Дело № 2-88
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
01 марта 2018 года г. Юрьевец, Ивановской области
Пучежский районный суд Ивановской области постоянное судебное присутствие в городе Юрьевец Юрьевецкого района Ивановской области в составе
председательствующего судьи Ельцовой Т.В.,
при секретаре Моревой Т.А.,
с участием
истца Даниловой Т.Г.,
представителя истца - помощника прокурора Юрьевецкого района Ивановской области Кашина К.Е., старшего помощника прокурора Юрьевецкого района Ивановской области Смирновой Л.Н.,
представителя ответчика - администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области Платонова Л.А., действующего на основании доверенности от … года,
представителя ответчика - ОАО «Домоуправление» Филипповой Е.А., действующей на основании доверенности от …. года,
представителя третьего лица – Управления городского хозяйства и ЖКХ администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области Платонова Л.А., действующего на основании доверенности от … года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Юрьевецкого района Ивановской области в интересах Даниловой Т.Г, Солодова А.В. к администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области, ОАО «Домоуправление», Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области», Идрисову Р.А, Моклокову А.В, Кулюкиной А.В, Минеичевой С.В, Минеичевой Н.А. о возложении обязанности организовать проведение ремонтных работ в многоквартирном доме,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Юрьевецкого района Ивановской области в интересах Даниловой Т.Г. и Солодова А.В. обратился в суд с иском к администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области об обязании организовать проведение ремонтных работ в доме № 59 по ул. Советской г. Юрьевец, обосновав заявление следующим.
Прокуратурой района проведена проверка по обращению Даниловой Т.Г. исполнения жилищного законодательства.
В ходе проверки установлено, что в доме № 59 по ул. Советской г. Юрьевец восемь квартир, из которых четыре находятся в муниципальной собственности. В связи с многочисленными обращениями граждан, проживающих в данном доме, 16.02.2017 года в судебном порядке удовлетворены исковые требования прокурора Юрьевецкого района Ивановской области к администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области о проведении в срок до 01.06.2017 года инструментального технического обследования указанного дома. Решение суда исполнено. В ходе обследование установлено, что системы водоотведения, электроснабжения и отопления находятся в неудовлетворительном состоянии. Для обеспечения безопасной и комфортной эксплуатации здания в качестве жилого дома, необходимо проведение комплекса противоаварийных мероприятий и мероприятий по восстановлению строительных конструкций зданий. До настоящего времени указанные в инструментальном техническом заключении работы не запланированы и не исполнены, что нарушает права граждан, проживающих в доме № 59 по ул. Советская г. Юрьевец на благоприятные, комфортные, безопасные условия проживания.
На основании изложенного прокурор просит суд обязать администрацию Юрьевецкого муниципального района Ивановской области организовать проведение ремонтных работ в доме № 59 по ул. Советской г. Юрьевец согласно приведенному в иске перечню.
Определением суда от 30 января 2018 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ОАО «Домоуправление» и НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области».
Определением суда от 16 февраля 2018 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены собственники квартир в доме №59 по ул. Советской г. Юрьевца Ивановской области: Идрисов Р.А, Моклоков А.В, Кулюкина А.В, Минеичева С.В, Минеичева Н.А.
В ходе рассмотрения дела прокурор в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнил исковые требования, изложив их в следующей редакции:
Обязать администрацию Юрьевецкого муниципального района в срок до 01 сентября 2018 года организовать проведение ремонтных работ в доме № 59 по ул. Советской г. Юрьевца:
- демонтаж поврежденных деревянных перекрытий в осях 5-7\АВ, в районе помещений квартир № 5 и № 7 с последующей заменой на новые;
- частичную замену балок перекрытий в местах просадки и прогибов дощатых полов;
- демонтаж поврежденных деревянных перекрытий с последующей заменой на новые;
- высушить, зачистить, выполнить санитарную обработку от грибка и плесени помещения муниципальных квартир, имеющие следы систематических увлажнений;
- восстановить отделочный слой стен и потолков внутренних помещений муниципальных квартир;
- провести демонтаж строительных конструкций поврежденных перегородок с последующей заменой на новые, из современных материалов;
- восстановить дощатое напольное покрытие во внутренних помещениях в местах повреждений (устранение неровностей, восстановление целостности) в муниципальных квартирах;
- очистить внутреннее помещение квартиры № 7 от мусора;
- заменить доски входных площадок;
- заменить систему электроснабжения по специальному предварительно разработанному проекту;
- ремонт печного отопления в муниципальных квартирах, путем перекладки поврежденных участков и замене приборов:
- демонтаж существующих конструкций выгребных ям с последующей обработкой специальными антибактериальными составами;
- выполнить новую систему водоотведения с соблюдением строительных и санитарно-технических норм и правил;
- деревянный дощатый пол в осях 2-3/Б-В в помещении подъезда № 2 выполнить выше планировочной отметки уровня земли;
- заменить деревянные оконные блоки на новые в муниципальных квартирах;
- восстановить отделочный слой оконных и деревянных откосов в муниципальных квартирах;
- заделать трещины и неровности асфальтового покрытия со стороны фасадов в осях 1-7.
Обязать ОАО «Домоуправление» выполнить следующие работы в отношении общего имущества многоквартирного дома № 59 по ул. Советской г. Юрьевца:
- зачистить от биоповреждения цокольную часть наружных стен здания в срок до 01 июля 2019 года;
- после замены досок входных площадок органом местного самоуправления восстановить их окрасочный слой;
- отремонтировать деревянные лестницы (заменить поврежденные ступени, восстановить окрасочный слой) в срок до 01 сентября 2018 года;
- восстановить окрасочный слой заполнений наружных дверных проемов в срок до 01 сентября 2018 года.
Обязать Некоммерческую организацию «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области» в срок до 01 июля 2019 года выполнить следующие работы в отношении общего имущества многоквартирного дома № 59 по ул. Советской г. Юрьевца:
- заделать трещины в несущих стенах здания при помощи инъецирования цементно-полимерным раствором;
- восстановить кирпичную кладку наружных стен путем перекладки поврежденных участков. Восстановление произвести видом кирпича, из которого сложен участок и на растворе марки М50, предварительно очистив эти участки от разрушенной кладки, пыли и грязи с соблюдением перевязки швов, как в новой кладке, так и при сопряжении новой кладки со старой;
- восстановить отделочный слой фасада;
- утеплить стены здания для повышения энергоэффективности в соответствии с теплотехническим расчетом;
- произвести ремонт конструкции слуховых окон (заменить поврежденные конструкции, заменить оконное заполнение на новое с устройством вентиляционной решетки;
- заменить коньковый прогон на новый;
- укрепить (усилить) соединения лежней и прогонов;
- заменить старое кровельное покрытие на новое, выполненное из современных материалов;
- обработать деревянные элементы крыши биопиренами;
- восстановить отделочный слой подшива свесов кровли; установить новые защитные фартуки в местах прохода печных труб на кровле. Восстановить отделочный слой;
- восстановить вертикальную планировку вокруг здания, восстановить уклоны, устранить провалы;
- выполнить технически исправную новую отмостку по периметру здания. Вдоль отмостки уложить водоотводящие лотки.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Юрьевецкого района Кашин К.Е. исковые требования в окончательной редакции поддержал, уточнив сроки проведения работ. Дополнительно указал, что собственники квартир дома не должны быть ответчиками по данному делу, поскольку до момента первой приватизации в 1993 году капитальный ремонт дома не проводился.
Истец Данилова Т.Г. исковые требования прокурора в её интересах поддержала, изложенное в заявлении прокурора подтвердила. Кроме того, пояснила, что о дате, времени и месте судебного заседания она уведомила всех жильцов дома и собственников квартир.
Истец Солодов А.В. в судебное заседание не явился, извещенный судом надлежащим образом.
Представитель ответчика – администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области Платонов Л.А. в судебном заседании исковые требования признал частично, не согласившись со сроком выполнения капитального ремонта дома до 01 сентября 2018 года, полагал, что физически обозначенный в иске капитальный ремонт, возможно выполнить до 31 декабря 2018 года. Кроме того, полагал, что на основании ст. 210 ГК РФ расходы на капитальный ремонт многоквартирного дома должны нести все собственники дома солидарно с Администрацией Юрьевецкого муниципального района Ивановской области (далее по тексту Администрация района, Администрация). Учитывая, что в спорном доме четыре квартиры находятся в собственности граждан, то данные лица - собственники квартир также должны нести бремя содержания общего имущества дома, в том числе участвовать в капитальном ремонте дома. Относительно ремонта фасада здания пояснил, что Администрацией предпринимаются все возможные меры, чтобы сроки данного вид ремонта, предусмотренные в региональной программой НО «Регионального фонда капитального ремонта в Ивановской области», были перенесены с 2033 года на 2019 год.
Представитель ответчика – ОАО «Домоуправление» Филиппова Е.А. в судебном заседании исковые требования в их окончательной редакции признала, пояснив, что в техническом паспорте на указанный многоквартирный дом отсутствует отметка о проведении капитального ремонта за весь период существования данного дома. Таким образом, учитывая, что при приватизации квартир, дом уже находился в неудовлетворительном состоянии, то отвечать за его капитальный ремонт в настоящее время должна именно Администрация района.
Представитель ответчика НО «Региональный фонд капитального ремонта в Ивановской области» (далее по тексту Фонд)в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом уведомлены о дате, времени и месте рассмотрения дела, ходатайствовал о рассмотрении дела без участия представителя.
Ранее в судебном заседании представитель ответчика Ваулина Ю.А. исковые требования в окончательной редакции, изложенной прокурором, признала частично. Дополнительно пояснила, что все вменяемые Фонду работы входят в капитальный ремонт, но это разные виды капитального ремонта. В соответствии с договором подряда от 13 ноября 2017 года в настоящее время выполняются капитальные работы по ремонту крыши многоквартирного дома. В соответствии с региональной программой капитальный ремонт фасада предусмотрен на 2033 год. К этому времени региональный оператор проведет конкурсную процедуру по организации, которая изготовит смету, по подрядной организации. Если Администрация района оформит все необходимые документы для переноса дома №59 по ул. Советской г Юрьевца на более ранний срок, например 2019 год, поменяв указанный дом с каким-либо другим схожим домом, то ремонт фасада, возможно, будет сделан уже в начале 2019 года. При этом ремонт отмостки может быть включен как в ремонт фасада здания, так и в капитальный ремонт фундамента данного дома. В том случае, если отмостка будет включена в ремонт фундамента, то эти работы Фондом проводиться не будут, поскольку они не запланирован в региональной программе капитального ремонта указанного дома. В любом случае Фонд будет действовать только в рамках объема собранных по программе средств, поскольку региональная программа уж сформирована до 2045, в нее заложено определенное количество домов, рассчитано, сколько они могут собрать, какие виды работ нужно сделать, сколько нужно потратить средств. Сроки проведения капитального ремонта исходят из того, был ли проведен капитальный ремонт на момент приватизации первого помещения. Если лимит собранных на данный дом денежных средств будет превышен, то решение суда останется в данной части неисполнимым. Ответственность за все иные работы сверх установленного лимита собранных денежных средств должна в этом случае нести Администрация района, тем более в том случае, если капитальный ремонт дома вообще никогда не проводился.
Ответчики Идрисов Р.А., Минеичева С.В., Минеичева Н.А., Моклоков А.В., Кулюкина А.В. в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом уведомленными о дате, времени и месте рассмотрения дела. Об уважительности причин неявки суду не сообщили, возражений относительно заявленных исковых требований не представили, о рассмотрении дела в их отсутствие не ходатайствовали.
Обсуждая возможность рассмотрения настоящего дела в отсутствие ответчиков, суд исходит из следующего.
Согласно ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в судебном процессе. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, участвующего в деле, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела, и поэтому не может быть препятствием для рассмотрения дела по существу.
В силу абз. 2 ч. 2 ст. 167 ГПК РФ в случае, если лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания, суд откладывает разбирательство дела в случае признания причин их неявки уважительными.
В соответствии с ч. 1 ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие (ч. 4 ст. 167 ГПК РФ).
Уважительность причин неявки определяется судом на основании анализа фактических обстоятельств, поскольку предусмотреть все причины неявки, которые могут быть отнесены к числу уважительных, в виде исчерпывающего перечня в законе не представляется возможным.
Данное полномочие суда, как и закрепленное в ст. 118 ГПК РФ право суда считать лицо в упомянутом в ней случае надлежаще извещенным, вытекают из принципа самостоятельности и независимости судебной власти.
Принимая во внимание, что ответчики о времени и месте судебного заседания судом были извещены надлежащим образом, учитывая, что у них имелась реальная возможность в полном объеме реализовать предоставленное им гражданским процессуальным законодательством право на предоставление доказательств, либо на участие в судебном заседании через иного представителя, суд полагает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие ответчиков.
Представитель третьего лица – управления городского хозяйства и ЖКХ администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области Платонов Л.А. поддержал позицию администрации Юрьевецкого муниципального района.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав, проверив и оценив доказательства, представленные в материалах дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, включая обеспечение права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охрану здоровья.
Согласно ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Задачей гражданского судопроизводства является повышение гарантий и эффективности средств защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских правоотношений при соблюдении требований закона.
Таким образом, поскольку предъявление указанного иска вызвано необходимостью защиты нарушенных прав и законных интересов жителей указанного многоквартирного дома – Даниловой Т.Г. и Солодова А.В. в сфере жилищных отношений и в связи с их письменным обращением в прокуратуру района по вопросу неудовлетворительного состояния их жилого помещения и общего имущества дома, являющегося муниципальным жилищным фондом, суд приходит к выводу о правомерности подачи иска прокурором в интересах истцов, права которых нарушены.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что дом № 59 на улице Советская в городе Юрьевец Ивановской области является двухэтажным, восьмиквартирным, построен и введен в эксплуатацию в 1957 году. Наружные и внутренние стены дома выполнены из рядового керамического кирпича, на цементно-песчаном растворе, перегородки здания деревянные, отделочный слой фасадов штукатурка, окраска; фундамент - кирпичный ленточный; крыша - вальмовая, по деревянным стропильным конструкциям.
Четыре квартиры в указанном доме, в том числе квартиры в которых проживают истцы Данилова Т.Г. (квартира №8) и Солодов А.В. (квартира №7), находятся в муниципальной собственности.
Иные четыре квартиры дома приватизированы и находятся в собственности следующих граждан:
Идрисова Р.А. - квартира № 1, право собственности зарегистрировано 24.02.2014 года;
Кулюкиной А.В. – квартира №5, право собственности зарегистрировано 30.04.2014 года (ранее собственником квартиры являлась Фирстова Л.В. на основании договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан от 02.11.1993 года);
Минеичевой С.В, Минеичевой Н.А - квартира №6, право общей долевой собственности зарегистрировано 27.04.2015 года;
Моклокова А.В. - квартира № 4 данного дома, право собственности зарегистрировано 10.04.1994 года.
Из материалов дела следует, что многоквартирный дом № 59 по ул. Советской г. Юрьевец по результатам открытого конкурса с 18 августа 2015 года передан под управление ОАО «Домоуправление», о чем составлен соответствующий договор управления.
Судом установлено, что общее состояние указанного дома является неудовлетворительным.
Согласно акту осмотра квартиры № 7 по состоянию на 25.11.2014 года, составленному представителем ООО «РосБизнес Оценка», архитектором Администрации района установлено, что в кирпичной кладке с наружной стороны здания имеются трещины по причине просадки фундамента и протечке кровли. В квартире на внутренних деревянных перегородках осыпалась штукатурка, доски стен сгнили, перекрытия чердачные и межэтажные находятся в аварийном состоянии. Деревянные несущие балки перекрытий имеют следы гнили, настилы пола в комнатах отсутствуют на 50%, остальные в аварийном состоянии. Отштукатуренный потолок частично осыпался, подшив потолка частично разрушен, виден чердак. Оконные и дверные блоки находятся в аварийном, а печи в нерабочем состоянии Электрическая проводка, система внутренней канализации находится в аварином состоянии, система водопровода – в неудовлетворительном.
Согласно акту обследования жилого помещения от 15.11.2016 года, составленного работниками администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области в составе главного архитектора Плисова В.К., главного специалиста отдела развития инфраструктуры Пономаревой И.Е. при осмотре квартиры №7 в доме №59 по ул. Советской г Юрьевца установлено, что: требуется капитальный ремонт потолка на межчердачном перекрытии подъезда над квартирой №7; конструктивные элементы оконных блоков в связи с длительным сроком эксплуатации утратили свои эксплуатационные характеристики; конструктивные элементы пола в жилом помещении подверглись биологическому гниению; внутренняя проводка находится в морально устаревшем состоянии, что может быть причиной возникновения пожара в жилом доме; необходимо произвести полный демонтаж отопительной печи; потолок жилого помещения имеет следы биологического гниения.
04.05.2016 года межведомственная комиссия в составе заместителя главы Администрации - Добрягина С.М., начальника отдела развития инфраструктуры - Плисова В.К., начальника управления городского хозяйства и ЖКХ - Филина А.В., директора ОАО « Домоуправление» - Мольковой Е.Н., руководителя Юрьевецкого производственного участка Ивановского филиала ФГПУ «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» Марковой Л.А. при осмотре дома №59 по ул. Советской г Юрьевца Ивановской области пришла к заключению, что в случае проведения капитального ремонта, устранения выявленных недостатков и дефектов, возникших в результате того, что в некоторых жилых помещениях (квартирах) длительное время никто не проживал, и помещения не отапливались, указанный дом в целом является пригодным для обеспечения и создания нормальных условий для постоянного проживания граждан. Собственникам квартир в данном доме рекомендовано обратиться в Департамент ЖКХ Ивановской области для переноса срока проведения капитального ремонта дома с 2019 года на более ранний срок. В дальнейшем после проведения капитального ремонта собственникам рекомендовано обратиться в управляющую компанию ОАО «Домоуправление» о проведении ремонтных работ и мероприятий по текущему содержанию дома.
Решением Юрьевецкого районного суда Ивановской области от 16 февраля 2017 года администрация Юрьевецкого муниципального района Ивановской области в срок до 01 июня 2017 года обязана выполнить инструментальное техническое обследование дома № 59 по ул. Советской г. Юрьевец Ивановской области.
Во исполнение вышеуказанного решения суда 19 мая 2017 года между администрацией Юрьевецкого муниципального района Ивановской области ( заказчик) и ООО «АктивПроект» (подрядчик) заключен муниципальный контракт № 22, согласно которому подрядчик обязуется в установленный контрактом срок выполнить комплексное обследование технического состояния строительных конструкций и инженерных коммуникаций жилого дома, расположенного по адресу: Ивановская область, г. Юрьевец, ул. Советская, д. 59, с оценкой пригодности (или непригодности) для проживания в соответствии с техническим заданием (приложение № 1 к контракту.
По результатам работ, проведенных ООО «АктивПроект» составлено техническое заключение № 00489/17-ТО, из которого следует, что техническое состояние несущих конструкций здания оценено следующим образом:
работоспособное - у фундаментов, у несущих стен; у междуэтажных лестниц, у стропильной системы;
удовлетворительное - у входных площадок, у пластиковых заполнений оконных проемов, у заполнений дверных проемов;
неудовлетворительное у кровельного покрытия; у полов, у перегородок, у заполнений деревянных оконных проемов, у инженерных сетей;
ограниченно-работоспособное - цокольное, междуэтажное и чердачное перекрытие в осях1-5/А-В;
аварийное- цокольное, междуэтажное и чердачное перекрытие в осях 5-7/А- в районе помещений квартир № 5 и № 7.
На основании анализа результата выполненных работ был сделан вывод, что системы водоотведения, электроснабжения и отопления находятся в неудовлетворительном состоянии. Основная часть дефектов приходится на часть здания на первом и втором этажах в осях 5-7/А-В, которые не эксплуатируются. Общий физический износ здания составляет 50 %.
Для обеспечения возможности безопасной и комфортной эксплуатации здания в качестве жилого дома, необходимо проведение комплекса противоаварийных мероприятий:
1. Необходимо выполнить демонтаж поврежденных деревянных перекрытий в осях 5-7/А-В в районе помещений квартир № 5 и № 7 с последующей заменой на новые.
Кроме того, необходимо выполнить мероприятия по восстановлению строительных конструкций здания:
1. Выполнить частичную замену балок перекрытий в местах просадки и прогибов дощатых полов;
2. Выполнить демонтаж поврежденных деревянных перекрытий с последующей заменой на новые;
3. Выполнить заделку трещин в несущих стенах здания при помощи инъецирования цементно-полимерным раствором. Для этого по ходу трещины высверливаются отверстия диаметром 10 мм, через которые при помощи специальных инъекторов производят нагнетание в кадку цементно-полимерного раствора под давлением;
4. Восстановить кирпичную кладку наружных стен путем перекладки поврежденных участков. Восстановление произвести видом кирпича, из которого сложен участок и на растворе марки М50, предварительно очистив эти участки от разрушенной кладки, пыли и грязи с соблюдением перевязкишвов как в новой кладке, так и при сопряжении новой кладки со старой;
5. Выполнить зачистку от биоповреждения цокольной части наружных стен здания;
6. Восстановить отделочный слой фасадов (штукатурка, окраска);
7. Помещения и строительные конструкции здания, имеющие следы систематических увлажнений необходимо высушить, зачистить, выполнить санитарную обработку от грибка и плесени (применить строительные антисептики, которые не только полностью убивают споры и микроорганизмы, но и не дают возможности развиться им впоследствии. Для уничтожения плесени можно использовать и «бесконтактный» способ);
8. Выполнить утепление стен здания для повышения энергоэффективности в соответствии с теплотехническим расчетом. В качестве утеплителя рекомендуется применить минераловатные плиты. Для защиты от атмосферных осадков и механических повреждений рекомендуется выполнить устройство вентилируемых фасадов;
9. Восстановить отделочный слой стен и потолков внутренних помещении здания (штукатурка, окраска);
10. Выполнить демонтаж строительных конструкций поврежденных перегородок с последующей заменой на новые, из современных материалов;
11. Выполнить восстановление дощатого напольного покрытия во внутренних помещениях в местах повреждений (устранение неровностей, восстановление целостности, восстановление окрасочного слоя);
12. Выполнить ремонт конструкций слуховых окон (заменить поврежденные конструкции, заменить оконное заполнение на новое с устройством вентиляционной решетки);
13. Выполнить замену конькового прогона на новый;
14. Восстановить соединения лежней и прогонов;
15. Рекомендуется выполнить замену старого кровельного покрытия на новое, выполненное из современных материалов;
16. Выполнить обработку деревянных элементов крыши биопиренами;
17. Восстановить отделочный слой подшива свесов кровли;
18. Очистить внутренние помещения квартир № 5 и № 7 и чердак от мусора;
19. Заменить доски входных площадок, восстановить окрасочный слой;
20. Выполнить полную замену системы электроснабжения. Все работы производить строго по специальному предварительно разработанному проекту;
21. Выполнить ремонт печного отопления, путем перекладки поврежденных участков и замене приборов;
22. Выполнить установку новых защитных фартуков в местах прохода печных труб на кровле. Восстановить отделочный слой,
23. Произвести демонтаж существующих конструкций выгребных ям, с последующей обработкой специальными антибактериальными составами. Выполнить новую систему водоотведения с соблюдением строительных и санитарно- технических норм и правил;
24. Выполнить ремонт деревянных лестниц (заменить поврежденные ступени, восстановить окрасочный слой);
25. Рекомендуется деревянный дощатый пол в осях 2-3\Б-В в помещении подъезда № 2 выполнить выше планировочной отметки уровня земли;
26. Выполнить замену деревянных оконных блоков на новые;
27. Восстановить отделочный слой оконных и деревянных откосов;
28. Восстановить окрасочный слой заполнений наружных дверных проемов;
29. Восстановить вертикальную планировку вокруг здания, восстановление уклонов, устранения провалов. Выполнить технически исправную новую отмостку по периметру здания. Рекомендуется вдоль отмостки укладывать водоотводящие лотки, перехватывающие стекающую с отмостки воду и не допускающие проникновения ее под фундамент здания. Вода из лотков эвакуируется в закрытую систему водостоков, либо отводится на значительное расстояние от здания, после чего выпускается на рельеф;
30. Заделать трещины и неровности асфальтового покрытия со стороны фасадов в осях 1-7.
Все работы по усилению, устранению дефектов, ремонту строительных конструкций необходимо производить силами специализированной организации, имеющей соответствующий допуск, в строгом соответствии со специально разработанными проектными и конструктивными решениями.
В судебном заседании в качестве специалистов были допрошены специалисты ООО «АктивПроект»: руководитель группы по обследованию зданий и сооружений Романчин С.И. и инженер-проектировщик Ваганов А.Е., которые пояснили, что по техническому заданию администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области проводили осмотр многоквартирного дома №59 по ул Советской г. Юрьевца Ивановской области. В ходе осмотра был проведен комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров, характеризующих эксплуатационное состояние, пригодность и работоспособность строительных конструкций объекта, определяющих возможность их дальнейшей эксплуатации с оценкой пригодности (непригодности) проживания. Были проведены визуальное и инструментальное обследование. Общий физический износ здания составил 50%. Эксплуатация конструктивных элементов возможна лишь при условии значительного капитального ремонта. Жилое помещение не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», имеются значительные дефекты и повреждения. По результатам обследования было составлено техническое заключение, в котором сделаны выводы и рекомендации. Практически весь комплекс работ, рекомендованый к исполнению, является капитальным и безотлагательным.
16 ноября 2017 года главным инженером ОАО «Домоуправление» произведено обследование кровельного покрытия указанного дома. В результате обследования было установлено, что кровельное покрытие составляют асбоцементные листы – шифер, которые находятся в неудовлетворительном состоянии, требуют проведения капитального ремонта (усиление строительной системы, замена обрешетки, смена кровельного покрытия).
20 декабря 2017 года главным инженером ОАО «Домоуправление» произведено обследование фасада, несущих капитальных стен указанного дома. В результате обследования установлено, что на фасаде дома и в подъездах имеются трещины, расхождение отделочного штукатурного слоя. Требуется проведение капитального ремонта по усилению фундамента и несущих конструкций стен.
Дополнительно в судебном заседании был допрошен в качестве специалиста ИП Бедов С.Л., который пояснил, что вместе с участниками процесса осмотрел дом №59 по ул. Советской г. Юрьевца Ивановской области. В результате визуального осмотра предположительно дом можно охарактеризовать как аварийный, непригодный для жилья. Практически все конструктивные элементы дома: крыша. Стены, межэтажные перекрытия и т. д. - нуждаются в срочном капитальном ремонте.
Таким образом, анализируя вышеперечисленные доказательства суд приходит к выводу, что дом №59 по ул. Советской г. Юрьевца Ивановской области требует незамедлительного как капитального, так и текущего ремонта.
Оценивая правомерность заявленных истцом требований к НО «Региональный фонд капитального ремонта в Ивановской области» суд исходит из следующего.
В соответствии с п. 14.2 ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ, капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) – это замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Согласно правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (приложение N 8), к капитальному ремонту относятся ремонтно-строительные работы по смене, восстановлению или замене элементов жилых зданий, замена существующих систем центрального отопления, холодного водоснабжения, ремонт крыш полносборных зданий до 50%, замена внутриквартальных инженерных сетей (приложение N 8 п. п. 2, 3, 5).
В соответствии п. 5.1. Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (Ведомственные строительные нормы ВСН 58-88 (Р), введенного в действие с 1.07.1989 г. приказом Госкомархитектуры при Госстрое ССР от 23.11.1988 N 312, капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории. Перечень дополнительных работ, производимых при капитальном ремонте, приведен в рекомендуемом Приложении 9.
С учетом вышеприведенных правовых норм, пояснений сторон, а также допрошенных в судебном заседании специалистов, суд приходит к выводу, что ремонтные работы на доме №59 по ул. Советской г. Юрьевца Ивановской области в виде: заделывание трещин в несущих стенах здания при помощи инъецирования цементно-полимерным раствором; восстановление кирпичной кладки наружных стен путем перекладки поврежденных участков; восстановление отделочного слоя фасадов; утепление стены здания; ремонт конструкций слуховых окон; замена конькового прогона; укрепление (усиление) лежней и прогонов; замена старого кровельного покрытия; обработка деревянных элементов крыши биопериентами; восстановление отделочного слой подшива свесов кровли; установление новых защитных фартуков в местах прохода печных труб на кровле; восстановление отделочного слоя; восстановление вертикальной планировки вокруг здания; восстановление уклонов, устранение провалов; выполнение технически исправной новой отмостки по периметру здания - относятся к капитальным либо дополнительным работам, производимым при капитальном ремонте многоквартирных домов.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 167 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора.
В соответствии с требованиями жилищного законодательства постановлением Правительства Ивановской области от 17.12.2013 № 531-п в Ивановской области создана Некоммерческая организация «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области».
Фонд является специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность в качестве регионального оператора, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ивановской области, а также на реализацию иных функций в сфере жилищно-коммунального хозяйства, энергосбережения и повышения энергетической эффективности Ивановской области, предусмотренных действующим законодательством и Уставом.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" N 185-ФЗ от 21.07.2007 г. к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт; 3) ремонт крыш; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах; 5) утепление и ремонт фасадов; 6) установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа); 7) ремонт фундаментов многоквартирных домов.
Согласно ч. 1 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной частью 4 статьи 172 настоящего Кодекса, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора (ч. 7 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что поскольку собственники многоквартирного дома №59 по ул. Советской г. Юрьевца Ивановской области не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта, формирование данного фонда в отношении такого дома осуществляется на счете регионального оператора - НО «Региональный фонд капитального ремонта в Ивановской области».
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что указанные в исковом заявлении работы в отношении НО «Региональный фонд капитального ремонта в Ивановской области» относятся к капитальным работам, жители данного дома ежемесячно вносят платежи в капитальный фонд на счете указанного регионального оператора, суд приходит к выводу о правомерности заявленных истцом требований в рамках компетенции и объеме предоставленных НО «Региональному фонду капитального ремонта в Ивановской области».
Определяя сроки проведения указанных работ суд исходит из того, что очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе в соответствии с критериями оценки состояния многоквартирных домов в целях включения их в региональную программу.
Постановлением Правительства Ивановской области от 30.04.2014 N 164-п утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ивановской области, в которую включен капитальный ремонт крыши дома № 59 по ул. Советская г. Юрьевец на 2017 год, капитальный ремонт фасада указанного дома на 2033 год.
В то же время, положения ч. ч. 1, 2, 4 и 7 ст. 168, ч. 4.1 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливают возможность внесения в региональную программу капитального ремонта изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, а также проведение капитального ремонта в более ранние сроки, чем это установлено региональной программой, по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта на соответствующий финансовый год составляется ежегодно на основе актуализированной региональной программы капитального ремонта, утверждается до начала финансового года Правительством Ивановской области
Из пояснений представителя Администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области Платонова Л.А., а также письменного ответа следует, что в Департамент жилищно-коммунального хозяйства представлен пакет документов для внесения изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Ивановской области с целью переноса сроков проведения работ по капитальному ремонту фасада многоквартирного жилого дома №59 по ул. Советской г. Юрьевца Ивановской области на более ранний период, на 2019 год.
Таким образом, принимая во внимание, что после соблюдение всех, установленных законом процедур, ремонтные работы по фасаду спорного жилого дома могут быть включены к исполнению в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта на 2019 год. Следовательно, их проведение с учетом сложности и объёма работ, характера их востребованности и неотложности для жителей дома могут быть осуществлены в первой половине 2019 года. Данный срок суд полагает возможным, разумным, соответствующим интересов жителей дома и Фонда капитального ремонта.
Как следует из материалов дела 13 ноября 2017 года между Некоммерческой организацией «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области» (заказчик) и ООО «СТРОЙСОЮЗ» (подрядчик) заключен договор подряда № 46/2017 согласно которому подрядчик принимает на себя обязательство по капитальному ремонту крыши дома № 59 по ул. Советская, г. Юрьевец Юрьевецкого района. Срок начала работ 13 ноября 2017 года, срок окончания выполнения работ не позднее 270 календарных дней с момента начала выполнения работ по Договору. На указанные ремонтно-строительные работы составлен локальный сметный расчет.
В ходе рассмотрения дела стороны и специалисты пояснили, что капитальный ремонт крыши указанного многоквартирного дома производится. Представитель Фонда дополнительно указала, что данный ремонт фактически завершен, поэтому против срока его проведения, указанный прокурором района - до 01 сентября 2018 года не возражала.
Оценивая правомерность заявленных истцом требований к Администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области суд исходит из следующего.
Федеральным законом РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (подп. 6 п. 1 ст. 14 Закона). Соответственно полномочия по содержанию жилищного фонда федеральным законодательством прямо отнесены к полномочиям органов местного самоуправления поселения.
Аналогичная норма содержится в статье 14 Жилищного кодекса РФ, согласно которой на орган местного самоуправления возложено осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
В силу пункта 5 части 1 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 5 Типового договора социального найма жилого помещения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2005 г. N 3155 наймодатель обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
Согласно Закону Ивановской области от 17 мая 2007 года № 60-ОЗ «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между Юрьевецким муниципальным районом и поселениями, находящимися на его территории», администрация Юрьевецкого муниципального района передала, а Юрьевецкое городское поселение приняло муниципальные жилые помещения в многоквартирных домах, в том числе и в доме № 59 на ул. Советской г. Юрьевец.
Согласно п. 1.1. Положения об администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области, утвержденного Решением Совета Юрьевецкого муниципального района от 28.03.2016 N 44, администрация Юрьевецкого муниципального района Ивановской области является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным в соответствии с Уставом Юрьевецкого муниципального района Ивановской области собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Юрьевецкого муниципального района федеральными законами и законами Ивановской области.
На администрацию Юрьевецкого муниципального района Ивановской области в соответствии с Уставом Юрьевецкого муниципального района Ивановской области и Уставом Юрьевецкого городского поселения возлагается исполнение полномочий администрации Юрьевецкого городского поселения (являющегося административным центром муниципального района).
Таким образом, суд приходит к выводу, что именно на администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области лежит обязанность по организации проведения капитальных ремонтных работ в доме № 59 по ул. Советской г. Юрьевца Ивановской области, а именно: демонтаж поврежденных деревянных перекрытий в осях 5-7\АВ, в районе помещений квартир № 5 и № 7 с последующей заменой на новые; частичную замену балок перекрытий в местах просадки и прогибов дощатых полов; демонтаж поврежденных деревянных перекрытий с последующей заменой на новые; высушить, зачистить, санитарную обработку от грибка и плесени помещения муниципальных квартир, имеющие следы систематических увлажнении; восстановление отделочного слоя стен и потолков внутренних помещений муниципальных квартир; демонтаж строительных конструкций поврежденных перегородок с последующей заменой на новые, из современных материалов; восстановление дощатого напольного покрытия во внутренних помещениях в местах повреждений (устранение неровностей, восстановление целостности) в муниципальных квартирах; очистку внутреннего помещения квартиры № 7 от мусора; замена досок входных площадок; замена системы электроснабжения по специальному предварительно разработанному проекту; ремонт печного отопления в муниципальных квартирах, путем перекладки поврежденных участков и замены приборов; демонтаж существующих конструкций выгребных ям с последующей обработкой специальными антибактериальными составами; выполнение новой системы водоотведения с соблюдением строительных и санитарно-технических норм и правил; установление деревянного дощатого пола в осях 2-3/Б-В в помещении подъезда № 2 выше планировочной отметки уровня земли; замена деревянных оконные блоков на новые в муниципальных квартирах; восстановление отделочного слоя оконных и деревянных откосов в муниципальных квартирах; заделывание трещин и неровности асфальтового покрытия со стороны фасадов в осях 1-7.
Определяя вышеперечисленный перечень капитальных работ как зону ответственности Администрации района, суд учитывает, что иные капитальные работы в данном многоквартирном доме входят в региональную программу капитального ремонта многоквартирных домов в Ивановской области, в связи с чем по вышеуказанным основаниям определены для проведения НО «Региональным фондом капитального ремонта многоквартирных домов в Ивановской области».
Доводы ответчика о том, что администрация Юрьевецкого муниципального района является собственником лишь четырех из восьми жилых помещений в доме 59 по улице Советская г. Юрьевец, а решение о капитальном ремонте принимается на общем собрании собственников жилых помещений и расходы на капитальный ремонт многоквартирного дома должны нести все собственники жилых помещений в доме, суд считает необоснованными и неподлежащими удовлетворению в силу следующего.
Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела III Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 16 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с указанным Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Таким образом, при неисполнении или ненадлежащем исполнении ранее возникших обязательств за организацией, обязанной выполнить капитальный ремонт многоквартирного дома, такая обязанность сохраняется до ее исполнения.
В силу ст. 210 ГК РФ, ч. 3, 4 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Исходя из изложенного, обязанность по производству капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.
При этом данная обязанность сохраняется как перед гражданами, приватизировавшими жилые помещения до передачи дома в управление, так и перед гражданами, являвшимися на момент передачи дома в управление нанимателями жилых помещений в объеме обязательств, установленных законом применительно к договору социального найма.
В силу пункта 2 статьи 681 ГК РФ капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения.
Согласно статье 676 ГК РФ наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.
В соответствии с пп. 2, 3 ч. 2 ст. 65 ЖК РФ наймодатель обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное в наем жилое помещение, осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
Таким образом, если при приватизации хотя бы одной квартиры многоквартирный дом нуждался в капитальном ремонте, бывший наймодатель обязан произвести капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. При этом, если обязательство не исполняется должником в добровольном порядке, кредитор вправе обратиться с требованием о понуждении к исполнению обязательства в суд.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, капитальный ремонт спорного многоквартирного дома не проводился с момента его возведения, то есть с 1957 года. На момент приватизации первой квартиры в 1993 году, срок эксплуатации дома являлся значительным, он нуждался в капитальном ремонте, обязанность по проведению капитального ремонта своевременно и в необходимых объемах наймодателем на тот момент исполнена надлежащим образом не была.
Кроме того, с приватизацией отдельных квартир в доме, право муниципальной собственности на другие жилые помещения, равно как и на общедомовое имущество, не прекращается. Иные собственники жилых помещений в доме обязательств перед истцом по производству капитального ремонта не имеют.
Из приведенных выше норм следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.
В связи с чем, именно Администрация Юрьевецкого муниципального района Ивановской области как правопреемник прежнего наймодателя дома №59 по ул. Советской г. Юрьевца Ивановской области должна нести ответственность за проведение работ по капитальному ремонту в указанном доме. В данном случае исковые требования к собственникам квартир в данном доме - Идрисову Р.А, Моклокову А.В, Кулюкиной А.В, Минеичевой С.В, Минеичевой Н.А. по вышеизложенным основаниям удовлетворению не подлежат
Следует также учитывать, что согласно Федеральному закону от 1 февраля 2010 года N 4-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" действие ст. 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", предусматривающей, что при приватизации занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, продлено до 1 марта 2013 года.
С 1 марта 2005 г. введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, ст. 158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Анализируя нормы ст. 16 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", ст. 158 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ, суд полагает, что после исполнения бывшим наймодателем (его правопреемником) обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме, обязанность по производству лишь последующих капитальных ремонтов будет лежать на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения.
В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Определяя сроки выполнения для Администрации обязанности по капитальному ремонту многоквартирного дома, суд учитывает, что для исполнения решения суда ответчику потребуется разместить заявку на проведение работ, провести конкурс, выбрать подрядчика для осуществления капитального ремонта, заключить муниципальный контракт, определить источники финансирования данных работ. В то же время суд принимает во внимание и интересы жителей спорного многоквартирного дома, проживание для которых в зимний период в указанном доме без ремонта нарушает их право на благоприятную и комфортную среду обитания, создаёт угрозу для их здоровья. Таким образом, суд полагает возможным определить срок проведения ремонта до 31 октября 2018 года.
Оценивая правомерность заявленных истцом требований к управляющей компании – ОАО « Домоуправление» суд исходит из следующего.
Согласно ст. 162 ЖК РФ управляющая компания обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений.
В силу п. 10 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно п. 13 постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" работы, выполняемые в целях надлежащего содержания оконных и дверных заполнений помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, включают проверку целостности оконных и дверных заполнений, плотности притворов, механической прочности и работоспособности фурнитуры элементов оконных и дверных заполнений в помещениях, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме.
Таким образом, управляющая компания предоставляет гражданам, проживающим в многоквартирном жилом доме, услуги по надлежащему содержанию жилья и по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, в том числе является ответственной и за состояние дверных проемов, наружных стен здания, лестниц в помещениях, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме.
Представителем ответчика ОАО «Домоуправление» не оспаривалось, что заявленные к ним требования: зачистить от биоповреждения цокольной части наружных стен здания; после замены досок входных площадок органом местного самоуправления восстановить их окрасочный слой; отремонтировать деревянные лестницы (заменить поврежденные ступени, восстановить окрасочный слой); восстановить окрасочный слой заполнений наружных дверных проемов – являются текущими ремонтными работами по содержанию общего имущества в спорном многоквартирном доме и входят в круг обязанностей управляющей организации.
В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что обязанность по выполнению вышеуказанных работ должна быть возложена на управляющую компанию – ОАО «Домоуправление».
Принимая во внимание все вышеизложенное, а также руководствуясь ст. 1 ЖК РФ, согласно которой граждане имеют право на жилище, его безопасность и обеспечение сохранности жилищного фонда, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора к НО «Региональный фонд капитального ремонта по Ивановской области», Администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области, ОАО «Домоуправление» подлежат удовлетворению в полном объеме. Исковые требования к Идрисову Р.А, Моклокову А.В, Кулюкиной А.В, Минеичевой С.В, Минеичевой Н.А. удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░, ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2018 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ №59 ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░:
- ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ 5-7/░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №5 ░ №7 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░;
- ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░;
- ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░;
- ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №7 ░░ ░░░░░░;
- ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░;
- ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░ 2-3/░-░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №2 ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░;
-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░1-7.
░░░░░░░ ░░░ « ░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ №59 ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░:
- ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░ 2019 ░░░░;
- ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░;
- ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░) ░ ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2018 ░░░░ ;
- ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ №59 ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░:
- ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ 50, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░;
- ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
- ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░. ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░;
- ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░);
- ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░;
- ░░░░░░░░( ░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░, ░░░░░░░░░ ░.░, ░░░░░░░░░ ░.░, ░░░░░░░░░░ ░.░, ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 06 ░░░░░ 2018 ░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: