дело №2а-106/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федераций
п. Чегдомын 13 февраля 2018 года
Верхнебуреинский районный суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Ханбикова Р.М.
с участием административного истца – помощника прокурора Диденко А.И.
при секретаре Косоговой М.В.
рассмотрев в судебном заседании административное исковое заявление прокурора Верхнебуреинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Тырминского сельского поселения о признании бездействия по разработке генеральной схемы очистки Тырминского сельского поселения незаконным и обязании разработать генеральную схему очистки Тырминского сельского поселения в течение 3-х месяцев со дня вступления решения в законную силу,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Верхнебуреинского района обратился в Верхнебуреинский районный суд к ответчику с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства. Прокуратурой Верхнебуреинского района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления. В соответствии с санитарными правилами СанПиН 42-128-4690-88 органы местного самоуправления сельского поселения обязаны разработать и утвердить специальный муниципальный нормативный правовой акт устанавливающий систему сбора и вывоза отходов на территории поселения, генеральную схему очистки территории, а также согласовывать его в санитарно-эпидемиологической службе. В соответствии с законодательством обязанность разработать генеральную схему очистки территории поселения и согласовать с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю возложена на администрацию сельского поселения. Вместе с тем, в нарушение норм законодательства, администрацией сельского поселения до настоящего времени генеральная схема очистки поселения не разработана, с органами Роспотребнадзора не согласована.
Очистка территорий населенных пунктов это одно из важнейших мероприятий, направленное на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды. Отсутствие генеральной схемы очистки территории может привести к захламлению территории городского поселения отходами, возникновению мест несанкционированного размещения отходов. Не производится расчет реального накопления твердых бытовых отходов, что может привести к резкому увеличению количества твердых бытовых отходов, переполнению контейнеров и загрязнению территории.
Просит суд признать бездействие Тырминского сельского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края по разработке генеральной схемы очистки Тырминского сельского поселения незаконным и обязать разработать генеральную схему очистки Тырминского сельского поселения Верхнебуреинского муниципального района и согласовать ее с органами Роспотребнадзор в течение 3-х месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора исковые требования поддержал и просил удовлетворить.
В судебное заседание представитель административного ответчика не прибыл, извещен о времени и месте слушания дела надлежащим образом, Глава поселения Веклич А.В. представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, с исковыми требования прокурора согласен.
Согласно ст. 150 КАС РФ, ч. 6 ст. 226 КАС суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, явка которых в силу закона не является обязательной, судом их явка обязательной не признавалась.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства дела.
Прокуратурой Хабаровского края 20.10.2017 направлено задание в адрес районной прокуратуры о проведении внеплановой проверки исполнения требований законодательства, направленных на обеспечение безопасности обращения с отходами I и II классов опасности территориальными подразделениями Роспотребнадзора по краю, органами местного самоуправления и организациями, осуществляющими деятельность в указанной сфере (л.д. 21-23).
Согласно ответу Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в Верхнебуреинском районе от 12.12.2017 по вопросу рассмотрения и согласования генеральных схем санитарной очистки населенных мест обратилось 5 муниципальных образований района: городское поселение «Рабочий поселок Чегдомын», Новоургальское городское поселение, Аланапское сельское поселение, Среднеургальское сельское поселение, сельское поселение «Поселок Софийск» (л.д. 8).
Из сообщения главы Тырминского сельского поселения от 29.01.2018 следует, что 24.01.2018 сельским поселением были направлены постановление администрации Тырминского сельского поселения от 31.10.2017 № «Об утверждении Генеральной схемы санитарной очистки территории Тырминского сельского поселения» и Генеральная схема санитарной очистки территории Тырминского сельского поселения в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в Верхнебуреинском районе на согласование. Согласование было отклонено в связи с тем, что в поселении отсутствует санкционированная свалка для размещения твердых бытовых отходов (л.д. 16).
ДД.ММ.ГГГГ администрация Тырминского сельского поселения обратилась в КГБУ «Хабкрайкадастр» с просьбой провести межевание земельных участков по свалку (л.д. 17).
Из ответа КГБУ «Хабкрайкадастр» Верхнебуреинский районный филиал следует, что согласно договору на выполнение межевания земельного участка от 04.11.2017, имеющего адресный ориентир Хабаровский край, Верхнебуреинский район, участок находится примерно в 5 км по направлению на северо-восток от ориентира, расположенный за пределами участка, адрес ориентира п. Тырма ул. Комсомольская, 36, документы находятся в работе. Срок исполнения составляет 90 рабочих дней (л.д. 19).
Согласно сообщению главы Тырминского сельского поселения от 06.02.2018 администрацией сельского поселения проводится работа по разработке и согласованию Генеральной схемы санитарной очистки территории Тырминского сельского поселения с Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора. Выполнить требования по утверждению и согласованию генеральной схемы очистки планируется к 01.06.2018 (л.д. 24).
По сообщению Территориального отдела Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в Верхнебуреинском районе от 05.02.2018 администрации Тырминского сельского поселения в согласовании Генеральной схемы очистки населенных пунктов отказано для устранения нарушений при составлении Генеральной схемы очистки (л.д. 25-27).
Изучив материалы дела, выслушав объяснение участвующих лиц, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В ст.ст. 42, 58 Конституции РФ провозглашено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность).
Часть 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.1 Закона Хабаровского края от 26.11.2014 № 16 «О закреплении за сельскими поселениями Хабаровского края вопросов местного значения» за сельскими поселениями Хабаровского края закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4 (в части организации снабжения населения топливом), 5, 6, 8, 15, 18, 22, 31, 33.1, 33.2, 34, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Частью 3 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ предусмотрено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Из материалов дела следует, что в ходе прокурорской проверки было установлено, что администрацией сельского поселения не разработана и не утверждена генеральная схема очистки территории сельского поселения.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ст. 39 ФЗ от 30.03.1999 №52-ФЗ).
Согласно п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.
Генеральную схему санитарной очистки территории необходимо согласовать с санитарно-эпидемиологической службой согласно требованию п.п. 1.6, 6.5 СанПиН 42-128-4690-88.
Таким образом, в соответствии с санитарными правилами органы местного самоуправления обязаны разрабатывать и утверждать специальный нормативный правовой акт, устанавливающий систему сбора и вывоза отходов на территории муниципального образования, генеральную схему очистки территории, а также согласовывать его в санитарно-эпидемиологической службе.
Для определения положений данных санитарных правил, которые соответствуют законодательству Российской Федерации необходимо учитывать изменения, произошедшие в системе местных органов власти и государственных органов исполнительной власти со времени принятия данных унитарных правил. Указанные выше действия должны производиться органами местного самоуправления и органами государственной власти, существующими в настоящее время, в соответствии с их полномочиями.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в настоящее время является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».
На территории Хабаровского края указанные полномочия осуществляет Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю.
Законом Хабаровского края от 26.11.2014 № 16 за сельскими поселениями закреплены полномочия по решению вопросов местного значения указанные в п. 18 части первой ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Из анализа приведенных норм следует, что в соответствии с законодательством обязанность разработать генеральную схему очистки территории Тырминского сельского поселения и согласовать ее с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю возложена на администрацию Тырминского сельского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края.
В судебном заседании установлено, что администрацией Тырминского сельского поселения до настоящего времени Генеральная схема очистки населенного пункта с органами Роспотребнадзора соответственно не согласована.
Бездействие администрации сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по разработке Генеральной схемы очистки населенных пунктов, также влечет ненормированное образование отходов производства и потребления, что может привести к негативному воздействию на окружающую среду, и как следствие, нарушению прав неопределенного круга лиц на обеспечение защиты их здоровья на благоприятную окружающую среду, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд находит заявленные прокурором Верхнебуреинского муниципального района административные исковые требования в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия, понуждении устранить нарушения законодательства об обращении с отходами, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании действия (бездействия) и необходимости совершения административным ответчиком каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению, суд указывает на необходимость устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов и на срок устранения таких нарушений.
С учетом степени сложности и характера обязывающего действия, объема организационно-правовых мероприятий необходимых для его исполнения, суд полагает, что срок указанный прокурором в административно-исковом заявлении срок 3 месяца со дня вступления решения суда в законную силу достаточен для утверждения и согласования генеральной схемы очистки сельского поселения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Верхнебуреинского района удовлетворить.
Признать бездействие администрации Тырминского сельского поселения выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению генеральной схемы очистки территории сельского поселения - незаконным.
Обязать администрацию Тырминского сельского поселения разработать генеральную схемы очистки Тырминского сельского поселения и согласовать ее с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в течение 3-х месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Верхнебуреинский районный суд в течение одного месяца.
Мотивированное решение суда изготовлено 19 февраля 2018 года.
Судья Р.М. Ханбиков