверки в сфере исполнения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения прокуратурой Переволоцкого района выявлены нарушения закона в деятельности администрации муниципального образования «Переволоцкий поссовет». Проверкой установлено, что органом местного самоуправления не созданы и не оборудованы места складирования снега, образовавшегося в результате зимнего содержания территории.
Указанное нарушение может привести к загрязнению окружающей среды посредством обильного таяния снега и смывания вредных веществ в почву в связи с тем, что собранный при зимнем содержании снег является отходом 4-5 класса опасности.
Просит обязать администрацию МО «Переволоцкий поссовет» в течение ... месяцев после вступления решения суда в законную силу создать площадку для складирования снега с водонепроницаемым покрытием и обвалованную сплошным земляным валом, в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21.
Представитель заинтересованного лица Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области в судебное заседание не явился, извещен о рассмотрении дела надлежащим образом. В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие указанного лица.
В судебном заседании истец прокурор Переволоцкого района Болдырев А.А. иск поддержал, просил удовлетворить, обосновав доводами, изложенными в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации муниципального образования Переволоцкий поссовет Переволоцкого района Оренбургской области Объедков А.А. в судебном заседании возражал против заявленных требований ссылаясь на их нецелесообразность.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно п. 19 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к вопросам местного значения сельского поселения организацию благоустройства территории.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 указанного закона к вопросам местного значения поселения отнесены дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Частью 9 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» установлено, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 13 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
В силу положений ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Пунктом 13 Приложения к Правилам дорожного движения "Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения", утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (далее по тексту - Основные положения) установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Пунктами 8.7-8.9 "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" установлены запреты на формирование снежных валов.
Согласно п. 1 ст. 12, п. 2 ст. 21, п. 1, п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с п. 34 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3, собранный хозяйствующими субъектами, осуществляющими вывоз снега, снег должен складироваться на площадках с водонепроницаемым покрытием и обвалованных сплошным земляным валом или вывозиться на снегоплавильные установки.
Не допускается размещение собранного снега и льда на детских игровых и спортивных площадках, в зонах рекреационного назначения, на поверхности ледяного покрова водоемов и водосборных территориях, а также в радиусе 50 метров от источников нецентрализованного водоснабжения.
Пунктом 4.6.3 Правил благоустройства территории муниципального образования «Переволоцкий поссовет», утвержденных решением Совета депутатов от 23.11.2017 № 75 (далее - Правила благоустройства), период осенне- зимней уборки установлен с 15 октября по 14 апреля.
В силу пункта 4.6.3.2 правил благоустройства разрешается укладка свежевыпавшего снега в валы и кучи на всех улицах, площадях, набережных и скверах с последующей вывозкой
Пункт 4.6.3.12 правил благоустройства гласит, что вывоз снега разрешается только на специально отведенные места отвала.
В соответствии с п. 4.6.3.14 правил благоустройства уборку и вывозку снега и льда с улиц, площадей, мостов, плотин, скверов и бульваров необходимо начинать немедленно с начала снегопада и производить, в первую очередь, с магистральных улиц, автобусных трасс, мостов платин и путепроводов для обеспечения бесперебойного движения транспорта во избежание наката.
В соответствии с федеральным классификатором отходов, утвержденным Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242, отходы от зимней уборки улиц (в т.ч. снег) имеют код 7 31 210 00 00 0, свидетельствующий о неопределенности класса опасности отхода, что ведет к необходимости соблюдения требований Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также требований Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" - отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды. Кроме того, отходы от уборки прибордюрной зоны автомобильных дорог, код 7 31 205 11 72 4 относятся к 4 классу опасности.
В процессе таяния вывозимых с территорий поселения снежных масс возникает высокая вероятность загрязнения химическими опасными веществами компонентов окружающей среды. Так, в случае отсутствия надлежащей гидроизоляции дна площадок для складирования снега, образовавшаяся талая вода попадает в почву, что вызывает порчу почв, а также опасность загрязнении грунтовых вод. В случае нахождения площадок для складирования образованных при уборке проезжей части загрязненных снежных масс в границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос, талая вода с растворенными в ней загрязняющими веществами естественным образом попадает в поверхностные водные объекты.
Органы местного самоуправления в полномочия, которых, входит организация уборки территорий от снега, а также являясь правообладателями земельных участков, входящих в состав муниципального образования, в соответствии со ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации вправе осуществлять права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством, в том числе определять места складирования снежных масс от уборки территорий муниципального образования в зимний период.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с решением прокурора Переволоцкого района от ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой проведена проверка в сфере обеспечения безопасности дорожного движения прокуратурой Переволоцкого района выявлены нарушения закона в деятельности администрации муниципального образования «Переволоцкий поссовет».
Согласно акту о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от ДД.ММ.ГГГГ начальника оГИБДД ОМВД России по <адрес> в <адрес> на пересечении (перекрестках) <адрес> – <адрес> – <адрес> – <адрес> – <адрес> – <адрес> в нарушение требований п. 8.7 ГОСТ Р 50597-2017 сформированы снежные валы, на <адрес> и <адрес> имеющих асфальтобетонное покрытие, на всей протяженности имеется снежный накат в нарушение требований п. 8.1 ГОСТ Р 50597-2017.
Таким образом, в соответствии с возложенными на органы местного самоуправления полномочиями по организации благоустройства территории, обеспечению безопасности дородного движения, органы местного самоуправления обязаны организовать места складирования снега.
Вышеуказанный факт свидетельствует о бездействии администрации МО «Переволоцкий поссовет», выразившемся в непринятии мер по созданию мест для складирования снега, тем самым - в необеспечении прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Суд приходит к выводу, что несанкционированное складирование снега на территории поселка Переволоцкий может привести к загрязнению окружающей среды посредством обильного таяния снега и смывания вредных веществ в почву в связи с тем, что собранный при зимнем содержании снег является отходом 4-5 класса опасности, а также нарушение прав граждан и может быть причинен вред в результате несвоевременного принятия мер к недопущению нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства.
В связи с изложенным суд находит требования прокурора законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск прокурора Переволоцкого района Оренбургской области удовлетворить.
Обязать администрацию МО «Переволоцкий поссовет» в течение ... месяцев после вступления решения суда в законную силу создать площадку для складирования снега с водонепроницаемым покрытием и обвалованную сплошным земляным валом, в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Переволоцкий районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Т.Н. Чарикова
Мотивированное решение изготовлено 10.03.2022.
Судья Т.Н. Чарикова