Судья Царев В.М. Дело 33а-11264/2020
УИД 24RS0035-01-2020-002259-49 А-3.192
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
2 ноября 2020 года г. Красноярск
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в
составе:
председательствующего судьи Полынцева С.Н.
судей Корниенко А.Н., Данцевой Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дорошковой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Красноярскому краю в интересах государства к Третьякову Александру Николаевичу о взыскании недоимки по страховым взносам
по апелляционной жалобе и.о. начальника межрайонной ИФНС России № 10 по Красноярскому краю Симанчук Г.И.
на решение Минусинского городского суда Красноярского края от 10 августа 2020 года, которым отказано в удовлетворении административных исковых требований.
Заслушав и обсудив доклад судьи Корниенко А.Н.,
УСТАНОВИЛА:
МИФНС России № 10 по Красноярскому краю обратилась с указанным административным иском.
Требования мотивированы тем, что Третьяков А.Н. являлся плательщиком страховых взносов, поскольку с 08.01.1998 г. по 19.03.2013 г. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Должник ненадлежащим образом исполнял обязанности по уплате страховых взносов, возложенных на него пунктами 1 и 2 ч.1.1 ст.14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ, в связи с чем налоговым органом начислены пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование, зачисляемых в бюджет ФФОМС в размере 2420,92 руб. (по расчетным периодам до 1 января 2017 г.).
Должнику заказным письмом было направлено требование об уплате задолженности по страховым взносам от 09.01.2017 года в размере 2420,92 руб. в срок до 01.04.2017 г., которое оставлено без исполнения. На день подачи административного искового заявления задолженность Третьяковым А.Н. не погашена.
Начальник межрайонной ИФНС России № 10 по Красноярскому краю Дашук А.Ю. просил взыскать с Третьякова А.Н. пени за несвоевременную уплату страховых взносов в размере 2420,92 руб.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе и.о. начальника межрайонной ИФНС России № 10 по Красноярскому краю Симанчук Г.И. просила отменить решение суда и оставить требования налогового органа без рассмотрения, поскольку иск подан до истечения шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока исполнения налогового требования от 09.01.2017г.
Признав возможным рассмотреть дело в отсутствие Третьякова А.Н., надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не просившего об отложении дела, руководителя налогового органа, просившего о рассмотрении дела в его отсутствие обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в полном объеме, судебная коллегия считает, что решение суда необходимо оставить без изменения в связи со следующим.
В соответствии со ст. 419 Налогового кодекса РФ индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.
Согласно п. 1 ст. 430 НК РФ, индивидуальные предприниматели-плательщики страховых взносов, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах.
Фиксированный размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 2 п. 2 ст. 425 НК РФ.
Если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую или иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату снятия с учета в налоговых органах включительно.
В соответствии с п. 5 ст. 432 НК РФ в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.
Согласно ст. 75 НК РФ в случае уплаты налога в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки уплачивается пеня. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Частью 2 ст. 286 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с п.2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве; требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Частью 6 ст. 289 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
Как следует из материалов дела, Третьяков А.Н. являлся плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское страхование, поскольку с 8 января 1998 года по 19 марта 2013 года был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Должник ненадлежащим образом исполнял обязанности по уплате страховых взносов, возложенные на него пунктами 1 и 2 ч.1.1 ст.14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ, в связи с чем налоговым органом Третьякову А.Н. начислены пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование, зачисляемых в бюджет ФФОМС в размере 2420,92 руб. Однако расчет пени не предоставлен, указано лишь, что они начислены до 1 января 2017г.
Должнику заказным письмом направлено требование об уплате задолженности по страховым взносам и пени, за их несвоевременную уплату от 9 января 2017 года в размере 2420,92 руб. в срок до 1 апреля 2017 года, которое оставлено без исполнения.
За выдачей судебного приказа о взыскании задолженности МИ ФНС № 10 по Красноярскому краю не обращалась.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований о взыскании налоговой задолженности, исходил из того, что межрайонная ИФНС России № 10 по Красноярскому краю пропустила срок для обращения в суд, поскольку с заявлением о взыскании суммы задолженности по страховым взносам, которые по суммам пени, указанным в требовании от 9 января 2017г. составляют 16061,87 руб., т.е. превышают 3 000 рублей, налоговый орган должен был обратиться в сроки, предусмотренные абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ, то есть в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения налогового требования от 9 января 2017 года.
Ходатайство о восстановлении срока для обращения в суд оставлено без удовлетворения, так уважительных причин для пропуска этого срока не имелось и о них не заявлено, документов, подтверждающих уважительность этих причин не предоставлено.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда о пропуске налоговым органом срока для обращения в суд о взыскании страховых взносов и пени по следующим основаниям.
В связи с образовавшейся задолженностью по страховым взносам и пени в размере 16061,87 руб.(л.д.6), то есть в сумме, превышающей 3 000 рублей, налоговый орган должен был обратиться в суд в период шести месяцев со дня истечения срока оплаты налога по требованию от 9 января 2017 года, срок исполнения которого установлен до 1 апреля 2017 г., то есть не позднее 1 октября 2017 года.
Вместе с тем налоговый орган обратился в Минусинский городской суд Красноярского края с административным иском 2 июля 2020 года.
Следовательно, судом обоснованно отказано в удовлетворении административного иска о взыскании задолженности по страховым взносам и пени в связи с пропуском налоговым органом срока для обращения с соответствующим иском.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза» пропуск установленных законом сроков обращения в суд влечет утрату таможенным органом права требовать взыскания задолженности. Вместе с тем на основании части 16 статьи 80 Закона о таможенном регулировании пропущенный таможенным органом по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании задолженности может быть восстановлен судом. Такое восстановление производится судом на основании ходатайства таможенного органа, содержащего обоснование причин, повлекших пропуск сроков обращения в суд. Не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска названных сроков необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче таможенным органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя таможенного органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя таможенного органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления.
Судебная коллегия считает, что данная правовая позиция Верховного суда РФ применима не только ко взысканию таможенных сборов, но и ко взысканию иных обязательных платежей, в том числе, страховых взносов, поэтому внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления, не являются уважительной причиной для восстановления пропущенного срока.
Доводы апелляционной жалобы о том, что сумма задолженности в целях исчисления сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 48 НК РФ, подлежит определению по каждому виду страховых взносов в отдельности, то есть по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, зачисляемым в ФФОМС РФ в размере 2420,92 руб. подлежит применению пп.3 п.2 ст. 48 НК РФ, основаны на неправильном толковании норм материального права.
В пункте 1 статьи 48 НК РФ прямо указано на право налогового органа обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.
В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Из приведенных положений закона следует, что минимальная сумма для обращения налоговых органов в суд определяется исходя из общей суммы недоимок и задолженностей по всем страховым взносам, указанным в налоговых требованиях.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, о том что поскольку предъявленная ко взысканию задолженность по страховым взносам и пени образовалась через 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно, то указанная недоимка и пени признаются безнадежными ко взысканию и подлежат списанию налоговым органом.
В силу части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившего в законную силу 30 января 2018 года, признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ, задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Таким образом, срок уплаты указанных страховых взносов наступил по истечении 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения деятельности Третьякова А.Н. в качестве индивидуального предпринимателя, то есть 19 февраля 2013 года. Следовательно, со следующего дня – 20 февраля 2013 года образовалась недоимка по названным платежам, поэтому срок для уплаты страховых взносов наступил 7 марта 2013 года.
Поскольку предъявленная к взысканию сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование, зачисляемых в ФФОМС РФ, в размере 2420,92 руб., имела место до 1 января 2017 года, то она признается безнадежной к взысканию и подлежит списанию в силу части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Налоговый орган с учетом действующего в настоящее время правового регулирования данного вопроса утратил возможность ее взыскания в судебном порядке.
При таких данных оснований для оставления административного искового заявления без рассмотрения не имелось.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 309-311 КАС РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Минусинского городского суда Красноярского края от 10 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Минусинский городской суд Красноярского края в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
судьи: