86RS0№-34

    РЕШЕНИЕ

    Именем Российской Федерации

    11 ноября 2022 года                                                                        <адрес>

    Ханты-Мансийский районный суд <адрес> – Югры в составе председательствующего судьи Костиной О.В.,

    при секретаре ФИО3,

    с участием истца ФИО2, ее представителя адвоката ФИО4, представителя ответчика ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к Администрации <адрес>, Департаменту муниципальной собственности Администрации <адрес> об определении размера возмещения за изымаемое недвижимое имущество, признании участником муниципальной программы, включении в список на предоставление жилых помещений, признании отказа во включении в договор мены незаконным,

установил:

истцы обратились в суд с иском к Администрации <адрес>, Департаменту муниципальной собственности Администрации <адрес> об определении размера возмещения за изымаемое недвижимое имущество, признании участником муниципальной программы, включении в список на предоставление жилых помещений, признании отказа во включении в договор мены незаконным, мотивировав заявленные требования тем, что являются собственниками <адрес> в <адрес>, который признан аварийным и подлежащим сносу. Указанная квартира приобретена в браке, право собственности зарегистрировано за ФИО1 Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 включен в список граждан на предоставление жилого помещения по договору мены. В представленном проекте договора мены стоимость занимаемой ими квартиры определена в размере 3 200 490 руб. Не согласившись с оценкой ответчика, истцы обратились к независимому эксперту, согласно отчету рыночная стоимость недвижимого имущества составляет 3 777 000 руб., убытки – 13 000 руб. Кроме того, ФИО2 обратилась с заявление о включении ее в качестве стороны в договор мены, однако ей было отказано, так как собственником является ФИО1 Просят суд определить размер возмещения за жилое помещение – <адрес>     в <адрес> в размере 3 777 000 руб., признать отказ от ДД.ММ.ГГГГ во включении ФИО2 в договор мены незаконным.

    Истцы увеличили размер заявленных требований, просят суд определить размер возмещения за жилое помещение – <адрес>     в <адрес> в размере 4 142 000 руб., признать ФИО2 участником муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортными жильем жителей <адрес>», утвержденной постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, обязать Администрацию <адрес> внести сведения о ФИО2 в список граждан на предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда коммерческого использования по договорам мены жилыми помещениями, утвержденный постановлением Администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ №, признать отказ от ДД.ММ.ГГГГ во включении ФИО2 в договор мены незаконным.

    ФИО1, ее представитель Администрации <адрес> в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

    Истец ФИО2, представитель ФИО4 заявленные требования поддержали по доводам, изложенным в иске и заявлении об увеличении исковых требований.

     Представитель Департамента муниципальной собственности Администрации <адрес> ФИО5 требования истцов не признал, пояснил, что договор мены заключения с собственником жилого помещения, право собственности зарегистрировано за ФИО1, в связи с чем оснований для включения ФИО2 в договор не имелось.

    Суд, заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и ФИО6 заключили брак.

ДД.ММ.ГГГГ истцами приобретена квартира, расположенная по адресу: <адрес>, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1, истцы до настоящего времени зарегистрированы по указанному адресу.

На основании распоряжения Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р жилой <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

ДД.ММ.ГГГГ принято постановление об изъятии земельного участка, площадью 1 135 кв.м., а также <адрес>, по адресу: <адрес>11.

Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № постановлено предоставить гражданам жилые помещения муниципального жилищного фонда коммерческого использования по договорам мены жилыми помещениями в соответствии с Программой «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей <адрес> на 2016-2020 годы», согласно приложению в настоящему постановлению, заключить с гражданами договоры мены жилыми помещениями согласно приложению к постановлению.

В списке граждан на предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда коммерческого использования по договорам мены жилыми помещениями (приложение №) значиться ФИО1, адрес предоставляемого жилого помещения: <адрес>А, <адрес>, адрес ранее занимаемого жилого помещения: <адрес>.

В адрес ФИО1 направлен проект договора мены, по условиям которого стоимость принадлежащей ФИО1 на праве собственности квартиры составила 3 200 490 руб.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 обратились в Департамент муниципальной собственности, приложив отчет об оценке № ОН-232/2021 от ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО7, которым определена рыночная стоимость недвижимого имущества по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 3 777 000 руб., убытки - 13 000 руб.

В судебное заседание истцами представлен отчет об оценке № ОН-259/2022 от ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО7, которым определена рыночная стоимость недвижимого имущества по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 4 142 000 руб., убытки - 13 000 руб.

Основанием для обращения в суд послужило несогласие истцов с оценкой рыночной стоимости спорной квартиры, определенной в соответствии с отчетом ответчика в размере 3 180 000 руб., убытки 20 490 руб.

Согласно ч.10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение изымается у собственника путем его выкупа; решение об изъятии жилого помещения принимается органом местного самоуправления, принявшим решение об изъятии соответствующего земельного участка для муниципальных нужд.

Если аварийный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п.2 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № – ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения жилищных прав.

Таким образом, решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

В настоящее время жилой <адрес> снесет.

    Принимая во внимание, что истцы являются собственниками жилого помещения в доме, снос которого осуществлен, при этом в установленном порядке принято решение о предоставлении <адрес>А на условиях договора мены с оплатой разницы в стоимостях жилых помещений, они вправе требовать определения размера возмещения за жилое помещение с целью последующего зачета в счет оплаты предоставленного жилого помещения.

    Согласно ст. 12 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и разъяснениям, приведенным в абзаце 3 пункта 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком", отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.

В силу требований статьи 13 Закона № 135-ФЗ в случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете независимого оценщика, в том числе в связи с имеющимся иным отчетом об оценке того же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом.

По смыслу приведенных положений Закона 135-ФЗ отчет об оценке изымаемых для государственных нужд объектов недвижимого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков, подготовленный оценщиком по заказу органа исполнительной власти, может быть оспорен собственником таких объектов в судебном порядке. При этом истец должен доказать, что такой отчет подготовлен с нарушением требований законодательства об оценочной деятельности, а величина оценки является недостоверной.

Для определения величины выкупной цены недвижимого имущества назначена судебная экспертиза.

Как следует из судебной экспертизы №-н от ДД.ММ.ГГГГ, рыночная стоимость объекта оценки составляет 3 504 000 руб., расходы на переезд – 8 800 руб., расходы по прекращению и регистрации права собственности – 4 000 руб.

    Таким образом, принимая во внимание указанные выше положения Жилищного кодекса Российской Федерации, и оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает возможным определить размер возмещения за изымаемое жилое помещение в сумме 3 504 000 рублей, размер убытков, связанных с изъятием объекта для муниципальных нужд, в сумме 12 800 рублей.

В судебном заседании установлено, что жилое помещение, по адресу: <адрес>11, приобретено истцами в период брака, с учетом положений ст. 34 Семейного кодекса Российской Федерации является общей совместной собственностью супругов, независимо от того, на имя кого из супругов оно было приобретено.

    Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок переселения граждан из жилых помещений признанных в установленном порядке непригодными для проживания, и жилых помещений, расположенных в жилых домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

    Указанный порядок распространяется, в том числе на собственников жилых помещений, приобретших право собственности на жилые помещения в многоквартирном доме до признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (подп.2.2.).

    Участникам, указанным в подпунктах 2.2.,2.3 п.2 настоящего Порядка, может быть предоставлено взамен принадлежащих им жилых помещений другие свободные жилые помещения с зачетом их стоимости при определения размера возмещения за принадлежащее участнику мероприятия жилое помещение.

    Учитывая, что ФИО2 в силу закона, наряду с супругом ФИО1, с 2013 г. также является собственником изымаемого жилого помещения, она обладает правом на участие в программе муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортными жильем жителей <адрес>», с включением в список граждан на предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда коммерческого использования по договорам мены жилыми помещениями, утвержденный постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.

    При этом, суд не находит оснований для признания оспариваемого отказа Департамента муниципальной собственности во включении ФИО2 в договор мены незаконным.

    ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась к ответчику с заявлением о выделении 50 % квартиры без доплаты, так как она является пенсионером по возрасту, квартира приобретена в период брака.

    Письмом Департамента муниципальной собственности Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано, так как собственник жилого помещения ФИО1 не соответствует требованиям п.8 Порядка и не может быть освобожден от оплаты разницы. ФИО2 собственником недвижимого имущества не является, соответственно, не является участником мероприятий.

    Таким образом, ФИО2 обращалась к ответчику по вопросу предоставления льготы, установленной п. 8 Порядка, которым определены категории граждан, подлежащие освобождению от выплаты разницы между стоимостью предоставляемого жилого помещения и размером возмещения за отчуждаемое жилое помещение, с заявлением о включении ее в договор мены не обращалась.

    Более того, договоры мены заключаются на основании решения, принятого Администрацией <адрес>, на дату обращения ФИО2 решение было принято в отношении ФИО1

    Кроме того, вопрос об отнесении имущества к совместной собственности супругов не входят в компетенцию органов местного самоуправления, которые руководствуются данными о титульном собственнике, предоставленными Управлением Росреестра по ХМАО -Югре.

    В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пользу ФИО2 подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины с Администрации <адрес> в размере 450 руб., с Департамента муниципальной собственности Администрации <адрес> в размере 450 руб.

Руководствуясь ст.ст.56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

    решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1, ░░░2 ░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

    ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ - <░░░░░> ░ <░░░░░> ░ ░░░░░ 3 504 000 ░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░ 12 800 ░░░░░░.

    ░░░░░░░░ ░░░2 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░>», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░ №, ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░. 2.2. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░2 ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░ №.

    ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░2 ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 450 ░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░2 ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 450 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░ <░░░░░> - ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.

    ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.

     ░░░░░                                                                                                             ░.░. ░░░░░░░

    ░░░░░ ░░░░░

    ░░░░░                                                                                                             ░.░. ░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-904/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Смирнов Ю.В.
Смирнова Валентина Викторовна
Ответчики
Департамент муниципальной собственности Администрации г. Ханты-Мансийска
Администрация г. Ханты-Мансийск
Суд
Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра
Судья
Костина О.В.
Дело на сайте суда
hmray.hmao.sudrf.ru
15.02.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.02.2022Передача материалов судье
17.02.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.02.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.03.2022Предварительное судебное заседание
25.04.2022Судебное заседание
17.10.2022Производство по делу возобновлено
31.10.2022Судебное заседание
11.11.2022Судебное заседание
18.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.01.2023Дело оформлено
17.04.2023Дело передано в архив
11.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее