Решение по делу № 8Г-1554/2019 [88-858/2020 - (88-2015/2019)] от 20.11.2019

                                                     88-858/20

                                               2-891/2019

                                        41RS0001-01-2018-009010-56

Девятый кассационный суд общей юрисдикции

                  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

23 января 2020 года                                город Владивосток

    Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей     юрисдикции в составе:

председательствующего Хребтовой Н.Л.,

судей Виноградовой О.Н., Кравченко А.И.,

    рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бессудновой Людмилы Андреевны к Министерству здравоохранения Камчатского края о компенсации расходов на лечение и оплату проезда к месту лечения и обратно, с участием третьих лиц Бирюковой А.Н., ГУ – Камчатского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации,

    по кассационной жалобе Бессудновой Л.А.,

    на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 15 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 15 августа 2019 года, которыми в удовлетворении исковых требований отказано.

    Заслушав доклад судьи Хребтовой Н.Л., судебная коллегия

                         У С Т А Н О В И Л А:

    Бессуднова Л.А. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения Камчатского края о взыскании расходов, понесенных на оплату лечения и проезда к месту лечения и обратно, указывая, что в результате падения в марте 2018 года получила <данные изъяты> На основании заключения врачебной комиссии от 12 апреля 2018 года ей показано эндопротезирование левого тазобедренного сустава. Ее медицинские документы рассмотрены Министерством здравоохранения Камчатского края и направлены в НУЗ «Дорожная клиническая больница на ст. Хабаровск-1 ОАО «РЖД» (далее – НУЗ «ДКБ»). 17 апреля 2018 года ей выдано направление на консультацию, обследование и лечение, однако специальный талон на поезд к месту лечения и обратно выдан не был. В связи с ухудшением состояния здоровья она самостоятельно обратилась в НУЗ «ДКБ», заключила договор на оказание платных медицинских услуг от 16 апреля 2018 года, прошла полное обследование и ей проведена высокотехнологичная операция <данные изъяты>. Для проезда к месту лечения ее сопровождала дочь Б., приобретали три авиабилета на одно место для транспортировки лежачего пассажира. В общей сложности на лечение и проезд затрачено 504 865 рублей, однако в компенсации понесенных расходов Министерство здравоохранения Камчатского края ей отказало, в связи с чем просила взыскать понесенные расходы в судебном порядке.

    Решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 15 апреля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 15 августа 2019 года, Бессудновой Л.А. в удовлетворении исковых требований отказано.

    В кассационной жалобе Бессуднова Л.А. просит судебные постановления, состоявшиеся по делу, отменить и направить дело на новое рассмотрение.

    Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились Бессуднова Л.А., Б., о причинах неявки не сообщили. От Министерства здравоохранения Камчатского края поступило заявление о рассмотрение дела в отсутствие представителя. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

    Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

    В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

    Таких оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.

    В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 32 Федерального закона от 21 ноября 2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" одним из видов медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, является специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь.

    Частью 8 статьи 34 указанного Федерального закона предусмотрено, что организация оказания высокотехнологичной медицинской помощи осуществляется с применением единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

    Приказом Минздрава России от 2 октября 2019 N 824н утвержден Порядок организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи с применением единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (далее – Порядок).

Пунктом 11 Порядка предусмотрено, что медицинские показания к оказанию высокотехнологичной медицинской помощи определяет лечащий врач медицинской организации, в которой пациент проходит диагностику и лечение в рамках оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи и (или) специализированной медицинской помощи, с учетом права на выбор медицинской организации. Наличие медицинских показаний к оказанию высокотехнологичной медицинской помощи подтверждается решением врачебной комиссии указанной медицинской организации, которое оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента.

    Руководитель или уполномоченный руководителем работник направляющей медицинской организации представляет комплект документов, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящего Порядка, в течение трех рабочих дней, в том числе посредством подсистемы единой системы, почтовой и (или) электронной связи в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения (далее - ОУЗ) в случае оказания высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования (пункт 16.2 Порядка).

    Срок подготовки решения Комиссии ОУЗ о подтверждении наличия (об отсутствии) медицинских показаний для направления пациента в медицинские организации, указанные в пункте 7 настоящего Порядка, для оказания высокотехнологичной медицинской помощи не должен превышать десяти рабочих дней со дня поступления в ОУЗ комплекта документов, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящего Порядка пункт 19.1 Порядка).

    Согласно пунктам 20 – 20.3 Порядка основанием для госпитализации пациента в принимающую медицинскую организацию и медицинские организации, предусмотренные в пункте 7 настоящего Порядка (далее - медицинские организации, оказывающие высокотехнологичную медицинскую помощь), является решение врачебной комиссии медицинской организации, в которую направлен пациент, по отбору пациентов на оказание высокотехнологичной медицинской помощи.

    Комиссия медицинской организации, оказывающей высокотехнологичную медицинскую помощь, выносит решение о наличии (об отсутствии) медицинских показаний или наличии медицинских противопоказаний для госпитализации пациента с учетом оказываемых медицинской организацией видов высокотехнологичной медицинской помощи в срок, не превышающий семи рабочих дней со дня оформления на пациента Талона на оказание ВМП (за исключением случаев оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи). Решение комиссии оформляется протоколом.

    Выписка из протокола Комиссии медицинской организации, оказывающей высокотехнологичную медицинскую помощь, в течение пяти рабочих дней (не позднее срока планируемой госпитализации) отсылается посредством подсистемы единой системы, почтовой и (или) электронной связи в направляющую медицинскую организацию и (или) ОУЗ, который оформил Талон на оказание ВМП, а также в установленном порядке выдается пациенту (его законному представителю) (пункт 21 Порядка).

Направление пациентов, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, для оказания высокотехнологичной медицинской помощи в федеральные медицинские организации осуществляется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 октября 2005 г. N 617 "О Порядке направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний" (пункт 25 Порядка).

В соответствии с пунктом 5 Порядка направления орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения оформляет и выдает гражданину направление на лечение в медицинское учреждение в соответствии с образцом (приложение N 1) и заполняет Талон N 2 указанного образца. Талон N 2 представляется гражданином в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации для обеспечения их специальными талонами или именными направлениями на право бесплатного получения проездных документов к месту лечения и обратно.

Разрешая спор и принимая решение об отказе Бессудновой Л.А. во взыскании понесенных ею расходов на лечение и проезд к месту лечения, организованного ею самостоятельно, суды руководствовались Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", а также подзаконными нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, регулирующими порядок получения высокотехнологичной медицинской помощи на бесплатной основе, и исходили из того, что истец не реализовала право на получение бесплатной медицинской помощи в соответствии с установленным государством порядком. В таком случае законодательство Российской Федерации не предусматривает возмещение за счет средств бюджета расходов, связанных с самостоятельным обращением гражданина в медицинские организации. Обстоятельства, свидетельствующие о невозможности соблюдения установленного законом порядка получения бесплатной медицинской помощи, судом не установлены и истцом не доказаны.

Выводы судов являются законными и обоснованными, соответствуют правильно примененным нормам материального права и подтверждены материалами дела.

Доводы кассационной жалобы Бессудновой Л.А. о том, что решение комиссии при Министерстве здравоохранения по Камчатскому краю по вопросу о выдаче талона на лечение не выносилось, подлежат отклонению, поскольку срок подготовки решения комиссии ОУЗ о подтверждении наличия медицинских показаний для направления пациента в медицинские организации для оказания высокотехнологичной медицинской помощи не должен превышать десяти рабочих дней со дня поступления в ОУЗ комплекта документов, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящего Порядка (пункт 19.1 Порядка).

Как усматривается из дела, Бессуднова Л.А. обратилась в Министерство здравоохранения Камчатского края с заявлением о направлении на специализированное лечение и предоставлении квоты на ВМП 12 апреля 2018 года. 13 апреля 2018 года Министерством здравоохранения Камчатского края медицинские документы направлены в НУЗ «ДКБ» с просьбой о приглашении пациента на госпитализацию.

16 апреля 2018 года Бессуднова Л.А. самостоятельно заключила с НУЗ «ДКБ» договор на оказание платных медицинских услуг, в соответствии с которым 18 апреля 2018 года ей проведена платная операция по тотальному замещению левого тазобедренного сустава эндопротезом Мюллера (Зиммер).

Таким образом, предусмотренные указанным выше Порядком организации оказания ВМП сроки принятия решения о направлении пациента на лечение нарушены не были, в связи с чем выводы суда об отсутствии препятствий для получения медицинской помощи в установленном порядке являются правильными.

    Ссылки в кассационной жалобе на то, что судами не проверены доводы истца о необходимости получения экстренной и неотложной помощи и что для этого необходимо заключение специалиста, подлежат отклонению как не имеющие юридического значения для дела, поскольку в данном случае спор возник по поводу оказания специализированной (высокотехнологичной) медицинской помощи.

Оснований для привлечения к участию в деле в качестве ответчика Министерства финансов по Камчатскому краю у суда не имелось, поскольку исковые требований к указанному органу исполнительной власти истцом заявлены не были.

    По доводам кассационной жалобы оснований к отмене судебных постановлений судом кассационной инстанции не имеется.

    Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

                    О П Р Е Д Е Л И Л А:

    решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 15 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 15 августа 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Бессудновой Л.А. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

8Г-1554/2019 [88-858/2020 - (88-2015/2019)]

Категория:
Гражданские
Истцы
Бессуднова Людмила Андреевна
Ответчики
Министерство здравоохранения Камчатского края
Другие
ГУ Камчатское региональное отделение ФСС РФ
Яхлакова Валентина Александровна
Суд
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
Дело на сайте суда
9kas.sudrf.ru
23.01.2020Судебное заседание
23.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее