РЈРР”: 63RS0010-01-2022-000031-34
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
(резолютивная часть)
17 марта 2022 Рі. СЃ. Рсаклы
Рсаклинский районный СЃСѓРґ Самарской области
в составе председательствующего судьи Семёнова М.П.,
РїСЂРё секретаре судебного заседания Р–РёРґРѕРІРѕР№ Рќ.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-61/2022 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 14 по Самарской области к Малолеткову Андрею Алексеевичу о взыскании обязательных платежей,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Административный истец обратился РІ Рсаклинский районный СЃСѓРґ Самарской области СЃ настоящим исковым заявлением. Р’ обоснование требований указано РЅР° то, что административный ответчик СЃ 25.04.2012 был зарегистрирован РІ налоговом органе РІ качестве индивидуального предпринимателя Рё прекратил деятельность 05.09.2017.
Налоговым органом произведён расчёт:
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии за расчётные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ прочие начисления за 2017 год в размере <данные изъяты>;
- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда ОМС за расчётные периоды с ДД.ММ.ГГГГ, прочие начисления за 2017 год в размере <данные изъяты>
Ответчиком не исполнены обязательства по направленному административным истцом требованию от ДД.ММ.ГГГГ № на общую сумму <данные изъяты>
21.09.2021 определением Рё.Рѕ. РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ СЃСѓРґСЊРё судебного участка в„– 160 Рсаклинского судебного района Самарской области отменён судебный приказ, вынесенный ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ административному делу в„– 2Р°-889/2021 Рѕ взыскании СЃ Малолеткова Рђ.Рђ. СЃСѓРјРјС‹ налога РїРѕ взносам РЅР° обязательное пенсионное страхование Рё обязательное медицинское страхование Р·Р° 2017 РіРѕРґ Рё пени Р·Р° период СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ поступившими возражениями Малолеткова Рђ.Рђ. РїРѕ РїРѕРІРѕРґСѓ исполнения судебного приказа.
С учётом изложенного, административный истец просит взыскать с Малолеткова А.А. задолженность по недоимке в размере <данные изъяты> по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ, из них:
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ за 2017 г. в размере <данные изъяты> ОКТМО №; пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> ОКТМО №,
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ за 2017 г. в размере <данные изъяты> ОКТМО №; пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере - <данные изъяты>, ОКТМО №.
Р’ судебное заседание представитель административного истца - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Р РѕСЃСЃРёРё в„– 14 РїРѕ Самарской области, РЅРµ явился. Рстец извещён Рѕ дате Рё месте рассмотрения административного РёСЃРєР° своевременно, надлежащим образом, что подтверждается отчётом РѕР± отслеживании почтового отправления. РћР± отложении дела РЅРµ заявлял, Рѕ причинах неявки СЃСѓРґСѓ РЅРµ сообщил.
Административный ответчик в судебном заседании пояснил, что не согласен с требованиями Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 14 по Самарской области, просил иск оставить без удовлетворения, полагал, что истцом пропущен срок направления требования об уплате налога.
Выслушав административного ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
В соответствии с ч. 3 ст. 8 НК РФ под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
Согласно ч. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе - индивидуальные предприниматели.
Как установлено ч. 2 ст. 432 НК РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Согласно ч. 4 ст. 432 НК РФ физические лица, прекратившие деятельность в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства до конца расчетного периода, обязаны не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства представить в налоговый орган по месту учета расчет по страховым взносам за период с начала расчетного периода по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства включительно. Сумма страховых взносов, подлежащая уплате в соответствии с указанным расчетом, подлежит уплате в течение 15 календарных дней со дня подачи такого расчета.
В соответствии с нормами, установленными ст. 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщиков страховых взносов уплачиваются одновременно с уплатой взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страхового взноса определяется в процентах от неуплаченной суммы налога и принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии со статьей 61 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что административный ответчик поставлен на учёт в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ, и до ДД.ММ.ГГГГ являлся плательщиком страховых взносов.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии с ч. 1, 3 ст. 70 НК РФ требование об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом.
Статьёй 15 КАС РФ установлено, что в случае отсутствия норм права, регулирующих спорные отношения, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм права разрешает административное дело исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).
Постановлением Пленума Верховного Арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа), а в случае представления налоговой декларации (расчета авансового платежа) с нарушением установленных сроков - следующий день после ее представления.
Несвоевременное совершение налоговым органом действий, предусмотренных п.п. 4, 6 ст. 69, п.п. 1 - 2 ст. 70, ст.ст. 46 - 47 НК РФ, не влечет продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно - в последовательности и продолжительности, установленной названными нормами закона. Однако пропущенный уполномоченным органом по уважительным причинам срок может быть восстановлен судом (п. 3 ст. 46, п. 3 ст. 47 НК РФ) с учетом разъяснений, данных в п. 60 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Как следует из материалов дела и установлено судом, административный ответчик ДД.ММ.ГГГГ снят с учёта в налоговом органе в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства на основании государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности.
Административный истец указывает, что обязанность по уплате должна быть выполнена ответчиком в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Неисполнение обязанности по уплате является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, пени, штрафа.
Таким образом, административному истцу стало известно о неисполнении административным ответчиком обязанности по уплате страховых взносов ДД.ММ.ГГГГ. Однако, требование об уплате страховых взносов № было направлено в адрес ответчика только ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами срока, установленного ч. 1, 3 ст. 70 НК РФ.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 г. N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.02.2007 г. N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Таким образом, суд полагает необходимым принять во внимание возражения административного ответчика и не находит оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШРР›:
Рсковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Р РѕСЃСЃРёРё в„– 14 РїРѕ Самарской области Рє Малолеткову Андрею Алексеевичу Рѕ взыскании обязательных платежей, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано РІ апелляционном РїРѕСЂСЏРґРєРµ РІ Самарский областной СЃСѓРґ через Рсаклинский районный СЃСѓРґ Самарской области РІ течение РѕРґРЅРѕРіРѕ месяца СЃРѕ РґРЅСЏ принятия решения СЃСѓРґР° РІ окончательной форме.
В окончательной форме решение суда изготовлено 22 марта 2022 г.
Судья: М.П. Семенов