Решение по делу № 2-310/2024 от 12.02.2024

Дело № 2-310/2024

УИД 51RS0009-01-2024-000277-69

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(мотивированное решение изготовлено 02.04.2024)

г. Кандалакша                               26 марта 2024 года

Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:

судьи Лебедевой Е.Г.,

при секретаре Ком Е.А.,

с участием старшего помощника прокурора г. Кандалакши Мамаковой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Кандалакши в защиту интересов Яковлева В.А. к администрации городского поселения Зеленоборский Кандалакшского района о предоставлении благоустроенного жилья.

установил:

Прокурор города Кандалакши в защиту интересов Яковлева В.А. обратился в суд с иском к администрации городского поселения Зеленоборский Кандалакшского района о предоставлении благоустроенного жилья. В обоснование исковых требований указано, что на основании договора социального найма жилого помещения от <дата> <номер> Яковлев В.А. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, и зарегистрирован в этом жилом помещении. Постановлением главы администрации от 11.09.2014 № 227 дом признан аварийным и подлежащим сносу. В соответствии с пунктами 3, 4 названого постановления администрации указано в срок до 31.12.2019 представить семьям, пользующимся жилыми помещениями на основании договора социального найма, вне очереди, жилые помещения по договору социального найма, МКУ «ОГХ» осуществить снос дома с рок до 31.12.2020. Постановлением главы администрации городского поселения Зеленоборский Кандалакшского района № 247 от 05.09.2019 Яковлев В.А. признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с <дата> (учетное дело <номер>), по состоянию на 26.01.2024 числится в списке под № 151. С момента признания дома аварийным и подлежащим сносу прошло 10 лет, сроки расселения дома, установленные органом местного самоуправления, истекли <дата>, многоквартирный дом снесен, при этом до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма Яковлеву В.А. не предоставлено. Яковлев В.А. вынужден снимать жилье и нести, в связи с этим, дополнительные расходы. Постановлением правительства Мурманской области от 01.04.2019 № 153-ПП утверждена программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Мурманской области» на 2019-2024 годы» многоквартирный <адрес> включен в указанную программу, однако благоустроенным жилым помещением истец не обеспечен. Просит обязать администрацию городского поселения Зеленоборский Кандалакшского района предоставить вне очереди Яковлеву В.А. благоустроенное, применительно к условиям п. Зеленоборский жилое помещение, общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м., отвечающее установленным требованиям и находящееся в границах п. Зеленоборский.

В судебном заседании старший помощник прокурора Мамакова Е.С. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что несмотря на продление срока расселения и сноса дома, проживание в нем небезопасно для жизни и здоровья граждан, что подтверждается актом совместного с ответчиком обследования жилого дома.

В судебном заседании истец Яковлев В.А. участия не принимал, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представители администрации городского поселения Зеленоборский Кандалакшского района участия в судебном заседании не принимали, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела без участия представителя, представили отзыв на иск, в котором просили отказать в удовлетворении исковых требований. Отметили, что многоквартирный жилой <адрес> признан аварийным подлежащим сносу постановлением администрации городского поселения Зеленоборский Кандалакшского района № 227 от 11.09.2014. В указанное постановление внесены изменения (Постановление № 176 от 15.07.2021) в части изменения срока до 31.12.2025, срок организации сноса дома – 31.12.2026.

Заслушав старшего помощника прокурора Мамакову Е.С., изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений.

В соответствии со статьёй 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Согласно статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной правовой нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее – Положение, ред. от 28.09.2022).

В соответствии с пунктом 7 данного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в названном Положении требованиям.

На основании пункта 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя), либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, либо на основании заключения экспертизы жилого помещения, проведенной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2019 г. № 1082 «Об утверждении Правил проведения экспертизы жилого помещения, которому причинен ущерб, подлежащий возмещению в рамках программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, методики определения размера ущерба, подлежащего возмещению в рамках программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования за счет страхового возмещения и помощи, предоставляемой за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и о внесении изменений в Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

Согласно пункту 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В силу пункта 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Абзацем 7 пункта 7 Положения предусмотрено, что решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).

В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 52 указанного Положения решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.

В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

На основании ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса (предоставления жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома; предоставления жилого помещения по договору социального найма в связи с переводом жилого помещения в нежилое помещение или признания его непригодным для проживания) другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Судом установлено, материалами дела подтверждено, сторонами не оспаривалось, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> является муниципальной собственностью.

Из справки о регистрации по месту жительства и составе семьи формы 9 МКУ «ОГХ» от 16.02.2024 № 0000000828 следует, что Яковлев В.А., зарегистрирован по адресу: г.<адрес>, постоянно с <дата>, основание – договор социального найма <номер> от <дата>.

Согласно договору социального найма от <дата> <номер>, заключенному между МКУ «Отдел городского хозяйства» (наймодатель) и Яковлевым В.А. (наниматель), изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из 2-х комнатной не благоустроенной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., передано нанимателю Яковлеву В.А. и членам ее семьи в бессрочное владение и пользование.

Согласно заключению межведомственной комиссии администрации муниципального образования городское поселение Зеленоборский от 11 сентября 2014 года № 26 проведено обследование 2-х этажного 8-ми квартирного жилого <адрес> и установлено следующее: дом 1966 года постройки, фундамент – бутово-летночные, цоколь-облицовка из досок, отдельные глубокие трещины, выпучивание отдельных участков, неравномерная осадка, состояние ограниченно работоспособное. Стены брусчатые, оштукатуренные, искривление горизонтальных линий стен, следы увлажнения и гнили на нижнем венце, под окнами, трещины штукатурки, выпучивание стен, неравномерная осадка, состояние – аварийное. Перегородки-деревянные, зыбкость, отклонение от вертикали, гниль, увлажнение древесины. Перекрытия: цокольное – зазоры и щели между досками пола, прогибы балок и настилов, состояние – предаварийное. Чердачное – зазоры между досками наката, прогибы балок и настилов поражение верхних слоев древесины грибком, трещины, продольные и поперечные трещины, состояние аварийное. Крыша стропильная с покрытием шифером по деревянной обрешетке – поражение гнилью мауэрлата и концов стропильных ног, ослабление врубок и соединений, состояние – аварийное. Кровля – шиферная, протечки, состояние ограниченно работоспособное. Полы - деревянные – массовые разрушения основания покрытия. Состояние ограниченно работоспособное. Окна, двери – перекос, частичное отсутствие остекления. Комиссия приняла заключение о признании <адрес> аварийным и подлежащим сносу.

Из заключения ООО «ЕваСтрой-Проект» от 28.08.2014 следует, что <адрес> в <адрес> находится в аварийном состоянии, нецелесообразная дальнейшая эксплуатация данного здания.

Постановлением главы администрации от 11.09.2014 № 227 дом признан аварийным и подлежащим сносу. В соответствии с пунктами 3, 4 названого постановления администрации указано в срок до <дата> представить семьям, пользующимся жилыми помещениями на основании договора социального найма, вне очереди, жилые помещения по договору социального найма, МКУ «ОГХ» осуществить снос дома в срок до <дата>.

Постановлением главы администрации городского поселения Зеленоборский Кандалакшского района № 247 от 05.09.2019 Яковлев В.А. признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с <дата> (учетное дело <номер>).

Постановлением № 176 от 15.07.2021 в постановление № 227 от 11.09.2014 внесены изменения, изменен срок – предоставления гражданам, зарегистрированным в данном жилом помещении в соответствии с законодательством в срок до 31.12.2025, изменен срок организации сноса дома – 31.12.2026. Вышеуказанные изменения внесены на основании программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Мурманской области» на 2019-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства МО от 01.04.2019 № 153-ПП в рамках реализации Программы осуществляется переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Яковлев В.А. состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма с <дата>, по состоянию на 26.01.2024 числится в списке под № 151.

До настоящего времени расселение жителей спорного дома в полном объеме не произведено.

Распоряжением администрации городского поселения Зеленоборский Кандалакшского района № 119 от 20.09.2023 многоквартирный дм <адрес>, исключен из перечня домов переданных в МУП УК «Результат» по договору управления многоквартирными домами. Плата за жилищно-коммунальные услуги не производится.

Согласно письму № 3202 от 27.09.2023 администрация городского поселения Зеленоборский Кандалакшского района просит произвести демонтаж сети электрической энергии в <адрес>.

Определением суда 05 марта 2024 года на ответчика возложена обязанность совместно с межведомственной комиссией, истцом провести дополнительное обследование спорного жилого дома с целью установления возможности проживания в нем в настоящее время и безопасности либо опасности проживания в данном доме для жизни и здоровья граждан, в том числе до <дата>.

Согласно акту обследования жилого дома от 20 марта 2024 года <адрес> при визуальном осмотре установлено, что двор многоквартирного дома не очищен от снега. Фасад многоквартирного дома оштукатурен, одна стена (с торца) разрушена полностью. Полы частично разрушены. Оконные проемы деревянные, частично остеклены. Кровля покрыта снежным покровом, оголовки дымовых труб находятся частично в разрушенном состоянии. Сделан вывод, что на 20.03.2024 в том числе до 01.09.2024 проживание граждан в многоквартирном <адрес> не предоставляется возможным.

Представленные истцом фотографии общего вида жилого дома подтверждают состояние непригодности для проживания в данном доме.

Принимая решение, суд учитывает также наличие освобожденных жильцами квартир, в которых не поддерживается их надлежащее состояние.

В соответствии со статьей 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно разъяснениям, данным в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.09.2009 г.), само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.

Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).

Принимая решение, суд исходит из того, что <адрес> в установленном законом порядке признан аварийным и подлежащим сносу, то есть признан непригодным для постоянного проживания.

Суд также учитывает, что истец состоит в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Анализируя установленные обстоятельства, а также отсутствие доказательств проведения каких-либо ремонтных работ для поддержания аварийного дома в надлежащем для проживания состоянии, суд приходит к тому, что фактически никаких работ по поддержанию дома с момента признания его непригодным для проживания не производится. Отключение дома от жилищно-коммунальных услуг способствовало дальнейшему разрушению дома.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что нахождение в <адрес> является опасным для жизни и здоровья граждан.

Принимая решение, суд учитывает, что часть жильцов дома переселена, переселение семьи истца в более поздний срок в результате включения дома в программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Мурманской области» на 2019-2025 годы, ухудшает права истца, что противоречит части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации, гарантирующей равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Кроме того, само по себе включение аварийного многоквартирного дома, в котором находится жилое помещение нанимателя, в вышеуказанную адресную программу, право нанимателя жилого помещения в силу статьи 16, пункта 3 статьи 2 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» на предоставление другого жилого помещения в рамках указанной программы, не являются основанием для отказа в иске.

Учитывая, что ответчик добровольно не исполняет свои обязательства, суд считает, что требования истца о предоставлении ему благоустроенного жилого помещения обоснованы.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 37 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Из положений части 2 статьи 3 Закона Мурманской области от 07.07.2005 № 646-01-ЗМО «О предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма» вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Согласно договору социального найма от <дата> общая площадь квартиры <адрес> составляет <данные изъяты> кв.м.

Анализируя вышеизложенное, оценив в совокупности представленные документы, суд полагает, что истцу должно быть предоставлено отдельное благоустроенное жилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв. метра, благоустроенное, применительно к условиям пгт Зеленоборский Кандалакшского района Мурманской области, отдельное жилое помещение, находящееся в границах пгт Зеленоборский Кандалакшского района Мурманской области

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Иск удовлетворить.

Обязать администрацию городского поселения <адрес> (ИНН 5102050708, ОГРН 1065102000105) предоставить вне очереди Яковлеву В.А. (СНИЛС <данные изъяты>) на условиях договора социального найма благоустроенное, применительно к условиям пгт Зеленоборский Кандалакшского района Мурманской области, отдельное жилое помещение, находящееся в границах пгт Зеленоборский Кандалакшского района Мурманской области, равнозначное по общей площади признанному аварийным – <данные изъяты> кв. метра.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья И.В. Лебедева

2-310/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура г. Кандалакши
Яковлев Вячеслав Александрович
Ответчики
Администрация городского поселения Зеленоборский
Суд
Кандалакшский районный суд Мурманской области
Судья
Лебедева И.В.
Дело на сайте суда
kan.mrm.sudrf.ru
12.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.02.2024Передача материалов судье
13.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.02.2024Судебное заседание
05.03.2024Судебное заседание
26.03.2024Судебное заседание
02.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее