Решение по делу № 8Г-6884/2020 [88-9584/2020] от 20.02.2020

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-9584/2020

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Саратов                                  20 апреля 2020 г.

Первый кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Скоковой Д.И., рассмотрев гражданское дело по кассационной жалобе Шевченко Людмилы Васильевны на решение мирового судьи судебного участка № 5 судебного района Центрального округа г. Курска от 26 августа 2019 г. по гражданскому делу №2-2826/2019 и на апелляционное определение Ленинского районного суда г. Курска от 14 ноября 2019 г. по гражданскому делу №11-530/26-2019 по иску прокурора Центрального округа г. Курска в интересах Шевченко Людмилы Васильевны, Шевченко Людмилы Васильевны к Государственному учреждению – Курскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании компенсации за приобретение технических средств реабилитации,

установил:

Исполняющий обязанности прокурора Центрального округа города Курск обратился суд в интересах Шевченко Л.В. с иском к Государственному учреждению – Курскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании компенсации за самостоятельное приобретение технического средства реабилитации в размере 496,92 руб.

В ходе рассмотрения дела Шевченко Л.В. увеличила размер заявленных требований, просила взыскать в её пользу компенсацию за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, а также денежные средства за необеспечение её как инвалида техническим средствами реабилитации в общей сумме 37937,68 руб.

Решением мирового судьи судебного участка № 5 судебного района Центрального округа г. Курска от 26 августа 2019 г. исковые требования удовлетворены частично. С ответчика в пользу Шевченко Л.В. взыскана компенсация за приобретение5 технического средства реабилитации в размере 496,92 руб.

Апелляционным определением Ленинского районного суда г. Курска от 14 ноября 2019 г. решение суда первой инстанции изменено, с Государственного учреждения – Курского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Шевченко Л.В. взыскана компенсация за приобретение технического средства реабилитации в сумме 417, 72 руб.; в остальной части иска отказано.

В кассационной жалобе Шевченко Л.В. просит отменить указанные судебные акты в части отказа в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Проверив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе, суд считает её не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций допущено не было.

Как установлено судами и следует из материалов дела, с 9 февраля 2017 г. Шевченко Л.В. установлена вторая группа инвалидности бессрочно. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида Шевченко Л.В. нуждается в обеспечении техническими средствами реабилитации, в том числе, экзопротеза молочной железы – 1 шт., бюстгальтера для экзопротеза молочной железы – 2 шт., грации (или полуграции) для фиксации экзопротеза молочной железы – 2 шт., чехла для экзопротеза молочной железы трикотажного – 2 шт., бандажа ортопедического на верхнюю конечность для улучшения лимфовенозного оттока, в том числе после ампутации молочной железы – 2 шт.

Шевченко Л.В. 21 сентября 2017 г. обратилась к ответчику с заявлением о компенсации расходов за самостоятельно приобретенные бюстгальтера для экзопротеза молочной железы в размере 1100 руб. и полуграции для фиксации экзопротеза молочной железы в размере 1100 руб. Государственным учреждением - Курским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации принято решение о выплате Шевченко Л.В. компенсации в соответствии с контрактом от ДД.ММ.ГГГГ в размере 2850 руб. за самостоятельно приобретенный экзопротез и об отказе в компенсации за приобретенную полуграцию для фиксации экзопротеза молочной железы в связи с не предоставлением документов, подтверждающих её приобретение.

11 ноября 2017 г. Шевченко Л.В. подала ответчику заявление о компенсации расходов за самостоятельно приобретенный бандаж ортопедический на верхнюю конечность для улучшения лимфовенозного оттока, в том числе после ампутации молочной железы в размере 1975 руб. По результатам рассмотрения заявления ответчиком принято решение о выплате компенсации в соответствии с контрактом от ДД.ММ.ГГГГ в размере 1800 руб.

30 марта 2018 г. Шевченко Л.В. обратилась в Государственное учреждение – Курское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о выплате компенсации за самостоятельное приобретение технических средств реабилитации – бюстгальтера для экзопротеза молочной железы в размере 2923 руб. и грации для фиксации экзопротеза молочной железы в размере 3548 руб. По результатам рассмотрения заявления ответчиком принято решение о выплате компенсации в размере 1195,742 руб.

22 сентября 2018 г. Шевченко Л.В. обратилась к ответчику с заявлением о выплате компенсации за самостоятельное приобретение бюстгальтера для экзопротеза молочной железы и экзопротеза молочной железы. Решением Государственного учреждения – Курского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 19 октября 2018 г. удовлетворено заявление Шевченко Л.В. о компенсации за самостоятельное приобретение экзопротеза молочной железы в размере 1727,79 руб. и об отказе в выплате компенсации за приобретение бюстгальтера для экзопротеза молочной железы, поскольку не наступил срок замены данного технического средства реабилитации.

Удовлетворяя требования истца о взыскании компенсации за приобретение названного технического средства реабилитации, суды первой и апелляционной инстанции исходили из обязанности ответчика по обеспечению инвалида техническим средством реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, неисполнения указанной обязанности и самостоятельного приобретения истцом бюстгальтера для экзопротеза молочной железы. Определяя размер компенсации, суд апелляционной инстанции не согласился с выводом мирового судьи, руководствовавшегося ценами, указанными в государственном контракте от 30 июля 2018 г. № 239, поскольку процедура осуществления закупки технического средства реабилитации по данному государственному контракту на дату подачи Шевченко Л.В. заявления о возмещении расходов на приобретение технического средства реабилитации не была завершена, и исходил из цен, указанных в государственном контракте от 10 июля 2017 г. № 81, в соответствии с которым стоимость бюстгальтера для фиксации экзопротеза молочной железы составляет 417,72 руб.

Отказывая в удовлетворении остальной части требований, суды исходили из того, что Шевченко Л.В. самостоятельно не приобретала технические средства реабилитации за исключением тех, за которые ей была выплачена компенсация, и пришли к обоснованному выводу об отсутствии у неё права на получение компенсации за не предоставленные ей за прошедшее время средства реабилитации.

В судебных постановлениях приведены результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также дано правильное толкование норм материального права (статей 10, 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. № 240, Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. № 57н), подлежащих применению к спорным отношениям.

Доводы кассационной жалобы о том, что указанная компенсация подлежит выплате ей в связи с неисполнением ответчиком возложенной на него законом обязанности по обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации подлежат отклонению.

Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ).

Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ).

В пункте 22 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р, поименованы подгузники.

Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).

В абзаце втором пункта 2 названных правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Подпунктом «а» пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

В силу абзаца первого пункта 4 данных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.

В соответствии с абзацем первым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 названного федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

В пункте 15(1) Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определено, что в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с Правилами.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. № 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, в пункте 3 которого установлено, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.

Компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления им следующих документов: документа, удостоверяющего личность, индивидуальной программы реабилитации инвалида, страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, содержащего страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС). Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации (пункт 5 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации).

Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, то есть механизм реализации указанного права регламентирован. При этом действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре за прошлый период в случае их непредоставления инвалиду уполномоченным органом по какой-либо причине. В такой ситуации право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования техническими средствами реабилитации осуществляется путем выплаты инвалиду денежной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. № 57н.

Установив, что технические средства реабилитации, о взыскании стоимости которых просит Шевченко Л.В., ею самостоятельно не приобретались, вывод судебных инстанций об отсутствии оснований для удовлетворении заявленных требований соответствует вышеприведенным положениям закона.

Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

определил:

решение мирового судьи судебного участка № 5 судебного района Центрального округа г. Курска от 26 августа 2019 г. и апелляционное определение Ленинского районного суда г. Курска от 14 ноября 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Шевченко Людмилы Васильевны – без удовлетворения.

Судья

8Г-6884/2020 [88-9584/2020]

Категория:
Гражданские
Истцы
Шевченко Людмила Васильевна
Прокуратура Центрального округа г. Курска
Ответчики
ГУ - Курское региональное отделение Фонда социального страхования Курской области
Суд
Первый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Скокова Д.И.
Дело на сайте суда
1kas.sudrf.ru
20.04.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее