Дело № 2-3427/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Арзамас <дата>
Арзамасский городской суд Нижегородской области в составе:
председательствующего судьи С.А.Лелёкина,
при секретареГрининой О.Ю.,
с участием судебного пристава-исполнителя Арзамасского районного отдела судебных приставов УФССП по Нижегородской области ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ЗАО «Доверие» о признании бездействия судебного пристава-исполнителя Арзамасского районного отдела судебных приставов УФССП по Нижегородской области незаконным,понуждениидиректора Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации-главного судебного пристава Россииобязать судебных приставов-исполнителей устранить допущенные нарушения,вынесении частного определения в адрес Арзамасского городского прокурора,
установил:
ЗАО «Доверие» обратилось в суд с заявлением,в котором просит:
1.Признать бездействие судебного пристава-исполнителя Арзамасского районного отдела судебных приставов УФССП по Нижегородской области или иного должностного лица,исполняющего обязанности судебного пристава-исполнителя,выраженное в неисполненииапелляционного определения Нижегородского областного суда № <дата>.о понуждении судебныхприставов-исполнителей устранить допущенные нарушения;
2.Обязать директора Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации - главного судебного пристава России в порядке ст.206и258ГПК РФ исполнитьопределение Нижегородского областного суда № <дата>.-обязать судебных приставов-исполнителей устранить допущенные нарушения;
3.Отреагировать на допущенные нарушения вынесением частного определения в адрес прокурора г.Арзамаса Нижегородской области.
В заявлении указывает,что апелляционнымопределением Нижегородского областного суда по делу №.<дата> г.было отменено решение Арзамасскогогородского суда,вынесенное по заявлению ЗАО «Доверие» обоспаривании незаконного бездействия судебного пристава-исполнителя Арзамасского РОУФССП РФ по НО,и принято новое решение.Признано незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя АрзамасскогоРО УФССП РФ по НО.Возложена обязанность насудебных приставов-исполнителей Арзамасского РО УФССП РФ по НОустранить допущенные нарушения.Однако,до настоящего времениапелляционное определение незаконноне исполнено.
ЗАО «Доверие» также обратилось с заявлением о восстановлении пропущенного процессуального срока,в соответствии с которым ЗАО «Доверие» просит восстановить срок на подачу заявления об обжаловании бездействия судебного пристава-исполнителя.
Представитель заявителя ЗАО «Доверие» в суд не явился,в письменном заявлениипросит рассмотреть дело в его отсутствие.
Судебный пристав-исполнитель Арзамасского РО УФССП по Нижегородской области просит в удовлетворении заявления отказать,так какпостановлением <дата>.исполнительное производство в отношении С.А.С.окончено,исполнительный документ возвращенвзыскателю.
Главный судебный пристав России,должникС.А.С.,Арзамасский городской прокурор,извещённые о времени и месте рассмотрения дела,в судебное заседание не явились,о причинах неявки суд не уведомили,с заявлением об отложении дела слушанием не обратились.
В соответствии со ст.167Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц,участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания,если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя,заинтересованных лиц.
Выслушав доводы судебного пристава-исполнителя Арзамасского РО УФССП по Нижегородской области ,изучив материалы дела,суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.46Конституции Российской Федерации и главой25Гражданского процессуального кодекса РФ,граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений,действий (бездействия) органов государственной власти,органов местного самоуправления,должностных лиц,государственных или муниципальных служащих,в результате которых,по мнению указанных лиц,были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
На основании ст.441Гражданского процессуального кодекса РФ постановления судебного пристава-исполнителя,их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем,должником или лицами,чьи права и интересы нарушены такими постановлением,действиями (бездействием).Заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов,его действий (бездействия) рассматривается в порядке,предусмотренном главами23и25кодекса,с изъятиями и дополнениями,предусмотренными статьей.
Согласно ч.1ст.254Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин,организация вправе оспорить в суде решение,действие (бездействие) органа государственной власти,органа местного самоуправления,должностного лица,государственного или муниципального служащего,если считают,что нарушены их права и свободы.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от10февраля2009года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений,действий (бездействия) органов государственной власти,органов местного самоуправления,должностных лиц,государственных и муниципальных служащих» (п.1,28) разъяснено,что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти,органом местного самоуправления,должностным лицом,государственным или муниципальным служащим обязанности,возложенной на них нормативными правовыми и иными актами,определяющими полномочия этих лиц.
При этом к бездействию относится неисполнение органом государственной власти,органом местного самоуправления,должностным лицом,государственным или муниципальным служащим обязанности,возложенной на них нормативными правовыми и иными актами,определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями,положениями,регламентами,приказами).
Бездействие при исполнении судебным приставом-исполнителем своих должностных обязанностей предполагает полное отсутствие или не совершение каких-либо действий,прямо предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
Исходя из положений статьи258ГПК РФ,суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения,действия (бездействия) органа государственной власти,органа местного самоуправления,должностного лица,государственного или муниципального служащего,если установит,что оспариваемое решение,действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя,а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Пунктом1ст.12Федерального закона «О судебных приставах» предусмотрено,что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов,предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве,судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно п.1ст.36Федерального закона от02.10.2007года № 229 «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства,за исключением требований,предусмотренных частями2-6статьи.
Указанный срок не является пресекательным и в случае неисполнения исполнительного документа за рамками установленного срока при наличии жалобы взыскателя подлежат исследованию все исполнительные действия судебного пристава-исполнителя,предпринятые и не предпринятые им в установленный законом срок.
В соответствии со ст.64ФЗ«Об исполнительном производстве»,исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с Федеральным законом действия,направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения,а равно на понуждение должника к полному,правильному и своевременному исполнению требований,содержащихся в исполнительном документе.Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия:
1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей),иных лиц в случаях,предусмотренных законодательством Российской Федерации;
2) запрашивать необходимые сведения,в том числе персональные данные,у физических лиц,организаций и органов,находящихся на территории Российской Федерации,а также на территориях иностранных государств,в порядке,установленном международным договором Российской Федерации,получать от них объяснения,информацию,справки;
3) проводить проверку,в том числе проверку финансовых документов,по исполнению исполнительных документов;
4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований,содержащихся в исполнительных документах;
5) входить в нежилые помещения и хранилища,занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам,в целях исполнения исполнительных документов;
6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника-без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение,занимаемое должником;
7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество,в том числе денежные средства и ценные бумаги,изымать указанное имущество,передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;
8) в порядке и пределах,которые установлены настоящим Федеральным законом,производить оценку имущества;
9) привлекать для оценки имущества специалистов,соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее-оценщик);
10) производить розыск должника,его имущества,розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;
11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию;
12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц,участвующих в исполнительном производстве;
13) взыскивать исполнительский сбор;
14) обращаться в орган,осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее-регистрирующий орган),для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке,которые установлены настоящим Федеральным законом;
15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации;
16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту,акту другого органа или должностного лица по заявлению взыскателя или по собственной инициативе.
17) совершать иные действия,необходимые для своевременного,полного и правильного исполнительных документов.
В силу положений ст.122Федерального закона от02.10.2007 № 229 «Об исполнительном производстве» и части2статьи441Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов,его действия (бездействие) должна быть подана в течение десяти дней,в том случае,если постановление принято,действие совершено или имеет место бездействие в рамках исполнительного производства и не соответствуют требованиям Федерального закона «Об исполнительном производстве».Лицом,не извещенным о времени и месте совершения действий,жалоба подается в течение десяти дней со дня,когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления,совершении действий (бездействии).
Суд находит,что срок для оспаривания бездействия судебного пристава-исполнителя заявителем ОАО «Доверие» не пропущен,оснований для восстановления процессуального срока не имеется.
В судебном заседании установлено,что постановлением <дата>.судебным приставом-исполнителем Арзамасского районного отдела судебных приставов УФССП по Нижегородской области было возбуждено исполнительное производство № исполнительному листу №.<дата>.,выданному мировым судьей судебного участка №.Арзамаса,о взыскании солидарно с должника С.А.С. в пользу ЗАО «Доверие» задолженности в размере ***
Постановлением <дата>.судебным приставом-исполнителем Арзамасского районного отдела судебных приставов УФССП по Нижегородской области было возбуждено исполнительное производство № № исполнительному листу №,выданному мировым судьей судебного участка № Арзамасского района,о взыскании солидарно с должника С.А.С. в пользу ЗАО «Доверие» задолженности в размере ***
Решением Арзамасского городского суда <дата>.по заявлению ЗАО «Доверие» была проверена законность действий и бездействий судебного пристава исполнителя в рамках указанных исполнительных производств (дело №),в удовлетворении заявления было отказано.
Апелляционным определением Нижегородского областного суда <дата>. (дело №) решение Арзамасского городского суда <дата>.частично отменено.Признано незаконным бездействие судебных приставов-исполнителей Арзамасского районного отдела судебных приставов-исполнителей УФССП по Нижегородской области,допущенное в рамках исполнительного производства № (№ №) в отношении должника С.А.С.Возложена обязанность на судебных приставов-исполнителей Арзамасского районного отдела судебных приставов-исполнителей УФССП по Нижегородской области устранить допущенные нарушения.
<дата> судебным приставом-исполнителем Арзамасского районного отдела судебных приставов-исполнителей УФССП по Нижегородской области вынесенопостановление об окончании исполнительного производствапо исполнительному листу №<дата>.о взыскании солидарно с должника С.А.С. в пользу ЗАО «Доверие» задолженности в размере ***.и возвращении исполнительного документа взыскателю
Таким образом,к моментувынесения апелляционного определения Нижегородского областного суда <дата>.исполнительное производство было окончено
Возложение каких-либо обязанностей на судебного пристава-исполнителя в случае установления незаконного бездействия в ходе исполнительного производства является,по сути,понуждением в соответствии со ст.64Закона«Об исполнительном производстве» к совершению исполнительных действий,которые совершаются судебным приставом-исполнителем в рамках возбужденного исполнительного производства.Действующие положения Закона«Об исполнительном производстве» не предусматривают возможности совершения судебным приставом-исполнителем исполнительных действий после окончания исполнительного производства.
Действия судебного пристава-исполнителя по окончанию исполнительного производства заявителем не обжалованы,постановление об окончании исполнительного производства не отменено, повторно к исполнению исполнительный лист не предъявлен.
Согласно п.п.3п.1ст.46ФЗ«Об исполнительном производстве» исполнительный документ возвращается взыскателю,если невозможно установить местонахождение должника,его имущества,либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей,находящихся на счетах,во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях,за исключением случае,когда указанным ФЗ предусмотрен розыск должника или его имущества.
В силу п.п.3п.1ст.47ФЗ«Об исполнительном производстве» возвращение взыскателю исполнительного документа по основаниям,предусмотренным ст.46данного ФЗ,влечет окончание исполнительного производства.
Таким образом,основания для признания незаконным бездействиясудебного пристава-исполнителяпо исполнениюапелляционного определения Нижегородского областного суда от27.05.2014г.отсутствуют.
Согласноп.п.1,2ст.8Федерального закона № 118от21.07.1997г. «О судебных приставах» главный судебный пристав Российской Федерации возглавляет Федеральную службу судебных приставов.Главный судебный пристав Российской Федерации:
осуществляет руководство деятельностью Федеральной службы судебных приставов;
осуществляет контроль за принудительным исполнением судебных актов,актов других органов и должностных лиц;
осуществляет контроль за обеспечением установленного порядка деятельности судов и охраны зданий,помещений судов,а также определяет порядок организации деятельности судебных приставов в этой области;
в случае необходимости принимает решение об охране здания,помещений суда в круглосуточном режиме;
осуществляет контроль за обеспечением безопасности при совершении исполнительных действий и применении мер принудительного исполнения (далее-совершение исполнительных действий),производстве предварительного расследования в форме дознания,охране зданий,помещений Федеральной службы судебных приставов;
определяет тактику проведения исполнительно-розыскных действий,осуществляет контроль за деятельностью должностных лиц Федеральной службы судебных приставов,осуществляющих розыск должника,его имущества или розыск ребенка;
устанавливает порядок служебных взаимоотношений судебных приставов и иных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов и их служебной дисциплины с учетом особенностей прохождения государственной службы,предусмотренных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами;
при осуществлении контроля за принудительным исполнением судебных актов,актов других органов и должностных лиц в случае необходимости совершает отдельные исполнительные действия;
издает приказы,указания и распоряжения по вопросам организации деятельности Федеральной службы судебных приставов;
имеет право отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение должностного лица Федеральной службы судебных приставов;
обеспечивает межведомственную координацию деятельности органов и организаций,выполняющих требования судебных актов,актов других органов и должностных лиц,имеет право в этих целях образовывать совещательные и консультативные органы,запрашивать статистическую и другую необходимую информацию;
при выполнении задач,возложенных на судебных приставов,организует взаимодействие с уполномоченными государственными органами по вопросам противодействия терроризму;
организует контроль в установленной сфере деятельности;
определяет порядок формирования и ведения банков данных,необходимых для выполнения задач,возложенных на судебных приставов;
осуществляет иные полномочия,предусмотренные настоящим Федеральным законом,Федеральным законом«Об исполнительном производстве»,а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
С учётомизложенногосуд находит,что требованияЗАО «Доверие» обязать директора Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации - главного судебного пристава России в порядке ст.206и258ГПК РФ по делуоб обжаловании бездействия судебного пристава исполнителя обязать судебных приставов-исполнителей устранить допущенные нарушенияудовлетворению не подлежат.
Согласно ст.226ГПК Российской Федерации при выявлении случаев нарушения законности суд вправе вынести частное определение и направить его в соответствующие организации или соответствующим должностным лицам,которые обязаны в течение месяца сообщить о принятых ими мерах.
Установленное частью первой статьи226ГПК Российской Федерации право суда вынести частное определение при выявлении случаев нарушения законности вытекает из принципа самостоятельности и независимости судебной власти; при рассмотрении вопроса о необходимости вынесения частного определения суд оценивает в совокупности все обстоятельства дела,исходя из обязанности гражданского судопроизводства способствовать укреплению законности и правопорядка,предупреждению правонарушений,формированию уважительного отношения к закону и суду (статья2ГПК Российской Федерации).
Возможность вынесения судом частных определений,направленных на устранение нарушений законности и выполняющих профилактическо-дисциплинирующую функцию,является правом суда и вытекает из его дискреционных полномочий при осуществлении правосудия.
Из приведенной нормы следует,что частное определение-это способ реагирования суда на случаи выявления нарушения законности и правопорядка,которые не могут быть устранены им самостоятельно при рассмотрении гражданского дела предоставленными гражданско-процессуальным законом средствами.
При рассмотрении заявления ЗАО «Доверия» суд не видит оснований для вынесения частного определения,поскольку нарушения со стороны прокурора г.Арзамаса Нижегородской области при рассмотрении данного дела не выявлено.
На основании изложенного,руководствуясь ст.ст.194-198ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления ЗАО «Доверие» о признании бездействия судебного пристава-исполнителя Арзамасского районного отдела судебных приставов УФССП по Нижегородской области незаконным,понуждениидиректора Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации-главного судебного пристава Россииобязать судебных приставов-исполнителей устранить допущенные нарушения,вынесении частного определения в адрес Арзамасского городского прокурора отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Арзамасский городской суд в течение месяца со дняего составленияв окончательной форме.
Судья С.А.Лелёкин