УИД 76RS0021-01-2023-000087-41
Дело № 2-553/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 марта 2024 года г. Тутаев Ярославской области
Тутаевский городской суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Ларионовой Т.Ю.,
при секретаре Ворониной Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тутаевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Левобережного сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области о возложении обязанности поставить на кадастровый учет недвижимое имущество,
у с т а н о в и л:
Тутаевский межрайонный прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным иском, в котором просит обязать Администрацию Левобережного сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области в течение 12 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу поставить на кадастровый учет и обратиться в орган регистрации прав с заявлением о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество – квартиру, площадью 43 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>.
В обоснование заявленных требований указано, что в собственности Администрации Левобережного сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области находится квартира, площадью 43 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>, которая предназначена для предоставления гражданам на условиях договора социального найма, однако государственная регистрация права собственности на указанное имущество, а также его кадастровый учет не осуществлены. Вышеуказанный объект значится в реестре муниципальной собственности Администрации Левобережного сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области, в силу положений ст. 130 ГК РФ относятся к объектам недвижимости, вместе с тем сведения об указанном жилом доме и правах на него отсутствуют в ЕГРН. Отсутствие необходимых сведений об объекте недвижимости, относящегося к жилым зданиям, в ЕГРН создает препятствия для его дальнейшего использования (передача в собственность либо в пользование иными лицами, и пр.) и может негативно отразиться на правах и охраняемых законом интересах лиц, проживающих в указанном здании.
Судом принято решение ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования удовлетворены. Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда от ДД.ММ.ГГГГ, отменено по вновь открывшимся обстоятельством по заявлению Администрации Левобережного сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области, поскольку при исполнении судебного решения была установлена ошибка в описании объекта недвижимости, которая препятствовала исполнению решения суда в части осуществления кадастрового учета, поскольку в казне сельского поселения площадь квартиры значилась 43 кв.м, техническим планом объекта недвижимости была установлена площадь 34,5 кв.м.
В судебном заседании помощник прокурора Черемных Е.Е. исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, уточнив площадь квартиры по техническому паспорту 34,5 кв.м. в остальном требования поддержала.
Представитель ответчика Администрации Левобережного сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области в судебное заседание не явился, извещен.
Выслушав объяснения истца, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
В судебном заседании установлено, что квартира, общей площадью 43 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>, на основании постановления Правительства Ярославской области №-п от ДД.ММ.ГГГГ была внесена в реестр муниципальной собственности Левобережного сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области, что подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности Левобережного сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области № от ДД.ММ.ГГГГ.
Сведения об указанном объекте недвижимости и правах на него в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
В соответствии с ч.1 ст.132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация перехода права на объект недвижимости, ограничения права на объект недвижимости, обременения объекта недвижимости или сделки с объектом недвижимости проводится при условии наличия государственной регистрации права на данный объект в Едином государственном реестре недвижимости, если иное не установлено федеральным законом. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества – это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение, которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также – объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет)
Согласно п.1, п.2 ст.14 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке; основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; технический план (при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав либо при государственном кадастровом учете в связи с созданием в результате строительства или изменением в результате реконструкции зданий, сооружений, изменением в результате капитального ремонта сооружений, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении объектов незавершенного строительства; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении помещений или машино-мест в здании, сооружении; при государственном кадастровом учете помещений или машино-мест в здании, сооружении); иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержание принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пунктом 2 статьи 8 ГК РФ закреплено, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не предусмотрено законом.
Согласно п.1 ст.130, п.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами; к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Из анализа приведенных норм следует, что право собственности на жилые помещения подлежит государственной регистрации за органом муниципального образования, отсутствие государственной регистрации права собственности влечет за собой нарушение законодательства о муниципальной собственности. При этом государственная регистрация права возможна только при наличии сведений об объекте в ЕГРН, то есть в случае его государственного кадастрового учета.
Поскольку указанная спорная квартира, как объект муниципальной собственности, включена в реестр муниципальной собственности Левобережного сельского поселения Тутаевского муниципального района, орган местного самоуправления обязан осуществить ее кадастровый учет, а также государственную регистрацию права собственности на указанное муниципальное имущество в соответствии с действующими нормами.
Бездействие ответчика, выражающееся в непринятии мер по внесению в ЕГРН сведений об объекте недвижимости, а также о зарегистрированных правах на него, может создать опасность (угрозу) причинения вреда в будущем неопределенному кругу лиц в случае возникновения происшествий, а также может негативно отразиться на правах и охраняемых законом интересах лиц, проживающих в указанном жилом доме, препятствии в передаче в собственность, либо пользование иным лицам, в связи, с чем на ответчика подлежит возложению обязанность поставить на кадастровый учет и обратиться в орган регистрации прав с заявлением о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество – квартиру, площадью 34,5 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>. Площадь квартиры 34,5 кв.м установлена техническом планом, составленным ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером ФИО1
Учитывая установленные обстоятельства, изложенные положения закона, суд приходит к выводу, что требования прокурора о возложении на Администрацию Левобережного сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области о возложении обязанности поставить на кадастровый учет и обратиться в орган регистрации прав с заявлением о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество квартиру, площадью 34,5 кв.м, расположенную по адресу: <адрес> являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковое заявление Тутаевского межрайонного прокурора Ярославской области удовлетворить.
Обязать Администрацию Левобережного сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области (ИНН №) в течение 12 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу поставить на кадастровый учет и обратиться в орган регистрации прав с заявлением о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество – квартиру, площадью 34,5 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Тутаевский городской суд Ярославской области путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Т.Ю.Ларионова