Решение по делу № 2а-291/2020 от 24.12.2019

Дело № 2а-291/2020                      6 февраля 2020 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе

председательствующего судьи Каркавцевой А.А.,

при секретаре Крыловой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске административное дело по административному исковому заявлению Андриенко О. А. к Администрации муниципального образования «Город Архангельск» о признании незаконным требования о сносе жилого дома в части срока его исполнения, возложении обязанности изменить требование,

установил:

Андриенко О.А. обратилась в суд с административным иском к Администрации муниципального образования «Город Архангельск» (далее – Администрация МО «Город Архангельск») о признании незаконным требования о сносе жилого дома в части срока его исполнения, возложении обязанности изменить требование.

    В обоснование иска указано, что административный истец является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: .... 15 октября 2019 года межведомственной комиссией выявлены основания для признания данного дома аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением заместителя главы МО «Город Архангельск» от 25 октября 2019 года № 3754р дом признан аварийным и подлежащим сносу. 2 декабря 2019 года ответчиком в адрес собственников жилых помещений дома направлены требования о его сносе в срок до 1 октября 2021 года. Данный срок является неразумным с учетом состояния дома, не позволяющего обеспечить безопасность проживающих в нем лиц.

    В связи с изложенным истец просила признать незаконным требование Администрации МО «Город Архангельск» от 2 декабря 2019 года о сносе аварийного многоквартирного жилого дома <***> в части срока его исполнения, обязать ответчика изменить данное требование, определив срок его исполнения не позднее 1 апреля 2020 года, а также взыскать с Администрации МО «Город Архангельск» расходы на уплату государственной пошлины в размере 300 рублей и на оплату услуг представителя в размере 15 000 рублей.

    В судебном заседании Андриенко О.А., ее представитель Лебедева Т.Е., действующая на основании доверенности, административный иск поддержали.

Представитель Администрации МО «Город Архангельск» Захарова О.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с иском не согласилась. Полагала, что указанный в спорном требовании срок не нарушает права собственников, которые вправе принять решение по вопросу о сносе дома в более короткие сроки.

Заинтересованные лица Петрова Т.В., Горшков Вит.С., Шадрина Н.Н. в судебном заседании с административным иском Андриенко О.А. согласились. Пояснили, что дом в настоящее время находится в очень плохом состоянии.

Заинтересованные лица Волова Д.И., Минина А.А., Минина Н.А., Куриков А.А., Кузнецов М.А., Сынгурян В.А., Сынгурян Е.А., Котрехов С.В., Котрехова Т.С., Конина Т.В., Горшков Вад.С., представитель заинтересованного лица департамента городского хозяйства Администрации МО «Город Архангельск» в судебное заседание не явились.

Волова Д.И., Минина А.А., Минина Н.А., Кузнецов М.А., Сынгурян В.А., Сынгурян Е.А., Котрехов С.В., Конина Т.В., департамент городского хозяйства Администрации МО «Город Архангельск» извещены о рассмотрении дела надлежащим образом.

Куриков А.А., Котрехова Т.С., Горшков Вад.С. не получили извещение о времени и месте судебного заседания по зависящим от них обстоятельствам.

    По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено указанным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Из материалов дела следует, что Андриенко О.А. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ....

15 октября 2019 года межведомственной комиссией принято заключение № 404 о выявлении оснований для признания дома <***> аварийным и подлежащим сносу.

Распоряжением заместителя главы МО «Город Архангельск» по вопросам экономического развития и финансам от 25 октября 2019 года № 3754р указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу.

2 декабря 2019 года административным ответчиком в адрес собственников помещений данного жилого дома направлено требование о его сносе в срок до 1 октября 2021 года.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации гарантируется гражданам, указанным в законе и нуждающимся в жилище, предоставление жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности,

В силу части 2 статьи 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

В соответствии со статьей 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Пунктом 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Из анализа положений приведенных правовых норм следует, что устанавливаемый органом местного самоуправления срок для сноса или реконструкции дома должен соответствовать требованию разумности.

Установление срока для сноса дома не зависит от финансовых и иных возможностей органа местного самоуправления, поскольку такое требование имеет значение в первую очередь непосредственно для собственников жилых помещений, которые в зависимости от своих возможностей должны производить за свой счет снос и реконструкцию дома, а орган местного самоуправления должен заботиться о том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан.

По смыслу указанных норм, обязанность органа местного самоуправления по незамедлительному обеспечению граждан жильем в связи с расселением из аварийного дома наступает с момента принятия решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный жилой дом для муниципальных нужд, которое принимается в случае неисполнения собственниками сноса или реконструкции дома в установленный в требовании срок. Решение об изъятии земельного участка и об изъятии каждого жилого помещения в доме влечет обязанность органа местного самоуправления незамедлительно произвести выкуп жилых помещений в многоквартирном аварийном доме, за исключением тех, которые принадлежат на праве собственности муниципальному образованию. Сроки для принятия такого решения законом не установлены, но с учетом степени аварийности дома и опасности для продолжения проживания в нем граждан, данные сроки должны быть объективно обусловленными.

Само по себе требование органа местного самоуправления, направленное собственнику жилого помещения о сносе аварийного дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 ЖК РФ), то есть направлено на обеспечение реализации гражданами права на жилище.

В рассматриваемом случае жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, то есть путем выкупа изымаемого жилого помещения.

Администрация МО «Город Архангельск» в обоснование разумности срока указывает, что установленный срок необходим для осуществления собственниками своих прав по распоряжению своим имуществом.

Данные доводы суд находит несостоятельными. Установленный в требовании срок до 1 октября 2021 года никак не связан со сроками для реализации принятых собственниками решений и ничем не обоснован.

Ссылку представителя ответчика на то, что собственники помещений дома могут отказаться от его сноса до наступления даты, указанной в требовании, суд полагает несостоятельной, поскольку часть жилых помещений дома <***> находится в муниципальной собственности, поэтому такое решение иные собственники жилых помещений в многоквартирном доме без участия администрации города принять не могут.

При этом в соответствии с заключением межведомственной комиссии от 15 октября 2019 года № 404 дом <***> имеет деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности. Как следует из акта обследования дома от 15 октября 2019 года, согласно заключению эксперта ООО «Норд Эксперт» от 17 сентября 2019 года <№> выявленные повреждения, разрушения и деформации несущих конструкций дома свидетельствуют о снижении до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций, об исчерпании их несущей способности.

Таким образом, указанный в требовании срок его исполнения установлен без учета технического состояния дома, наличия угрозы для жизни и здоровья граждан, проживающих в нем, нарушает права административного истца, откладывая на неоправданно длительный период завершение процедуры выкупа у собственника жилого помещения, признанного непригодным для проживания.

Учитывая изложенное, административный иск о признании незаконным требования о сносе аварийного многоквартирного жилого дома в части срока его исполнения подлежит удовлетворению.

С учетом конкретных обстоятельств дела суд полагает необходимым обязать Администрацию МО «Город Архангельск» изменить требование от 2 декабря 2019 года о сносе жилого дома <***>, определив срок его исполнения не позднее 1 июня 2020 года. Данный срок позволит исполнить обязательство надлежащим образом, является разумным и достаточным.

По правилам части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Согласно части 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

По правилам статьи 112 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 3 статьи 111 АПК РФ, часть 4 статьи 1 ГПК РФ, часть 4 статьи 2 КАС РФ).

В связи с рассмотрением настоящего административного дела Андриенко О.А. понесла расходы на оплату услуг представителя Лебедевой Т.Е., что подтверждается имеющимся в материалах дела договором оказания юридических услуг от 12 декабря 2019 года и квитанцией серии ОП № 410735.

Лебедева Т.Е. подготовила административное исковое заявление с приложениями и представляла интересы административного истца в ходе подготовки дела к судебному разбирательству и в судебном заседании.

Доказательств, свидетельствующих о чрезмерности понесенных истцом расходов на оплату услуг представителя, административным ответчиком не представлено.

Таким образом, указанные расходы подлежат взысканию с Администрации МО «Город Архангельск» в пользу Андриенко О.А. в полном объеме в сумме 15 000 рублей.

Также возмещению за счет административного ответчика подлежат расходы административного истца на уплату государственной пошлины при обращении в суд на сумму 300 рублей.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Андриенко О. А. к Администрации муниципального образования «Город Архангельск» о признании незаконным требования о сносе жилого дома в части срока его исполнения, возложении обязанности изменить требование удовлетворить.

Признать незаконным требование Администрации муниципального образования «Город Архангельск» от 2 декабря 2019 года о сносе жилого дома <***> в части срока его исполнения.

Обязать Администрацию муниципального образования «Город Архангельск» изменить требование от 2 декабря 2019 года о сносе жилого дома <***>, определив срок его исполнения не позднее 1 июня 2020 года.

Взыскать с Администрации муниципального образования «Город Архангельск» в пользу Андриенко О. А. судебные расходы на уплату государственной пошлины в размере 300 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 рублей, всего взыскать 15 300 (пятнадцать тысяч триста) рублей.

Администрации муниципального образования «Город Архангельск» сообщить об исполнении решения суду и административному истцу в срок не позднее одного месяца с момента фактического исполнения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий                              А.А. Каркавцева

Мотивированное решение изготовлено 11 февраля 2020 года.

Председательствующий                              А.А. Каркавцева

2а-291/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Андриенко Оксана Александровна
Ответчики
Администрация МО "Город Архангельск"
Другие
Сынгурян Екатерина Александровна
Конина Татьяна Васильевна
Волова Дарья Ивановна
Котрехова Татьяна Сергеевна
Лебедева Татьяна Евгеньевна
Департамент Городского Хозяйства Администрации МО «Город Архангельск»
Минина Наталья Анатольевна
Шадрина Нина Николаевна
Кузнецов Максим Андреевич
Минина Алина Андреевна
Куриков Алексей Алексеевич
Котрехов Сергей Викторович
Сынгурян Валерия Андреевна
Горшков Виталий Степанович
Петрова Тамара Васильевна
Горшков Вадим Сергеевич
Суд
Ломоносовский районный суд г. Архангельск
Судья
Каркавцева Анна Алексеевна
Дело на сайте суда
lomonosovsky.arh.sudrf.ru
24.12.2019Регистрация административного искового заявления
24.12.2019Передача материалов судье
26.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
26.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.12.2019Подготовка дела (собеседование)
15.01.2020Рассмотрение дела начато с начала
15.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.01.2020Судебное заседание
11.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.05.2020Дело оформлено
06.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее