Дело №а-216/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 февраля 2022 года г. Хабаровск
Кировский районный суд города Хабаровска в составе: председательствующего судьи Водолажской Т.М., при секретаре ФИО3
с участием: представителя административного истца по доверенности Ковалевой О.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального казённого учреждения «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» к МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по <адрес> и ЕАО, судебному приставу - исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по <адрес> и ЕАО ФИО1, УФССП России по <адрес> и ЕАО, заинтересованное лица Министерство обороны Российской Федерации, военный прокурор гарнизона Комсомольска – на – Амуре о признании незаконными действия судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по <адрес> и <адрес> ФИО1 в части вынесения ДАТА постановления о взыскании исполнительского сбора в размере № рублей, отменить постановление о взыскании исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
ФКУ «ОСК ВВО» обратилось в суд с административным исковым заявлением к УФССП России по <адрес> и ЕАО, судебному приставу - исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по <адрес> и ЕАО ФИО1 о признании действий по вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора незаконными. В обосновании указав, что в адрес ФКУ «ОСК Восточного военного округа» поступило постановление судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по <адрес> и ЕАО ФИО1 от ДАТА о взыскании исполнительского сбора в размере № рублей с ФКУ «ОСК Восточного военного округа». Указанное постановление вынесено по результатам рассмотрения материалов исполнительного производства от ДАТА №-ИП, возбужденного на основании исполнительного документа – исполнительного листа серии ФС № от ДАТА, выданного Кировским районным судом г. Хабаровска по делу №. Решением Кировского районного суда г. Хабаровска от ДАТА по делу № на ФКУ «ОСК Восточного военного округа» возложена обязанность обеспечить филиал № ФГКУ «301 военный клинический госпиталь» Минобороны России оборудованием для проведения исследования полимерной цепной реакции, направленного на выявление нового вируса Covid-19. Апелляционным определением <адрес>вого суда от ДАТА решение Кировского районного суда г. Хабаровска от ДАТА по делу № оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФКУ «ОСК Восточного военного округа» без удовлетворения. Постановление о возбуждении исполнительного производства от ДАТА поступило в адрес ФКУ «ОСК Восточного военного округа» ДАТА, срок исполнения постановления установлен 5 дней, следовательно срок исполнения установлен до ДАТА. ДАТА на решение Кировского районного суда г. Хабаровска от ДАТА по делу №, апелляционное определение <адрес>вого суда от ДАТА подана кассационная жалоба за исх.№. Также в адрес ФКУ «ОСК Восточного военного округа» поступило требование от ДАТА, согласно которому ФКУ «ОСК Восточного военного округа» обязан был до ДАТА предоставить в адрес судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по <адрес> и ЕАО сведения об исполнении решения. ДАТА в адрес судебного пристава-исполнителя было направлено сообщение о подаче кассационной жалобы по вышеуказанному решению, ДАТА данное сообщение было отдано нарочно непосредственно судебному приставу-исполнителю. Таким образом, считают что постановление судебного пристава - исполнителя о взыскании исполнительского сбора от ДАТА вынесено незаконно и преждевременно.
Определением суда от ДАТА к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено УФССП России по <адрес> и ЕАО, в качестве заинтересованного лица привлечены Министерство обороны Российской Федерации, военный прокурор гарнизона Комсомольска – на – Амуре.
В судебном заседании представитель административного истца Ковалева О.Ю. исковые требования по изложенным основаниям в иске поддержала и просила их удовлетворить.
Административные ответчики, представители административных ответчиков и заинтересованные лица в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просили. Суд определил, рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 150 КАС РФ.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав представленные письменные доказательства, судом установлено следующее.
Судебный пристав – исполнитель на основании заявления и предъявленного исполнительного документа – исполнительного листа ФС №, выданного Кировским районным судом г. Хабаровска ДАТА по гражданскому делу по исковому заявлению Военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» о понуждении к совершению действий, возбуждено исполнительное производство №-ИП.
В соответствии с п. 2 постановления о возбуждении исполнительного производства должнику был предоставлен срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа в течение 5 дней.
Согласно п. 3 указанного Постановления, должник предупреждается, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставлении доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но менее 1000 рублей с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя и 10000 рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5000 рублей, с должника-организации 50000 рублей. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных и непреодолимых препятствий, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику предлагается в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя.
ДАТА судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей и установлении срока исполнения до ДАТА, направленное должнику посредством почтового отправления.
В соответствии со ст. 121 ФЗ от ДАТА № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее Закон) постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
В соответствии со ст. 360 КАС РФ, постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения,, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 3 ст. 219 КАС РФ, административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно части 1 статьи 95 КАС РФ, лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. При решении вопроса о восстановлении пропущенного срока необходимо учитывать то, что этот срок может быть восстановлен только в случае наличия уважительных причин его пропуска, установленных судом. Такими причинами могут быть обстоятельства, объективно исключавшие возможность своевременного обращения в суд с заявлением и не зависящие от административного истца.
В соответствии с положениями ст. 219, ч. 9 ст. 226 КАС РФ, пропуск срока для обращения в суд устанавливается судом независимо от наличия или отсутствия об этом заявления другой стороны.
При этом административный истец ходатайствовал о восстановлении пропущенного процессуального срока, так как оспариваемое постановление получено им только ДАТА, а исковое заявление предъявлено в суд ДАТА.
Согласно ст.219 КАС РФ, пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Суд приходит к выводу о наличии оснований для восстановления пропущенного процессуального срока административному истцу на обжалование оспариваемого постановления.
В соответствии с положениями ст.187 КАС РФ, решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяются положениями Федерального закона от ДАТА № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
В соответствии с частью 11 статьи 30 названного закона, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 данного закона.
В ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
В соответствии со ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности (п. 1). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2).
Уведомление должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства является основным доказательством наличия его вины в неисполнении требований исполнительного документа, в том числе в добровольном порядке, и основанием для применения штрафной санкции - взыскания исполнительского сбора. При этом оценка извещения должника об исполнительных действиях не должна носить формальный характер, иное может привести к злоупотреблению, как со стороны недобросовестного должника, так и со стороны государственного органа, осуществляющего исполнительные действия.
Статья 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" связывает взыскание исполнительского сбора с истечением срока, в который должник был вправе исполнить добровольно, но не исполнил требования исполнительного документа. Данный срок в силу ст. 30 названного закона исчисляется с момента получения должником постановления судебного пристава-исполнителя и завершается по окончанию пяти дней.
Как установлено судом, исполнительное производство №-ИП возбуждено в отношении ФКУ «ОСК ВВО» ДАТА, направлено должнику ДАТА, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений №. Получено административным истцом указанное постановление ДАТА. Судебный пристав – исполнитель вынес ДАТА постановление о взыскании исполнительного сбора по ИП неимущественного характера и установлении нового срока исполнения.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ исполнительскому сбору, как штрафной санкции, присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное Федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет.
Аналогичные положения приведены в Методических рекомендациях о порядке взыскания исполнительского сбора, утвержденных ФССП России ДАТА.
Кроме того, согласно п. 2.3.3 Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора, утв. ФССП России ДАТА, основание для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора (при наличии иных условий для его вынесения) возникает строго в день, следующий за днем окончания срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа, установленного судебным приставом-исполнителем либо исполнительным документом, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению.
Из анализа перечисленных положений следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности.
В Постановлении от ДАТА N 7-П Конституционный Суд Российской Федерации отмечал, что как следует из статьи 54 (часть 2) Конституции Российской Федерации, юридическая ответственность может наступать только за те деяния, которые законом, действующим на момент их совершения, признаются правонарушениями.
Наличие состава правонарушения является, таким образом, необходимым основанием для всех видов юридической ответственности, при этом признаки состава правонарушения, прежде всего в публично-правовой сфере, как и содержание конкретных составов правонарушений должны согласовываться с конституционными принципами демократического правового государства, включая требование справедливости, в его взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами как субъектами юридической ответственности.
Статья 15 Федерального закона от ДАТА N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее Закон) предусматривает порядок установления и исчисления сроков в исполнительном производстве:
1. Сроки в исполнительном производстве определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно наступить, или периодом, в течение которого действие может быть совершено.
2. Сроки исчисляются годами, месяцами и днями. В сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.
3. Если настоящим Федеральным законом не установлено иное, то течение срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено начало срока.
В силу п. п. 3, 4 статьи 16 Закона срок, исчисляемый днями, оканчивается в последний день установленного срока. Если настоящим Федеральным законом или иным федеральным законом не установлено иное, то в случаях, когда последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается первый следующий за ним рабочий день.
Общий срок на добровольное исполнение составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, согласно Письму ФССП России от ДАТА N 0001/16 "Методические рекомендации о порядке взыскания исполнительского сбора".
В судебном заседании установлено, что постановление о возбуждении исполнительного производства получено ДАТА, следовательно, исчисление течения пятидневного срока для добровольно исполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в данном случае должно начинаться ДАТА и заканчиваться ДАТА, при этом судебный пристав – исполнитель вынес оспариваемое постановление на 3 день добровольного исполнения, т.е. ДАТА.
Таким образом, вынесенное судебным приставом – исполнителем оспариваемое постановление в период добровольного исполнения требования со стороны должника исполнительного документа является существенным нарушением прав административного истца.
Также суд принимает во внимание и тот факт, что со стороны административного истца ФКУ «ОСК ВВО» отсутствует бездействие, поскольку на момент возбуждения исполнительного производства, между ФГАУ «УИСП» министерства обороны Российской Федерации и ООО «Виталина» был заключен договор № от ДАТА для поставки оборудования для проведения исследований полимерной цепной реакции, направленных на выявление нового вируса COVID-19. Согласно извещениям № от ДАТА, № от ДАТА, № от ДАТА, № от ДАТА, № от ДАТА, № от ДАТА в филиал № ФГКУ «301 военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации поступило оборудование для проведения исследований.
Таким образом, на момент возбуждения исполнительного производства со стороны административного истца было исполнено решение суда в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», удовлетворить.
Признать незаконным и подлежащим отмене постановление судебного пристава – исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств ФИО1 о взыскании исполнительного сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установление срока от ДАТА по исполнительному производству №-ИП от ДАТА.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Кировский районный суд г. Хабаровска в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Мотивированное решение в окончательной форме составлено ДАТА.
Судья Т.М. Водолажская