Дело №2а-330/2020
22RS0022-01-2020-000453-95
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Зональное |
20 октября 2020 г. |
Зональный районный суд Алтайского края в составе судьи Зенченко В.Н.,
при секретаре Тихоновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Селезневой Татьяны Васильевны к Администрации Зонального сельсовета Зонального района Алтайского края об оспаривании бездействия,
с участием Селезневой Т.В., представителя Администрации Зонального сельсовета Зонального района Алтайского края ФИО5,
УСТАНОВИЛ:
Селезнева Т.В. обратилась в суд с административным иском к Администрации Зонального сельсовета Зонального района Алтайского края (далее также – администрация сельсовета), в обоснование которого указала, что в с.Новая Михайловка Зонального района Алтайского края, где она проживает, не организован сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, то есть с гражданами не заключаются соответствующие договоры. Данное обстоятельство свидетельствует о ненадлежащем исполнении административным ответчиком своих полномочий, что повлекло образование несанкционированной свалки на открытом грунте, и нарушает право граждан, в том числе административного истца, на благоприятную окружающую среду. Кроме того, несколько лет отсутствует транспортное обслуживание населения, что затрудняет административному истцу прохождение лечения в районной больнице. В течение нескольких лет не ремонтируются дороги, пройти и проехать по ним весной и летом после дождя иногда невозможно и опасно. Обозначения названий улиц и номеров домов отсутствуют, в ночное время нет освещения, в связи с чем бригаде скорой медицинской помощи требуется много времени, чтобы разыскать нужный адрес.
На основании изложенного, с учетом уточнений своих требований, Селезнева Т.В. просила:
признать незаконным бездействие Администрации Зонального сельсовета Зонального района Алтайского края, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки в с.Новая Михайловка Зонального района Алтайского края, организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, транспортному обслуживанию населения, ремонту дорог в границах с.Новая Михайловка, благоустройству территории села (включая освещение улиц и указание названий улиц и номеров домов);
обязать Администрацию Зонального сельсовета Зонального района Алтайского края ликвидировать несанкционированную свалку в с.Новая Михайловка Зонального района Алтайского края в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу;
обязать Администрацию Зонального сельсовета Зонального района Алтайского края принять в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу меры: по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора путем их забора в мешках и из контейнеров (баков) у домов; по организации ремонта дорог на обеих дамбах и подъездах к ним; по организации благоустройства улиц в с.Новая Михайловка Зонального района путем освещения и размещения табличек с указанием улиц и номеров домов; по организации ежедневного транспортного обслуживания населения по маршруту с.Новая Михайловка – с.Зональное и обратно.
В судебном заседании Селезнева Т.В. поддержала административный иск.
Представитель административного ответчика ФИО5 административный иск не признала, из ее объяснения и представленных в письменном виде возражений следует, что по общему правилу оказывать услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) может только региональный оператор, в зоне деятельности которого находятся ТКО. Администрацией сельсовета определены места (площадки) накопления ТКО и внесены в реестр мест накопления твердых коммунальных отходов. В данный реестр площадка накопления ТКО в с.Новая Михайловка не внесена. Однако в настоящее время ведутся работы по включению на территории села площадки ТКО, что предполагает согласование ее размещения с контролирующими органами. В целях создания площадок мест накопления закуплены контейнеры в количестве 23 штук. До конца 2020 года планируется оборудовать площадки ТКО. Предусмотренные законом уведомления от регионального оператора о необходимости ликвидации несанкционированной свалки в с.Новая Михайловка не поступали. При этом, на момент обращения Селезневой Т.В. в суд с данным административным иском, административным ответчиком приняты меры по ликвидации несанкционированного размещения ТКО в с.Новая Михайловка. Муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного сельского поселения, в границах двух и более поселений, находящихся в границах одного муниципального района, устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления муниципального района, в границах которого находятся указанные поселения. Соответственно, на территории Зонального района Алтайского края органом, ответственным за установление маршрута регулярных перевозок, является Администрация Зонального района Алтайского края. Автомобильные дороги являются объектами недвижимого имущества. Согласно распоряжению отдела по имуществу и земельным отношениям Администрации Зонального района Алтайского края от 32.12.2014 №809 в реестр объектов муниципальной собственности включены все автомобильные дороги, расположенные на территории муниципального образования Зонального сельсовета, и переданы ему в оперативное управление. В данном реестре дороги, проходящие по дамбам в с.Новая Михайловка не включены, соответственно они не относятся к объектам, содержание которых является обязательным в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Данные проезды были отсыпаны ранее действующей сельскохозяйственной организацией для удобства проезда к полям. Однако силами администрации сельсовета проводятся работы по гредированию этих насыпей для удобства жителей села. В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений относится утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами. Правила благоустройства территории муниципального образования Зональный сельсовет Зонального района Алтайского края утверждены решением Зонального сельского Собрания депутатов Зонального района Алтайского края от 29.03.2018 №4. Данными правилами не предусмотрено освещение улиц территории муниципального образования. Таким образом, нарушений правил благоустройства администрацией сельсовета не допущено. Кроме того, пунктом 21 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений относится присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, местного значения муниципального района), наименований элементам планировочной структуры в границах поселения, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре. Установка же знаков адресации производится собственниками земельных участков и домовладений. Администрация сельсовета информирует население о необходимости установить знаки адресации, а в преддверии Всероссийской переписи населения 2020 обращалась к жителям поселения через газету «За урожай».
На основании изложенного, представитель административного ответчика ФИО5 просила отказать в удовлетворении заявленных требований. При этом, просила предоставить срок не менее 30 суток для полной ликвидации несанкционированной свалки, пояснив, что действительно она частично находится на территории с.Новая Михайловка, ответственность за которую несет администрация сельсовета, и принятых мер оказалось недостаточно.
Заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.3, ч.4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
В соответствии с п.19, п.21 ч.1 ст.14 данного Федерального закона к вопросам местного значения городского поселения относятся, в частности:
утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения;
присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, местного значения муниципального района), наименований элементам планировочной структуры в границах поселения, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре.
Согласно ст.2 указанного Федерального закона, для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные термины и понятия, в частности: правила благоустройства территории муниципального образования - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.
Административным ответчиком представлены Правила благоустройства территории муниципального образования Зональный сельсовет Зонального района Алтайского края, утвержденные решением Зонального сельского Собрания депутатов Зонального района Алтайского края от 29.03.2018 №4.
Из данных Правил и приведенных выше положений закона не усматриваются обязанности администрации сельсовета по освещению улиц на территории муниципального образования, размещению табличек с указанием названий улиц, номеров домов, в связи с чем требование административного истца о возложении на административного ответчика обязанности принять меры по организации благоустройства улиц в с.Новая Михайловка Зонального района путем их освещения и размещения табличек с указанием улиц и номеров домов не может быть удовлетворено.
Также не может быть удовлетворено требование о возложении обязанности по организации ежедневного транспортного обслуживания населения по маршруту с.Новая Михайловка – с.Зональное и обратно, поскольку создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения, исходя из положений п.7 ч.1, ч.4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не относится к вопросам местного значения сельских поселений.
Такие вопросы местного значения как дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, предусмотренные п.5 ч.1 ст.14 данного Федерального закона, решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов (ч.4 ст.14).
На основании ч.4 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.
В соответствии с ч.9, ч.10 ст.5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.
Согласно ч.2 ст.11, ч.5 ст.12 Закона Алтайского края от 03.12.2008 N 123-ЗС "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Алтайском крае" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Как усматривается из представленных административным ответчиком документов, на основании Соглашения о передаче отдельных полномочий по решению вопросов местного значения, Распоряжения отдела по имуществу и земельным отношениям Администрации Зонального района Алтайского края от 32.12.2014 №809 в реестр объектов муниципальной собственности включены автомобильные дороги на территории муниципального образования Зонального сельсовета Зонального района Алтайского края, в том числе в с.Новая Михайловка, и переданы в оперативное управление администрации данного муниципального образования.
При этом, доводы административного ответчика о том, что в указанный реестр не включены дороги, проходящие по дамбам в с.Новая Михайловка, согласуются с материалами дела, объяснениями административного истца. Кроме того, отсутствуют доказательства того, что состояние дорог в с.Новая Михайловка не соответствует установленным техническим регламентам и другим нормативным документам.
Таким образом, оснований для признания по требованию Селезневой Т.В. незаконным бездействия Администрации Зонального сельсовета Зонального района Алтайского края, выразившегося в непринятии мер по ремонту дорог в границах с.Новая Михайловка, не имеется. Доводы Селезневой Т.В. о том, что использование указанных дорог очень удобно для нее и других жителей села, так как позволяет значительно сократить расстояние, не могут быть приняты во внимание, поскольку администрация муниципального образования не может нести ответственность за состояние дороги, удобной для того или иного лица.
Согласно ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия, в частности: отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
В соответствии с п.1, п.2 ст.13 данного Федерального закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
На основании п.2, п.3 ст.8 данного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
В силу п.4 ст.13.4 данного Федерального закона органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Исходя из положений п.14 ч.1, ч.4 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", при решении такого вопроса местного значения как участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района.
В соответствии с п.1 ст.24.6, п.4 ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В материалах дела имеется Соглашение от 21.11.2019 года, в соответствии с которым Администрацией Зонального района Алтайского края переданы Администрации Зонального сельсовета Зонального района Алтайского края отдельные полномочия по решению вопросов местного значения, в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых бытовых отходов.
Административным ответчиком также представлены документы, из которых следует, что на территории Зонального района Алтайского края региональным оператором является ООО «Спецобслуживание – «Центральное».
Таким образом, требование административного истца о возложении на Администрацию Зонального сельсовета Зонального района Алтайского края обязанности принять меры по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора путем их забора в мешках и из контейнеров (баков) у домов не может быть удовлетворено, поскольку такая обязанность администрации муниципального образования законом не предусмотрена.
Доводы представителя административного ответчика о том, что администрацией сельсовета ведутся работы по определению места (площадки) накопления ТКО в с.Новая Михайловка, в целях создания площадок мест накопления закуплены контейнеры, подтверждаются соответствующими договорами, в том числе о межевании земельных участков, постановлением о корректировке реестра мест (площадок) накопления ТКО.
Вместе с тем, из представленных административным ответчиком документов усматривается, что эти работы начаты после обращения административного истца в суд.
Кроме того, при рассмотрении дела нашли подтверждение доводы административного истца о том, что вследствие ненадлежащего исполнения администрацией сельсовета своих полномочий в области обращения с твердыми коммунальными отходами образовалась несанкционированная свалка мусора, что нарушает право граждан, в том числе административного истца, на благоприятную окружающую среду.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Селезневой Т.В. в части о признании незаконным бездействия Администрации Зонального сельсовета Зонального района Алтайского края по ликвидации несанкционированной свалки, организации деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
При этом, поскольку при рассмотрении дела установлено, что административным ответчиком приняты соответствующие меры в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а меры по ликвидации свалки оказались недостаточными, усматривается необходимость лишь в удовлетворении требования Селезневой Т.В. о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку.
В соответствии со ст.111 КАС РФ судебные расходы, понесенные Селезневой Т.В. на оплату государственной пошлины в сумме 300 руб., подлежат возмещению за счет административного ответчика.
Руководствуясь ст.227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Селезневой Татьяны Васильевны удовлетворить в части заявленных требований.
Признать незаконным бездействие Администрации Зонального сельсовета Зонального района Алтайского края в ликвидации несанкционированной свалки, организации деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Обязать Администрацию Зонального сельсовета Зонального района Алтайского края ликвидировать несанкционированную свалку в с.Новая Михайловка Зонального района Алтайского края в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, и в этот же срок сообщить в суд и Селезневой Татьяне Васильевне об исполнении решения суда.
Взыскать в пользу Селезневой Татьяны Васильевны с Администрации Зонального сельсовета Зонального района Алтайского края в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Зональный районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья Зенченко В.Н.