Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 ноября 2016 года г. Петропавловск-Камчатский
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:
председательствующего (судьи) Галеевой Л.П.,
при секретаре ФИО3,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО4,
представителя ответчика ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Комитету по управлению жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение об оспаривании решения и возложении обязанности признать права включения в подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей»; признать право включения в подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Петропавловск-Камчатского городского округ», утвержденную постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ года
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Комитету по управлению жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение о возложении обязанности признать и поставить на учет в качестве молодой семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий, ФИО1 и членов его семьи: жену - ФИО12 Н.М., сына - ФИО11, включить в число участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», в рамках муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Петропавловск-Камчатского городского округа», утвержденной постановления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ № об утверждении муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Петропавловск-Камчатского городского округа на 2014-2016 годы» с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование исковых требований указал, что с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировал брак с ФИО5, а ДД.ММ.ГГГГ у них родился сын ФИО11
В октябре 2015 года, узнав о существовании такой программы, собрав требуемый пакет документов, истец обратился к ответчику с целью осуществления своих прав и законных интересов молодой семьи, вместе с тем, письмом № от ДД.ММ.ГГГГ в реализации права ему было отказано.
Данный отказ указал незаконным, нарушающим его права и права его семьи, поскольку ни он, ни члены его семьи не имеют и никогда не имели в собственности жилых помещений.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Управление культуры, спорта и социального развития администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, Управление образования администрации Петропавловск-Камчатского городского округа.
Окончательно определив исковые требования истец, просил суд признать незаконным отказ Комитета по управлению жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа – муниципальное учреждение от ДД.ММ.ГГГГ № о включении семьи ФИО12 в подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей»; признать право включения в подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Петропавловск-Камчатского городского округ», утвержденную постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске и просил суд их удовлетворить.
Дополнительно суду пояснил, что в настоящее время им получено заключение начальника Управления образования администрации городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №/МС, согласно которой семья истца признана молодой семьей, имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты для включения в качестве участника программы «Обеспечение жильем молодых семей».
Представитель ответчика Комитета по управлению жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа – муниципальное учреждение – ФИО4, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала в полном объеме.
Представитель ответчика Управления образования администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, ФИО6, действующий на основании доверенности, в судебном заседании участия высказал мнение о необоснованности требований истца.
Ответчик Управление культуры, спорта и социального развития администрации Петропавловск-Камчатского городского округа представителя в судебное заседание не направил. В письменных заявлении и отзыве на иск, приставленных в материалы дела, указал, что при обращении истца в ноябре 2015 года в Комитет по управлению жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о признании его семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, действовало постановление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации на территории Петропавловск-Камчатского городского округа работы по реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Петропавловск-Камчатского городского округа на 2014-2016 годы», утвержденной постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №» (далее постановление администрации от ДД.ММ.ГГГГ №).
Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации на территории Петропавловск-Камчатского городского округа работы по реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Петропавловск-Камчатского городского округа на 2014-2016 годы», утвержденной постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №», постановление администрации от ДД.ММ.ГГГГ № утратило силу, а порядок признания молодых семей, нуждающимися в улучшении жилищных условий, изменен. Полагали, что нарушений прав истца со стороны Управление культуры, спорта и социального развития администрации Петропавловск-Камчатского допущено не было, так как истец в Управление до ноября 2016 года не обращался.
Третье лицо ФИО12 Н.М., действующая в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетнего ФИО11, в судебном заседании участия не принимала.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно п. 2 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
На основании подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», в рамках муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Петропавловск-Камчатского городского округа», утвержденной постановления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ № об утверждении муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Петропавловск-Камчатского городского округа на 2014-2016 годы», участником может быть молодая семья, в которой возраст каждого из супругов не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из родителя в возрасте до 35 лет и одного и более детей, постоянно проживающая на территории Петропавловск-Камчатского городского округа, признанная и поставленная на учет в установленном порядке в качестве молодой семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий, имеющая доходы, достаточные для получения ипотечного жилищного кредита или займа на рыночных условиях, превышающих размер предоставляемой социальной выплаты.
Пунктом 21 Правил (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1204) предусмотрено, что порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей.
В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, доживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован и постоянно проживал по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ заключил контракт о прохождении военной службы с МО РФ в лице командира войсковой части 10103.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирован по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировал брак с ФИО5, а ДД.ММ.ГГГГ у молодой семьи родился сын ФИО11
Обратившись в октябре 2015 года к ответчику с целью реализации своих прав, ДД.ММ.ГГГГ письмом № истцу и членам его семьи было отказано во включении в подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» со ссылкой на намеренное изменение места жительства на меньшую площадь, что привело к приобретению права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. А в соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Аналогичный отказ получен истцом на его заявление о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий письмом от ДД.ММ.ГГГГ № от Комитета по Управлению жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа.
Как следует из искового заявления, что также подтвердил ФИО1 в судебном заседании, в связи с конфликтными отношениями со своими родителями, а также желанием проживать отдельно, он воспользовался своим правом и с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировался при войсковой части 10103, расположенной по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>.
Так, в августе 2014 года он обратился в «Жилищную группу» войсковой части 10103 для последующего обращения к командиру войсковой части 10103 с рапортом о регистрации при части жены и сына.
ДД.ММ.ГГГГ истец, при приватизации жилой площади по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес> собственность его матери ФИО7, не был включен в число собственников приватизируемого жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО10, при приватизации жилья по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, в собственность ее матери ФИО8 не была включена в число собственников приватизируемого жилого помещения.
Таким образом, истец и члены его семьи не имеют и не имели в собственности жилых помещений, что также подтверждается сведениями Управления Росреестра по Камчатскому краю, ГУП «Камчатское краевое БТИ».
Доказательств, свидетельствующих об обратном, согласно ст.ст. 56, 57 ГПК РФ, ответчиком в судебное заседание не представлено.
В период обращения ФИО1, в ноябре 2015 года, в орган администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о признании его семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий имел действие муниципальный нормативный правовой акт - постановление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 04,02.2014 № «Об организации на территории Петропавловск-Камчатского городского округа работы по реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Петропавловск-Камчатского городского округа на 2014-2016 годы», утвержденной постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №» (далее - постановление администрации от ДД.ММ.ГГГГ №).
Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №^422 «Об организации на территории Петропавловск-Камчатского городского округа работы по реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Петропавловск-Камчатского городского округа», утвержденной постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №» постановление администрации от ДД.ММ.ГГГГ № признано утратившим силу.
В результате чего изменились порядок и функции органов администрации Петропавловск-Камчатского городского округа при реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Петропавловск-Камчатского городского округа», утвержденной постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №».
В соответствии с пунктами 2-2.4 постановления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации на территории Петропавловск-Камчатского городского округа работы по реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Петропавловск-Камчатского городского округа на 2014-2016 годы», утвержденной постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №», Департамент управления жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа на основании заключения Департамента социального развития администрации Петропавловск-Камчатского городского округа: организовывает работу по признанию молодой семьи - семьей, нуждающейся в улучшении жилищных условий; осуществляет разработку проекта постановления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о признании молодой семьи - молодой семьей, имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, и принятии на учет в качестве молодой семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий; направляет заявителю мотивированный отказ в признании молодой семьи - семьей, нуждающейся в улучшении жилищных условий в течение 3 рабочих дней со дня принятия такого решения; направляет в Управление культуры, спорта и молодежной политики администрации Петропавловск-Камчатского городского округа сведения о молодых семьях, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, для формирования списков участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Петропавловск- Камчатского городского округа на 2014-2016 годы», утвержденной постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №.
Как установлено в судебном заседании молодая семья ФИО1 подала ДД.ММ.ГГГГ заявление об осуществлении оценки доходов и иных денежных средств для признания данной семьи, имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, для включения ее в качестве участника подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы и на основании произведенной оценки доходов и иных денежных средств Заключением №/МС признана молодой семьи, имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, для включения ее в качестве участника подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы».
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии со ст. 55 ЖК РФ, право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст. 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Основанием для снятия граждан с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, является, в том числе, утрата ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Поскольку государство, включая молодую семью в качестве участника указанной подпрограммы, и признавая тем самым ее право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по ее социальной поддержке, то исключается произвольный отказ от него.
На недопустимость произвольного отказа от выполнения государством принятых на себя публично-правовых обязательств неоднократно указывал и Конституционный Суд Российской Федерации (Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 18-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 11-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 2-П, Определения от ДД.ММ.ГГГГ N 415-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 17-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 502-О и др.
С учетом указанной правовой позиции, оценивая установленные в судебном заседании обстоятельства и исследованные письменные доказательства, суд признает заявленные исковые требования ФИО1 обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░12 ░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░».
░░░░░░░░ ░░ ░░░1 ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № ░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░