Дело № 2а-566/2019
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
Рі. Южа Рвановской области 20 сентября 2019 РіРѕРґР°
Палехский районный СЃСѓРґ Рвановской области РІ составе:
председательствующего судьи Пятых Л.В.,
при секретаре Зверевой О.Ю.,
рассмотрел РІ открытом судебном заседании административное дело РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению Рвановского межрайонного природоохранного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, действующего РІ интересах Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, Рё неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц, Рє Департаменту природных ресурсов Рё экологии Рвановской области Рѕ признании незаконным бездействия Рё возложении обязанности РїРѕ подготовке Рё направлению РІ Правительство Рвановской области предложения Рѕ создании Рё установлении границ охранной Р·РѕРЅС‹ РѕСЃРѕР±Рѕ охраняемой РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕР№ территории регионального значения - памятника РїСЂРёСЂРѕРґС‹
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
Рвановский межрайонный природоохранный РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, действуя РІ защиту интересов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц, обратился РІ СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением, СЃ учетом уточнения заявленных требований, Рє Департаменту природных ресурсов Рё экологии Рвановской области:
- Рѕ признании незаконным бездействия Департамента природных ресурсов Рё экологии Рвановской области, выразившегося РІ РЅРµ подготовке предложения Рѕ создании Рё установлении границ охранной Р·РѕРЅС‹ РѕСЃРѕР±Рѕ охраняемой РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕР№ территории регионального значения – памятника «Озеро Рё болото Р СЏР±РѕВ»;
- возложении РЅР° Департамент природных ресурсов Рё экологии Рвановской области РІ течение 1 РіРѕРґР° СЃРѕ РґРЅСЏ вступления решения СЃСѓРґР° РІ законную силу подготовить предложения Рѕ создании охранной Р·РѕРЅС‹ Рё установлении ее границ РѕСЃРѕР±Рѕ охраняемой РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕР№ территории регионального значения – памятник РїСЂРёСЂРѕРґС‹ «Озеро Рё болото Р СЏР±РѕВ», Рё передаче РёС… РІ Правительство Рвановской области.
Как следует РёР· представленного РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления Рвановской природоохранной прокуратурой выявлены нарушения требований природоохранного законодательства РІ деятельности ответчика, выразившиеся РІ РЅРµ проведении административным ответчиком работы, направленной РЅР° установление охранной Р·РѕРЅС‹ Рё определения ее границ РѕСЃРѕР±Рѕ охраняемой РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕР№ территории регионального значения (далее РїРѕ тексту РћРћРџРў) – памятника РїСЂРёСЂРѕРґС‹ «Озеро Рё болото Р СЏР±РѕВ», расположенной РЅР° территории Южского района Рвановской области. РќРµ подготовлено предложение Рѕ создании охранной Р·РѕРЅС‹ Рё установлении ее границ, СЃ передачей РёС… РІ Правительство Рвановской области.
Р’ обоснование заявленных требований РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ, руководствуется положениями: СЃС‚. 6 Федерального закона РѕС‚ 10.01.2002 РіРѕРґР° в„–7-ФЗ «Об охране окружающей среды», СЃС‚.СЃС‚. 10, 11, 25, Федеральным законом РѕС‚ 14.03.1995 РіРѕРґР° в„–33-ФЗ «Об РѕСЃРѕР±Рѕ охраняемых природных территориях», Рї.Рї. 4, 20 Постановлением Правительства Р Р¤ РѕС‚ 19.02.2015 РіРѕРґР° в„–138 «Об утверждении Правил создания охранных Р·РѕРЅ отдельных категорий РѕСЃРѕР±Рѕ охраняемых природных территорий, установления РёС… границ, определения режима охраны Рё использования земельных участков Рё водных объектов РІ границах таких Р·РѕРЅВ», СЃС‚. 9, 11 Закона Рвановской области РѕС‚ 06.05.2011 РіРѕРґР° в„–39-РћР— «Об РѕСЃРѕР±Рѕ охраняемых природных территориях Рвановской области», Рї.3.11 Положения Рѕ Департаменте природных ресурсов Рё экологии Рвановской области, утвержденного постановлением Правительства Рвановской области РѕС‚ 23.12.2014 РіРѕРґР° в„–565-Рї, СЃС‚. 7, 32 Федерального закона РѕС‚ 13.07.2015 РіРѕРґР° в„–218-ФЗ (РІ редакции РѕС‚ 25.12.2018 РіРѕРґР°) «О государственной регистрации недвижимости», СЃС‚.СЃС‚. 2, 17, 18, 42 Конституции Р Р¤, Р° также положениями СЃС‚.СЃС‚. 1, 22, 39, 218 РљРђРЎ Р Р¤ Рё СЃС‚. 27, 35 Федерального закона РѕС‚ 17.01.1992 РіРѕРґР° в„–2202-1 «О прокуратуре РФ»
Р’ судебном заседании помощник РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Ршутина Рќ.РЎ., административные исковые требования СЃ учетом РёС… уточнений поддержала РїРѕ доводам, изложенным РІ административном РёСЃРєРѕРІРѕРј заявлении.
Представитель административного ответчика Департамента природных ресурсов Рё экологии Рвановской области – Быкадорова Рћ.Р’., действующая РїРѕ доверенности, РІ судебном заседании административные исковые требования РЅРµ признала РІ полном объеме. Дополнительно пояснила, что РЅР° основании решений малого Совета Рвановского областного Совета народных депутатов РѕС‚ 14.07.1993 РіРѕРґР° в„–147 «О памятниках РїСЂРёСЂРѕРґС‹ Рвановской области» Рё РѕС‚ 14.07.1993 РіРѕРґР° в„–148 «Об установлении границ территорий СЃ особым правовым режимом использования земель», памятником РїСЂРёСЂРѕРґС‹ регионального значения признано РІ том числе «Озеро Р СЏР±РѕВ» Рё «Болото Р СЏР±РѕВ». Р’ соответствии СЃ указанным решением, РІ целях реорганизации РѕСЃРѕР±Рѕ охраняемой РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕР№ территории регионального значения «Озеро Р СЏР±РѕВ» Рё «Болото Р СЏР±РѕВ» Департамент, как уполномоченный орган осуществил подготовку материалов, обосновывающих образование данной территории.
РћРґРЅРёРј РёР· указанных материалов являются материалы комплексного экологического обследования РћРћРџРў «Озеро Р СЏР±РѕВ» Рё «Болото Р СЏР±РѕВ», проведенного Рвановским государственным университетом РІ 2014 РіРѕРґСѓ, РІ соответствии СЃ которым Департаменту рекомендовано реорганизовать данные памятники РїСЂРёСЂРѕРґС‹ путем объединения РІ памятник РїСЂРёСЂРѕРґС‹ Рвановской области «Озеро Рё болото Р СЏР±РѕВ», РІРІРёРґСѓ того, что озеро Рё болото составляют единый озерно-болотный комплекс. Создание Р¶Рµ охранной Р·РѕРЅС‹ РЅР° прилегающих Рє рекомендуемому памятнику РїСЂРёСЂРѕРґС‹ Рвановской области «Озеро Рё болото Р СЏР±РѕВ» земельных участков считается нецелесообразным. Учитывая указанные рекомендации постановлением Правительства Рвановской области РѕС‚ 15.05.2015 РіРѕРґР° в„–179-Рї «О памятнике РїСЂРёСЂРѕРґС‹ Рвановской области «Озеро Рё болото Р СЏР±РѕВ» утвержден паспорт памятника РїСЂРёСЂРѕРґС‹, РІ соответствии СЃ которым определен режим РѕСЃРѕР±РѕР№ охраны (запреты Рё ограничения) данного памятника РїСЂРёСЂРѕРґС‹.
Руководствуясь положениями Рї.10 СЃС‚. 2, Рї.3 СЃС‚. 26 Федерального закона РѕС‚ 14.03.1995 РіРѕРґР° в„–33-ФЗ «Об РѕСЃРѕР±Рѕ охраняемых природных территориях», Рї.6 СЃС‚. 9 Закона Рвановской области РѕС‚ 06.05.2011 РіРѕРґР° в„–39-РћР— «Об РѕСЃРѕР±Рѕ охраняемых природных территориях РІ Рвановской области», административный истец считает, что определение режима РѕСЃРѕР±РѕР№ охраны территории памятников РїСЂРёСЂРѕРґС‹, находящихся РІ ведении органов государственной власти субъектов Р Р¤, определяется как право, Р° РЅРµ обязанность органов государственной власти субъектов Р Р¤. РџСЂРё этом, учитывая рекомендации, изложенные РІ материалах комплексного экологического обследования РћРћРџРў, принимая РІРѕ внимание, что памятник РїСЂРёСЂРѕРґС‹ «Озеро Рё болото Р СЏР±РѕВ» находится РІ труднодоступной местности, антропогенные воздействия РЅР° прилегающие Рє нему земельные участки отсутствуют, необходимости для установления границ охранной Р·РѕРЅС‹ РІ отношении данного памятника РїСЂРёСЂРѕРґС‹ РЅРµ имеется.
Также представителем ответчика указано, что в соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 252-ФЗ "О внесении изменений в ЗК РФ и отдельные законодательные акты РФ" сведения о местоположении границ зон с особыми условиями использования территории подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости до 1 января 2022 года.
В связи с отсутствием в настоящее время графического описания местоположения границ охранной зоны ООПТ, являющейся предметом настоящего иска, в требуемой форме и наличием ранее вынесенного судебного решения Фрунзенского районного суда от 19.05.2015 года о возложении на Департамент обязанности по принятию мер по постановке на государственный кадастровый учет в отношении 111 иных ООПТ, а также на основании рекомендаций комплексного экологического обследования памятника природы, ответчик в удовлетворении исковых требований прокурора просил отказать.
Заслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
на основании ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 1 ст. 58 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 8-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 8-ФЗ) природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях (п. 2 ст. 58 Федерального закона N 8-ФЗ).
Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях" от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ (далее - Федеральный закон N 33-ФЗ) регулируются отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природный комплекс, а также объекты естественного и искусственного происхождения.
Согласно статьей 26 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников, природы, находящихся в их ведении.
Согласно части 1 статьи 27 названного Федерального закона N 33-ФЗ на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
РЎСѓРґРѕРј установлено Рё материалами дела подтверждается, что РІ соответствии СЃ Постановлениями Малого совета Рвановского областного Совета народных депутатов двадцать первого созыва РѕС‚ 14.07.1993 РіРѕРґР° в„–147 «О памятниках РїСЂРёСЂРѕРґС‹ Рвановской области» Рё в„– 148 «Об установлении границ территорий СЃ особым правовым режимом использования земель» «Озеро Р СЏР±РѕВ» Рё «Болото «Рябо», расположенные РІ Южском районе Рвановской области, объявлены памятниками РїСЂРёСЂРѕРґС‹, имеющими историческую, экологическую, культурную Рё научную ценность, Р° территории, занятые РёРјРё – территориями СЃ особым режимом использования земель.
Постановлением Правительства Рвановской области РѕС‚ 15.05.2015 РіРѕРґР° в„–179-Рї «О памятнике РїСЂРёСЂРѕРґС‹ Рвановской области «Озеро Рё болото Р СЏР±РѕВ», памятники РїСЂРёСЂРѕРґС‹ «Озеро Р СЏР±РѕВ» Рё «Болото Р СЏР±РѕВ» реорганизованы путем РёС… объединения РІ памятник РїСЂРёСЂРѕРґС‹ «Озеро Рё болото Р СЏР±РѕВ», утвержден паспорт указанного объекта. Согласно паспорта памятника РїСЂРёСЂРѕРґС‹, установлено местоположение РћРћРџРў РІ Южском районе Рвановской области, РІ 13 РєРј. северо-западнее Рі. Южи, 7,6 РєРј. западнее Рґ. Петушки, РІ. 4 РєРј. западнее Рґ. Пашки, возле урочища Р СЏР±РѕРІРѕ, РІ границах Мугреево-Никольского сельского поселения, РЅР° территории кадастрового квартала 37:21:020108. Произведено описание границ памятника РїСЂРёСЂРѕРґС‹ СЃ установлением точек координат, определена площадь РћРћРџРў памятника РїСЂРёСЂРѕРґС‹ – 122,6 РіР°.
В соответствии с пунктом 10 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. Положение об охранных зонах указанных особо охраняемых природных территорий утверждается Правительством Российской Федерации. Ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливаются решением об установлении охранной зоны особо охраняемой природной территории (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ и Федерального закона № от 03.08.2018 N 342-ФЗ).
Согласно подпункту "б" пункта 11 статьи 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон особо охраняемых природных территорий, указанных в пункте 10 настоящей статьи, принимаются в отношении охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ и Федерального закона № от 03.08.2018 N 342-ФЗ).
Приведенные положения закона свидетельствуют о необходимости принятия мер по охране территорий памятников природы, в том числе путем определения их границ и границ охранной зоны.
Вместе с тем, в нарушение вышеобозначенных требований закона до настоящего времени охранная зона для особо охраняемой природной территории, являющейся предметом настоящего иска, не определена, ее границы не установлены, что представителем ответчика не оспаривалось.
РџРѕ данному факту Рвановским межрайонным природоохранным РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂРѕРј РІ адрес Департамента природных ресурсов Рё экологии Рвановской области было внесено представление РѕР± устранении нарушений закона, причин Рё условий, РёРј способствующих, Р·Р° в„– 02-08-2019 РѕС‚ 01.04.2019 РіРѕРґР°.
РР· ответа РЅР° данное представление РѕС‚ 29.04.2019 РіРѕРґР° в„– 1517-041/01-13 Департамента Природных ресурсов Рё экологии Рвановской области, следует, что административным ответчиком, полагающим, что создание охранных Р·РѕРЅ РћРћРџРў РІ силу закона обязательным РЅРµ является, РЅРµ принято мер, направленных РЅР° создание охранной Р·РѕРЅС‹ РѕСЃРѕР±Рѕ охраняемой РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕР№ территории регионального значения – памятник РїСЂРёСЂРѕРґС‹ «Озеро Рё болото Р СЏР±РѕВ»
Оценивая доводы представителя административного ответчика о праве, но не обязанности органов государственной власти субъекта РФ в определения режима особой охраны территорий памятников природы, в том числе о праве на принятие либо непринятие решения об установлении охранных зон, суд приходит к следующему:
действительно положениями ранее действующей редакции ч. 3 ст. 2 Федерального закона N 33-ФЗ предусматривалось, что в целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности (ч. 3 ст. 2).
Вместе с тем указанная норма утратила силу с введением в действие Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ которым также установлено, что особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (ч. 3 ст. 10 Федерального закона N 406-ФЗ).
Рзложенное свидетельствует Рѕ том, что СЃ 2013 РіРѕРґР° законодательно закреплена обязанность органов исполнительной власти субъекта Р Р¤ РїРѕ установлению охранной Р·РѕРЅС‹ памятников РїСЂРёСЂРѕРґС‹ регионального значения, если такие охранные Р·РѕРЅС‹ небыли созданы.
При этом доводы представителя административного ответчика об обратном, противоречат указанным положениям действующего законодательства, и судом не принимаются.
РќРµ свидетельствует РѕР± обратном Рё сведения Рѕ нецелесообразности формирования охранной Р·РѕРЅС‹, изложенные РІ «Материале комплексного экологического обследования РѕСЃРѕР±Рѕ охраняемых природных территорий Рвановской области «Озеро Р СЏР±Рѕ Рё «Болото Р СЏР±РѕВ», обосновывающих РёС… реорганизацию», Р° также РґРѕРІРѕРґС‹ представителя ответчика РѕР± отсутствии антропогенного воздействия РЅР° указанный памятник РїСЂРёСЂРѕРґС‹, что обусловлено местом расположения указанной территории РІ труднодоступной местности.
При этом суд считает необходимым отметить, что представителем ответчика в судебном заседании не оспаривался факт вырубки лесов вокруг территории памятника природы, а материалы комплексного экологического обследования содержат сведения об антропогенной нагрузке, в том числе по прилегающим территориям.
Согласно пункту 19 Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2015 года N 138, решения о создании охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения и об установлении их границ принимаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Согласно п. 20 Указанных Правил охранные зоны природных парков и памятников природы регионального значения не могут быть расположены в границах особо охраняемых природных территорий федерального и регионального значения.
В силу пункта 21 указанных Правил высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом пунктов 4 и 20 Правил готовит решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о создании охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения, об установлении ее границ и утверждении положения о ней в виде соответствующего проекта, а также пояснительную записку к проекту решения с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ.
Пояснительная записка к проекту решения должна включать в себя сведения о координатах характерных точек границ создаваемой охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения и ее карту-схему (п.22 Правил).
Согласно С‡. 1 СЃС‚. 59 Устава Рвановской области, Правительство Рвановской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Рвановской области.
Р’ соответствии СЃ пунктом 6 СЃС‚. 9 Закона Рвановской области РѕС‚ 06.05.2011 РіРѕРґР° в„–39-РћР— «Об РѕСЃРѕР±Рѕ охраняемых природных территориях РІ Рвановской области», режим охраны Рё использования земельных участков Рё водных объектов РІ границах охранной Р·РѕРЅС‹ устанавливается положением Рѕ соответствующей охранной Р·РѕРЅРµ, которое утверждается Губернатором Рвановской области. Решения Рѕ создании охранных Р·РѕРЅ природных парков Рё памятников РїСЂРёСЂРѕРґС‹ регионального значения Рё РѕР± установлении РёС… границ принимаются Губернатором Рвановской области. Охранная Р·РѕРЅР° природных парков Рё памятников РїСЂРёСЂРѕРґС‹ регионального значения считается образованной СЃРѕ РґРЅСЏ вступления РІ силу указа Губернатора Рвановской области Рѕ ее организации, утверждении границ Рё положения Рѕ ней.
Р’ соответствии СЃ С‡.1 СЃС‚. 11 Закона Рвановской области РѕС‚ 06.05.2011 РіРѕРґР° в„–39-РћР—, функционирование РѕСЃРѕР±Рѕ охраняемых природных территорий регионального значения осуществляется РІ соответствии СЃ утвержденными РІ установленном РїРѕСЂСЏРґРєРµ положениями Рѕ конкретных РѕСЃРѕР±Рѕ охраняемых природных территориях Рё РёС… охранных зонах.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений статей 4, 9, 9.1 Рё 12 Закона N 39-РћР— Правительство Рвановской области наделено полномочиями РїРѕ принятию нормативных правовых актов РІ сфере организации, охраны Рё функционирования РѕСЃРѕР±Рѕ охраняемых природных территорий регионального значения, решений РѕР± образовании, реорганизации РѕСЃРѕР±Рѕ охраняемых природных территорий регионального значения, РІ том числе РїРѕ утверждению паспорта памятника РїСЂРёСЂРѕРґС‹ регионального значения.
Согласно Рї.1 СЃС‚. 3 Закона Рвановской области РѕС‚ 06.05.2011 РіРѕРґР° в„–39-РћР— Рє полномочиям Губернатора Рвановской области относятся распределение полномочий между исполнительными органами государственной власти Рвановской области РІ сфере организации, охраны Рё функционирования РѕСЃРѕР±Рѕ охраняемых природных территорий регионального значения (далее - уполномоченные органы).
Указом Губернатора Рвановской области РѕС‚ 05.03.2015 РіРѕРґР° в„–46-СѓРі «О полномочиях Департамента природных ресурсов Рё экологии Рвановской области», административному ответчику переданы полномочия РїРѕ:
- подготовке Губернатору Рвановской области предложения РїРѕ созданию (упразднению) охранных Р·РѕРЅ природных парков Рё памятников РїСЂРёСЂРѕРґС‹ регионального значения, РІ том числе РѕСЃРѕР±Рѕ охраняемых природных территорий регионального значения, деятельность администраций которых направлена РЅР° охрану Рё воспроизводство объектов животного РјРёСЂР° (1.6.3. Указа).
Согласно положения Рѕ Департаменте природных ресурсов Рё экологии Рвановской области, утвержденного постановлением Правительства Рвановской области РѕС‚ 23.12.2014 РіРѕРґР° в„–565-Рї, Департамент РІ соответствии СЃ возложенными РЅР° него задачами:
- разрабатывает Рё направляет РЅР° рассмотрение Губернатора Рвановской области Рё Правительства Рвановской области проекты законов Рё иных правовых актов Рвановской области РїРѕ вопросам, отнесенным Рє сфере деятельности Департамента (Рї.3.1 Положения)
- осуществляет ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в том числе особо охраняемых природных территорий, деятельность администраций которых направлена на охрану и воспроизводство объектов животного мира (п. 3.11.1. Положения)
- готовит Губернатору Рвановской области предложения, связанные СЃ охранными зонами природных парков Рё памятников РїСЂРёСЂРѕРґС‹ регионального значения, РІ том числе РѕСЃРѕР±Рѕ охраняемыми природными территориями регионального значения, деятельность администраций которых направлена РЅР° охрану Рё воспроизводство объектов животного РјРёСЂР° (Рї. 3.11.3. Положения).
- разрабатывает проекты положений РѕР± РѕСЃРѕР±Рѕ охраняемых природных территориях регионального значения Рё представляет РёС… РЅР° утверждение РІ Правительство Рвановской области, РІ том числе РѕСЃРѕР±Рѕ охраняемых природных территориях, деятельность администраций которых направлена РЅР° охрану Рё воспроизводство объектов животного РјРёСЂР° (Рї. 3.11.4. Положения).
- разрабатывает проекты положений об охранных зонах природных парков и памятников природы регионального значения, в том числе особо охраняемых природных территорий регионального значения, деятельность администраций которых направлена на охрану и воспроизводство объектов животного мира (п.3.11.6. Положения)
Рљ полномочиям департамента Природных ресурсов Рё экологии Рвановской области относятся так Р¶Рµ функции главного распорядителя средств областного бюджета Рё получателя бюджетных средств, предусмотренных РЅР° содержание Департамента Рё подведомственных Департаменту областных государственных учреждений.
Анализ указанных положений нормативных актов позволяет определить РїРѕСЂСЏРґРѕРє установления охранных Р·РѕРЅ памятников РїСЂРёСЂРѕРґС‹ регионального значения Рё РёС… границ: решение Рѕ создании охранных Р·РѕРЅ памятников РїСЂРёСЂРѕРґС‹ регионального значения Рё РѕР± установлении РёС… границ принимает Губернатор Рвановской области, проект которого представляется Правительством Рвановской области РЅР° основании предложений Рѕ создании данных Р·РѕРЅ Рё определении РёС… границ, подготовленных Департаментом природных ресурсов Рё экологии Рвановской области.
Однако, как установлено СЃСѓРґРѕРј Рё РЅРµ оспаривалось стороной административного ответчика РІ нарушение приведенных РЅРѕСЂРј меры РїРѕ подготовке таких предложений РІ отношении названного памятника РїСЂРёСЂРѕРґС‹ регионального значения Департаментом природных ресурсов Рвановской области РЅРµ приняты.
Согласно представленных доказательств, что также РЅРµ оспаривалось представителем административного ответчика РћРћРџРў «Озеро Рё болото Р СЏР±РѕВ» имеет описание границ памятника РїСЂРёСЂРѕРґС‹ СЃ установлением точек координат. Указанные сведения внесены РІ Единый государственный реестр недвижимости, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, объективных препятствий для принятия административным ответчиком мер РїРѕ подготовке Рё направлению РІ Правительство Рвановской области предложений Рѕ создании охранной Р·РѕРЅС‹ указанного памятника РїСЂРёСЂРѕРґС‹ Рё установления ее границ РЅРµ имеется.
При таких обстоятельствах доводы административного ответчика об отсутствии в настоящее время графического описания местоположения границ охранной зоны в требуемой форме, обстоятельством исключающим удовлетворение административных исковых требований, которые фактически направлены на понуждение к совершению указанных действий, являются неубедительными.
Ссылка административного ответчика на положения ч.2 ст. 5 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 252-ФЗ "О внесении изменений в ЗК РФ и отдельные законодательные акты РФ", согласно которой, сведения о местоположении границ зон с особыми условиями использования территории подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости до 1 января 2022 года, судом также не принимается.
При этом учитывается, что указанной нормой регламентированы сроки внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, тогда как прокурором заявлены требования о подготовке предложения о создании охранной зоны ООПТ. Факт подготовки предложения не является окончательным этапом свидетельствующем о возможности внесения сведений об охранной зоне в государственный кадастр недвижимости чему, согласно действующего законодательства предшествуют ряд, процедур, в том числе по принятию решения о создании охранной зоны памятника природы регионального значения и об установлении ее границ, принимаемое высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации соблюдение и защита права каждого на благоприятную окружающую среду – обязанность государства.
Согласно положениям ст.ст. 17, 18 Конституции Российской Федерации в России признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.
Бездействие Департамента природных ресурсов Рё экологии Рвановской области нарушает право лиц, постоянно или временно пребывающих РЅР° указанной РѕСЃРѕР±Рѕ охраняемой РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕР№ территории (неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц), РЅР° благоприятную окружающую среду, гарантированное СЃС‚. 42 Конституции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, поскольку отсутствие охранной Р·РѕРЅС‹ РѕСЃРѕР±Рѕ охраняемой РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕР№ территории регионального значения – памятник РїСЂРёСЂРѕРґС‹ «Озеро Рё болото Р СЏР±РѕВ» способствует неблагоприятным антропогенным воздействиям РЅР° таковую.
РљСЂРѕРјРµ того, СЃРІРѕРё бездействием Департамент природных ресурсов Рё экологии Рвановской области нарушает интересы Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, поскольку Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество РІ области охраны окружающей среды РІ соответствии СЃ принципами, установленными международными договорами, Российская Федерация выступает гарантом прав граждан, закрепленных РІ Конституции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё РґСЂСѓРіРёС… федеральных законах, поэтому РЅРµ должна допускать ухудшения состояния окружающей среды, РїСЂРё этом проводить единую государственную политику РІ области экологии, устанавливая РїРѕСЂСЏРґРѕРє государственного учета антропогенной нагрузки хозяйственной Рё РёРЅРѕР№ деятельности.
Согласно положения п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Прокурор просит установить административному ответчику срок для исполнения административных исковых требований в 1 год.
При определении срока для исполнения заявленных административных исковых требований, судом не принимаются доводы административного ответчика о наличии неисполненных решений по иным административным делам, поскольку сами по себе они не являются основанием для продления требуемого прокурором срока для исполнения по настоящему делу. Вместе с тем, суд считает заслуживающими внимание доводы представителя административного ответчика о порядке и сроках проведения работ для подготовки предложения по созданию охранной зоны ООПТ, являющейся предметом настоящего иска, в том числе о необходимости проведения комплексного экологического обследования, проведения конкурса и заключения контракта на указанные работы, а также проведения конкурса и заключения контракта на определение границ с установлением координат точек охранной зоны, и проведение данных работ; сезонности подлежащих выполнению работ, а также значительности территории самой ООПТ.
В связи с изложенным, срок для исполнения исковых требований суд считает возможным установить 1 год 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 227, 179-180 КАС РФ, суд,
Р Р• РЁ Р Р› :
Административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление Рвановского межрайонного природоохранного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Департамента природных ресурсов Рё экологии Рвановской области, выразившееся РІ РЅРµ подготовке предложения Рѕ создании охранной Р·РѕРЅС‹ РѕСЃРѕР±Рѕ охраняемой РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕР№ территории регионального значения – памятник РїСЂРёСЂРѕРґС‹ «Озеро Рё болото Р СЏР±РѕВ» Рё РѕР± установлении его границ.
Обязать Департамент природных ресурсов Рё экологии Рвановской области, РІ течение 1 РіРѕРґР° 6 месяцев СЃРѕ РґРЅСЏ вступления решения СЃСѓРґР° РІ законную силу подготовить предложение Рѕ создании охранной Р·РѕРЅС‹ РѕСЃРѕР±Рѕ охраняемой РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕР№ территории регионального значения – памятник РїСЂРёСЂРѕРґС‹ «Озеро Рё болото Р СЏР±РѕВ» Рё РѕР± установлении ее границ, Рё передать РёС… РІ Правительство Рвановской области.
Административному ответчику в течении 1 месяца после истечения срока для исполнения административных исковых требований сообщить об исполнении решения суда по настоящему административному делу в Палехский районный суд и административному истцу.
Решение может быть обжаловано РІ Рвановский областной СЃСѓРґ через Палехский районный СЃСѓРґ РІ течение месяца СЃРѕ РґРЅСЏ вынесения решения СЃСѓРґР° РІ окончательной форме.
Председательствующий подпись Пятых Л.В.
Решение вынесено в окончательной форме 25 сентября 2019 года