Решение от 09.11.2021 по делу № 2а-5312/2021 от 17.05.2021

Дело № 2а-5312/2021

УИД: 11RS0001-01-2021-007976-76

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Поповой Т.А.,

при секретаре Казаковой Е.Н.,

с участием представителя МВД России, МВД по Республике Коми Капиносова Э.О.,

представителя МО МВД «Сысольский» Барсуковой Н.В.,

рассмотрев 09 ноября 2021 года в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Железнова Павла Анатольевича к Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству внутренних дел по Республике Коми о присуждении компенсации за нарушения условий содержания во время конвоирования, взыскании компенсации морального вреда

                    у с т а н о в и л :

Железнов П.А. обратился в суд с иском к МВД по Республике Коми о взыскании компенсации морального вреда в размере 4 000 000 руб., причиненного ненадлежащими условиями конвоирования из СИЗО-2 УФСИН по Республике Коми (г. ...) в ИВС МО МВД «...» (с....) и обратно в период с 10.08.2020 по 24.02.2021. Требования мотивированы тем, что в указанный период времени 17 раз перевозился специальным автомобильным транспортом, расстояние составляло 450-500 км., тогда как законодательство обязывает при расстоянии свыше 400 км. перемещать лиц, содержащихся под стражей, железнодорожным транспортом. В автомобилях УАЗ и ГАЗ было холодно, сидения представляли деревянные скамейки, отсутствовало место для багажа, на одного человека приходилось 50-55 кв.см. 19.02.2021 в четырехместной камере перевозили 5 человек. 23.10.2020 автомобиль был в неисправном состоянии, ремонт термостата осуществлялся в пути, причина неисправности устранена не была, в связи с чем перевозился в автомобиле без обогрева, вследствие чего получил легкое обморожение. Время в пути от СИЗО-2 УФСИН по Республике Коми (г. ...) до ИВС МО МВД «...» (с....) составляло от 8 до 12 часов, при этом он был лишен возможности принимать пищу, поскольку в автомобилях отсутствовал стол для этих целей и присутствовал неприятный запах, ... Он является ... ..., ..., однако ввиду отсутствия медицинского работника в ИВС МО МВД «...» перед конвоированием из ИВС врачом не осматривался и конвоировался без медицинского заключения, а по прибытии в ИВС не мог обратиться за медицинской помощью.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена Российская Федерация в лице МВД России, в качестве третьих лиц – ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, МО МВД России «Сысольский», ОМВД России по Прилузскому району Республики Коми.

Определением от 29.10.2021 суд перешел к рассмотрению дела по правилам производства, установленным Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ).

Административный истец Железнов П.А., будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени рассмотрения дела, участия в судебном заседании не принял, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административных ответчиков (МВД России и МВД по Республике Коми) и представитель заинтересованного лица (МО МВД России «Сысольский») с требованиями не согласились.

Заинтересованные лица ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, ОМВД России по Прилузскому району Республики Коми, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явились.

Дело рассмотрено при имеющейся явке лиц в соответствии со статьей 150 КАС РФ.

Выслушав доводы явившихся лиц, изучив материалы административного дела и, оценив в совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ все представленные сторонами доказательства, суд находит требования Железнова П.А. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из требований положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Федеральным законом от 27.12.2019 №494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», УИК РФ, КАС РФ в части введения положений о праве на получение компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.

Так, в соответствии со статьей 17.1 Федерального закона №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», подозреваемый, обвиняемый в случае нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, условий их содержания под стражей имеют право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 27.12.2019 №494-ФЗ, настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней со дня его официального опубликования. В течение 180 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицо, подавшее в Европейский Суд по правам человека жалобу на предполагаемое нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, в отношении которой не вынесено решение по вопросу ее приемлемости или по существу дела либо по которой вынесено решение о неприемлемости ввиду неисчерпания национальных средств правовой защиты в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона, может обратиться в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с заявлением о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении с указанием в нем даты обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека и номера этой жалобы.

В соответствии с положениями статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч. 1).

Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч. 3).

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5).

Компенсация за нарушение условий содержания присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации допускается возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В ходе рассмотрения дела установлено, что с 28.07.2020 Железнов П.А. содержался в ФКУ СИЗО-2 УФСИН по Республике Коми, для выполнения следственных действий по постановлениям следователя СО МО МВД РФ «Сысольский», а также на основании требований Сысольского районного суда Республики Коми в период с 10.08.2020 по 24.02.2021 Железнов П.А. конвоировался в ИВС МО МВД России «Сысольский».

Одним из направлений деятельности территориальных органов МВД России являются обеспечение изоляции подозреваемых и обвиняемых лиц, содержащихся под стражей, постоянный надзор за ними, организация охраны и конвоирование, а также перевозки в пределах своей компетенции.

Конвоирование – это система обеспечительных и предупредительных мер, направленных на перемещение лиц, заключенных под стражу.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» на полицию возлагается, в числе прочих, обязанность по конвоированию содержащихся в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы осужденных и заключенных под стражу лиц, для участия в следственных действиях или судебном разбирательстве и охранять указанных лиц во время производства процессуальных действий.

Конвоирование лиц, заключенных под стражу (подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений) осуществляется на основании Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденного приказом МВД России от 07.03.2006 № 140дсп в специальных автомобилях.

Согласно Наставлению и Федеральному закону от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» охрана, конвоирование и содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых осуществляется в соответствии с принципами законности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства и не должны сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей. Подозреваемые и обвиняемые, находящиеся под стражей, передвигаются под конвоем.

В соответствии с приказом УФСИН России по Республике Коми от 02.06.2020 № 239 «О закреплении за районами Республики Коми» Сысольский район закреплен за ФКУ Следственный изолятор № 2 УФСИН по Республике Коми, расположенном в ...

Согласно представленным путевым журналам Железнов П.А. в период с 10.08.2020 по 24.02.2021 конвоировался совместным конвоем группы охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изоляторов временного содержания МО МВД России «Сысольский», группы охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых ОМВД России по Прилузскому району на специальных автомобилях, а именно:

... из ФКУ СИЗО-2 УФСИН по РК (далее СИЗО-2) в ИВС МО МВД «Сысольский» (далее ИВС) на автомобиле УАЗ 396221, рассчитанном для перевозки спецконтингента в количестве 4 человек, фактическая численность перевозимых лиц – 3 человека;

... из ИВС в СИЗО-2 на автомобиле ... у1951, предназначенном для перевозки спецконтингента в количестве 7 человек, фактическая численность перевозимых лиц – 5 человек;

... из СИЗО-2 в ИВС на автомобиле ... у1951, предназначенном для перевозки спецконтингента в количестве 7 человек, фактическая численность перевозимых лиц – 2 человека;

... из ИВС в СИЗО-2 на автомобиле ... у1951, предназначенном для перевозки спецконтингента в количестве 7 человек, фактическая численность перевозимых лиц – 3 человека;

... из СИЗО-2 в ИВС на автомобиле ... у1951, предназначенном для перевозки спецконтингента в количестве 7 человек, фактическая численность перевозимых лиц – 5 человек;

... из ИВС в СИЗО-2 на автомобиле ... у1951, предназначенном для перевозки спецконтингента в количестве 7 человек, фактическая численность перевозимых лиц – 7 человек;

... из СИЗО-2 в ИВС на автомобиле ... ..., Железнов П.А. перевозился один;

... из ИВС в СИЗО-2 на автомобиле ... 396221, рассчитанном для перевозки спецконтингента в количестве 4 человек, фактическая численность перевозимых лиц – 4 человека;

... из СИЗО-2 в ИВС на автомобиле ... у1951, предназначенном для перевозки спецконтингента в количестве 7 человек, фактическая численность перевозимых лиц – 6 человек;

... из ИВС в СИЗО-2 на автомобиле ... у1951, предназначенном для перевозки спецконтингента в количестве 7 человек, фактическая численность перевозимых лиц – 7 человек;

... из СИЗО-2 в ИВС на автомобиле ... у1951, предназначенном для перевозки спецконтингента в количестве 7 человек, фактическая численность перевозимых лиц – 3 человека;

... из ИВС в СИЗО-2 на автомобиле ... у1951, предназначенном для перевозки спецконтингента в количестве 7 человек, фактическая численность перевозимых лиц – 4 человека;

... из СИЗО-2 в ИВС на автомобиле ... у1951, предназначенном для перевозки спецконтингента в количестве 7 человек, фактическая численность перевозимых лиц – 7 человек;

... из ИВС в СИЗО-2 на автомобиле ...-3309АЗ, предназначенном для перевозки спецконтингента в количестве 11 человек, фактическая численность перевозимых лиц – 9 человек;

... из СИЗО-2 в ИВС на автомобиле ... 396221, рассчитанном для перевозки спецконтингента в количестве 4 человек, фактическая численность перевозимых лиц – 3 человека;

... из ИВС в СИЗО-2 на автомобиле ... у1951, предназначенном для перевозки спецконтингента в количестве 7 человек, фактическая численность перевозимых лиц – 6 человек;

... из СИЗО-2 в ИВС Железнов П.А. перевозился на автомобиле ... один.

Расстояние от СИЗО-2 до ИВС составляет 430 км., время движения с учетом метеорологических условий, ограничения скорости движения, состояния транспортного средства составляет 7-8 часов.

Поскольку Железнов П.А. конвоировался структурными подразделениями органов внутренних дел, надлежащим административным ответчиком по делу является Российская Федерация в лице МВД России, в соответствии с подпунктом 1 части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой главный распорядитель выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту, а также в силу статьи 4 Федерального закона от 27.12.2019 №494-ФЗ, согласно которой финансовое обеспечение выплаты компенсации за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели и в соответствии с подпунктом 100 пункта 11 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 № 699, МВД России осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств.

С учетом приведенных положений в удовлетворении требований Железнова П.А. к МВД по Республике Коми следует отказать, поскольку они заявлены к ненадлежащему административному ответчику.

В соответствии со статьей 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Из содержания названной конституционной нормы следует, что действия (или бездействие) органов государственной власти или их должностных лиц, причинившие вред любому лицу, влекут возникновение у государства обязанности этот вред возместить, а каждый пострадавший от незаконных действий органов государственной власти или их должностных лиц наделяется правом требовать от государства справедливого возмещения вреда.

Статьями 1069 и 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) федеральных органов государственной власти, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации.

В силу статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Указанные законоположения предусматривают установление факта причинения нравственных или физических страданий незаконным действием (бездействием) государственного органа, наличия причинно-следственной связи между противоправностью действий (бездействия) государственного органа или должностного лица и наступлением вреда в виде нравственных или физических страданий.

Обязательным условием удовлетворения требования о взыскании компенсации морального вреда является факт причинения потерпевшему физических и нравственных страданий и вина (противоправность или незаконность действий, бездействия) ответчиков.

Из системного толковании приведенных норм права следует, что само по себе нарушение личных неимущественных прав потерпевшего или посягательство на нематериальные блага не является безусловным основанием для удовлетворения требования о компенсации морального вреда. Обязательным условием удовлетворения названного требования о компенсации морального вреда является факт причинения потерпевшему физических и нравственных страданий.

Процесс содержания под стражей законодательно урегулирован, осуществляется на основании нормативно-правовых актов и соответствующих актов Министерства юстиции Российской Федерации, которыми регламентированы условия содержания, права и обязанности лиц, содержащихся под стражей, а также права и обязанности лиц, ответственных за их содержание. Содержание на законных основаниях лица под стражей или нахождения в местах, соответствующих установленных государством нормативам, заведомо не может причинить физические и нравственные страдания, поскольку такие нормативы создавались именно с целью обеспечить не только содержание под стражей, но и обеспечить при этом соблюдение прав лиц, оказавшихся в них вследствие реализации механизма государственного принуждения. При таких обстоятельствах, само по себе содержание лица под стражей, осуществляемое на законных основаниях, не порождает у этого лица право на компенсацию морального вреда. Юридически значимым и подлежащим доказыванию обстоятельством по делу о такой компенсации морального вреда является факт причинения потерпевшему физических и нравственных страданий.

Используемые органами внутренних дел спецавтомобили изготавливаются и сертифицируются в соответствии с требованиями Технического регламента таможенного союза ... «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877.

Транспортные средства изготовлены на предприятии, имеющем соответствующее одобрение транспортного средства, выданное органом по сертификации продукции. В соответствии с полученными одобрениями транспортные средства соответствуют установленным в Российской Федерации требованиям к механическим транспортным средствам. Таким образом, законность эксплуатации транспортных средств, предназначенных для перевозки лиц, заключенных под стражу, не может подвергаться сомнению, поскольку одобрение типа транспортного средства выдается в соответствии с правилами по сертификации.

В соответствии с правилами сертификации, помимо общих требований, предъявляемых к механическим транспортным средствам, к автомобилям, осуществляющим перевозку лиц, заключенных под стражу, предъявляются специальные технические требования – Правила стандартизации ПР 78.01.0024-2010, ПР 78.01.0024-2016 «Автомобили оперативно-служебные для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Конструктивные особенности специальных автомашин предполагают наличие общих и одиночных камер и установленными для них нормами площади, их вентиляцию, которая производится за счет вентиляционных отверстий в двери, отопление рабочего салона и его освещение, в том числе камер. Органом по сертификации произведено одобрение транспортных средств, они полностью соответствуют установленным в Российской Федерации требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств. Отсеки для подозреваемых и обвиняемых, в том числе размеры, двери, стенки, сидения, камеры и их оборудование, производятся в соответствии с ГОСТом и Наставлением, утвержденным приказом Минюста России от 04.09.2006 № 279.

Конструктивные особенности спецавтомашин в соответствии с требованиями, предъявляемыми Стандартами 2010,2016, предполагают наличие общих и одиночных камер с установленными для них нормами площади, их вентиляцию, которая производится за счет вентиляционных отверстий в двери, отопление рабочего салона и его освещение, в том числе камер.

Пунктами 4.5, 5.5.2 Стандарта установлено, что в спецкузове, грузовом отсеке автофургона, салоне автобуса и легкового автомобиля оборудуются помещение конвоя, камеры для спецконтингента и туалетная кабина в спецавтомобилях, вместимостью более 7 человек спецконтингента. Специальные автомобили предназначены для перевозки только сидящих людей. Сидения должны быть стационарными, жесткой конструкции, на металлическом каркасе, сваренном из стальных профилей размером не менее 20х20х1,5 мм. Сиденья и спинки должны быть выполнены из доски деревьев хвойных пород, толщиной от 25 до 40 мм., с бесцветным лаковым покрытием. Сиденья должны иметь следующие размеры: длина сидений (лавок) в общих камерах должна определяться из расчета 450 мм. на одно посадочное место; ширина сиденья в одиночной камере – не менее 420 мм., высота сидений – от 340 до 500 мм., глубина сидений – не менее 350 мм.

Пунктом 5.1.3 Стандарта установлено, что внутренняя высота спецкузова должна составлять от 1600 до 1700 мм.

В соответствии с п. 5.4.4 Стандарта минимальные размеры камер: одиночная камера – ширина 500 мм., глубина 650 мм.; общая камера – 450 мм. на одно посадочное место, глубина - 650 мм. (1150 -1300 мм. - с двумя рядами сидений, расположенных напротив друг друга).

Оборудование спецавтомобилей поручнями, ремнями безопасности, подлокотниками, подставками для ног, подушками безопасности, столами для приема пищи, а также багажным отделением не предусмотрено, переоборудование спецтранспорта запрещено. Выпуск на линию неисправных автомобилей не допускается.

Правилами дорожного движения, утвержденными постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, установлено, что число перевозимых людей в кузове грузового автомобиля, а также салоне автобуса, осуществляющего перевозку на междугороднем, горном, туристическом или экскурсионном маршруте, не должно превышать количества оборудованных для сидения мест (п. 22.3), запрещено перевозить людей сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства (п. 22.8).

Европейский суд признал приемлемой перевозку осужденных и лиц, заключенных под стражу, по норме вместимости, установленной техническими требованиями и нормативными документами для отечественных специальных транспортных средств (Постановления ЕСПЧ по делам «Селезнев против Российской Федерации» и «Алехин против Российской Федерации»).

Из путевых журналов следует, что в заявленный административным истцом период с 10.08.2020 по 24.02.2021 норма вместимости при конвоировании Железнова П.А. была соблюдения, превышения численности спецконтингента не было, в связи с чем доводы Железнова П.А. в этой части являются не состоятельными.

Условия конвоирования Железнова П.А. в специальных автомобилях являлись надлежащими, камеры специальных автомобилей были оборудованы системой обогрева и вентиляции, были исправными как в пути следования, так и после завершения конвоирования, все системы: освещение, вентиляция, отопление находились в рабочем состоянии, что подтверждается отметками в путевых журналах; конструкция специальных автомобилей не предусматривает наличие ремней безопасности, а также столов и мягких полок для сидения, перед каждой отправкой производилась полная проверка работоспособности систем автомобиля.

Согласно материалам проверки УРЛС МВД по Республике Коми №... при конвоировании Железнова П.А. 23.20.2020 в автомобиле ... у1951 г.р.з. ... возникла неисправность системы охлаждения в 30 км. от г. ... в сторону г. ..., о чем старшим конвоя немедленно было сообщено руководству МО МВД России «Сысольский», в течение 20-30 минут неисправность была устранена, в связи с чем отпала необходимость направления подменного спецавтотранспорта, автомобиль продолжил движение в штатном режиме.

Таким образом, доводы Железнова П.А. о перевозке 23.10.2020 при неработающей системе отопления и получения им обморожения не нашли своего подтверждения, за медицинской помощью он не обращался.

Согласно рапортам начальника ИВС МО МВД «Сысольский» за спорный период время в пути не превышало 8 часов.

В соответствии с п. 246 приказа МВД России от 07.03.2006 № 140дсп «Об утверждении Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых» (в редакции 1015 дсп от 25.12.2013) при конвоировании по плановым и автодорожным маршрутам через каждые 3-4 часа движения в зависимости от обстановки и категории конвоируемых и решению начальника (старшего) конвоя могут делаться остановки продолжительностью 10-15 минут для осмотра кузова спецавтомобиля и отправления конвоируемыми естественных надобностей. Пункты остановок предусматриваются планом охраны, как правило, в местах расположения территориального органа МВД России, а при их отсутствии на местности, позволяющей обеспечить надежную охрану подозреваемых и обвиняемых, и их изоляцию от посторонних граждан. Во время остановок начальник (старший) конвоя организует наружную охрану специального автомобиля и в случае необходимости вывод конвоируемых на оправку (по одному в сопровождении двух конвоиров). Двери камер после каждого вывода из них подозреваемых и обвиняемых должны закрываться на замки.

Из путевых журналов, а также ответа ИВС по Княжпогостскому району от 13.08.2021, следует, что при конвоировании Железнова П.А. осуществлялись заезды в ИВС Княжпогостского района для приема пищи и отправления естественных надобностей 30.10.2020, 20.11.2020, 27.11.2020, 07.12.2020, 14.12.2020, 12.01.2021, 16.01.2021, 12.02.2021,19.02.2021, 24.02.2021 (л.д. 66-83,177-191,192), 15 и 23 октября 2020г. заезды не осуществлялись в связи с карантином ... в ИВС ОМВД России по Княжпогостскому району.

По сведениям, представленным МО МВД «Сысольский», остановки на местности по пути следования для отправления естественных надобностей осуществлены 10.08.2020, 20.08.2020, 15.10.2020, 23.10.2020, 28.10.2020.

Таким образом, доводы Железнова П.А. о нарушении его прав на отправление естественных надобностей не подтвердились.

Перед выездом подозреваемые (обвиняемые) получают горячую пищу, на период конвоирования обеспечиваются сухим пайком, что подтверждается продовольственной тетрадью. Питьевая вода предоставляется по мере необходимости и по просьбе конвоируемых лиц.

Поскольку Железнов П.А. на время его конвоирования был обеспечен питанием – сухим пайком, его доводы о невозможности приема пищи суд находит не состоятельными.

Нормативно-правовыми актами, регулирующими конвоирование лиц, содержащихся под стражей, не предусмотрена обязанность конвоирования подозреваемых и обвиняемых железнодорожным транспортом в случае, если расстояние между пунктом отправления и пунктом назначения составляет более 400 км.

Доводы Железнова П.А. о невозможности получения медицинской помощи в ИВС ввиду отсутствия штатного медицинского работника в изоляторе временного содержания и конвоирования его из ИВС без обязательного медицинского заключения, суд также находит не состоятельными по следующим основаниям.

Пунктами 38 и 39 Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы предусмотрено, что лица, заключенные под стражу, или осужденные, убывающие из СИЗО и учреждений УИС, в том числе следующие транзитом, осматриваются медицинским работником для определения возможности транспортировки. Результат осмотра с заключением о возможности транспортировки фиксируется в медицинской карте пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и справке, которая приобщается к личному делу. К транспортировке не допускаются лица в острой стадии заболевания, лица, страдающие заболеваниями, оказание которым необходимой медицинской помощи в период транспортировки невозможно, а также лица, перемещение которых невозможно по медицинским показаниям. Лица, заключенные под стражу, или осужденные с инфекционными заболеваниями, представляющие эпидемическую опасность, лица, страдающие заболеваниями, передающимися половым путем, заразными формами паразитарных кожных заболеваний, не завершившие курс лечения, из одного учреждения УИС в другое не переводятся, за исключением перевода для оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС или медицинских организациях.

Данный Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденный приказом Минюста России от 28.12.2017 N 285, устанавливает правила организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу в следственных изоляторах, а также осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Таким образом, требования пункта 38 Порядка обязательны для СИЗО и учреждений УИС, к которым ИВС не относится, поскольку изолятор временного содержания подозреваемых и обвиняемых МО МВД России «Сысольский», является структурным подразделением органов внутренних дел, реализующих полномочия полиции по охране и конвоированию задержанных и заключенных под стражу лиц.

Деятельность ИВС МО МВД России «Сысольский» осуществляется на основании Положения об изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых МО МВД России «Сысольский», утвержденного приказом МО МВД России «Сысольский» от ... и на основании приказа МВД России от ... «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» и других нормативно-правовых актах, в том числе Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел", утвержденной МВД России и Минздрава России от 31.12.1999 № 1115/475.

Согласно данной Инструкции медицинские работники изоляторов временного содержания органов внутренних дел организуют и осуществляют медицинскую помощь подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, контроль за выполнением в ИВС государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. В случае отсутствия в ИВС медицинских работников функции по медико-санитарному обеспечению подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений возлагаются на медицинских работников здравпункта городского, районного и линейного органа внутренних дел. Лица, нуждающиеся в скорой медицинской помощи, а также амбулаторном либо стационарном обследовании и лечении по поводу онкологических, венерических заболеваний, ВИЧ-инфекции, туберкулеза, сахарного диабета, других заболеваний, при которых показано непрерывное наблюдение и лечение, обеспечиваются необходимой медицинской помощью в соответствующих лечебно-профилактических учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения.

В течение первых суток пребывания в ИВС проводится первичный медицинский осмотр всех вновь поступивших с целью выявления лиц с подозрением на инфекционные заболевания, представляющих опасность для окружающих, и больных, нуждающихся в скорой медицинской помощи. При этом обращается особое внимание на наличие проявлений кожных, венерических, психических заболеваний, пораженность педикулезом, чесоткой.

В случае отсутствия медицинского работника в период поступления в ИВС вновь прибывших лиц, дежурный по ИВС, а при отсутствии штатного дежурного по ИВС - дежурный (помощник дежурного) по органу внутренних дел, опрашивает их о состоянии здоровья.

При наличии жалоб от вновь поступивших лиц на плохое самочувствие или признаках заболевания (травмы) дежурный по ИВС (дежурный, помощник дежурного по органу внутренних дел) обязан немедленно вызвать медицинского работника ИВС либо бригаду скорой медицинской помощи.

О результатах опроса подозреваемых и обвиняемых, заявленных при этом жалобах на состояние здоровья и оказанной нуждавшимся медицинской помощи производятся необходимые записи в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС, который хранится в медицинской части ИВС, а в период отсутствия медицинского работника - у дежурного по ИВС (дежурного, помощника дежурного по органу внутренних дел).

При выявлении в ИВС больных с подозрением на наличие психического, опасного инфекционного заболевания, а также других лиц, нуждающихся в скорой медицинской помощи, медицинский работник ИВС (в случае его отсутствия - дежурный по ИВС (дежурный, помощник дежурного по органу внутренних дел)) в установленном порядке вызывает бригаду скорой медицинской помощи.

При состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях), медицинский работник ИВС (в случае его отсутствия - дежурный по ИВС, дежурный, помощник дежурного по органу внутренних дел) немедленно вызывает бригаду скорой медицинской помощи. До момента прибытия бригады скорой медицинской помощи медицинский работник ИВС обязан проводить реанимационные и иные необходимые мероприятия, направленные на сохранение жизни больного. В случае отсутствия медицинского работника дежурный, помощник дежурного по органу внутренних дел обязан оказывать первую помощь до момента прибытия бригады скорой медицинской помощи.

Если по заключению медицинского работника ИВС или бригады скорой медицинской помощи подозреваемый или обвиняемый нуждается в стационарном лечении, он направляется в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение государственной или муниципальной системы здравоохранения.

В случаях заболевания подозреваемого и обвиняемого в совершении преступления в пути следования (этапирования), конвой доставляет заболевшего в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение государственной или муниципальной системы здравоохранения и передает под охрану соответствующего органа внутренних дел.

Лица, поступившие в ИВС из учреждений УИС, а также осужденные к лишению свободы обеспечиваются медицинской помощью (кроме скорой) в медицинских учреждениях УИС.

Лица, нуждающиеся в амбулаторном либо стационарном обследовании и лечении по поводу онкологических, венерических заболеваний, ВИЧ-инфекции, туберкулеза, сахарного диабета, других заболеваний, при которых показано непрерывное наблюдение и лечение, обеспечиваются необходимой медицинской помощью в соответствующих лечебно-профилактических учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения.

Лица заболевшие, но не имеющие показаний для госпитализации, обеспечиваются необходимой амбулаторной медицинской помощью в период пребывания в ИВС силами медицинских работников ИВС.

В случае отсутствия в ИВС медицинских работников мероприятия по оказанию первой помощи лицам, содержащимся в них, осуществляются сотрудниками ИВС.

У дежурного по ИВС (дежурного, помощника дежурного по органу внутренних дел) должна быть аптечка для оказания первой помощи.

Этапированию не подлежат заболевшие, нуждающиеся в скорой медицинской помощи.

Согласно п. 11 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел лица, нуждающиеся по заключению медицинского работника в стационарном лечении, в ИВС не принимаются.

В соответствии с журналом медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС МО МВД России «Сысольский»№..., Железнов П.А. 11 и 17 августа 2020 года обращался к дежурному ИВС с жалобами на ..., по каждому случаю ему вызывалась бригада скорой медицинской помощи, соответственно медицинская помощь оказывалась незамедлительно.

Кроме того, указанные требования являлись предметом рассмотрения по гражданскому делу № 2-1230/2021, согласно решению от 06.10.2021 по данному делу (дело № 2-1230/21,...), суд пришел к выводу, что МО МВД России «Сысольский» были приняты все необходимые меры по обеспечению прав Железнова П.А. на охрану здоровья, получение первой помощи, в связи с чем отсутствие в ИВС медицинского работника для организации и осуществления медицинской помощи само по себе не повлекло нарушения прав истца.

В заявленные периоды времени условия конвоирования административного истца соответствовали требованиям стандартов; испытываемые им неудобства, в связи с его перевозкой не превышали тот уровень страданий, который неизбежен при ограничении свободы.

Обстоятельств, свидетельствующих о жестоком и бесчеловечном обращении в отношении Железнова П.А., нарушении его прав и свобод, включая право на уважение достоинства личности, гарантированное статьей 21 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Конвенции о защите основных прав и свобод, в ходе рассмотрения дела не установлено.

Установленные обстоятельства, подтвержденные доказательствами, отвечающими требованиям относимости, допустимости, достаточности и достоверности, вопреки доводам административного истца, не позволяют прийти к выводу о том, что перемещение в специальном транспорте Железнова П.А. в период его конвоирования достигли границы жесткости, требуемой для характеристики обращения в качестве бесчеловечного или унижающего достоинство согласно значению статьи 3 Конвенции (Постановление Европейского Суда по жалобам № 11215/10 и №55068/12 «Д. и С. против России».

Железновым П.А. не представлено доказательств того, что он перевозился и содержался в заявленные им периоды в бесчеловечных условиях, нарушающих его права и унижающих достоинство человека. Доказательств наступления каких-либо неблагоприятных последствий от действий должностных лиц, а также вины государственных органов и их должностных лиц, нарушающих личные неимущественные права или нематериальные блага, не установлено.

Поскольку в период конвоирования административного истца, условия его содержания соответствовали требованиям действующего законодательства, нарушений прав истца не установлено, оснований для удовлетворения требований Железнова П.А. не имеется.

Руководствуясь статьями 175-180,227 КАС РФ, суд

р е ш и л :

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░.░░░░░░

    ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░10 ░░░░░░ 2021 ░░░░    

2а-5312/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Железнов Павел Анатольевич
Прокуратура г. Сыктывкара
Ответчики
РФ в лице МВД России
МВД по РК
Другие
МО МВД РОссии "Сысольский"
ОМВД России по Призузскому району
ФКУ Управление по конвоированию УФСИН по РК
УФСИН по РК
ФСИН России
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Попова Татьяна Анатольевна
Дело на сайте суда
syktsud.komi.sudrf.ru
17.05.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.05.2021Передача материалов судье
24.05.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.05.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
18.06.2021Предварительное судебное заседание
20.08.2021Судебное заседание
20.09.2021Судебное заседание
21.09.2021Судебное заседание
08.10.2021Судебное заседание
21.10.2021Судебное заседание
29.10.2021[*] (ст.33.1 ГПК РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства (после принятия к производству)
09.11.2021Судебное заседание
10.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее