Решение от 23.09.2022 по делу № 2-3095/2022 от 19.08.2022

. Дело № 2-3095/2022

УИД № 55RS0006-01-2022-004288-91

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«23» сентября 2022 года                                                                                                г. Омск

Советский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Ляшенко Ю.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кинсфатор О.И., при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Кинсфатор О.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Ленинского административного округа города Омска в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Газпром межрегионгаз Омск» о признании действий незаконными по непоставке газа на котельную, обязании осуществить подачу газа на котельную,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора Ленинского АО г. Омска обратился в суд с иском к ООО «Газпром межрегионгаз Омск» о признании действий незаконными по непоставке газа на котельную, обслуживаемую ООО «Комплекстеплосервис», обязании осуществить подачу газа на котельную, расположенную адресуадрес

В обоснование требований указано, что прокуратурой Ленинского    административного округа г. Омска проведена проверка соблюдения требований законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве, о газоснабжении при    подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства к отопительному периоду 2022-2023 гг., по результатам которой установлено следующее.

ООО «Комплекстеплосервис является ресурсоснабжающей организацией для потребителей от теплоисточников, расположенных адресу: адрес. 10.12.2019 между ООО «Комплекстеплосервис» и ООО «Газпром межрегионгаз Омск» заключены договоры поставки газа № и №, предметом которых является поставка природного газа, в том числе на указанную котельную, для производства ООО «Комплекстеплосервис» тепловой энергии, поставляемой в жилые дома г. Омска и социально значимые объекты для нужд горячего водоснабжения.

18.08.2022 ООО «Газпром межрегионгаз Омск» уведомил ООО «Комплекстеплосервис» о невозможности поставки газа в связи с неисполнением решения Арбитражного суда Омской области от 14.06.2022 по № А46-5814/2020, а также п. 13 Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.11.2016 №.

Централизованные системы водоснабжения являются важными объектами жизнеобеспечения города, прекращение ООО «Газпром межрегионгаз Омск» поставки газа в указанную котельную, прекращение предоставления услуг гражданам, проживающим в многоквартирных домах г. Омска, повлекло грубое нарушение конституционного права граждан, проживающих в жилых домах, на нормальные жилищные условия и предоставление коммунальных услуг надлежащего качества в объеме, необходимом потребителю.

Установлено, что от горячего водоснабжения отключены 48 многоквартирных    жилых домов, 42 частных жилых дома, здание поликлиники, а также 8 образовательных учреждений.

Действия ООО «Газпром межрегионгаз Омск» по прекращению поставки газа в названные котельные, повлекшие прекращение поставки горячего водоснабжения, не соответствуют требованиям действующего жилищного законодательства и законодательства о защите прав потребителей, следовательно, являются незаконными.

Нарушают права граждан добросовестно исполняющих свои обязанности по оплате коммунальных услуг.

ООО «Газпром межрегионгаз Омск», злоупотребляя своим доминирующим положением на рынке, самовольно, вопреки установленному нормативному порядку разрешения споров и восстановления нарушенных гражданских прав в суде, в целях защиты имущественных интересов предприятия и оказания давления на потребителей для принудительного взыскания задолженности по оплате за газ, тепловую энергию, прекратил поставку газа в указанную котельную, что повлекло отсутствие тепловой энергии (горячего водоснабжения) в жилых домах.

В ходе судебного заседания представитель прокуратуры ЛАО г. Омска старший помощник прокурора ХМА требования о признании действий ответчика, выразившимися в непоставке газа на котельную, обслуживаемую ООО «Комплекстеплосервис, расположенную адресу: адрес незаконными поддержала по основаниям, изложенным в иске.

    Представитель ООО «Газпром межрегионгаз Омск» - ПАА, действующий на основании доверенности, требования не признал, представил письменный отзыв, указал, что ООО «Газпром межрегионгаз Омск» является ненадлежащим ответчиком по делу. Подачей теплового ресурса ООО «Газпром межрегионгаз Омск» не занимается, подобной обязанности ни в силу закона, ни в силу каких-либо принятых обязательств не имеет. Теплоснабжающей организацией в рассматриваемом споре является ООО «Комплекстеплосервис» - именно данное предприятие приняло на себя обязательства обеспечить теплоснабжение «неопределенного» круга лиц, получило соответствующий тариф, лицензию и взимает плату за оказываемую коммунальную услугу.

    В соответствии с решением Арбитражного суда Омской области от 14.06.2022 по № А46-5814/2020 ООО «Комплекстеплосервис» обязано производить отбор газа по договорам поставки газа в объеме, не превышающем уровня соответствующего среднемесячному значению количества газа, определяемому из расчета ранее фактически оплачиваемых потребителем объемов газа, подача (поставка) которых осуществлялась в течение 12 месяцев, предшествующих дате введения ограничения (далее - среднеоплаченный объем).

    Предусмотренный п. 8 Правил № 1245 уведомительный порядок ограничения подачи газа поставщиком был соблюден. В направленных в адрес ООО «Комплекстеплосервис» уведомлениях об ограничении подачи газа был указан среднеоплаченный объем. В последнем направленном уведомлении от 18.08.2022 этот объем составил 137,611 тыс. куб.м. После этого ООО «Комплекстеплосервис»     произвело частичную оплату, поэтому неоплаченный объем на момент ограничения был пересчитан и составил 150,140 тыс.куб.м. На 23.08.2022 (после частичной оплаты) среднеоплаченный объем составил 155,682 тыс.куб.м. Между тем, объем потребленного ООО «Комплекстеплосервис» газа всеми тремя котельными в августе 2022 года превысил допустимый и составил 158,670 тыс.куб.м, что подтверждается данными, полученными посредством использования системы телеметрии. Подача газа на котельные ООО «Комплекстеплосервис» была прекращена 18.08.2022, о чем были составлены соответствующие акты. Меры по ограничению подачи газа подлежали исполнению на основании решения суда по делу № А46-5814/2020, ввиду имеющейся многолетней задолженности ООО «Комплекстеплосервис» перед ООО «Газпром межрегионгаз Омск», которая по состоянию на 22.08.2022 составила 55 320 650,54 руб., задолженность подтверждена в судебном порядке.

    ООО «Комплекстеплосервис» не является неотключаемым потребителем. Брони газопотребления не имеет. Истец полагает, что ответчик обязан поставлять газ ООО «Комплекстеплосервис» на основании заключенных договоров, однако договорами поставки газа (п.3.3.) предусмотрено право поставщика полностью прекратить подачу газа при его неоплате.

    Право на ограничение подачи газа предусмотрено и законом: Пунктом 34 Правил поставки газа, утв. Постановлением Правительства РФ 35.02.1998 №162; Подпунктом е) пункта 2 Правил ограничения подачи газа, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.11.2016 № 1245; Статьей 25 Федерального закона от 31.03.1999 №69-ФЗ «О газоснабжении в РФ»; Частью 2 статьи 546 Гражданского кодекса РФ.

    Кроме того, ООО «Комплекстеплосервис» обязано было использовать резервное (альтернативное) топливо, и в этой связи прекращение подачи газа на котельные не могло привести к прекращению подачи горячего водоснабжения конечному потребителю.

    Ошибочным является мнение, что аварийное (резервное) топливо используется только при похолоданиях или при аварии - в соответствии с п.2 Правил пользования газом    и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации утв. Постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 №317 резервное (аварийное) топливо» - это топливо, предназначенное для использования при ограничении или прекращении подачи газа.

    РЭК Омской области своим распоряжением утвердила для третьего лица объемы нормативных и неснижаемых запасов резервного топлива.

    У прокурора отсутствуют основания для обращения в суд с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ, фактически истец выступает на стороне хозяйствующего субъекта - ООО «Комплекстеплосервис, никаких обращений со стороны потребителей об отсутствии горячего водоснабжения в адрес прокуратуры ЛАО г. Омска не поступало.

    Вывод прокурора о том, что ООО «Газпром межрегионгаз Омск» занимает доминирующее положение и недобросовестно использует его не подтвержден в установленном законом порядке. Действия ответчика по непоставке газа полностью соответствуют действующему законодательству. ООО «Газпром межрегионгаз Омск» занимается поставкой природного газа на территории Омской области гражданам для коммунально-бытовых нужд, а также коммерческим организациям в целях осуществления ими предпринимательской деятельности. Одной из таких коммерческих организаций является ООО «Комплекстеплосервис», с которым поставщик газа находится в длящихся договорных отношениях.

    Дополнительно указал, что направленный 18.07.2022 ООО «Комплекстеплосервис» расчет объема газа для нужд добросовестных потребителей является ненадлежащим, расчет среднеоплаченного объема газа произведен неверно, имелись замечания - необоснованно включены нормативные тепловые потери на тепловых сетях, фигурируют должники по оплате коммунальной услуги по отоплению, хотя в спорном периоде данная услуга не оказывалась.

    Требования прокуратуры выполнены, подача газа на котельную возобновлена.

    В соответствии с пунктом 12 Порядка определения нормативов запасов топливана источниках тепловой энергии, утв. Приказом Минэнерго России от 10.08.2012 № 377,расчет нормативного эксплуатационного запаса топлива (НЭЗТ) производится ежегоднодля каждой котельной, сжигающей или имеющей в качестве резервного твердое илижидкое топливо (уголь, мазут, торф, дизельное топливо). Расчеты производятся на 1октября планируемого года. В соответствии с п. 11 указанного Порядка НЭЗТ необходимдля надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработкутепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива.Таким образом, ООО «Комплекстеплосервис» обязано было обеспечить наличие НЭЗТ и готовность к его использованию при ограничении подачи газа. Иное свидетельствует о недобросовестности третьего лица и истца, которые уверяют, что проверка резервного топливного хозяйства проводилась и нарушений выявлено не было. Ответчику не было известно об отсутствии такого топлива.

    Учитывая, что Ответчик поставку газа осуществляет конкретному юридическому лицу - ООО «Комплекстеплосервис», имел значение общий объем газа, который подлежал отбору в августе 2022 года потребителем (третьим лицом). Общий объем складывался из объемов всех трех котельных: в мкр. Входной, адрес. Именно общий объем принимался во внимание, когда в адрес ООО «Комплекстеплосервис» было направлено уведомление о перерасходе газа - потребленный объем учитывался по всем котельным, а не по одной, поскольку поставка газа осуществлялась в рамках единого договора. Поэтому непредоставление расчета по одной из котельных свидетельствовало о ненадлежащем статусе всего расчета /л.д.174-179 том 1; л.д.102-105, 222-226 том 2/. Просил в иске отказать.

Представители третьего лица ООО «Комплекстеплосервис» ВЕА БЮВ требования, заявленные прокурором, поддержали, представили письменный отзыв, указал, что предприятие исполнило возложенные на него Правилами обязанности по соблюдению прав абонентов, не имеющих задолженности, которым обязано обеспечить поставку горячего водоснабжения, вырабатываемого при использовании газа. Ограничение подачи газа, непоставка газа влекут нарушение прав в том числе и добросовестных потребителей, не имеющих задолженность за потребленные ресурсы /л.д. 155-159, том 2/.

Представитель Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в судебном заседании участия не принимал, о дне и месте слушания дела извещен надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

На основании ч.1 ст.57 ГПК РФ, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

В соответствии с ч.1 ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В статье 12 ГК РФ перечислены способы защиты гражданских прав, а также допущена возможность использования других способов, предусмотренных законом. Этот перечень не является исчерпывающим.

Под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые    меры    принудительного    характера,    посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя.

Следовательно, избираемый способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.

Избрание способа защиты нарушенного права является прерогативой истца.

Учитывая, что в результате действий ООО «Газпром межрегионгаз Омск» тепловая компания лишается возможности предоставления услуги по горячему водоснабжению, признание данных действий незаконными направлено на устранение угрозы нарушения прав добросовестных абонентов на получение соответствующей коммунальной услуги.

Таким образом, сформулированное истцом требование является надлежащим способом защиты нарушенного права, поскольку в силу статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Материалам дела установлено, что ООО «Комплекстеплосервис» является ресурсоснабжающей организацией для потребителей от источника котельной, расположенную адресу: адрес.

10.12.2019 между ООО «Комплекстеплосервис» и ООО «Газпром межрегионгаз Омск» заключены договоры поставки газа № и №, предметом которых является поставка природного газа, в том числе на указанную котельную, для производства ООО «Комплекстеплосервис» тепловой энергии, поставляемой в жилые дома адрес и социально значимые объекты для нужд горячего водоснабжения.

Дополнительным соглашением от 03.11.2021 к договору поставки газа № № определен объем поставки газа на 2022 год.

    Решением Арбитражного суда Омской области от 14.06.2022 по № А46-5814/2020 ООО «Комплекстеплосервис» обязано производить отбор газа по договорам поставки газа в объеме, не превышающем уровня соответствующего среднемесячному значению количества газа, определяемому из расчета ранее фактически оплачиваемых потребителем объемов газа, подача (поставка) которых осуществлялась в течение 12 месяцев, предшествующих дате введения ограничения (далее - среднеоплаченный объем).

.... ООО «Газпром межрегионгаз Омск» уведомил ООО «Комплекстеплосервис» о введении режима полного ограничения отбора газа потребителем в связи с неисполнением обязательств по оплате потребленного газа.

.... ООО «Газпром межрегионгаз Омск» повторно уведомил ООО «Комплекстеплосервис» о введении режима ограничения отбора газа потребителем в связи с неисполнением обязательств по оплате потребленного газа /л.д. 220-230, том 1/.

.... ООО «Газпром межрегионгаз Омск» уведомил ООО «Комплекстеплосервис» о невозможности поставки газа в связи с неисполнением решения Арбитражного суда Омской области от .... по № А46-5814/2020, а также п. 13 Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденных постановлением Правительства РФ от .... №, ввиду перерасхода газа по договору поставки газа от .... в период введенного ограничения (с 01.08.20221 по ....) и фактической выборки объема газа для нужд абонентов не имеющих задолженности.

Материалами дела установлено, что с 13 час. 00 мин 19.08.2022 от горячего водоснабжения отключены 48 многоквартирных жилых домов, 42 частных жилых дома, здание поликлиники, а также 8 образовательных учреждений /л.д.238, том 1/.

Учитывая, что ООО «Газпром межрегионгаз Омск» не осуществляло подачу газа, истец, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с названным иском.

Согласно абз. 1 ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В силу п. 1 ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (пункт 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Пунктами 2 и 3 статьи 546 ГК РФ установлен перечень оснований, при которых допускается перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии в одностороннем порядке.

Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии (пункт 2 статьи 546 ГК РФ).

Согласно статье 25 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении), на основании договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги.

При несоблюдении потребителями газа условий договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Поставка газа может осуществляться для коммунально-бытовых нужд граждан, либо в коммерческих (производственных) целях и регулируется Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1998 г. N 162 (далее - Правила N 162).

Пункт 34 Правил N 162 предусматривает, что поставщик имеет право уменьшить или полностью прекратить поставку газа покупателям (но не ниже брони газопотребления) в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ и (или) за его транспортировку, за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 и подпунктом "г" пункта 3 Постановление Правительства РФ от 25 ноября 2016 г. N 1245 "О порядке ограничения подачи (поставки) и отбора газа, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее правил N 1245), поставщик вправе ограничить подачу газа потребителю ввиду неисполнения последним обязательств по оплате.

Согласно пункту 7 Правил N 1245 полное или частичное ограничение подачи (поставки) газа (но не ниже брони газопотребления в отношении лиц, которым она установлена) в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 и подпунктом "г" пункта 3 настоящих Правил (за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, а также потребителей, соответствующих критериям, установленным Правительством Российской Федерации, и обязанных предоставлять обеспечение исполнения обязательств по оплате газа) производится поставщиком.

Из смысла указанных положений закона в их взаимосвязи следует, что газоснабжающие организации по общему правилу вправе прекращать поставку газа организациям-потребителям при наличии непогашенной задолженности по его оплате, если соблюдена процедура по уведомлению (предупреждению) абонента - юридического лица. Исключение составляют лишь те организации-потребители, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации.

В силу подпункта "е" пункта 2 Правил N 1245 основаниями для полного ограничения подачи (поставки) и отбора газа является полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 3 раз в течение 12 месяцев.

На основании пункта 8 Правил N 1245 поставщик не позднее чем за 10 рабочих дней до планируемой даты введения ограничения по основаниям, предусмотренным подпунктом "е" пункта 2 настоящих Правил, обязан направить потребителю уведомление с указанием основания и даты введения в отношении него ограничения подачи (поставки) газа. В отношении категорий потребителей, ограничение режима потребления газа которым может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, предусмотренных приложением (включая организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) теплоснабжения населенных пунктов), срок направления такого уведомления должен составлять не менее 20 календарных дней до планируемой даты введения ограничения.

Судом установлено, что ответчик ООО «Газпром межрегионгаз Омск» не осуществил поставку газа на котельную в адрес ...., для производства ООО «Комплекстеплосервис» тепловой энергии, поставляемой в жилые дома и социально значимые объекты для нужд горячего водоснабжения, при этом указал на неисполнение решения Арбитражного суда Омской области от .... по № А46-5814/2020, а также п. 13 Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.11.2016 № 1245, ввиду перерасхода газа по договору поставки газа от 10.12.2019 в период введенного ограничения (с 01.08.20221 по 31.08.2022) и фактической выборки объема газа для нужд абонентов не имеющих задолженности.

Из материалов дела следует, что ООО «Комплекстеплосервис» осуществляет эксплуатацию объектов централизованного теплоснабжения населенных пунктов (котельные), в связи с чем согласно пункту 2 приложения к Правилам N 1245, ООО «Комплекстеплосервис» относится к категории потребителей, ограничение режима потребления газа которым может привести к экономическим, экологическим социальным последствиям, как организация, осуществляющая эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) теплоснабжения населенных пунктов. Соответственно его уведомление должно осуществляться не менее чем за 20 календарных дней до даты ограничения.

В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами.

Порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг предусмотрен разделом XI Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354).

При этом прекращение поставки газа (топлива) ресурсоснабжающей организации не предусмотрено в качестве основания для такого приостановления или ограничения.

Напротив, пунктом 121 Правил N 354 предусмотрено, что ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается.

Таким образом, полное прекращение поставки газа ресурсоснабжающей организации и, как следствие, лишение данной организации возможности осуществлять подогрев воды для предоставления услуг горячего водоснабжения уже свидетельствует о том, что указанными действиями создается угроза нарушения прав добросовестных абонентов на получение соответствующих коммунальных услуг.

Материалами дела установлено, что газ, поставляемый ООО "Газпром Межрегионгаз Омск" на котельные, эксплуатируемые ООО «Комплекстеплосервис», используется последним для приготовления тепловой энергии, направляемой на предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

ООО «Комплекстеплосервис» представлены перечни потребителей тепловой энергии от котельных, расположенных по адресу: адрес. Анализ названных перечней свидетельствует о том, что к числу потребителей тепловой энергии относятся в том числе объекты социального назначения (магазины, аптеки, поликлиники, детские сады, школы, и пр.).

В связи с чем, суд приходит к выводу, что прекращение поставки газа ресурсоснабжающей организации и, как следствие, лишение данной организации возможности осуществлять подогрев воды для предоставления услуг горячего водоснабжения уже свидетельствует о том, что указанными действиями создается угроза нарушения прав добросовестных абонентов на получение соответствующих коммунальных услуг, являются обоснованными.

Согласно статье 25 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее - Закон о газоснабжении) на основании договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги.

При несоблюдении потребителями газа условий договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Поставка газа может осуществляться для коммунально-бытовых нужд граждан, либо в коммерческих (производственных) целях и регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 № 162, которым утверждены Правила поставки газа в Российской Федерации (далее - Правила № 162).

Пункт 34 Правил № 162 предусматривает, что поставщик имеет право уменьшить или полностью прекратить поставку газа покупателям (но не ниже брони газопотребления) в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ и (или) за его транспортировку, за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 7 Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.11.2016 № 1245 (далее – Правила № 1245), полное или частичное ограничение подачи (поставки) газа (но не ниже брони газопотребления в отношении лиц, которым она установлена) в соответствии с подпунктом «е» пункта 2 и подпунктом «г» пункта 3 настоящих Правил (за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, а также потребителей, соответствующих критериям, установленным Правительством Российской Федерации, и обязанных предоставлять обеспечение исполнения обязательств по оплате газа) производится поставщиком.

Из изложенного следует, что газоснабжающие организации по общему правилу вправе прекращать поставку газа организациям-потребителям при наличии непогашенной задолженности по его оплате, если соблюдена процедура по уведомлению (предупреждению) абонента - юридического лица. Исключение составляют лишь те организации-потребители, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации.

В силу подпункта «е» пункта 2 Правил № 1245 основаниями для полного ограничения подачи (поставки) и отбора газа является полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 3 раз в течение 12 месяцев.

Пунктом 10 Правил № 1245 предусмотрено, что ограничение подачи (поставки) газа по основаниям, предусмотренным подпунктом «е» пункта 2 настоящих Правил, в отношении потребителей, к сетям которых подключены абоненты, не имеющие задолженности по оплате газа и (или) вырабатываемых при использовании газа и подаваемых им ресурсов (далее - абоненты, не имеющие задолженности), осуществляется поставщиком газа с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 11 - 13 настоящих Правил.

Потребитель, к сетям которого подключены абоненты, не имеющие задолженности, обязан обеспечить им поставку газа и (или) вырабатываемых при использовании газа ресурсов в объемах, необходимых для их бесперебойного ресурсоснабжения (пункт 11 Правил № 1245).

Исходя из пункта 13 Правил № 1245, его положения предусматривают случаи, когда даже при наличии у потребителя добросовестных абонентов, не имеющих задолженности, поставщик газа производит полное ограничение (прекращение) поставки газа, подача которого возобновляется только с наступлением следующего месяца.

Принимая во внимание правовую и технологическую природу газоснабжения как одной из форм энергоснабжения, обеспечивающих выработку производных ресурсов (в частности тепловой энергии), рассмотрение данного спора подлежит разрешению с учетом прав и законных интересов абонентов-потребителей тепловой энергии, поставляемой ООО «Комплекстеплосервис», положений правил, регламентирующих производство и поставку тепловой энергии как производного коммунального ресурса.

Законодателем введены дополнительные механизмы защиты абонентов, которые надлежащим образом исполняют обязательства по оплате использованных топливно-энергетических ресурсов и не состоят в непосредственных отношениях с поставщиками тепловой энергии и газа.

В соответствии с пунктом 96 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808, в отношении граждан-потребителей, управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских    кооперативов,    осуществляющих деятельность    по управлению многоквартирным домом и заключивших договор с ресурсоснабжающими организациями, порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии устанавливается в соответствии с жилищным законодательством.

Специальный порядок ограничения (прекращения) теплоснабжения социально значимых категорий потребителей применяется в отношении тех объектов потребителей, которые используются для непосредственного выполнения социально значимых функций.

В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно подпункту "в" пункта 119 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - правила N 354) при непогашении образовавшейся задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока и при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения.

В соответствии с пунктом 121 Правил N 354 ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 115 и пункте "б" пункта 117 настоящих Правил.

В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.2015 N 308-КГ15-2046 изложен правовой подход, в соответствии с которым полное прекращение поставки газа ресурсоснабжающей организации и, как следствие, лишение данной организации возможности осуществлять подогрев воды для предоставления услуг горячего водоснабжения и отопления уже свидетельствует о том, что указанными действиями создается угроза нарушения прав добросовестных абонентов на получение соответствующих коммунальных услуг.

Как следует из материалов дела, газ, поставляемый ответчиком на котельные, эксплуатируемые тепловой компанией, используется последним для приготовления тепловой энергии, направляемой на предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в том числе добросовестных потребителей, также в объекты социальной сферы (детский сад, детских клубов, школ, медицинского учреждения), и непоставка горячей воды в указанные объекты социальной сферы создают угрозу нарушения санитарных норм и правил.

Вышеизложенные обстоятельства подлежали учету ответчиком при реализации процедуры по непоставке газа.

Учитывая, что газ 19.08.2022 на названную котельную, эксплуатируемую ООО «Комплекстеплосервис» не поступил, по причине неподачи газа ООО «Газпром межрегионгаз Омск», суд данные бездействия ООО «Газпром межрегионгаз Омск» расценивает как полное ограничение поставки газа на вышеуказанную котельную.

Указанное бездействие ответчика противоречит п. 13 Правил № 1245, в соответствии с которым ответчик обязан осуществлять поставку среднеоплаченного объема ООО «Комплекстеплосервис».

Судом установлено, что подача газа на котельные осуществлена ответчиком уже после подачи прокурором настоящего иска в суд – .... /л.д. 183, том 1/, при этом исполнительный лист выдан судом .....

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что действия ответчика по неподаче газа на котельную, расположенную адресу: адрес, являются незаконными, в связи с чем, требования прокурора подлежат удовлетворению.

Таким образом, при наличии причинно-следственной связи между прекращением подачи газа на котельные и подачей горячего водоснабжения конечному потребителю, суд находит доводы ответчика о том, что ООО «Газпром межрегионгаз Омск» является ненадлежащим ответчиком по делу не состоятельными.

Доводы представителя ответчика о возможности работы котельной на ином виде топлива, об обязательном наличии резервного топлива, о предоставлении неверных расчетов объема газа для нужд добросовестных потребителей с нарушением сроков, неверных расчетов среднеоплаченного объема газа котельной, не исполнение решения Арбитражного суда Омской области, что ООО «Комплекстеплосервис» к неотключаемым потребителям не относится, для обеспечения своих потребителей должно было получить броню газопотребления, судом не принимаются во внимание, подлежат отклонению, поскольку предметом настоящего спора является оспаривание действий ответчика по неподаче газа на котельную, кроме того, взаимоотношения между газоснабжающей организацией и организацией-потребителем не должны негативно отражаться на правах абонентов, своевременно оплачивающих использованные топливно-энергетические ресурсы. Доказательств, что соответствующие изменения не могут быть произведены сторонами путем переоформления договора и подписания дополнительного соглашения суду не представлено.

Доводы представителя ответчика о том, что ООО «Комплекстеплосервис» обязано было использовать резервное (альтернативное) топливо, в связи с чем прекращение подачи газа на котельные не могло привести к прекращению подачи горячего водоснабжения конечному потребителю, подлежит отклонению, так как действующее законодательство не предусматривает обязанности потребителей газа использовать резервное топливо при сложившейся ситуации.

Принимая во внимание, что прокуратурой Ленинского административного округа г. Омска проведена проверка соблюдения требований законодательства о жилищно- коммунальном хозяйстве, о газоснабжении в РФ при подготовке объектов жилищно- коммунального хозяйства к отопительному периоду 2022-2023 г.г., по результатам которой установлен факт неподачи 19.08.2022 ООО «Газпром межрегионгаз Омск» природного газа на котельные, для производства ООО «Комплекстеплосервис» тепловой энергии, поставляемой в жилые дома и социально значимые объекты для нужд горячего водоснабжения, ООО «Газпром межрегионгаз Омск» зарегистрировано на территории Советского административного округа г. Омска, суд приходит к выводу о наличии у прокурора ЛАО г. Омска оснований для принятия мер прокурорского реагирования, в том числе для обращения в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц в порядке статьи 45 ГПК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

        РЕШИЛ:

░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

.

░░░░░                                                                              ░.░. ░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «30» ░░░░░░░░ 2022 ░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-3095/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
и.о. прокурора Ленинского АО г.Омска
Ответчики
ООО "Газпром межрегионгаз Омск"
Другие
ООО "Комплекстеплосервис"
Сибирское Управление Ростехнадзора
Суд
Советский районный суд г. Омск
Судья
Ляшенко Юлия Сергеевна
Дело на сайте суда
sovetsky.oms.sudrf.ru
19.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.08.2022Передача материалов судье
19.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.09.2022Подготовка дела (собеседование)
05.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.09.2022Судебное заседание
22.09.2022Судебное заседание
23.09.2022Судебное заседание
30.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.10.2022Вынесено определение о назначении с.з. (после вынесения решения) для совершения процессуальных действий по инициативе суда
13.10.2022Судебное заседание
24.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее