Дело № 2а-1080/2021 <данные изъяты>
<данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Плесецк 26 ноября 2021 года
Плесецкий районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Кузнецовой Ю.А.
при секретаре Сахарове Д.Н.,
с участием представителя административного истца - старшего помощника прокурора Плесецкого района Архангельской области Ефимовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Плесецкого района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Плесецкое» о признании незаконным бездействия, выраженного в не организации сноса расселенного аварийного многоквартирного дома, обязании принятия мер к устранению нарушений,
установил:
прокурор Плесецкого района Архангельской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «Плесецкое» (далее по тексту - администрация МО «Плесецкое») о признании незаконным бездействия, выраженного в не организации сноса расселенного аварийного многоквартирного дома, обязании принятия мер к устранению нарушений. Требования мотивируют тем, что прокуратурой Плесецкого района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления мероприятий национального проекта «Жилье и городская среда», территориальной программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилого фонда, в ходе которой установлено, что администрацией МО «Плесецкое» до настоящего времени не исполнены требования жилищного законодательства в части организации сноса расселенного аварийного многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>. Муниципальное образование «Плесецкое» являлось участником адресной программы Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы» (далее по тексту – Программа). Для реализации второго этапа региональной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы» в 2020 году переселены граждане, проживающие в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>. Согласно требованиям главы VI Программы в качестве механизма реализации программы предусмотрена обязанность органов местного самоуправления произвести в срок не позднее 6 месяцев после завершения расслоения многоквартирного дома в рамках Программы произвести снос дома за счет средств местного бюджета. Вместе с тем, администрацией МО «Плесецкое» работа по сносу дома не организована, не обеспечены разборка конструкций этого дома и вывоз строительного мусора. По данному факту в адрес главы администрации МО «Плесецкое» ДД.ММ.ГГГГ объявлено предупреждение о недопустимости нарушения закона. ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации МО «Плесецкое» внесено представление, которое по настоящее время не исполнено. Незаконное бездействие администрации МО «Плесецкое» по принятию мер к организации исполнения мероприятий по сносу аварийного дома создает угрозу его обрушения, что представляет опасность для жизни и здоровья граждан, а также не обеспечивает создание условий для жилищного строительства на территории муниципального образования, и как следствие нарушает жилищные права граждан на улучшение жилищных условий. Просит признать незаконным бездействие администрации МО «Плесецкое», выраженное в не организации сноса расселенного аварийного многоквартирного дома, и обязать администрацию МО «Плесецкое» немедленно со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к организации исполнения мероприятий по сносу аварийного многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель административного истца – старший помощник прокурора Плесецкого района Ефимова А.В. поддержала административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном иске. Дополнительно пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе осмотра многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, установлено, что работы по демонтажу здания не производятся, аварийный многоквартирный дом не снесен.
Представитель административного ответчика администрации МО «Плесецкое» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия. Возражений относительно заявленных требований суду не представлено.
На основании ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителя административного ответчика администрации МО «Плесецкое».
Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Прокуратурой района в ходе проведения анализа состояния законности в сфере реализации адресной программы Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы», утвержденной постановлением Правительства области от 26 марта 2019 № 153-пп, установлено, что в рамках Программы полностью расселен многоквартирный жилой <адрес> в <адрес>.
По данному факту в адрес главы администрации МО «Плесецкое» ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района объявлено предостережение о недопустимости нарушения закона.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации МО «Плесецкое» прокуратурой района внесено представление с требованием о принятии действенных мер к устранению допущенных нарушений, которое до настоящего времени не исполнено.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся осуществление муниципального жилищного контроля и иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
В силу подп. 3,6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, организация содержания муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
В соответствии ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества несет его собственник.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения главы МО «Плесецкое» №-р от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пп утверждена адресная программа <адрес> «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы».
Согласно главе IV адресной программы <адрес> «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы» городское поселение «Плесецкое» Плесецкого муниципального района <адрес> включено в указанную программу.
В соответствии со ст. 32 ЖК РФ если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Согласно реестру контрактов на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, на строительство многоквартирных домов, выкуп жилых помещений, заключения договоров о развитии застроенной территории или иных типов контрактов в рамках переселения граждан из аварийного жилищного фонда (этап 2020 года) переселение граждан из многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, завершено в ноябре 2020 года, помещения в указанном доме оформлены в собственность муниципального образования «Плесецкое».
Главой VI адресной программы Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципального образования, участвующего в Программе, осуществляют в срок не позднее 6 месяцев после завершения расселения многоквартирного дома в рамках Программы снос дома за счет средств местного бюджета.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией муниципального образования «Плесецкое» и индивидуальным предпринимателем ФИО3 заключен договор подряда на выполнение работ по демонтажу многоквартирных домов, в том числе дома, расположенного по адресу: <адрес>.
В ходе проведенной прокуратурой Плесецкого района проверки установлено, что до настоящего времени администрация МО «Плесецкое» не предприняла никаких действий по сносу аварийного дома, что подтверждается актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ и фотоматериалами к нему.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что административным ответчиком, на которого возложена обязанность по сносу аварийного дома, допущено бездействие и нарушение прав неопределенного круга лиц, в связи с чем административное исковое заявление прокурора Плесецкого района Архангельской области подлежит удовлетворению.
Согласно ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Решая вопрос о сроке исполнения административным ответчиком возложенной судом обязанности, суд принимает во внимание характер выявленных нарушений, комплекс мероприятий, необходимых для их устранения, отсутствие возражений представителя административного ответчика по заявленному административным истцом сроку и полагает необходимым установить административному ответчику срок для сноса аварийного многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, - немедленно со дня вступления решения суда в законную силу.
Административный истец освобожден от уплаты госпошлины в силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, поэтому судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на основании части 3 статьи 114 КАС РФ.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 06 ░░░░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>