УИД 66RS0006-01-2020-005408-13
Дело № 2а-491/2021 (2а-4780/2020)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 января 2021 года город Екатеринбург
Орджоникидзевский районный суд города Екатеринбурга в составе судьи Курищевой Л.Ю., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 32 по Свердловской области к П о взыскании задолженности по страховым взносам, пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 32 по Свердловской области (далее - МИФНС России № 32 по Свердловской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к П о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 12 832 рубля, пени в размере 2 420 рублей 59 копеек; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 2 517 рублей 10 копеек, пени в размере 474 рубля 81 копейка.
В обоснование требований указано, что П была зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и являлась плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, обязанность по уплате которых за 2017 год надлежащим образом исполнена не была. В связи с неуплатой страховых взносов административному ответчику было направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам. Поскольку задолженность по страховым взносам уплачена не была, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а после его отмены - в суд с настоящим административным иском.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства без проведения устного разбирательства.
Определение о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства, предоставление срока для возражений и доказательств направлено лицам, участвующим в деле, заказной корреспонденцией, доказательства, возражения в установленный срок в суд не представлены.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Порядок исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулировался нормами Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», который с 01 января 2017 года утратил силу.
С указанного времени порядок исчисления и уплаты страховых взносов регулируется главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Исходя из положений пункта 3 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности.
Пункт 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации регламентирует размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в зависимости от дохода плательщика за расчетный период; а также устанавливает размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере.
В соответствии с пунктом 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Согласно части 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката.
Материалами дело установлено, что П была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в период с < дд.мм.гггг > по < дд.мм.гггг > и являлась плательщиком страховых взносов; деятельность прекращена в связи с принятием соответствующего решения (л.д. 13-18).
Обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2017 год административным ответчиком надлежащим образом исполнена не была, в связи с чем МИФНС России № 32 по Свердловской области в адрес П направлено требование от < дд.мм.гггг > < № > об уплате недоимки за 2017 год по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 12 832 рубля 26 копеек, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 2 420 рублей 59 копеек, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 2 517 рублей 10 копеек, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 474 рубля 81 копейка. Срок для добровольного исполнения требования установлен до < дд.мм.гггг > (л.д. 19-21, 24).
Определением мирового судьи судебного участка < № > Орджоникидзевского судебного района города Екатеринбурга от < дд.мм.гггг > отменен судебный приказ от < дд.мм.гггг > о взыскании с П вышеуказанной недоимки по страховым взносам, пени.
Оценив в совокупности представленные доказательства, проверив соблюдение порядка и срока взыскания страховых взносов, суд приходит к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации общий срок на обращение в суд о взыскании страховых взносов, налогов, пени составляет шесть месяцев с момента истечения срока для добровольного исполнения требования об уплате страховых взносов, пени.
Согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании страховых взносов, налогов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя (пункт 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, приведенными нормами права возможность обращения органа контроля за уплатой страховых взносов в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций ограничена конкретными императивными сроками, не соблюдение которых не должно негативно сказываться на правах плательщика страховых взносов, налогов, поскольку он не может быть поставлен в ситуацию недопустимой неопределенности возможностью предъявления в любой момент требования о взыскании с него обязательных платежей и санкций.
При рассмотрении дела установлено, что взыскиваемая в административном иске сумма задолженности образовалась за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2017 год, страховые взносы за 2017 год П подлежали уплате не позднее < дд.мм.гггг > (с учетом прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя < дд.мм.гггг >).
Однако требование < № > об уплате указанной недоимки по страховым взносам направлено только < дд.мм.гггг >, то есть с нарушением трехмесячного срока, установленного пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации, при этом требование направлено почти через 2 года после установленного срока для его направления, что повлекло пропуск срока на обращения в суд о взыскании указанной недоимки.
Кроме того, с учетом установленного в требовании от < дд.мм.гггг > < № > срок уплаты недоимки по страховым взносам за 2017 год, пени был установлен до < дд.мм.гггг >.
Однако к мировому судье судебного участка < № > Орджоникидзевского судебного района города Екатеринбурга с заявлением о вынесении судебного приказа административный истец обратился только < дд.мм.гггг >, то есть также по истечении установленного законом срока.
Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд, в обоснование которого указано на исполнение налоговым органом установленной Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации обязанности по направлению копии заявления о вынесении судебного приказа административному ответчику.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что из права на судебную защиту, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не вытекает возможность выбора заинтересованным лицом по своему усмотрению конкретных форм и способов реализации такого права, которые с соблюдением требований Конституции Российской Федерации устанавливаются федеральным законом (определения от 14 декабря 1999 года № 220-О, от 24 ноября 2005 года № 508-О, от 19 июня 2007 года № 389-О-О, от 15 апреля 2008 года № 314-О-О и др.).
При этом следует учитывать правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, высказанную в Определении от 22 марта 2012 года № 479-О-О, согласно которой принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Оценив доводы административного истца в обоснование уважительных причин пропуска срока обращения в суд о взыскании страховых взносов, пени с П, суд приходит к выводу, что никаких уважительных причин невозможности своевременного обращения в суд не имеется.
При этом, внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления, не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска сроков взыскания недоимки по налогам, страховым взносам, сами по себе не свидетельствуют о невозможности своевременного обращения с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций. У административного истца имелась возможность обратиться к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа в установленные законом сроки, однако с таким заявлением налоговый орган обратился по истечении установленного шестимесячного срока.
При этом с учетом нарушения срока направления требования об уплате страховых взносов, пени, срок на обращение в суд пропущен значительно почти на 2 года.
Вопреки доводам ходатайства административного истца, недоимка П выявлена с момента истечения срока об уплате страховых взносов за 2017 год, то есть с < дд.мм.гггг >, с которого подлежит исчислению срок для направления требования и обращения в суд, в связи с этим налоговый орган должен был обратиться к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа в любом случае не позднее июня 2018 года (с учетом сроков для направления и исполнения требования).
Такое значительное нарушение срока направления требования не может продлевать установленный законом срок для обращения в суд, так как недопустимо неопределенность в возможности предъявления в любой момент требования о взыскании обязательных платежей и санкций.
Поскольку налоговый орган пропустил срок для обращения в суд с заявлением о взыскании с П недоимки по страховым взносам и пени, при этом этот срок пропущен без уважительных причин, доказательств существования которых не представлено, что влечет невозможность взыскания заявленных в административном исковом заявлении сумм недоимки по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2017 год. Невозможность взыскания самой недоимки по уплате страховых взносов ввиду пропуска срока на обращение в суд с заявлением о ее взыскании влечет утрату возможности и взыскания пеней, начисленных на эту сумму недоимку, также в связи с пропуском срока на обращение в суд.
Несоблюдение МИФНС России № 32 по Свердловской области установленных законодательством сроков обращения в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пени является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.
При таких обстоятельствах, в связи с пропуском срока обращения в суд и отсутствием уважительных причин для его восстановления, заявленные административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ < № > ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 2017 ░░░, ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░