Решение по делу № 3а-211/2021 от 18.10.2021

№ 3а-211/2021

10OS0000-01-2021-000316-73

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

21 декабря 2021 г. г. Петрозаводск

Верховный Суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Кудряшовой Е.П.,при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Овсовой Л.В., с участием прокурора Ильмаста А.Н., представителя административного истца (...), представителя административного ответчика Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия (...),рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Рыкова В.А. о признании не действующим в частипостановления Главного государственного санитарного врача по Республике Карелия от 27 июня 2021 г. №3 «О проведении профилактических прививок отдельным категориям (группам) граждан по эпидемиологическим показаниям»,

у с т а н о в и л:

Административный иск предъявлен по тем основаниям, что Рыков В.А. является работником (...), осуществляющего деятельность в области жилищно-коммунального хозяйства и энергетики. Приказом представителя работодателя от 20 сентября 2021 г. -лсРыков В.А. отстранен от работы без сохранения заработной платыс 21 сентября 2021 г. как лицо, не прошедшее обязательную вакцинацию против новой коронавирусной инфекцииCOVID-19.

Указанный приказ издан, в том числе в целях реализации мероприятий, предусмотренных постановлением Главного государственного санитарного врача по Республике Карелияот 27 июня2021 г. №3
«О проведении профилактических прививок отдельным категориям (группам) гражданпо эпидемиологическим показаниям» (далее - Постановление № 3).

Административный истец указывает, чтопринятым постановлением
№ 3 нарушаются его права, свободы и законные интересы. Оспариваемый нормативный правовой акт противоречит действующему федеральному законодательству, имеющему высшую юридическую силу, а именно: положениям СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденнымпостановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. № 65 в их взаимосвязи с положениями Федерального закона от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», согласно которым Главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации имеют право выносить мотивированные постановления о внеплановой иммунизации граждан только при совокупности следующих условий: угроза распространения инфекционных заболеваний (с целью предотвращения и распространения), возникновение чрезвычайных ситуаций и наличия очага инфекционных заболеваний на уровне субъекта Российской Федерации,в том числе на отдельных объектах. В оспариваемом Постановлении № 3 таких обоснований не приведено, на момент его принятия очаги инфекционных заболеванийв Республике Карелия, в том числе на отдельных объектахв области энергетики и транспорта, не выявлялись, эпидемии или пандемиине фиксировались; доказательства того, что вакцинация предотвращает распространение коронавирусной инфекции,отсутствуют.

Также в обоснование заявленных требований Рыков В.А. указывает,
что оспариваемое Постановление № 3 в полном объеме официально не было опубликовано, следовательно, не имеет юридической силы; принято административным ответчикомвне пределовимеющихся полномочий
и в отсутствие предусмотренных действующим законодательством оснований.

Изменив заявленные требования в порядке статьи 46 КАС РФ, административный истец просил признать не действующим постановление Главного государственного санитарного врача по Республике Карелия
от 27 июня 2021 г. № 3 «О проведении профилактических прививок отдельным категориям (группам) гражданпо эпидемиологическим показаниям»в части слов «в сфере энергетики»с даты его принятия.

Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление Федеральной службыпо надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республики Карелия.

В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержала по изложенным в административном исковом заявлении основаниям.

Представитель Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам письменного отзыва.

Иные лица, участвующие в деле, в суд не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, об отложении разбирательства по делу не просили.

Заслушав явившихся лиц, исследовав письменные доказательства, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск
не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ)с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Судом установлено, что постановлением Главного государственного санитарного врачапо Республике Карелия от 27 июля 2021 г. № 3
«О проведении профилактических прививок отдельным категориям (группам) гражданпо эпидемиологическим показаниям» (в первоначальной редакции) определены категории (группы) граждан, подлежащие вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19). К таким категориям граждан относятся, в том числе лица, осуществляющие свою профессиональную деятельность на основании трудового договора в сфере жилищно-коммунального хозяйства и энергетики (пункт 1).

Согласно сведениям из ЕГРЮЛ основным видом деятельности
(...) является производство электроэнергии (ОКВЭДОК029-2014, 35.11), в качестве дополнительных видов деятельности определено, в частности, производство электроэнергии тепловыми станциями (ОКВЭД - ОК 029-2014, 35.11.1),обеспечение работоспособности тепловых сетей (ОКВЭД - ОК 029-2014, 35.30.5).

Следовательно, указанное предприятие осуществляет свою деятельностьв области энергетики и жилищно-коммунального хозяйства. Предприятие имеет филиал в г. Петрозаводске Республике Карелия.

Рыков В.А. с ХХ.ХХ.ХХ является постоянным работником филиала (...), занимает должность (...)».

30 июня 2021 г. заместителем управляющего директора - директором (...) вынесен приказ
№ 200 «О введении дополнительных стимулирующих мер по вакцинации работников Филиала «Карельский» (...)». Даннымприказом
(в редакции последующего приказа от 27 августа 2021 г. № 235) определено обеспечить прохождение подчиненным персоналом вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в срок до 20 сентября 2021 г.,
формирование графика вакцинации, ознакомление работников с приказом, оформление отказов работников от вакцинации по установленной форме (пункты 1, 1.3, 1.4). Работники, не прошедшие обязательную вакцинацию против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и не имеющие медицинский противопоказаний в такой вакцинации, подлежат отстранению от работыбез сохранения заработной платы с 21 сентября 2021 г. до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения (пункт 3).

Приказом директора (...) от 20 сентября 2021 г. Рыков В.А. с 21 сентября 2021 г. отстранен от работы без сохранения заработной платы как лицо,
не прошедшее обязательную вакцинацию против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и не имеющее медицинских противопоказаний
в вакцинации, до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы.

Согласно преамбулам все вышеуказанные приказы работодателя административного истца изданы в целях реализации мероприятий, предусмотренных постановлением Главного государственного санитарного врача по Республике Карелия от 27 июня 2021 г. № 3 «О проведении профилактических прививок отдельным категориям (группам) граждан
по эпидемиологическим показаниям».

При таких обстоятельствах Рыков В.А. является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом,
то есть лицом, правомочным на обращение в суд с настоящим административным иском.

Разрешая вопрос о соблюдении процедуры и полномочий должностного лица по принятию оспариваемого нормативного правового акта, суд учитывает вступившее в законную силу решение Верховного Суда Республики Карелия от 31 августа 2021 г. по административному делу № 3а-163/2021, которым отказано в удовлетворении административного иска ООО «Фудстор» о признании не действующим постановления Главного государственного санитарного врача по Республике Карелия от 27 июня 2021 г. №3 «О проведении профилактических прививок отдельным категориям (группам) граждан по эпидемиологическим показаниям» в части.

При рассмотрении указанного административного дела суд установил, что оспариваемое Постановление № 3 отвечает признакам нормативного правового акта, поскольку распространяет свое действиена неопределенный круг лиц, устанавливает общеобязательные правила поведения, рассчитано на неоднократное применение, направлено на урегулирование общественных отношений. Также судом признано, что Постановление № 3 принято уполномоченным лицом в пределах предоставленных ему полномочий, порядок обнародования, обеспечивающий ознакомление жителей Республики Карелия с содержанием данного нормативного правового акта, соблюден.

В силу положений статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному административному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении настоящего административного дела.

В этой связи судом отклоняются доводы административного истца
об отсутствии у Главного государственного санитарного врача по Республике Карелия (...) полномочий на постановление оспариваемого нормативного правового акта, о несоблюдении установленного законом порядка принятия Постановления № 3 и введения его в действие.

Проверяя доводы административного истца о несоответствии Постановления № 3 в оспариваемой частинормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью, осуществление мер по борьбе с эпидемиями находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации закреплено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации
и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом
и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Федеральный законот 06 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, решение вопросов предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях (подпункт 5 пункта 2 статьи 26.3).

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. Управление вправе при угрозе возникновенияи распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (пункт 8.34.3 положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия, утвержденному Приказом Роспотребнадзора от 09 июля 2012 г. № 712,).

Руководитель Управления - главный государственный санитарный врач по Республике Карелия.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон №52-ФЗ) федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор - деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания. Под санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями понимаются организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.

Статьей 29 Федерального закона № 52-ФЗ
в перечень санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий включено, в том числе проведение профилактических прививок.

При угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации и их заместители наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона №52-ФЗ).

В силу статьей 10 и 11 Федеральногозакона №52-ФЗ граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства,а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, установлены Федеральным законом от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее -Федеральный закон №157-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 9 и пунктом 3 статьи 10 Федерального закона № 157-ФЗ федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, утверждаются Национальный календарь профилактических прививок и Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

Национальный календарь прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям утверждены Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 г. № 125н.

Российская Федерация является правопреемником Союза ССР
в отношении членства в международных организациях, в том числе
во Всемирной организации здравоохранения, которая решением от 30 января 2020 г. эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой коронавирусной инфекции, присвоила уровень международной опасности; объявила чрезвычайная ситуация международного значения.

В соответствии с пунктом 23 Стратегии развития здравоохранения
в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 06 июня 2019 г. №254, угрозами национальной безопасности в сфере охраны здоровья граждан являются,
в том числе риск осложнения эпидемиологической ситуации на фоне неблагополучной ситуации в иностранных государствах по ряду новых и опасных инфекционных заболеваний; риск возникновения новых инфекций, вызываемых неизвестными патогенами, занос редких или ранее не встречавшихся на территории Российской Федерации инфекционных и паразитарных заболеваний.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. №66 Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 г. №715, дополнен пунктом 16 с кодом
«В 34.2 коронавирусная инфекция (2019-nCoV)». Позднее данное заболевание было переименовано в COVID-19, а вирус SARS-Co V-2 отнесен ко 2 группе патогенности.

Профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09 декабря 2020 г. № 1307н, которым также определены категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, в том числе к приоритету
2-го уровня для вакцинации против новой коронавирусной инфекции отнесены работники энергетики. Аналогичные положения содержатся
и в приказе Министерства здравоохранения Российской Федерацииот 03 февраля 2021 г. № 47н.

Согласно пункту 18.3 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования
по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. №65 (действовавших на момент принятия оспариваемого Постановления № 3), внеплановая иммунизация граждан при эпидемиологическом неблагополучии, возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера, в очагах инфекционных болезней проводится на основании постановления главного государственного санитарного врача Российской Федерации, при возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера, в очагах инфекционных болезней
на территориальном, объектовом уровне- на основании постановлений главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации.

В связи с угрозой распространения на территории Республики Карелия новой коронавирусной инфекции (COVID-19) распоряжением Главы Республики Карелия от 12 марта 2020 г. 127-р на территории Республики Карелия с 12 марта 2020 г. введен режим повышенной готовности, установлены ограничения, запреты и условия осуществления деятельности.

С учетом вышеуказанных нормативных положений суду представляются несостоятельными доводы административного истца
об отсутствии правовых оснований для принятия оспариваемого нормативного правового акта и о необоснованном включении в пункт 1 Постановления № 3 граждан, осуществляющих деятельность на основании трудового договора, гражданско-правового договора, служебного контракта
в сфере жилищно-коммунального хозяйства и энергетики.

Преамбула оспариваемого нормативного правового акта содержит указания на обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, мотивы и цели введения нормативных предписаний, а также содержит указания на нормативные правовые акты, в соответствии и во исполнение которых он был издан.

Противоречий оспариваемых положений Постановления № 3 законодательству, имеющему большую юридическую силу, не выявлено.

Дополнительного решения органов исполнительной власти для принятия оспариваемого постановления с учетом анализа действующего законодательства, а также сложившейся в Республике Карелия эпидемиологической обстановке, не требовалось.

Использование в формулировках по тексту Постановления № 3 термина «эпидемиологические» не является основанием для признания его не действующим в порядке главы 21 КАС РФ.

Суд считает доказанным факт наличия совокупности условий необходимых для принятия оспариваемого постановления.

В силу пункта 1 части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление.

Статьями 209, 212 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность работодателей обеспечить для своих работников безопасные условия труда и охраны труда, в том числе путем проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Оспариваемое Постановление № 3 принято также в соответствии с утвержденными 21 апреля 2020 г. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации методическими рекомендациями «МР 3.1.0173-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. Организация противоэпидемических мероприятий в период пандемии COVID-19. Методические рекомендации».

Граждане, предприятия обязаны выполнять требования санитарного законодательства и предписания должностных лиц, отвечающих за государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Это следует из статей 10 и 11 Федерального закона № 52-ФЗ. Эпидемически обоснованно, что вакцинация позволяетне только снизить риски для сотрудника, но и стабилизировать эпидпроцесс, если привилось достаточное для достижения коллективного иммунитета число граждан.

С учетом предусмотренной законом возможности получения отвода по медицинским показаниям, а также полного отказа от вакцинации в связи
с принципом добровольности медицинского вмешательства, административным истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении оспариваемым Постановлением№ 3 его прав и охраняемых законом интересов, в том числе свидетельствующих о наличии препятствий для отказа от вакцинации.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ
по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе
в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Оспариваемое Постановление № 3 принято уполномоченным лицом
в пределах предоставленных ему полномочий и при наличии на то законных оснований, прав и законных интересов административного истца не нарушает, в связи с чемзаявленные административные исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

в удовлетворении административных исковыхтребований Рыкова В.А. отказать.

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.П. Кудряшова

Мотивированное решение

составлено 27 декабря 2021 г.

3а-211/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Рыков Валерий Александрович
Прокуратура Республики Карелия
Ответчики
Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия
Главный государственный санитарный врач по РК Котович Л.М.
Другие
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия
Друзькова Виктория Владимировна
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Кудряшова Елена Павловна
Дело на сайте суда
vs.kar.sudrf.ru
18.10.2021Регистрация административного искового заявления
18.10.2021Передача материалов судье
19.10.2021Решение вопроса о принятии к производству
08.11.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
08.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.11.2021Судебное заседание
13.12.2021Судебное заседание
21.12.2021Судебное заседание
27.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее