Судья Журавлева Н.Ю. Дело № 2-1210/2020

№ 33-77/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда
в составе:

судьи – председательствующего Богдановой О.Н.,

судей Душечкиной Н.С., Ушаковой И.Г.,

при секретаре судебного заседания Губиной С.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 14 января 2021 года гражданское дело по иску Анисимова В.В. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Курганской области, федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Курганской области» о возложении обязанности включить период службы стажера в выслугу лет, перерасчете выслуги лет, взыскании единовременного пособия,

по апелляционной жалобе Анисимова В.В. на решение Шадринского районного суда Курганской области от 28 октября 2020 года,

заслушав доклад судьи Курганского областного суда Ушаковой И.Г., пояснения представителя ответчиков Столярова А.А.,

УСТАНОВИЛА:

Анисимов В.В. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Курганской области (далее УФСИН России по Курганской области), федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Курганской области» (далее ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Курганской области) о возложении обязанности включить период службы стажера в выслугу лет, перерасчете выслуги лет, взыскании единовременного пособия. В обоснование исковых требований с учетом их изменения указывал, что в период с 11.12.2002 по 20.07.2020 проходил службу в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации в ФКУ УФСИН России по Курганской области. На основании приказа № 287-лс от 15.07.2020 уволен со службы по п. 4 ч. 2 ст.84 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы». При увольнении по состоянию на 20.07.2020 ему установлена выслуга лет в календарном исчислении – 19 лет 08 месяцев и 05 дней, в льготном исчислении – 27 лет 09 месяцев 26 дней. В выслугу не включен период с 15.07.2002 по 30.11.2002, когда он являлся стажером по должности водителя 3 класса ПЧ-8 УГПС МЧС России по Курганской области. Полагает, что данный период службы в качестве стажера должен быть включен в выслугу лет в календарном исчислении. С учетом данного периода работы стажером период его службы составляет более 20 лет. Ввиду не включения спорного периода в стаж службы истцу было недоплачено единовременное выходное пособие в размере 5 окладов денежного содержания. Просил обязать ответчиков включить периоды работы с 15.07.2002 по 01.10.2002 и с 01.10.2002 по 30.11.2002 стажером по должности водителя 3 класса ПЧ-8 УГПС МЧС РФ по Курганской области в выслугу лет, произвести перерасчет выслуги лет, а также взыскать с ответчиков невыплаченную часть единовременного пособия в размере 5 окладов денежного содержания в сумме 141 020 руб.

Определением Шадринского районного суда Курганской области от 05.10.2020 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Главное управление МЧС России по Курганской области.

В судебное заседание истец Анисимов В.В. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассматривать дело в его отсутствие, с участием представителя Поповой Е.В.

Представитель истца Попова Е.В. в судебном заседании на измененных исковых требованиях настаивала, просила иск удовлетворить.

Представители ответчиков УФСИН России по Курганской области, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Курганской области, третьего лица Главного управления МЧС России по Курганской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд постановил решение, которым исковые требования Анисимова В.В. оставлены без удовлетворения.

С таким решением не согласился истец, в апелляционной жалобе Анисимов В.В. просит решение суда отменить и вынести по делу новое решение об удовлетворении иска. Выражая несогласие с решением суда, указывает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, поскольку действующее законодательство не содержит каких-либо ограничений, предусматривающих, что периоды работы стажера не являются службой в органах внутренних дел и не могут быть включены в выслугу лет для назначения пенсии, как не содержит прямого указания, что указанные периоды могут быть включены в выслугу лет при условии последующей аттестации и поступлении на службу по соответствующей должности. Считает, что периоды его службы в качестве стажера являются службой в органах внутренних дел, что подтверждено записью в п. 10 послужного списка его личного дела. Обращает внимание на судебную практику, в соответствии с которой допускается включение периодов службы в качестве стажера по соответствующим должностям в выслугу лет в календарном исчислении.

Возражений на апелляционную жалобу не поступило.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчиков УФСИН России по Курганской области, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Курганской области Столяров А.А. с доводами апелляционной жалобы не соглашался, указывая на отсутствие правовых оснований для включения истцу в выслугу лет периода работы Анисимова В.В. в качестве стажера по должности водителя 3 класса ПЧ-8 УГПС МЧС РФ по Курганской области.

Иные лица, участвовавшие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежаще, о причинах неявки суд не уведомили. На основании ст.ст.167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав представителя ответчиков, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы в ее пределах в порядке, предусмотренном ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Пенсионное обеспечение сотрудников органов уголовно-исполнительной системы, осуществляемое за счет средств федерального бюджета осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (далее Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1), определяющего - исходя из специфики такой службы и особого правового статуса - условия назначения данной категории лиц пенсий, порядок их исчисления, отличающиеся от аналогичных параметров как трудовых, так и иных видов пенсий.

Как следует из содержания ст. 1 Закона Российской Федерации от 12.02.1993
№ 4468-1 условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются, в том числе на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в подп. «б» ч. 1 настоящей статьи, и их семей).

В соответствии с п. «а» ст. 13 Закона Российской Федерации от 12.02.1993
№ 4468-1 право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в ст. 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации 20 лет и более.

В выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с подп. «а» ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-I засчитывается, в частности, служба на должностях рядового и начальствующего состава в Государственной противопожарной службе; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в с оставлением на военной службе или в кадрах учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы, начальствующего состава органов принудительного исполнения Российской Федерации (ч. 1 ст. 18 данного закона).

Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-I, определяется Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 18 этого закона).

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993
№ 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, засчитывается, в том числе, служба в милиции (полиции), исправительно-трудовых учреждениях, военизированной пожарной охране, других учреждениях и формированиях органов внутренних дел (охраны общественного порядка) Российской Федерации и бывшего СССР, в войсках национальной гвардии Российской Федерации в должностях офицерского, сержантского, рядового и начальствующего состава (в том числе в должностях стажеров) (абзц. 4); время работы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы (Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства внутренних дел Российской Федерации, противопожарных и аварийно-спасательных службах, пожарной охране Министерства внутренних дел), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы, противопожарных и аварийно-спасательных служб, пожарной охраны) (абзц. 18); служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в качестве лиц рядового и начальствующего состава (в том числе в должностях стажеров) (абзц. 19); служба в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы (Государственной противопожарной службе, противопожарных и аварийно-спасательных службах) в качестве лиц рядового и начальствующего состава и военнослужащих (в том числе в качестве стажеров) (абзц. 21).

В соответствии с Федеральным законом от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», введенным в действие с 01.08.2018, следует, что взаимосвязь службы в уголовно-исполнительной системе, государственной гражданской службы, военной службы и государственной службы иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы и принципов ее построения и функционирования, а также посредством:

1) соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, а также основных социальных гарантий при прохождении службы в уголовно-исполнительной системе, государственной гражданской службы, военной службы и государственной службы иных видов;

2) установления ограничений и обязательств при прохождении службы в уголовно-исполнительной системе, государственной гражданской службы, военной службы и государственной службы иных видов;

3) учета стажа службы (выслуги лет) в уголовно-исполнительной системе при исчислении стажа (выслуги лет) государственной гражданской службы, военной службы и государственной службы иных видов;

4) соотносительности специальных званий, воинских званий, классных чинов и дипломатических рангов;

5) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших службу в уголовно-исполнительной системе, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, военную службу и государственную службу иных видов (ч. 1 ст. 5).

Взаимосвязь службы в уголовно-исполнительной системе и муниципальной службы обеспечивается посредством учета стажа службы в уголовно-исполнительной системе при исчислении стажа муниципальной службы (ч. 2 ст. 5).

Гражданину, проходившему государственную гражданскую службу, военную службу или государственную службу иных видов, назначаемому на должность высшего начальствующего состава в уголовно-исполнительной системе, или сотруднику, назначаемому на соответствующую должность государственной гражданской службы, военной службы или государственной службы иного вида, по решению Президента Российской Федерации может быть сохранено право на социальные гарантии, которые имел указанный гражданин или сотрудник в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 5).

Из изложенного следует, что в службу в уголовно-исполнительной системе входит только служба в различных ведомствах, за исключением изъятий, установленных Правительством Российской Федерации.

До принятия указанного федерального закона и на дату приема истца на службу в органы уголовно-исполнительной системы, порядок прохождения службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы регламентировался Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 № 4202-1.

В соответствии со ст. 1 указанного Положения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, которым в установленном настоящим Положением порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.

Согласно ст. 12 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации для лиц, впервые поступающих на службу в органы внутренних дел, может быть установлен испытательный срок продолжительностью от трех месяцев до одного года в зависимости от уровня подготовки и должности, на которую они поступают. В этом случае кандидат назначается стажером на соответствующую должность без присвоения ему специального звания. Для лиц, впервые принимаемых на службу, испытательный срок обязателен.

Во время испытательного срока стажер выполняет обязанности и пользуется правами сотрудника органов внутренних дел в соответствии с занимаемой им должностью и условиями контракта.

На время испытательного срока на стажера распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде, а также ст. ст. 53 и 55 настоящего Положения.

Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что гражданин, поступивший на службу в качестве стажера по соответствующей должности, не может считаться сотрудником органов внутренних дел до момента назначения на должность и присвоения специального звания.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Анисимов В.В. в период с 11.12.2002 по 20.07.2020 проходил службу в уголовно-исполнительной системе РФ, что подтверждается копией его послужного списка и трудовой книжкой.

17.02.2003 с истцом был заключен контракт о службе в уголовно-исполнительной системе сроком на три года.

Из содержания указанного контракта следует, что Анисимов В.В. был принят на службу в СИЗО-2 УИН Минюста России по Курганской области на должность младшего инспектора II категории отдела режима.

В соответствии с приказом УФСИН по Курганской области № 287-лс от 15.07.2020 с Анисимовым В.В. был расторгнут контракт о службе в уголовно-исполнительной системе РФ от 17.02.2003, с 20.07.2020 истец уволен со службы в уголовно-исполнительной системе РФ в должности старшего лейтенанта внутренней службы по п. 4 ч. 2 ст. 84 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ«О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы» (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии).

На дату его увольнения выслуга лет в календарном исчислении составила 19 лет
08 месяцев 05 дней, в льготном исчислении – 27 лет 09 месяцев 26 дней.

При увольнении истца был произведен расчет выслуги лет на пенсию, в который период его работы стажером по должности водителя 3 класса в ПЧ-8 УГПС МЧС РФ Курганской области с 15.07.2002 по 30.11.2002 включен не был.

Истцу перед предстоящим увольнением разъяснялось в том числе, что в выслугу лет для назначения пенсии не включаются периоды работы в должности стажера при отсутствии последующей аттестации работника и его службы по соответствующей должности, доведен до сведения размер выслуги лет в календарном и льготном исчислении, условия увеличения размера пенсии при наличии выслуги в календарном исчислении более 20 лет, что следует из представленного в материалы дела листа собеседования.

В соответствии с данными трудовой книжки истца, судом также установлено, что после прохождения военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации (с 27.04.2000 по 23.05.2002), Анисимов В.В. с 15.07.2002 был трудоустроен стажером по должности водителя 3 класса ПЧ-8 с испытательным сроком 6 месяцев.

Согласно приказу № 61-ЛС от 30.11.2002 стажер по должности водителя 3 класса ПЧ-8 Анисимов В.В. уволен по ст. 80 Трудового кодекса Российской Федерации (собственное желание) с выплатой компенсации за неиспользованный отпуск.

При этом сведений о заключении служебного контракта и приеме истца на службу в период нахождения его в должности стажера в ПЧ-8 УГПС МЧС РФ по Курганской области в материалах дела отсутствуют.

В служебной карточке Анисимова В.В. сведений о присвоении ему специального звания не содержится.

Далее, в период с 11.12.2002 по 20.07.2020 Анисимов В.В. проходил службу в уголовно-исполнительной системе РФ, где ему впервые было присвоено специальное звание – младший сержант внутренней службы с 17.02.2003, на основании приказа
№ 20-лс от 17.02.2003.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Анисимова В.В. к УФСИН России по Курганской области, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Курганской области о возложении обязанности включить период службы стажера в выслугу лет, перерасчете выслуги лет, взыскании единовременного пособия, суд исходил из того, что период работы Анисимова В.В. в качестве стажера по должности водителя являлся трудовой деятельностью, а не служебной, в связи с чем, к этому периоду не могут в полном объеме применяться нормы закона, регулирующие служебные отношения в органах внутренних дел, в том числе отношения, связанные с пенсионным обеспечением и расчетом выслуги лет. Установив, что выслуга лет на дату увольнения истца составила 19 лет 08 месяцев 05 дней, что менее 20 лет, суд также пришел к выводу об обоснованности выплаты Анисимову В.В. единовременного пособия в размере 2-х окладов денежного содержания.

Судебная коллегия, проверяя законность и обоснованность оспариваемого судебного акта в пределах доводов жалобы истца (ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), полагает возможным согласится с такими выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер правоотношений, закон, которым следует руководствоваться, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.

Доводы жалобы Анисимова В.В., указанные в апелляционной жалобе, повторяют правовую позицию истца, изложенную им в суде первой инстанции, эти доводы были подробно проанализированы при разрешении настоящего спора судом и им дана надлежащая правовая оценка, оснований сомневаться в правильности которой у суда апелляционной инстанции не имеется.

По существу, доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, их переоценке и иному толкованию действующего законодательства, не содержат ссылок на новые обстоятельства, которые не были предметом исследования или опровергали бы выводы районного суда, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда.

Учитывая, что иных доводов, имеющих правовое значение и способных повлиять на правильность выводов суда первой инстанции, апелляционная жалоба
Анисимова В.В. не содержит, то оспариваемое судебное постановление, вынесенное с учетом обстоятельств дела, подтвержденных исследованными в ходе рассмотрения дела доказательствами, является законным и обоснованным.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 28 ░░░░░░░
2020 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░:

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33-77/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Анисимов Валерий Васильевич
Ответчики
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области
ФКУ Следственный изолятор №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области
Другие
Попова Елена Валерьевна
Главное управление МЧС России по Курганской области
Суд
Курганский областной суд
Судья
Ушакова Ирина Григорьевна
Дело на сайте суда
oblsud.krg.sudrf.ru
14.12.2020Передача дела судье
14.01.2021Судебное заседание
20.01.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.01.2021Передано в экспедицию
14.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее