Решение по делу № 2а-233/2017 от 30.01.2017

№2а-233/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Фролово 28 февраля 2017 года

Фроловский городской суд Волгоградской области

в составе председательствующего судьи Лиферовой Т.А.,

при секретаре Мелиховой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Топчиева Павла Николаевича к Государственному регистратору межмуниципального отдела по городу Фролово, Фроловскому и Иловлинскому районам Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Волгоградской Андреевой Наталье Александровне, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Волгоградской области о признании незаконным решения должностного лица,

установил:

Топчиев П.Н. обратился в суд с административным иском к Государственному регистратору межмуниципального отдела по городу Фролово, Фроловскому и Иловлинскому районам Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Волгоградской области Андреевой Н.А., Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Волгоградской области о признании незаконным решения должностного лица. В обосновании требований указав, что согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ имеет на праве собственности земельный участок площадью .... кв.м, категория земель: земли населенных пунктов с разрешенным использованием для ведения подсобного хозяйства, расположенный в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ административным истцом подано заявление в филиал по работе с заявителями Фроловского района ГУ ВО «МФЦ» о государственной регистрации права на жилой <адрес>, расположенный в границах вышеуказанного участка и представлены необходимые документы. Уведомлениями должностных лиц от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ государственная регистрация права собственности на жилой дом приостановлена. Уведомлением об отказе в государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу отказано в государственной регистрации права собственности на указанный жилой дом на основании абз.1.2 п.1 ст.20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», поскольку в ответ на запрос в ФГУП «Ростехинвентаризация» Федеральное БТИ по Волгоградской области поступило уведомление об отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о жилом доме. Считает, что отказ нарушает его права на распоряжение своим имуществом и незаконен по следующим основаниям. На земельном участке в .... году возведен 1-этажный жилой дом, площадью .... кв.м, в отношении которого Топчиевым П.Н. представлена декларация об объекте недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ. До ДД.ММ.ГГГГ разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию не заращивается и правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства.

Просит признать незаконным решение государственного регистратора межмуниципального отдела по г.Фролово, Фроловскому и Иловлинскому отделу Управления Росреестра по Волгоградской области Андреевой Н.А. от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации права собственности на жилой <адрес> и обязать её в течение .... дней со дня вступления решения суда в законную силу зарегистрировать право собственности Топчиева П.Н. на одноэтажный жилой дом, общей площадью .... кв.м, расположенный на земельном участке с кадастровым номером .

В судебное заседание административный истец Топчиев П.Н, представитель истца Топчиев В.И, административный ответчик государственный регистратор Андреева Н.А., представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Волгоградской области, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще. Предоставили суду заявления о рассмотрении делав их отсутствии. В соответствии с ч. 7 ст. 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Согласно представленным суду возражениям, административный ответчик государственный регистратор межмуниципального отдела по городу Фролово, Фроловскому и Иловлинскому районам Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Волгоградской Андреева Н.А. возражала против удовлетворения требований. Пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ Топчиев В.И., действующий по доверенности от Топчиева П.Н. обратился с заявлением о государственной регистрации права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. В качестве документов оснований для осуществления государственной регистрации были представлены: декларация об объекте недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ. Право собственности на земельный участок Топчиева П.С. зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ на основании выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ. В ходе проведения правовой экспертизы установлено, что сведения об объекте капитального строительства, расположенном по адресу: <адрес>, площадью .... кв.м, в государственном кадастре недвижимости отсутствуют. Государственная регистрация приостановлена по решению регистратора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, заявителю рекомендовано обратиться в орган кадастрового учета, для постановки на кадастровый учет данного объекта. В связи с истечением срока приостановления государственная регистрация возобновлена ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п.2.1 ст.19 Закона о регистрации, приостановлена на срок до ДД.ММ.ГГГГ. В связи с истечением срока приостановления государственной регистрации и не устранением причин приостановления, ДД.ММ.ГГГГ на основании решения государственного регистратора, в адрес заявителя направлено уведомление об отказе в государственной регистрации. Просит суд отказать в удовлетворении требований Топчиева П.Н., поскольку действия государственного регистратора соответствуют закону.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Волгоградской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом. В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившегося лица.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, судом установлено.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ (ред. от 03.07.2016 года) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав. Единый государственный реестр прав содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях, состоит из разделов, содержащих записи о каждом объекте недвижимого имущества. Идентификация земельного участка в Едином государственном реестре прав и сделок с ним осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Согласно пункта 1.2 статьи 20 указанного Федерального закона не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Как следует из пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ (ред. от 03.07.2016 года) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.

Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если на основании данного документа ранее было зарегистрировано право заявителя (право лица, представителем которого является заявитель, если документы на государственную регистрацию представлены представителем) на указанный земельный участок в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения, запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем такое разрешение, при условии, что заявитель не представил такое разрешение по собственной инициативе.

Из пункта 1 статьи 25.3 указанного Федерального закона следует, что основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.

Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Согласно пункта 9 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ (ред. от 03.07.2016 года) «О государственном кадастре недвижимости», постановка на учет объекта недвижимости, созданного на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке, либо гаража или иного объекта недвижимости, для строительства, реконструкции которых выдача разрешения на строительство не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляется на основании декларации о таком объекте недвижимости, представленной вместе с заявлением о государственной регистрации прав в соответствии со статьей 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Правила настоящей части не ограничивают заявителя в возможности постановки на учет указанного объекта недвижимости в соответствии с настоящим Федеральным законом на основании заявления о постановке на учет указанного объекта недвижимости и необходимых для такого учета документов. Если при этом заявителем является гражданин, обладающий правом собственности на земельный участок, правом пожизненного наследуемого владения или правом постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком, в пределах которого расположен указанный объект недвижимости, вместо предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 22 настоящего Федерального закона документа может быть представлена составленная и заверенная этим гражданином декларация об указанном объекте недвижимости. Форма данной декларации и состав включаемых в нее сведений устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

В силу пунктов 1, 2.1 статьи 19 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ (ред. от 03.07.2016 года) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений. В день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав государственный регистратор обязан подготовить в письменной форме уведомление о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения и выдать или направить его заявителю (заявителям) в порядке, установленном пунктом 5 настоящей статьи. Заявитель (заявители) вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений. В случае, если государственная регистрация прав приостановлена по причине непредставления необходимых для государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, заявитель (заявители) уведомляется (уведомляются) о его (об их) праве представить такие документы по собственной инициативе.

В случае непредставления необходимых для государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, государственная регистрация прав приостанавливается на срок до устранения причин, ей препятствующих, но не более чем на один месяц.

Согласно п.5 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственной регистрации недвижимости», осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В статье 27 вышеуказанного Федерального закона, в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

В судебном заседании установлено, что земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов – для ведения личного подсобного хозяйства, площадью .... кв.м принадлежит Топчиеву П.Н., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ ().

ДД.ММ.ГГГГ Топчиев П.Н., представитель заявителя Топчиев В.И. обратился в ГКУ Волгоградской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» Филиал по работе с заявителями Фроловского района Волгоградской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, площадью .... кв.м, представив декларацию об объекте недвижимого имущества, выписку из похозяйственной книги от ДД.ММ.ГГГГ ().

Как усматривается из уведомления о приостановлении государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , Топчиеву В.И. сообщалось о приостановлении государственной регистрации. В данном сообщении указывалось, что по имеющимся у государственного регистратора сведениям, указанный объект недвижимости не был поставлен на кадастровый учет. Административному истцу указано на необходимость осуществить постановку на кадастровый учет названного объекта недвижимости и представления дополнительных документов, являющихся основанием для государственной регистрации права собственности на дом ).

Суд находит законными и обоснованными действия государственного регистратора в части приостановления государственной регистрации, так как имеются основания для приостановления регистрации, поскольку объект недвижимости не поставлен на кадастровый учет. Представленная Топчиевым В.И. декларация не подменяет собой сведения о жилом доме в Государственном кадастре недвижимости и не освобождает административного истца от обязанности, связанной с совершением действий по постановке объекта недвижимости на кадастровый учет. Без постановки на кадастровый учет дома, о регистрации прав на который заявлено административным истцом, невозможна его идентификация в Едином государственном реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, как объекта недвижимости.

Кроме того, предусмотренная законом процедура приостановления государственной регистрации права собственности государственным регистратором соблюдена, уведомления о приостановлении государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ принято уполномоченным должностным лицом.

Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ (ред. от 03.07.2016 года) «О государственном кадастре недвижимости», осуществление кадастрового учета в связи с образованием или созданием объекта недвижимости является обязательным.

Из пункта 6 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ (ред. от 03.07.2016 года) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» следует, что в подразделе I Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним должно содержаться описание каждого объекта недвижимого имущества в объеме сведений, определенных Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. При этом сведения о характеристиках объекта недвижимого имущества, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, считаются сведениями подраздела I Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Следовательно, для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним соответствующего описания объекта необходимо, чтобы вновь создаваемый объект недвижимого имущества прошел кадастровый учет.

Кроме того, положения пункта 2 статьи 25.3 указанного Федерального закона допускают государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости при отсутствии сведений в государственном кадастре недвижимости о земельном участке, на котором этот объект расположен, в случае, если право на земельный участок ранее зарегистрировано в установленном законом порядке. Однако данная норма права не освобождает заявителя от обязательного кадастрового учета жилого дома, что является условием государственной регистрации права собственности на него.

Довод представителя административного истца Топчиева В.И. о том, что государственным регистратором не истребован документ в отношении жилого <адрес> расположенного в <адрес>, что свидетельствует о неполноте проведенной проверки, опровергается представленной копией дела правоустанавливающих документов от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно запроса государственного регистратора, Администрацией Фроловского муниципального района Волгоградской области был предоставлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ в отношении жилого дома площадью .... кв.м, расположенного по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером . Из ответа, жилой дом не является объектом вспомогательного использования. В соответствии с п.9 ст.51 Градостроительного кодекса РФ для строительства индивидуального жилого дома требуется получение разрешения на строительство.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что решение государственного регистратора Андреевой Н.А. об отказе в государственной регистрации права собственности является обоснованным, законным. После приостановления государственной регистрации административным истцом не предоставлены документы о том, что спорный объект недвижимости поставлен на кадастровый учет.

Учитывая данные обстоятельства, суд считает необходимым отказать Топчиеву П.Н. в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175, 177,179 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного иска Топчиева Павла Николаевича к Государственному регистратору межмуниципального отдела по городу Фролово, Фроловскому и Иловлинскому районам Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Волгоградской Андреевой Наталье Александровне, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Волгоградской области о признании незаконным решения должностного лица – отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Волгоградский областной суд через Фроловский городской суд.

Судья:                                                    Т.А. Лиферова

2а-233/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Топчиев П.Н.
Ответчики
Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Волгоградской области
государственный регистратор межмуниципального отдела по г.Фролово, Фроловскому и Иловлинскому районам Управлению Федерал
Другие
Топчиев В.И.
Суд
Фроловский городской суд Волгоградской области
Дело на сайте суда
frol.vol.sudrf.ru
30.01.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
30.01.2017[Адм.] Передача материалов судье
30.01.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
31.01.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.02.2017[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
14.02.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.02.2017[Адм.] Судебное заседание
28.02.2017[Адм.] Судебное заседание
01.03.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.03.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее