Судья Танганов Б.И. № гражданского дела 2-689/2021
Поступило ... г. 33-1973
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Улан-Удэ 16 июня 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Васильевой С.Д., судей коллегии Ивановой В.А. и Богдановой И.Ю., при секретаре Васильевой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Следственного управления Следственного комитета России по Республике Бурятия на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 16 марта 2021 года, которым постановлено:
исковые требования Васильева Д удовлетворить;
признать незаконным решение Следственного управления Следственного комитета РФ по Республике Бурятия от 27.11.2020г. об отказе Васильеву Д в возобновлении пенсии по должности руководителя Мухоршибирского межрайонного следственного отдела Следственного управления Следственного комитета РФ по Республике Бурятия;
обязать Следственное управление Следственного комитета РФ по Республике Бурятия возобновить Васильеву Д с 16.06.2020г. пенсию за выслугу лет, назначенную с 10.09.2019г. в связи с освобождением от должности руководителя Мухоршибирского межрайонного следственного отдела Следственного управления Следственного комитета РФ по Республике Бурятия и увольнением по собственной инициативе в связи с выходом на пенсию за выслугу лет.
Заслушав доклад судьи Васильевой С.Д., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд с иском к ответчику Следственному управлению Следственного комитета России по Республике Бурятия, истец Васильев Д.В. просил:
признать незаконным решение от 27.11.2020г. об отказе в возобновлении ему пенсии по должности руководителя Мухоршибирского межрайонного Следственного отдела СУ СК России по Республике Бурятия;
обязать ответчика возобновить ему с 16.06.2020 г. пенсию за выслугу лет, назначенную с 10.09.2019 г. в связи с освобождением от должности руководителя Мухоршибирского межрайонного Следственного отдела СУ СК России по Республике Бурятия и увольнением по собственной инициативе в связи с выходом на пенсию за выслугу лет.
Иск мотивирован тем, что истец с 07.07.2007 г. проходил федеральную государственную службу в Следственном управлении Следственного комитета России по Республике Бурятия. Приказом ответчика № ... от 09 сентября 2019 г. он освобожден от замещаемой должности руководителя Мухоршибирского межрайонного следственного отдела и уволен из следственного управления Следственного комитета России по РБ в соответствии с п. 3 ст. 77 Трудового кодекса РФ - расторжение трудового договора по инициативе работника в связи с уходом на пенсию. Выслуга лет по состоянию на 09 сентября 2019 г. составила 16 лет, 01 месяц 19 дней, льготная – 23 года 00 месяцев 6 дней, в связи с чем он имеет право на пенсионное обеспечение. Заключением ответчика от 09 сентября 2019 г. с учетом ежемесячной надбавки за двух несовершеннолетних детей, находящихся на его иждивении, ему в 2019 г. была назначена пенсия в размере 44 801,99 руб.
Приказом ответчика № ... от 31.03.2020 г. он с 06.04.2020 г. повторно принят на федеральную государственную службы в Следственное управление Следственного комитета России по РБ следователем следственного отдела по Октябрьскому району г. Улан-Удэ. Приказом ответчика № -... от 11.06.2020 г. он уволен из Следственного управления Следственного комитета России по РБ в соответствии с п. 3 ст. 77 Трудового кодекса РФ - расторжение трудового договора по инициативе работника. При увольнении ответчик назначил пенсию в размере 37 272,84 руб., исходя из оклада по должности следователя, с чем он не согласен, так как при повторном приеме на федеральную государственную службу в следственное управление Следственного комитета России по РБ в 2020 г. выплата пенсии была приостановлена, а, следовательно, при повторном увольнении ему должны были возобновить пенсию, назначенную в 2019 г. Он обращался к руководителю Следственного управления Следственного комитета России по РБ о возобновлении ранее назначенной пенсии в 2019 г., но получил письменный отказ.
В судебном заседании истец Васильев Д.В. исковые требования поддержал.
Представитель СУ СК России по Республике Бурятия по доверенности Болотова В.Р. исковые требования не признала.
Суд постановил вышеуказанное решение, с которым не согласился ответчик Следственное управление Следственного комитета России по Республике Бурятия, в апелляционной жалобе его представитель по доверенности Болотова В.Р. просит решение суда отменить, указывая на то, что пенсия за выслугу лет была возобновлена истцу исходя из денежного содержания по последней должности в соответствии с ч.2 ст. 14 Закона №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии РФ, органах принудительного исполнения РФ, и их семей», согласно которой в случае повторного определения на службу, получавших пенсию, при последующем увольнении их со службы выплата пенсии возобновляется исходя из выслуги и общего трудового стажа на день последнего увольнения.
В возражениях на апелляционную жалобу Васильев Д.В. просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение суда – без изменения.
В суде апелляционной инстанции представитель Следственного управления Следственного комитета России по Республике Бурятия по доверенности Болотова В.Р. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Истец Васильев Д.В. в заседании судебной коллегии возражал против отмены судебного решения.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 13 ст. 35 Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" пенсионное обеспечение сотрудников Следственного комитета и членов их семей осуществляется применительно к условиям и нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей. Лицам, проходившим службу в Следственном комитете, в выслугу лет для назначения пенсии, исчисленную в соответствии с законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей, также засчитывается срок их службы в федеральных органах исполнительной власти или федеральных государственных органах в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам Следственного комитета с учетом особенностей прохождения службы в Следственном комитете определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно статьи 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" пенсионерам при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах), войска национальной гвардии Российской Федерации, органы принудительного исполнения Российской Федерации выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.
Согласно ст. 14 вышеприведенного Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-I в случае повторного определения на военную службу, или на службу в органы внутренних дел, или Государственную противопожарную службу, или на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, или на службу в войска национальной гвардии Российской Федерации, или на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации указанных в настоящей статье лиц, получавших пенсию, при последующем увольнении их со службы выплата им пенсии возобновляется исходя из выслуги и общего трудового стажа на день последнего увольнения.
Между тем, в силу части 9 статьи 45 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации», до издания соответствующих нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, касающихся деятельности Следственного комитета, действуют нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, регулирующие деятельность Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 942 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации и их семьям" утверждено Положение об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям.
Согласно п. 2.6 Положения при назначении лиц, получающих пенсию за выслугу лет или по инвалидности в органах прокуратуры, на должности прокурорских работников выплата пенсии приостанавливается. При последующем увольнении выплата пенсии по желанию пенсионера возобновляется с учетом повышения (индексации) либо назначается вновь исходя из денежного содержания по последней штатной должности прокурора и следователя, научного и педагогического работника и выслуги на день последнего увольнения из органов и организаций прокуратуры Российской Федерации.
Из указанных выше норм следует, что при повторном увольнении с федеральной государственной службы, в данном случае, со Следственного управления Следственного комитета России по Республике Бурятия, выплата ранее назначенной пенсии возобновляется в тех же размерах, что и при назначении работнику пенсии впервые, при этом размер ранее назначенной пенсии подлежит индексации, либо пенсия по выслуге лет назначается такому работнику вновь, исходя из денежного содержания по последней штатной должности следователя.
Из материалов дела следует, что Васильев Д.В. с 07.07.2007 г. проходил федеральную государственную службы в Следственном управлении Следственного комитета России по Республике Бурятия.
Приказом ответчика № ... от 09 сентября 2019 г. он освобожден от замещаемой должности руководителя Мухоршибирского межрайонного следственного отдела и уволен из Следственного управления Следственного комитета России по РБ в соответствии с п. 3 ст. 77 Трудового кодекса РФ - расторжение трудового договора по инициативе работника в связи с уходом на пенсию.
Заключением ответчика от 09 сентября 2019 г. с учетом ежемесячной надбавки за двух несовершеннолетних детей, находящихся на иждивении истца, ему была назначена пенсия в размере 44 801,99 руб.
Приказом ответчика № ... от 31.03.2020 г. он с 06.04.2020 г. принят на федеральную государственную службы в Следственное управление Следственного комитета России по РБ следователем следственного отдела по Октябрьскому району г. Улан-Удэ.
Приказом ответчика № -... от 11.06.2020 г. он с 15 июня 2020 г. уволен из следственного управления Следственного комитета России по РБ в соответствии с п. 3 ст. 77 Трудового кодекса РФ - расторжение трудового договора по инициативе работника.
Заключением ответчика от 22 июня 2020 г. с учетом ежемесячной надбавки за двух несовершеннолетних детей, находящихся на иждивении истца, ему была назначена пенсия в размере 37 272,84 руб.
18 ноября 2020 г. Васильев Д.В. обратился с заявлением к ответчику, в котором выразил несогласие с размером назначенной ему пенсии по последней занимаемой должности следователя, просил возобновить выплату пенсии, исходя из размера по занимаемой должности руководителя Мухоршибирского межрайонного следственного отдела.
Решением ответчика от 27.11.2020 г. № ... в удовлетворении заявления Васильева Д.В., поскольку ему назначена пенсия, исходя из должностного оклада по последней штатной должности следователя следственного отдела по Октябрьскому району г. Улан-Удэ.
Не согласившись с указанным решением ответчика, Васильев Д.В. обратился в суд.
Разрешая спор и удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции пришел к выводу, что после увольнения Васильева Д.В. 15.06.2020 г., ответчик должен был возобновить ему выплату пенсию в размерах на момент ее приостановления, поскольку Васильев при повторном увольнении с каким-либо заявлением о назначении и выплате пенсии, исходя из оклада следователя, к ответчику не обращался.
Судебная коллегия признает данные выводы суда первой инстанции соответствующими вышеприведенным нормам, а потому оснований для отмены судебного решения не находит.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в Постановлении Конституционного Суда РФ N 6-П от 18 марта 2004 года и Определении Конституционного Суда РФ от 09.11.2004 года N 320-О, предписание, содержащееся в части второй статьи 14 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" означает, что такие лица вправе выбирать наиболее предпочтительный для них вариант - либо оформить пенсию за выслугу лет, полагающуюся им по последнему месту службы, либо получать ранее назначенную им пенсию за выслугу лет.
Таким образом, названные правовые нормы в их конституционно-правовом смысле указывают, что повторное поступление на службу лиц, получающих пенсию за выслугу лет, и приобретение ими вновь статуса Следственного комитета России по РБ не может и не должно иметь своим результатом снижение размера пенсионного обеспечения за выслугу лет по сравнению с тем, который они имели бы, продолжая находиться на пенсии и при увольнении со службы данные лица вправе обратиться за возобновлением выплаты ранее приостановленной пенсии.
По настоящему делу каких-либо относимых и допустимых доказательств, которые бы свидетельствовали об обращении Васильева Д.В. к ответчику с заявлением о возобновлении пенсии по выслуге лет по занимаемой им должности следователя, ответчиком не представлены.
При таких обстоятельствах, учитывая вышеприведенные положения закона и установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств. Указанные доводы жалобы являлись основанием процессуальной позиции ответчика, являлись предметом рассмотрения в суде, исследованы судом и подробно изложены в постановленном решении. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, и спор по существу разрешен верно.
Руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 16 марта 2021 года оставить без изменения, доводы апелляционной жалобы – без удовлетворения.
Председательствующий: С.Д.Васильева
Судьи: В.А.Иванова
И.Ю.Богданова