№ 2а-321/2020 (10RS0016-01-2020-000360-22)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Сегежа 15 апреля 2020 года
Сегежский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Скрипко Н.В.,
при помощнике судьи Кондратович О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Карелия к Сивоконь Е.В. о взыскании задолженности по уплате страховых взносов и пеней,
установил:
Истец Межрайонная ИФНС России № 2 по РК обратилась с названным иском к ответчику Сивоконь Е.В. по тем основаниям, что ответчик являлась страхователем в системе обязательного пенсионного страхования как индивидуальный предприниматель, самостоятельно уплачивающий страховые взносы в виде фиксированного платежа, являлась плательщиком страховых взносов. 3 ноября 2016 года Сивоконь Е.В. утратила статус индивидуального предпринимателя. При этом ответчиком своевременно не были уплачены страховые взносы в сумме 3 701 руб. 32 коп. и пени по страховым взносам в сумме 4 521 руб. 11 коп. Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» указанные полномочия с 1 января 2017 года переданы налоговым органам. ГУ УПФ РФ в г. Сегеже Республики Карелия (межрайонным) задолженность по страховым взносам и неисполненные требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов были переданы с пропущенным для их взыскания сроком. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просит восстановить срок на подачу настоящего иска в суд; взыскать с ответчика страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в сумме 2 528 руб. 85 коп., на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС в сумме 1 172 руб. 47 коп.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в ПФ РФ на выплату страховой пенсии, в сумме 3 198 руб. 80 коп., на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС в сумме 385 руб. 84 коп.
Административный истец Межрайонная ИФНС России № 2 по РК своего представителя в судебное заседание не направил, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Административный ответчик Сивоконь Е.В. в судебном заседании не участвовала, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом, об отложении дела не ходатайствовала, об уважительности причин не явки не сообщала.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» указанные полномочия с 1 января 2017 года переданы налоговым органам.
В соответствии со ст. 18.1 Налогового кодекса РФ в Российской Федерации настоящим Кодексом устанавливаются страховые взносы, которые являются федеральными и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.
Согласно п. 3.4 ст. 23 Налогового кодекса РФ плательщики страховых взносов обязаны уплачивать установленные настоящим Кодексом страховые взносы.
Вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование регулируются главой 34 части 2 Налогового кодекса РФ.
Согласно ст. 419 Налогового кодекса РФ индивидуальные предприниматели признаются страхователями по обязательному пенсионному страхованию, обязанными производить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
Исходя из положений п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 69 Налогового кодекса РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате страховых взносов и (или) пеней является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате страховых взносов и пеней, то есть письменного извещения о неуплаченной сумме страховых взносов и обязанности уплатить её в установленный срок.
Пунктом 2 ст. 45 Налогового кодекса РФ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога (страховых взносов) в установленный срок производится взыскание налога (страховых взносов) в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 настоящего Кодекса.
В судебном заседании установлено, что Сивоконь Е.В. являлась индивидуальным предпринимателем, прекратила деятельность 27 сентября 2016 года, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуального предпринимателей.
Из представленного административным истцом расчёта следует, что за Сивоконь Е.В. числится задолженность по страховым взносам и пеням по состоянию на 1 января 2017 года в размере 8 222 руб. 43 коп., в том числе, задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в сумме 2 528 руб. 85 коп., на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС в сумме 1 172 руб. 47 коп.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в ПФ РФ на выплату страховой пенсии, в сумме 3 198 руб. 80 коп., на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС в сумме 385 руб. 84 коп.
8 сентября 2016 года ответчику было направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам и пеней №... на общую сумму 1 177 руб. 52 коп. в срок до 27 сентября 2016 года, требование №... на сумму 456 руб. в срок до 1 апреля 2017 года, требование №... на сумму 2 119 руб. 16 коп. в срок до 1 апреля 2017 года, требование №... на сумму 3 701 руб. 32 коп., пени в сумме 768 руб. 24 коп. в срок до 1 апреля 2017 года.
Принимая во внимание, что недоимка по страховым взносам и пеням возникла у ответчика до принятия и вступления в законную силу Федерального закона от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», суд полагает, что в данном случае должны применяться нормы закона, действовавшие на период возникновения указанной задолженности.
До 1 января 2017 года отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее Федеральный закон № 212-ФЗ).
Федеральный закон № 212-ФЗ утратил силу с 1 января 2017 года в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».
В соответствии с частями 1, 2 ст. 18 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ предусматривалось, что в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном данным законом.
Частью 3 ст. 19 Федерального закона № 212-ФЗ было установлено, что до принятия решения о взыскании недоимки по страховым взносам орган контроля направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со ст. 22 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 2 ст. 22 Федерального закона № 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трёх месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено ч. 3 настоящей статьи.
В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об плате налога, сбора, пеней и штрафов.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Согласно ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В направленных ответчику 9 сентября 2016 года и 28 марта 2017 года требованиях об уплате недоимки по страховым взносам и пеней устанавливался срок уплаты недоимки до 27 сентября 2016 года и 1 апреля 2017 года. Административный иск был подан налоговым органом в суд 16 марта 2020 года, то есть с пропуском установленного законом срока. Административным истцом заявлено о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления. В обоснование уважительности пропуска срока административным истцом указано о том, что ГУ УПФ РФ в г. Сегеже Республики Карелия (межрайонным) задолженность по страховым взносам и неисполненные требования об уплате страховых взносов, пени, штрафа были переданы в налоговый орган с пропущенным для их взыскания сроком.
Разрешая заявление административного истца о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления, суд приходит к выводу об отсутствии уважительных причин пропуска срока обращения за принудительным взысканием обязательных платежей.
Довод административного истца о том, что длительная передача сведений обусловлена действиями пенсионного органа, судом не принимается, поскольку несвоевременная передача сведений, необходимых для осуществления налоговыми органами мероприятий по контролю за уплатой страховых взносов, как следствие ненадлежащей организации межведомственного взаимодействия и работы государственных органов, не является уважительной причиной пропуска срока принудительного взыскания. В материалах дела отсутствуют доказательства принятия административным истцом мер по истребованию сведений, которые он должен был получить в установленные сроки.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в связи с пропуском административным истцом срока на подачу административного искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 180, 290 КАС РФ, суд
решил:
исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Карелия оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Сегежский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В. Скрипко
мотивированное решение в порядке ст.177 КАС РФ изготовлено 17 апреля 2020 года