1-я инстанция – судья Кулаков К.Г. По делу № 33а-8586/2017
Судья-докладчик Папуша А.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 сентября 2017 года г. Иркутск
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего судьи Папуши А.С.,
судей Гусаровой Л.В., Харина Р.И.,
при секретаре судебного заседания Колесниковой К.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Резникова С.В. к Думе Киренского муниципального образования, председателю Думы Киренского муниципального образования о признании решения незаконным
по апелляционной жалобе Резникова С.В. на решение Киренского районного суда Иркутской области от 10 июля 2017 года,
У С Т А Н О В И Л А:
Резников С.В. в обоснование административного искового заявления с учетом уточнений указал, что решением Думы Киренского муниципального образования № 257/3 от 19 января 2017 года по результатам проверки ходатайства инициативной группы о проведении местного референдума на территории Киренского муниципального образования вопросы о согласии населения Киренского муниципального района на выделение Киренского городского поселения из состава Киренского муниципального района в связи с изменением статуса Киренского городского поселения в городской округ, предлагаемые инициативной группой для вынесения на местный референдум, признаны не соответствующими статьям 8, 9 Закона Иркутской области «О местных референдумах в Иркутской области». На основании данного решения Киренской территориальной избирательной комиссией инициативной группе отказано в регистрации.
Административный истец считал указанное решение незаконным, нарушающим право инициативной группы на регистрацию в порядке статьи 15 Закона Иркутской области «О местных референдумах в Иркутской области». Вопросы, предлагаемые инициативной группой, сформулированы на основании части 7 статьи 13 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и не противоречат статьям 8, 9 Закона Иркутской области «О местных референдумах в Иркутской области».
Резников С.В. просил суд признать незаконным решение Думы Киренского муниципального образования об отказе в назначении местного референдума; признать вопрос, предлагаемый инициативной группой для вынесения на местный референдум, отвечающим требованиям статей 8, 9 Закона Иркутской области «О местных референдумах в Иркутской области».
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Киренская территориальная избирательная комиссия, члены инициативной группы: Бобряков А.Н., Алехин В.В., Митрофанов А.М., Сафонов В.К., Суханов А.В., Кулебякина Е.П., Иванская М.В., Шперлинг И.В., Миленькая О.А., Кулебякин В.В., Ширяева А.Б., Орлин А.Г., Старцева А.Ф., Антипин А.В., Калистратова Е.Н., Шатковский Г.Г., Хорошева М.А., Швецов В.В., Архипова А.М.
В судебном заседании административный истец Резников С.В. административный иск поддержал.
Представитель административного ответчика Думы Киренского муниципального образования, административный ответчик председатель Думы Киренского муниципального образования в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заинтересованные лица Бобряков А.Н., Алехин В.В., Шатковский Г.Г., Сафонов В.К. считали, что административный иск следует удовлетворить.
Представители заинтересованного лица Киренской территориальной избирательной комиссии Медведева Н.М., Суржина Н.А. полагали, что административный иск не подлежит удовлетворению.
Другие заинтересованные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Прокурор Русенкова А.А. в заключении полагала, что административный иск не подлежит удовлетворению.
Решением суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Резников С.В. просит решение суда отменить полностью, считая его незаконным и необоснованным, и принять по административному делу новое решение.
В обоснование доводов к отмене решения указывает, что вопросы, предложенные инициативной группой на местный референдум, сформулированы на основании части 7 статьи 13 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в связи с чем не могут противоречить положениям статей 8, 9 Закона Иркутской области «О местных референдумах в Иркутской области». Кроме того, данные вопросы полностью соответствуют опубликованным на сайте ЦИК РФ вопросам, по которым уже проведены местные референдумы.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Киренского района Назаров К.Г. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав доклад по делу, объяснения Резникова С.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, просившего ее удовлетворить, принять новое решение об удовлетворении заявленных административных исковых требований, заключение прокурора Мусаева А.Ф., полагавшего, что решение суда является законным и не подлежит отмене, проверив решение суда в апелляционном порядке, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалованного решения суда по данному административному делу.
Частью 1 ст. 2 Закона Иркутской области от 21.06.2010 № 49-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Иркутской области» установлено, что административно-территориальное устройство области - система административно-территориальных образований области, в том числе порядок образования, упразднения, изменения границ, преобразования административно-территориальных образований области и иные вопросы изменения указанного устройства, которая обеспечивает упорядоченное осуществление на территории области государственной власти и благоприятное социально-экономическое и культурное развитие территории области.
Согласно преамбуле Устава муниципального образования Киренский район, зарегистрированного в ГУ Минюста России по Сибирскому федеральному округу 15 ноября 2005 г. N RU385120002005001, настоящий Устав в пределах компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством, регулирует вопросы правовой, территориальной, экономической и финансовой организации местного самоуправления в муниципальном образовании Киренский район Иркутской области.
Частями 1 и 2 ст. 1 указанного выше Устава предусмотрено, что статус Киренского района как административно-территориального образования Иркутской области устанавливается законодательством Российской Федерации и Иркутской области.
Муниципальное образование Киренский район наделено статусом муниципального района Законом Иркутской области от 16 декабря 2004 года № 87-ОЗ «О статусе и границах муниципальных образований Киренского района Иркутской области».
Вопросы местного значения, отнесенные к компетенции муниципального района, определены в ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также в соответствии с данной нормой права закреплены в статьях 6 и 7 Устава муниципального образования Киренский район.
Частями 1 и 2.1 ст. 12 данного Закона предусмотрено, что изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом. Инициатива населения об изменении границ муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума.
В соответствии с ч. 3 ст. 13 Устава Иркутской области порядок образования, упразднения, изменения границ, преобразования административно-территориальных образований Иркутской области определяется законами Иркутской области.
Как предусмотрено ч. 1 ст. 2 Закона Иркутской области от 21.06.2010 № 49-ОЗ (в ред. от 23.03.2017) «Об административно-территориальном устройстве Иркутской области», административно-территориальное устройство области - система административно-территориальных образований области, в том числе порядок образования, упразднения, изменения границ, преобразования административно-территориальных образований области и иные вопросы изменения указанного устройства, которая обеспечивает упорядоченное осуществление на территории области государственной власти и благоприятное социально-экономическое и культурное развитие территории области.
Часть 2 ст. 30 указанного выше Закона Иркутской области закрепляет, что в случае, если изменение административно-территориального устройства области, предусмотренное настоящим Законом, обязательно повлечет изменение границ муниципальных образований области либо их преобразование или упразднение, данное изменение осуществляется при условии соблюдения процедур получения согласия населения либо учета мнения населения или представительных органов муниципальных образований области, предусмотренных Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Указанные изменения административно-территориального устройства области осуществляются одновременно с соответствующим изменением границ либо преобразованием или упразднением муниципальных образований области, если иное не установлено федеральным законодательством.
Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 13 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом сельского поселения, изменение статуса сельского поселения в связи с наделением его статусом городского поселения, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа, изменение статуса городского округа в связи с наделением его статусом городского округа с внутригородским делением либо лишением его статуса городского округа с внутригородским делением, присоединение поселения к городскому округу с внутригородским делением и выделение внутригородского района из городского округа с внутригородским делением.
Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом. Инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Закон субъекта Российской Федерации о преобразовании муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.
Частью 3 ст. 2 Устава муниципального образования Киренский район также предусмотрено, что изменение границ Киренского района, его преобразование осуществляется законом Иркутской области по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти Иркутской области и федеральных органов государственной власти в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Порядок реализации инициативы проведения местного референдума установлен ст. 36 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ (в ред. от 28.12.2016) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», предусматривает, что избирательная комиссия соответствующего уровня, действующая со дня обращения инициативной группы в качестве комиссии референдума, направляет ходатайство по проведению референдума и приложенные к нему документы в представительный орган муниципального образования, уполномоченный в соответствии с уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума; представительный орган муниципального образования обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям ст. 12 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ в порядке и сроки, которые установлены уставом муниципального образования, при этом срок проверки не может превышать 20 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы и приложенных к нему документов. Если представительный орган муниципального образования признает, что выносимый на референдум вопрос не отвечает требованиям ст. 12 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, комиссия референдума отказывает инициативной группе по проведению референдума в регистрации.
В соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения.
Частью 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения Думы Киренского муниципального образования) предусмотрено, что вопросами местного значения являются - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии с ч. 2 ст. 12 Закона Иркутской области от 06.05.2006 № 25-оз, «О местных референдумах в Иркутской области» (в редакции, действующей на момент принятия обжалованного решения Думы Киренского муниципального образования) (далее Закон Иркутской области от 06.05.2006 № 25-оз) для выдвижения инициативы проведения местного референдума, предусмотренной пунктом 1 статьи 11 настоящего Закона, гражданин или группа граждан Российской Федерации, обладающие правом на участие в местном референдуме, образуют инициативную группу по проведению местного референдума в количестве не менее 20 человек.
Как предусмотрено ст. 15 Закона Иркутской области от 06.05.2006 № 25-оз, избирательная комиссия муниципального образования в течение пятнадцати дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению местного референдума обязана рассмотреть указанное ходатайство и приложенные к нему документы и принять одно из следующих решений:
1) в случае соответствия представленных документов требованиям Федерального закона, Устава области, законов области, устава муниципального образования - о направлении ходатайства и приложенных к нему документов в представительный орган муниципального образования;
2) в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.
Представительный орган муниципального образования в течение срока, установленного уставом муниципального образования, осуществляет проверку соответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям, указанным в соответствии с Федеральным законом в статьях 8, 9 настоящего Закона.
По результатам проверки представительный орган муниципального образования принимает решение о соответствии либо несоответствии вопросов, предлагаемых инициативной группой для вынесения на местный референдум, требованиям, указанным в соответствии с Федеральным законом в статьях 8, 9 настоящего Закона.
В случае признания вопроса, выносимого на местный референдум, отвечающим требованиям, указанным в соответствии с Федеральным законом в статьях 8, 9 настоящего Закона, избирательная комиссия муниципального образования регистрирует инициативную группу по проведению местного референдума, выдает ей регистрационное свидетельство и сообщает об этом в средства массовой информации.
Исходя из анализа указанных выше нормативных актов судебная коллегия приходит к выводу о том, что преобразование муниципального образования путем его разделения или выделения, входящего в него поселения, в отдельное муниципальное образование с наделением статусом городского округа возможно законом субъекта федерации по инициативе как населения, так и соответствующих органов государственной власти.
Такая инициатива населения может быть реализована в форме местного референдума, проведение которого осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством, а также Законом Иркутской области «О местных референдумах в Иркутской области».
В соответствии с ч.ч. 1-4 ст. 8 Закона Иркутской области «О местных референдумах в Иркутской области» в соответствии с Федеральным законом на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения. Вопросы местного референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. Вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации и законодательству области. Вопрос местного референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть чтобы на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на местном референдуме решения. Аналогичное положение, касающееся требования о четком и однозначном формулировании вопросов, выносимых на референдум, закреплены в п. 7 ст. 12 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Из приобщенной к материалам дела копии ходатайства о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума на территории Киренского муниципального района Иркутской области от 18.08.2016 г. (л.д. 83) следует, что инициативной группой выдвинута инициатива о вынесении на местный референдум по существу двух вопросов, поскольку их формулирование имеет различия: «О согласии населения Киренского муниципального образования на преобразование Киренского муниципального образования путем изменения статуса Киренского городского поселения в городской округ», а также «О согласии населения Киренского муниципального района на выделение Киренского городского поселения из состава Киренского муниципального района, в связи с изменением статуса Киренского городского поселения в городской округ».
Анализ указанных выше вопросов, выдвигаемых инициативной группой на референдум, приводит к выводу о том, что их формулировки не являются по существу вопросами (не сформулированы как вопрос), на которые возможно дать однозначные ответы, что противоречит положениям п. 7 ст. 12 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, ч. 4 ст. 8 Закона Иркутской области «О местных референдумах в Иркутской области».
При указанных выше обстоятельствах вывод суда о законности решения Думы Киренского муниципального образования № 257/3 от 19.01.2016 г. «О рассмотрении ходатайства инициативной группы по проведению местного референдума на территории Киренского муниципального образования», которым в назначении по данным вопросам местного референдума было отказано, является правильным.
Довод Резникова С.В. о формальном несоответствии указанного выше решения Думы этапу проведения референдума – выдвижения инициативы проведения референдума, так как на этом этапе Дума лишь проверяет соответствие закону выдвигаемых на референдум вопросов, а не назначает референдум, правового значения для дела не имеет, поскольку фактически Дума проверила соответствие предлагаемых к вынесению на местный референдум вопросов требованиям ст. 12 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ и признала их не соответствующими положениям данной статьи, что является основанием к отказу в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума.
Доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, поскольку они направлены на иное толкование закона и оценку представленных доказательств, не содержат каких-либо обстоятельств, которые могли бы привести к иному решению по делу. Сама по себе иная оценка заявителем апелляционной жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
Нарушений либо неправильного применения норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Киренского районного суда Иркутской области от 10 июля 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению Резникова С.В. к Думе Киренского муниципального образования, председателю Думы Киренского муниципального образования о признании решения незаконным – оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий А.С. Папуша
Судьи Л.В. Гусарова
Р.И. Харин