Дело № 2-2085/2023
91RS0009-01 -2023 -0003146-49
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 ноября 2023 года
Евпаторийский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Лобановой Г. Б.,
при секретаре судебного заседания Алиевой Н.Р.,
с участием истца Ефремова Н.И.,
с участием представителя ответчика Неделькович Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ефремова Николая Ивановича к Департаменту труда и социальной защиты населения Администрации <адрес> Республики Крым, третьи лица Администрация <адрес> Республики Крым, Государственное казенное учреждение Республики Крым «Центр социальных, выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обеспечения и занятости в <адрес>, Министерству труда и социальной защиты Республики Крым о признании решения, оформленного в виде протокола от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении государственной социальной помощи на получение социального контракта незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
Ефремов Н.И., обратился в суд с иском к Департаменту труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым о признании решения, оформленного в виде протокола от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении государственной социальной помощи на получение социального контракта незаконным. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением об оказании ему государственной социальной помощи в виде социального контракта для своей индивидуальной предпринимательской деятельности. ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал ему в заключении социального контракта. Таким образом, ответчик нарушил его конституционное право государственную социальную помощь для выхода из трудной жизненной ситуации. Просит признать отказ ответчика от ДД.ММ.ГГГГ, (удовлетворить его заявление от ДД.ММ.ГГГГ о заключении социального контракта) незаконным.
В судебном заседании истец Ефремов Н.И., поддержал доводы своего искового заявления, дал пояснения аналогичным в иске, просил их удовлетворить по основаниям указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Неделькович Е.В., действующая на основании доверенности № от 20.02.2023(л.д.30) исковые требования не признала, просила отказать в полном объеме. К материалам дела приобщила письменные возражения относительно исковых требований (л.д.18-27).
Третьи лица представители Администрации <адрес> Республики Крым Государственного казенного учреждения Республики Крым «Центр социальных, выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обеспечения и занятости в <адрес>, Министерство труда и социальной защиты Республики Крым не прибыли в судебное заседание, извещены надлежащим способом. Дело рассмотрено в отсутствии третьих лиц в порядке ст.167 ГПК РФ.
Суд, выслушав лиц участвующих в судебном заседании, изучив в порядке ст.181 ГПК РФ письменные материалы дела, установил юридически значимые обстоятельства, дал оценку всем собранным по делу доказательствам и пришел к выводу, что исковые требования Ефремова Н.И., подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судья рассматривает настоящее дело по имеющимся в деле доказательствам в соответствии с ч.2 ст.150 ГПК РФ.
Из материалов дела и установленных обстоятельств следует, что ДД.ММ.ГГГГ Ефремов Н.И., обратился в Департамент труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым с заявлением о заключении социального контракта и предоставлении Государственной социальной помощи на основании социального контракта для организации деятельности в качестве самозанятого по изготовлению сувенирной продукции посредством лазерной резки.
Департаментом труда и социальной защиты населения Администрации <адрес> Республики Крым 30.12.2022г. подготовлена программа социальной адаптации получателя государственной социальной помощи на основании социального контракта по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности.
Согласно п.11 Порядка государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается органом социальной защиты населения исходя из содержания программы социальной адаптации, которая предусматривает обязательные для ее реализации мероприятия. К таким мероприятиям относятся: поиск работы (пп.1); по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности (пп.2); ведение личного подсобного хозяйства (пп.3); иные мероприятия, направленные на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации (пп.4). Под иными мероприятиями понимаются мероприятия, направленные на оказание государственной социальной помощи в виде социального пособия на основании социального контракта в целях удовлетворения текущих потребностей граждан в приобретении товаров первой необходимости, одежды, обуви, лекарственных препаратов, товаров для ведения личного подсобного хозяйства, в лечении, профилактическом медицинском осмотре, в целях стимулирования ведения здорового образа жизни, а также для обеспечения потребности семей в товарах и услугах дошкольного и школьного образования.
В соответствии с п.13 Порядка (в редакции, действующей на день обращения истца в Департамент), при реализации мероприятий, направленных на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, гражданину предоставляется единовременная денежная выплата не более 250000 рублей на одного предпринимателя или самозанятого гражданина для ведения предпринимательской деятельности, в том числе закупки оборудования, создания и оснащения дополнительных рабочих мест, при условии соблюдения требований федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», от ДД.ММ.ГГГГ №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», от ДД.ММ.ГГГГ N 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», исходя из сметы затрат, предусмотренных программой социальной адаптации (на индивидуальную предпринимательскую деятельность); возмещаются расходы, связанные с постановкой на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика, налога на профессиональный доход в размере фактически понесенных расходов, но не более 5% от суммы, выделенной гражданину в рамках социального контракта.
Согласно диплому специалиста Днепропетровского государственного университета, ЛБ BE № от ДД.ММ.ГГГГ Ефремов Н.И., имеет квалификацию инженера-программиста.
Согласно диплому о профессиональной переподготовке № № от ДД.ММ.ГГГГ ЧПОУ «Сибирский Автомобильно-Дорожный Институт» Ефремов Н.И., имеет право на ведение профессиональной деятельности в сфере «Судебной землеустроительной экспертизы».
ДД.ММ.ГГГГ Ефремов Н.И., прошел курс по программе «Управление и обслуживание оборудования для лазерной резки и гравировки с числовым программным управлением станка фирмы Апачи», что подтверждается сертификатом, выданным ООО «Апачи групп».
Ефремов Н.И., был зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, также состоял на учете налогоплательщика налога на профессиональный доход с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ доход Ефремова Н.И. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составил 170 000 руб., что подтверждается ответом МИФНС № по <адрес>, согласно справке ТО ГКУ РК «Центр занятости населения» в городе Евпатория Ефремов Н.И., зарегистрирован территориальным отделением ГКУ РК «Центр занятости населения» в <адрес> как безработный с ДД.ММ.ГГГГ, согласно акту обследования материального положения и жилищно-бытовых условий семьи (одиноко проживающего гражданина) и на основании анкеты о семейном и материально-бытовом положении установлено, что Ефремов Н.И., имеет дом общей площадью 125,1кв.м, требующий ремонта, а также автомобиль №.
В целях повышения жизненного уровня одиноко проживающего гражданина Ефремову Н.И., была предложена одноэтапная программа социальной адаптации - осуществление предпринимательской деятельности - самозанятости (изготовление сувениров), которое позволит ему самостоятельно повысить среднедушевой доход. Предполагается покупка лазерного станка - 340 000 руб. и фанера - 10 000 руб., итого 350 000 руб. Сумма денежной выплаты по социальному контракту составляет 350 000 рублей с единовременным перечисление на лицевой счет получателя. Стоимость услуги - от 500 рублей в день. Работа ежедневная. Планируемый доход в месяц от 18 000 руб. Срок действия социального контракта 12 месяцев, который перечеркнут Еремовым Н.И., и дописано от руки три месяца.
Решением Департамента труда и социальной защиты населения <адрес> Республики Крым, оформленным протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, Ефремову Н.И., отказано в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта единовременно.
Департамент труда и социальной защиты населения <адрес> Республики Крым принял решение об отказе Ефремову Н.И., в предоставлении государственной социальной помощи, направив в адрес Ефремова Н.И. протокол Департамента от 11.01.2023г.
Согласно тексту данного протокола, основанием для отказа в предоставлении государственной социальной помощи ответчик указал п.п.10, 27 Порядка предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта в <адрес>, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 612 (далее Порядок).
В соответствии с п. 10 Порядка предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта в <адрес>, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 612 государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается решением органа труда и социальной защиты населения на основании заключения межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с предоставлением государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - межведомственная комиссия).
Согласно п. 27 названного Порядка по результатам рассмотрения программы социальной адаптации межведомственная комиссия дает заключение о возможности (невозможности) заключения социального контракта.
Исходя из положений вышеуказанных пунктов 10 и 27 Порядка, органу труда и социальной защиты предоставляется право на отказ в предоставлении государственной социальной помощи на основании заключения межведомственной комиссии.
При этом норма закона, предусматривающая основания для отказа в предоставлении государственной социальной помощи, в протоколе не указана, заключение межведомственной комиссии, на которую ссылался ответчик, как на основание для отказа в предоставлении государственной социальной помощи, к протоколу Департамента от ДД.ММ.ГГГГ не приложено.
Основания для отказа заявителю в назначении государственной социальной помощи указаны в ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», которыми являются предоставление заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.
Аналогичные основания для отказа в предоставлении социальной помощи содержатся в ст. 9 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2014 «О государственной социальной помощи в <адрес>», в п.14 Административного регламента предоставления государственной услуги по назначению и выплате государственной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №.
Также решение об отказе в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта принимается в случае неявки заявителя для разработки программы социальной адаптации или для подписания социального контракта (п.п. 36, 38 Порядка), в случае нахождения заявителя в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания (п. 5 Порядка), а также в случае, если у заявителя или членов семьи заявителя уже есть действующий социальный контракт (п. 64 Порядка).
Согласно вышеуказанным нормативным актам перечень оснований для отказа в предоставлении государственной социальной помощи является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, соответственно, одно либо несколько оснований, предусмотренных законом, Департамент должен был указать в своем протоколе от ДД.ММ.ГГГГ, однако такие основания в решении об отказе не указаны.
Постановлением администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-п, утверждено Положение и состав межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с предоставлением государственной социальной помощи на основании социального контракта при администрации <адрес> Республики Крым.
В соответствии с п. 1.4 Положения о межведомственной комиссии основной целью работы комиссии является предоставление заключений о возможности (невозможности) заключения социального контракта в департамент труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым для принятия решений о назначении или об отказе в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта граждан, обратившимся от имени своей семьи и одиноко проживающим гражданам Российской Федерации, проживающим на территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым.
Основными задачами межведомственной комиссии является рассмотрение программы социальной адаптации и документов граждан, проживающих на территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, обратившихся в Департамент для предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта (п. 2.1.1).
Согласно п.2.1.2 Положения комиссия не позднее пяти дней после поступления в межведомственную комиссию программы социальной адаптации и документов граждан, обратившихся в департамент для предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта, формирует и направляет в Департамент заключение для принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №.
Пунктами 2.2.1, 2.2.2 Положения о межведомственной комиссии установлено, что данная комиссия организует системное и комплексное изучение обстоятельств, связанных с предоставлением государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданам, обратившимся от имени своей семьи и одиноко проживающим гражданам, проживающим на территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, вносит предложения и рекомендации по мероприятиям программы социальной адаптации, которая является неотъемлемой частью социального контракта.
Пунктом 27 Порядка предусмотрено, что заключение межведомственной комиссии оформляется в виде протокола, в котором отражается результат рассмотрения программы социальной адаптации, протокол утверждается председательствующим межведомственной комиссии.
Орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя с учетом рекомендаций Комиссии принимает решение о назначении и размере государственной социальной помощи в виде социального пособия на основании социального контракта, либо об отказе в назначении государственной социальной помощи в виде социального пособия на основании социального контракта и направляет заявителю уведомление о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, в котором указываются дата, время и место для подписания социального контракта, либо об отказе в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта (п. 27 Порядка).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание МВК по вопросу оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, согласно выписке из протокола № комиссией принято решение о нецелесообразности заключения социального контракта и назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта Ефремову Н.И., в связи с не согласием внесенных мероприятий органом занятости населения и организациями инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в программу социальной адаптации.
При обсуждении заявления Ефремова Н.И., члены комиссии указывали на исправление заявителем срока контракта на минимальный, что вызвало у них сомнения в намерениях заявителя в получении конечного результата оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта – повышения доходов и выхода из трудной жизненной ситуации.
Суд приходит к выводу, что данные выводы комиссии не могли быть положены в основу для принятия решения о нецелесообразности заключения с Ефремовым Н.И., социального контракта.
Согласно п.38 Приказа Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ № «Методические рекомендации по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта» направление обучения рекомендуется выбирать с учетом той специальности, по которой гражданин в дальнейшем планирует осуществлять предпринимательскую деятельность. По основному мероприятию «осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности» орган социальной защиты населения при необходимости включает в программу социальной адаптации регистрацию гражданина на Портале Бизнес-навигатора МСП акционерного общества "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" с целью использования образовательных материалов портала для ведения гражданином предпринимательской деятельности в том числе: шаблонов бизнес-планов, маркетинговых исследований и т.д. Орган социальной защиты населения также направляет гражданина на прохождения тестирования в целях определения готовности к ведению предпринимательской деятельности, а также последующего обучения в рамках программ АО "Корпорация "МСП" на площадках инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствующем субъекте Российской Федерации. Для осуществления указанных действий орган социальной защиты населения формирует и направляет в адрес Центра "Мой бизнес" с учетом региональной принадлежности и в адрес АО "Корпорация "МСП" заявку в свободной форме на прохождение гражданином тестирования и (или) обучения по основному мероприятию "осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности".
Доказательств того, что комиссия выполнила свои обязанности, предусмотренные п.п. 2.2.1, 2.2.2 Положения о межведомственной комиссии, по организации системного и комплексного изучения обстоятельств, связанных с предоставлением Ефремову Н.И., государственной социальной помощи на основании социального контракта, в материалах дела не имеется.
Учитывая изложенное, суд считает, что выводы комиссии основаны на субъективном мнении членов комиссии и не имеют ссылки на основания для отказа, предусмотренные законом.
Из приведенных нормативных положений федерального законодательства и законодательства субъекта Российской Федерации - Республики Крым следует, что оказание социальной помощи гражданам, нуждающимся в материальной поддержке, является одним из направлений государственной политики Российской Федерации как социального государства, которое реализуется путем осуществления предусмотренных законом специальных мер, направленных на поддержание уровня жизни названных граждан.
К числу таких мер относится государственная социальная помощь в виде заключения социального контракта.
При этом с учетом целей и задач оказания государственной социальной помощи нуждающимся в социальной помощи гражданам действующее правовое регулирование отношений по предоставлению таким гражданам государственной социальной помощи не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия решения о предоставлении государственной социальной помощи. В частности, до принятия такого решения осуществить комплексную оценку нуждаемости заявителя в социальной помощи в соответствии с установленными этими нормативными положениями критериями. Оценка причин нуждаемости заявителя в социальной помощи производится уполномоченным органом. При наличии таких причин, не зависящих от лица, претендующего на получение государственной социальной помощи, уполномоченный орган не вправе отказать гражданину в предоставлении государственной социальной помощи.
Помимо прочего, судом установлено, что на основании идентичной программы социальной адаптации, в срок действия социального контракта был установлен на четыре месяца, ДТСЗН администрации <адрес> Республики Крым был заключен с Ефремовым Н.И., социальный контракт ДД.ММ.ГГГГ.
Оценив достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований истца и наличии оснований для удовлетворения иска о признании решения департамента труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым об отказе Ефремову Н.И., в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ - незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Ефремова Николая Ивановича к Департаменту труда и социальной защиты населения Администрации <адрес> Республики Крым, третьи лица Администрация <адрес> Республики Крым, Государственное казенное учреждение Республики Крым «Центр социальных, выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обеспечения и занятости в <адрес>, Министерству труда и социальной защиты Республики Крым о признании решения, оформленного в виде протокола от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении государственной социальной помощи на получение социального контракта незаконным – удовлетворить.
Признать решение Департамента труда и социальной защиты населения Администрации <адрес> Республики Крым, оформленного в виде протокола от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении государственной социальной помощи на получение социального контракта – незаконным.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд <адрес> через Евпаторийский городской суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения судом в окончательной форме.
Судья подпись Г.Б. Лобанова
Решение в окончательной форме принято 07 декабря 2023года