гражданское дело № 2-866/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Тверская область
город Торжок 26 ноября 2015 года
Торжокский городской суд Тверской области в составе:
председательствующего – судьи Решотко Л.Н.,
с участием истца – Давыдова А.Е.,
представителей истца – Волниной О.Е. и Игнатова А.В.,
представителя ответчика – начальника юридического отдела МУП г.Торжка «Горэнерго» Снегирева Ю.В.,
протокол судебного заседания вела секретарь судебного заседания – Белоус Е.Г.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Давыдова Александра Евгеньевича к муниципальному унитарному предприятию города Торжка «Горэнерго» о взыскании заработной платы, денежной компенсации, морального вреда и судебных расходов
У С Т А Н О В И Л:
Давыдов Александр Евгеньевич обратился в суд с исковым заявлением к МУП г.Торжка «Горэнерго» о взыскании задолженности по заработной плате, денежной компенсации (процентов) за несвоевременную выплату заработной платы, компенсации морального вреда, мотивировав тем, что между МУП города Торжка «Горэнерго» и ним был заключен трудовой договор №1-71 от 01 августа 2006 года, согласно которому он был принят на работу на должность оператора газовой котельной 2 разряда. За первый квартал 2015 года сверхурочные часы оплачены частично. За январь 2015 года он отработал 64 сверхурочных часов, при норме рабочих часов 120; за февраль 2015 года – 16 сверхурочных часов, при норме рабочих часов 152; за март 2015 года – 20 сверхурочных часов, при норме 168 часов, что подтверждается копиями расчетных листков за соответствующие месяцы. Работодатель не исполняет обязанность по оплате сверхурочной работе в полном объеме, исходя из Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014-2016 годы, которое, по его мнению, применяется на предприятии в настоящее время (обязанность по его применению установлена решением суда), а также из ст.152 ТК РФ и Положения об оплате труда и премировании по предприятию.
В соответствии с информационным письмом Общественной организации – Профессиональный Союз Работников Жизнеобеспечения №99-810-7/253 от 14 января 2015 года минимальная месячная тарифная ставка рабочего первого разряда в жилищно-коммунальном комплексе в организациях теплоснабжения, которым является МУП г.Торжка «Горэнерго», с 01 января 2015 года составляет 7860 рублей. Согласно Положению об оплате труда и премировании работников МУП г.Торжка «Горэнерго» операторам газовой котельной 3 разряда устанавливается доплата к окладу в размере 200 рублей. Таким образом, его оклад с 01 января 2015 должен составлять <данные изъяты> рублей. В соответствии с информационным письмом Общественной организации – Профессиональный Союз Работников Жизнеобеспечения №01-69-В от 13 апреля 2015 года минимальная месячная тарифная ставка рабочего первого разряда в жилищно-коммунальном комплексе в организациях теплоснабжения, к которым относится МУП г.Торжка «Горэнерго» с 01 апреля 2015 года составляет 8442 рубля, следовательно, оклад с 01 апреля 2015 должен составлять <данные изъяты> рубля. Однако ответчиком указанная индексация в нарушение условий Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014 - 2016 годы не применяется, вследствие чего у предприятия в отношении неё образовалась задолженность по заработной плате. Сумма задолженности подтверждается соответствующим расчетом. Истец просит взыскать с МУП г.Торжка «Горэнерго» задолженность по недоначисленной заработной плате в <данные изъяты>, денежную компенсацию в размере <данные изъяты>, денежную компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>, а также судебные расходы на представителя в размере <данные изъяты>.
В ходе судебного разбирательства истец увеличил исковые требования мотивируя тем, что с учетом июня 2015 года задолженность по заработной плате составляет <данные изъяты>, денежная компенсация в сумме <данные изъяты>, моральный вреда в размере <данные изъяты>, а также судебные расходы на представителя в размере <данные изъяты>.
В ходе судебного разбирательства истец увеличил исковые требования мотивируя тем, что за июль 2015 года задолженность не оплачена и просил взыскать с ответчика в его пользу сумму задолженности в размере <данные изъяты>, денежную компенсацию в размере <данные изъяты>, моральный вред в размере <данные изъяты>, а также судебные расходы на представителя в размере <данные изъяты>.
В ходе судебного разбирательства истец уменьшил исковые требования мотивируя тем, что уточняет требования с учетом НДФЛ в размере и просит взыскать задолженность в сумме <данные изъяты>, денежную компенсацию в размере <данные изъяты>, моральный вред в размере <данные изъяты>, а также судебные расходы на представителя в размере <данные изъяты>
В ходе судебного разбирательства истец вновь увеличил исковые требования мотивируя тем, что уточняет требования с учетом НДФЛ в размере и просит взыскать задолженность в сумме <данные изъяты> которая складывается из выплаты премии в размере 25% из предоставленного ранее расчета с учетом всех доплат и надбавок предусмотренных Положением по оплате труда и премированию работников МУП г.Торжка «Горэнерго»: за январь 2015 года – <данные изъяты>, за февраль 2015 года – <данные изъяты>, за марта 2015 года – <данные изъяты>, за апрель – <данные изъяты>, за май 2015 года – <данные изъяты>, за июнь – <данные изъяты>, за июль – <данные изъяты>, денежную компенсацию в сумме <данные изъяты>, морального вреда в размере <данные изъяты>, а также судебные расходы на представителя в размере <данные изъяты>.
При подготовке дела к рассмотрению к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены комитет по управлению имуществом г.Торжка, администрация МО г.Торжка, Главное управление «Региональная энергетическая комиссия Тверской области», Тверскую областную организацию профсоюза работников жизнеобеспечения.
В судебном заседании истец Давыдов А.Е. поддержал исковые требования по изложенным в иске основаниям и просил удовлетворить.
Представитель Волнина О.Е. в судебном заседании исковые требования поддержала и пояснила, что на предприятии должно применяться ОТС в ЖКХ на 2014-2016 годы, весь 2014 год работодатель исполнял положения ОТС, что свидетельствует о его присоединении к соглашению. В Федеральном законе «О теплоснабжении» указано, что тарифы формируются с учетом ОТС, то есть применение ОТС обязательно. Об этом свидетельствует и письмо РЭК Тверской области, согласно которому фонд заработной платы сформирован в соответствии с ОТС. В ОТС имеется список предприятий, на которые оно распространяется, ответчик относится к указанным предприятиям в сфере ЖКХ. Положение об оплате труда и премировании, Коллективный договор имеет ссылки на ОТС. Не согласна с тем, что работодатель не насчитывает премию на праздничные дни, указанное противоречит п.п.6.1, разделу 4 Положения об оплате труда и премировании. В расчетах ими (истцом) премия рассчитана исходя из размера 25%, исходя из ранее сложившегося порядка (ранее всегда насчитывали премию 25%). Полагает, что незаконно рассчитываются и сверхурочные, при расчете которых «минусуются» праздничные дни, применяются рекомендации, что противоречит ст.152 ТК РФ.
Представитель Игнатов А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям и пояснил, что в положении о премировании имеется ссылка на отраслевое тарифное соглашение. Поскольку заработная плата работников начисляется по данному положению, на предприятии признается действие отраслевого тарифного соглашения, доказательством является факт, что в течение 2014 года ежеквартально проводилась индексация заработной платы работников на основании данных об изменении (индексации) минимальной месячной ставки рабочих первого разряда. О применении отраслевого соглашения на предприятии также свидетельствует приказ №17 от 04 февраля 2015 года «О введении штатного расписания». На сообщении от профсоюзной организации, переданной посредством факсимильной связи, имеется входящий номер МУП «Горэнерго», стоит резолюция руководства предприятия «ПЭО подготовить приказ, кадры дополнительное соглашение к трудовому договору, бухгалтерии произвести выплаты по новым размерам». МУП «Горэнерго» ежеквартально информировалось об изменении минимальной тарифной ставки. Никаких отказных материалов МУП «Горэнерго» не направлялось. Опубликование соглашения является лишь правом, а не обязанностью уполномоченного органа, о чем свидетельствует определение Верховного суда от 06 июня 2014 года №72-КГ14-1 по кассационной жалобе Чеборксаровой И.В. Отраслевое тарифное соглашение было официально опубликовано. В Отраслевом тарифном соглашении в ч.2 п.1.7 указано, что в случае отсутствия в организации коллективного договора, настоящее соглашение имеет прямое действие. В соглашении в п. 1.11 указано, что оно вступает в силу с 01 января 2014 года и действует по 31 декабря 2016 года включительно. В статье 48 ТК РФ указано, что соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением. В п.10.3 ОТС указано, что организации, на которые не распространяются нормы настоящего соглашения, вправе присоединиться к нему. Полагает, что МУП «Горэнерго» по умолчанию присоединилось к отраслевому тарифному соглашению. Полагает, что работодатель неправомерно исключает количество рабочих часов, отработанных в праздничные дни, из общего количества сверхурочных часов. Данные виды работ имеют совершенно разные основания для оплаты и не могут быть объединены в единое целое. Статья 5 ТК РФ не содержит ссылки на рекомендации, на которые указывает ответчик. В ст.13 Трудового кодекса указано, что Федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ действуют на всей территории Российской Федерации и город Торжок в данном случае не исключение. Также в ст.12 ТК РФ предусмотрено, что закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе. В соответствии со ст.40 ТК РФ при не достижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий. В связи с затягиванием процедуры ведения коллективных переговоров работодателем не был соблюден трехмесячный срок. Следовательно, протокол разногласий, составленный работодателем, не имеет юридической силы и не должен вообще учитываться в суде. В ст.2 ТК РФ указано, что основными принципами регулирования трудовых отношений являются обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда; а также обязанность сторон трудового договор соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. В соответствии с ответом РЭК Тверской области в тариф, утвержденный данным уполномоченным органом, уже заложено применение Отраслевого тарифного соглашения в части составляющей заработной платы работников. Кроме того, при установлении тарифа в расчет заработной платы включено 40% премии (а не 10%, что применяет ответчик в настоящее время). Следовательно, применение норм отраслевого тарифного соглашения является для ответчика обязательным. Что касается порядка опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и предложения о присоединении к соглашению, такой порядок вообще применяться не должен, как не соответствующий реальному положению дел. Указанное в приказе №260 от 12 апреля 2007 года Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации не существует как таковое. Сайт, указанный в данном приказе www.minzdravsoc.ru, не существует и не функционирует. То есть те государственные органы, которые указаны в качестве исполнителей, уже не существуют и априори не могут выполнить предписанные действия. Полагает, что в данном случае применима ст.6 ГК РФ (применение гражданского законодательства по аналогии).
Представитель ответчика МУП города Торжка «Горэнерго» Снегирев Ю.В. в судебном заседании исковые требования не признал и показал суду, что истец состоит с ответчиком в трудовых отношениях в должности оператора газовой котельной. Истцу установлен должностной оклад согласно штатного расписания в размере <данные изъяты>, с чем он не согласен, считая, что с января 2015 года ответчик обязан установить иной оклад в соответствии с Отраслевым соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014-2016 годы (далее ОТС в ЖКХ РФ на 2014-2016 годы). ОТС в ЖКХ РФ на 2014-2016 годы сроком действия с 01 января 2014 по 31 декабря 2016, утверждено 09 сентября 2013 Минрегионом России, общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий», общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения. Соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости, опубликовано в «Законодательные и нормативные документы в ЖКХ» (№11, ноябрь 2013), газете «Солидарность» (№47,18-25 декабря 2013) и размещено на официальном сайте Министерства труда и социального развития РФ 01 ноября 2013 года.
В соответствии с Соглашением его действие распространяется на организации жилищно-коммунального хозяйства, указанные в приложении №1, в случае присоединения к Соглашению в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Организации, на которые не распространяются нормы Соглашения, вправе присоединиться к нему (п.п.1.3,10.3 ОТС).
Пунктом 1.7 Соглашения предусмотрено, что оно является обязательным к применению при заключении коллективных договоров (соглашений) и индивидуальных трудовых договоров для организаций, на которые оно распространяется.
МУП города Торжка «Горэнерго» членом общероссийского Отраслевого Объединения Работодателей «Союз коммунальных предприятий» не является и к Соглашению не присоединялось, поэтому действие ОТС в ЖКХ на 2014-2016 годы на работников данного предприятия, в том числе и на истца, не распространяется.
В силу ч.7 ст.48 ТК РФ по предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (в настоящее время это министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации), имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключение данного соглашения, присоединиться к этому соглашению.
Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 12 апреля 2007 года (в редакции от 09 апреля 2012 года), изданным в соответствии со ст.48 ТК РФ, утвержден Порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и предложения о присоединении к соглашению.
В соответствии с этим Приказом Федеральная служба по труду и занятости в течение 3-х календарных дней со дня регистрации соглашения направляет текст соглашения и сведения о его регистрации в Министерство здравоохранения и социального развития российской Федерации и опубликования в журнале «Охрана и экономика труда», а также для опубликования в журнале «Промышленник России» и газете «Солидарность».
После опубликования в журнале «Охрана и экономика труда» и размещения на официальном сайте Министерства стороны соглашения вправе предложить министру здравоохранения и социального развития Российской Федерации обратиться к работодателям, осуществляющим деятельность в соответствующей отрасли и не участвовавшим в заключение соглашения, с предложением присоединиться к нему.
Предложение работодателям о присоединении к соглашению составляется и направляется для официального опубликования в «Российскую газету».
Предложение Минздравсоцразвития России работодателям организаций жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о присоединении к ОТС в ЖКХ РФ на 2014-2016 годы не было официально опубликовано, вследствие чего действие Соглашения не может считаться распространенным на ответчика и его работников.
Оплата сверхурочных часов установлена ст.152 ТК РФ, может содержаться в локальных нормативных актах, трудовом договоре.
В соответствии с Положением по оплате труда и премировании работников, Правил внутреннего трудового распорядка предприятия, оплата труда, в частности, операторам газовой котельной, установлена в виде базовой месячной тарифной ставки, доплаты за вредные условия труда, доплаты за работу в ночное время, за работу в выходные и праздничные дни, оплату труда за работу за пределами нормальной продолжительности рабочего времени (сверхурочная работа). В п.4.7 Положения указано, что работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени (сверхурочная работа) оплачивается за первые два часа в полуторном размере, за последующие часы – в двойном размере (двойной часовой тарифной части оплаты труда). При суммированном учете рабочего времени сверхурочной признается работа сверх нормального числа часов в учетный период. Согласно абз.1 п.5 п.5.2 Правил для операторов газовой котельной предприятия учетный период рабочего времени установлен три месяца. В спорный период при суммированном учете рабочего времени оператор газовой котельной Давыдов. работал сверхурочно. При расчете сверхурочной оплаты труда при суммированном учете рабочего времени Давыдова работодателем применены положения п.5.5 Рекомендаций по применению режимов гибкого рабочего времени на предприятиях, в учреждениях и организациях отраслей народного хозяйства, утвержденные постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 30 мая 1985 года №162/12-55, согласно которому в случае выполнения сверхурочных работ лицами с нормированным рабочим днем, переведенным на режим ГРВ, почасовой учет этих работ ведется суммарно по отношению к установленному учетному периоду (неделя, месяц), то есть сверхурочными считаются только часы, переработанные сверхустановленного для этого периода нормы рабочего времени. Оплата производится в соответствии с действующим законодательством – в полуторном размере за первые два часа, приходящиеся в среднем на каждый рабочий день учетного периода, в двойном – остальные часы сверхурочной работы. Указанное положение рекомендаций не противоречит действующему законодательству, что отражено в решении Верховного Суда Российской Федерации от 15 октября 2012. Иной порядок расчета локальными актами МУП г.Торжка «Горэнерго» не установлен.
Кроме того, Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 08 августа 1966 №465, П-21 утверждено разъяснение «О компенсации за работу в праздничные дни» №13/П-21, в соответствии с пунктом 4 которого при подсчете сверхурочных часов работа в праздничные дни, произведенная сверх нормы рабочего времени, не должна учитываться, поскольку она уже оплачена в двойном размере. Как при сверхурочной работе, так и при работе в выходные и нерабочие праздничные дни работник будет осуществлять свою трудовую деятельность в абсолютно тождественных условиях труда: во время отдыха. Поскольку правовая природа сверхурочной работы и работы в выходные и нерабочие праздничные дни едина, оплата в повышенном размере одновременно как на основании ст.152 ТК РФ, так и ст.153 ТК РФ будет являться необоснованной и чрезмерной. На этом основании решением Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2005 г. №ГКПИ 05-1341 данный пункт разъяснений признан действующим и не противоречащим действующему законодательству.
Что касается неначисления премии на нерабочие праздничные дни, то и здесь нет никаких нарушений, ибо «праздничные часы» включены в оклад, на который начислена премия.
Истец ссылается на методические рекомендации по организации оплаты труда работников жилищно-коммунального хозяйства, утвержденные Приказом Госстроя РФ от 31 марта 1999 года №81, однако они не противоречат их (ответчика) расчетам. Ссылка представителей истца о нарушении Положения об оплате труда и премировании работников от 12 июля 2013 некорректна, так как подпункт 1 п.2 Положения не может быть применен к оплате труда оператора газовой котельной с момента окончания действия ОТС в ЖКХ на период с 01 января 2011 по 01 января 2014, то есть со 02 января 2014, в новом ОТС в ЖКХ на 2014-2016 годы понятий «базовая месячная ставка с учетом коэффициента 1.4» вообще нет. Доводы представителей истца, что работодатель фактически присоединился к ОТС, не соответствуют действующему законодательству, так как такого способа присоединения к соглашению не установлено, как не установлено и обязанности ежеквартально повышать оклады работникам.
Ответчик полагает, что со стороны работодателя каких-либо нарушений не допущено, работодатель правильно применял при расчете зарплаты истца его оклад, установленный штатным расписанием в дополнительным соглашением от 30 октября 2014 года.
Представители третьих лиц, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, комитет по управлению имуществом г.Торжка, администрация МО г.Торжка, Главное управление «Региональная энергетическая комиссия Тверской области», Тверская областная организация общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежаще, в заявлениях просили рассмотреть дело без их участия.
Представитель Главного Управления «Региональная энергетическая комиссия Тверской области» письменно пояснил, что при формировании тарифов МУП г.Торжка «Горэнерго» с учетом положений ч.1 ст.8, ст.11, 130, 134 ТК РФ, коллективного договора на 2011-2014 г., в соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. №1075, уполномоченным органом расходы на оплату труда, включаемые в необходимую валовую выручку, определены в соответствии с методическими указаниями согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен. Средняя заработная плата, заложенная для рабочих МУП города Торжка «Горэнерго» с 01 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 года - 14 631 рублей 19 копеек. В соответствии с пунктами 2.3, 2.4 «Отраслевого соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2014-2016 г. минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается согласно Приложению №2 к настоящему Соглашению, минимальная тарифная ставка рабочего первого разряда уточняется сторонами по итогам года и устанавливается в соответствии с индексом потребительских цен в Российской Федерации на основании данных Федеральной службы государственной статистики. Если в Региональных соглашениях или коллективных договорах организаций предусмотрено индексирование минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда поквартально, то ее размер может быть установлен в соответствии с рекомендациями Союза коммунальных предприятий и Профсоюза жизнеобеспечения, принятыми на основании индексов потребительских цен на товары и услуги за прошедший квартал, определенных Федеральной службой государственной статистики. Рекомендации о квартальной индексации доводятся до сведения Организаций совместным письмом Союза коммунальных предприятий и Профсоюзов жизнеобеспечения, с указанием соответствующего документа Федеральной службы государственной статистики.
В письменном пояснении представитель третьего лица Общероссийского Профсоюза работников жизнеобеспечения указал, что МУП «Горэнерго» обязано (вынуждено) применять ОТС в ЖКХ, поскольку согласно ст.7 Федерального закона ФЗ-190 «О теплоснабжении» фонд заработной платы на энергопредприятиях формируется в соответствии с ОТС. В противном случае тарифы по энергоснабжению признаются недействительными. В соответствии пунктом 42 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утверждённых постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2012 г №1075, при определении расходов на оплату труда, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно ОТС, коллективным договорам. Эти же требования изложены в письме Федеральной службы по тарифам от 06 марта 2014 г. №СЗ-2809/5. По данным Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области (письмо от 08 сентября 2015 г. №2274) фонд заработной платы для МУП «Горэнерго» на 2015 год установлен в соответствии с ОТС в ЖКХ РФ на 2014-2016 годы. Трудовой Кодекс РФ предусматривает (ст.11, ст.12, ст.43, ст.48) порядок распространения коллективных договоров, отраслевых тарифных соглашений, согласно которому действие этих нормативных актов, если они зарегистрированы, распространяются на всех работников. В ряде статей предусмотрена индексация заработной платы (ст.10, 134 и др.). Эти нормы содержатся и в ОТС в ЖКХ РФ. Трудовой Кодекс определяет в ст.8, ст.48 порядок принятия нормативных актов, который включает ОТС, коллективные договоры, согласования с профорганизациями. «Положение по оплате труда и премировании работников», утверждённое директором предприятия в 2013 году, действует до настоящего времени в полном объёме, так как иных актов, изменяющих это положение, нет. В Положении имеются неоднократные ссылки на ОТС - отраслевое тарифное соглашение в ЖКХ Российской Федерации. Документ является локальным нормативным актом, обязательным для исполнения всеми работниками предприятия. Таким образом, учитывая, что заработная плата работников в настоящее время начисляется по данному положению, основанному на нормах ОТС, действие отраслевого тарифного соглашения не подвергается сомнению. Доказательством применения отраслевого тарифного соглашения на предприятии является и тот факт, что в течение 2014 года ежеквартально проводилась индексация заработной платы работников предприятия на основании данных об изменении (индексации) минимальной месячной ставки рабочих первого разряда, направляемых Общероссийским профсоюзом жизнеобеспечения первичным профорганизациям. Никаких отказных материалов ни в какие органы, в том числе присылавшие эти уведомления, МУП «Горэнерго» не направляло. Опубликование в СМИ самого ОТС и обращения Министра к работодателям отрасли о присоединении к ОТС является лишь правом, а не обязанностью уполномоченного органа. При этом ОТС опубликовано в журнале «Ваше право», на сайтах Минтруда России, Росструда, Профсоюза жизнеобеспечения, ООО «Союза коммунальных предприятий», правовой системы «Консультант плюс». Отраслевое тарифное соглашение было опубликовано также в изданиях «Законодательные и нормативные документы в ЖКХ» № 11, в ноябре 2013 года и газете «Солидарность» № 14, 18 – 25 декабря 2013 года. Согласно определению Верховного суда от 06 июня 2014 года № 72-КГ14-1 по кассационной жалобе Чеборксаровой И.В. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 13 августа 2013 года дело по иску Чеборксаровой И.В. к обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал» об установлении месячной тарифной ставки в соответствии с отраслевым тарифным соглашением, возложении обязанности заключить дополнительное соглашение к трудовому договору, взыскании недоначисленной заработной платы опубликование соглашения в качестве обязательного признака к присоединению не обязательно. Тем не менее, оно обязательно к применению. Отмечает, что согласно выводам Верховного Суда Соглашение, которым были внесены изменения в ОТС, прошло уведомительную регистрацию. Вместе с тем, при необходимости определения факта распространения ОТС в предыдущем периоде, необходимо учитывать, что предложение о присоединении к отраслевому тарифному соглашению, в соответствии со статьёй 48 Трудового Кодекса РФ, было направлено письмом Министра здравоохранения и социального развития РФ от 20 сентября 2011 года № 22-5/10/2-9333. Данное письмо было опубликовано в Российской газете», журнале «Ваше право», «Бюллетене трудового и социального законодательства». Указанные действия по опубликованию предложения к присоединению к отраслевому тарифному соглашению судами признаны достаточными и правомерными. Возражения работодателя об отсутствии коллективного договора в период с 01 января 2015 г. по 01 июля 2015 г. не имеют значения. Согласно ст.11, ст.12, ст.43 Трудового кодекса РФ на период разработки и утверждения нового коллективного договора действует предыдущий коллективный договор. В самом отраслевом тарифном соглашении в ч.2 п.1.7 указано, что в случае отсутствия в организации коллективного договора настоящее соглашение имеет прямое действие. В соглашении в п.1.11 указано, что оно вступает в силу с 1 января 2014 года и действует по 31 декабря 2016 года включительно. В статье 48 ТК РФ указано, что соглашение вступает с силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением. В соответствии со ст.40 ТК РФ при не достижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий. По имеющейся информации в связи с затягиванием процедуры ведения коллективных переговоров работодателем не был соблюдён трёхмесячный срок. Следовательно, протокол разногласий, составленный работодателем, не имеет юридической силы и не должен учитываться в суде. Размер начисляемой премии работникам в настоящее время составляет 10 %. Ранее он составлял порядка 25 %. Здесь противоречие статье 3 ТК РФ, запрещающей дискриминации в сфере труда. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Никаких иных дополнительных указаний по иному толкованию данной статьи не предусмотрено. Ст.153 ТК РФ указывает на размер оплаты работнику при его работе в выходной или нерабочий праздничный день (оплачивается не менее чем в двойном размере). Данные виды работ имеют совершенно разные основания для оплаты и не могут быть объединены в единое целое. Работодатель неправомерно исключил количество рабочих часов, отработанных в праздничные дни, из общего количества сверхурочных часов. Согласно ст.5 ТК РФ регламентировано регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. В указанной статье ссылки на рекомендации нет. Трудовой кодекс имеет главенствующую роль над рекомендациями.
В соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ гражданское дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии со ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Тарифная ставка – фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) – фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы – минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего иди должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В соответствии со ст.135 ТК РФ заработная плата работников устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу ст.21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
В соответствии с требованиями статей 22,136 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном объеме причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные трудовым договором и локальными правовыми актами, не реже, чем каждые полмесяца
Согласно Уставу муниципального унитарного предприятия города Торжка «Горэнерго», утвержденному Комитетом по управлению имуществом города Торжка №40 от 14 апреля 2009 года, настоящий Устав является новой редакцией устава МП «Торжокские городские электрические сети».
Судом установлено, что истец в соответствии с трудовым договором №1-71 от 01 августа 2006 года состоит в трудовых отношениях с ответчиком МУП г.Торжка «Горэнерго», занимает должность оператора 2 разряда газовой котельной №2. Дополнительным соглашением от 30 октября 2014 года к трудовому договору №1-71 от 01 августа 2006 года Давыдову. установлен должностной оклад <данные изъяты> рубля в месяц, по результатам проведенной аттестации рабочих мест установлена надбавка 4% от должностного оклада (л.д.168, т.1).
Как следует из выписки из штатного расписания, утвержденного приказом директора МУП г.Торжка «Горэнерго»от 29 октября 2014 №123, оператору газовой котельной 3 разряда установлен оклад в размере <данные изъяты> рубля, надбавка за вредность в размере 4% (л.д.166, т.1).
Истец, полагая, что заработная плата выплачивается ему не в полном размере, обратилась в суд с настоящим иском, обосновывая требования размером месячной тарифной ставки, установленной на федеральном уровне Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014-2016 года, заключенным Минрегионом России, Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий» и общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения.
Разрешая заявленные требования в указанной части, суд исходит из следующего.
Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве на 2014-2016 годы (далее ОТС, ОТС в ЖКХ) со сроком действия с 01 января 2014 г. по 31 декабря 2016 г., утверждено 09 сентября 2013 г. Минрегионом России, Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий» и общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения. Соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости, опубликовано в «Законодательные и нормативные документы в ЖКХ» (№11 ноябрь 2013г.), газете «Солидарность» (N 47, 18 – 25 декабря 2013 г.) и размещено на официальном сайте Министерства труда и социального развития РФ 01 ноября 2013 г.
В соответствии с п.1.2 Соглашение направлено на совершенствование системы взаимоотношений и интересов между работниками, органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, по вопросам регулирования социально-трудовых и иных связанных с ними экономических отношений в жилищной и коммунальной сферах, а также на повышение эффективности работы организаций жилищно-коммунального хозяйства, на реализацию социально-экономических, трудовых прав и законных интересов работников данной отрасли. В соответствии с Соглашением его действие распространяется на организации жилищно-коммунального хозяйства, указанные в Приложении №1, в случае присоединения к соглашению в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Организации, на которые не распространяются нормы Соглашения, вправе присоединиться у нему (п.п.1.3,10.3 ОТС).
Из п.п.1.7 Соглашения следует, что оно является обязательным к применению при заключении коллективных договоров (соглашений) и индивидуальных трудовых договоров для организаций, на которые оно распространяется. Коллективные договоры в организациях не могут включать в себя условия, ухудшающие положение работников по сравнению с условиями, предусмотренными настоящим Соглашением. Настоящее Соглашение не ограничивает права организаций в расширении социальных гарантий работникам за счет собственных средств. В случае отсутствия в организации коллективного договора настоящее Соглашение имеет прямое действие.
В соответствии с п.п.2.3 и Приложением N 2 Соглашения минимальная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда) в организации коммунального теплоснабжения установлена в размере <данные изъяты> рублей.
Согласно пункту 2.1. Соглашения система оплаты и стимулирования труда, доплаты и надбавки компенсационного характера (за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу и в других случаях) устанавливаются непосредственно в Организациях согласно соглашениям, коллективным договорам, локальным нормативным актам.
В соответствии с п.2.4 Соглашения предусмотрено, что минимальная ставка рабочего первого разряда уточняется сторонами по итогам года и устанавливается в соответствии с индексом потребительских цен в Российской Федерации на основании данных Федеральной службы государственной статистики. Если в коллективных договорах предусмотрено индексирование минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда поквартально, то ее размер может быть установлен в соответствии с рекомендациями Союза коммунальных предприятий и профсоюза жизнеобеспечения.
В п.2.5. Соглашения указано, что организации самостоятельно устанавливают систему премирования работников.
Пунктом 10.5 Соглашения предусмотрено, что в случае применения Соглашения в не присоединившихся к нему организациях, а также в организациях, где регулирующие органы используют и устанавливают при формировании фонда оплаты труда в тарифах на жилищно-коммунальные услуги минимальную месячную тарифную ставку рабочего первого разряда, определяемую Соглашением, работодатель несет ответственность за несанкционированное использование интеллектуальной собственности Профсоюза жизнеобеспечения и Союза коммунальных предприятий в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В силу ч.7 ст.48 Трудового кодекса РФ по предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (в настоящее время это Министр Здравоохранения и социального развития РФ), имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению.
Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 12 апреля 2007 г. (в редакции от 09 апреля 2012 г.), изданным в соответствии со ст.48 ТК РФ ции, утвержден Порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и предложения о присоединении к соглашению.
В соответствии с этим Приказом Федеральная служба по труду и занятости в течение 3-х календарных дней со дня регистрации соглашения (изменений и дополнений к нему) направляет текст соглашения и сведения о его регистрации в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации для размещения на официальном сайте Министерства (www.minzdravsoc.ru) и опубликования в журнале «Охрана и экономика труда», а также для опубликования в журнале «Промышленник России» и газете «Солидарность».
После опубликования в журнале «Охрана и экономика труда» и размещения на официальном сайте Министерства (www.minzdravsoc.ru) стороны соглашения вправе предложить Министру здравоохранения и социального развития Российской Федерации обратиться к работодателям, осуществляющим деятельность в соответствующей отрасли и не участвовавшим в заключении соглашения, с предложением присоединиться к нему.
Предложение работодателям о присоединении к соглашению составляется согласно Приложению к настоящему Порядку и направляется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации для официального опубликования в «Российскую газету».
Если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования данного предложения в Минздравсоцразвития России работодателями, не участвовавшими в заключении соглашения, не будет представлен в установленном ч.8 ст.48 ТК РФ порядке мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, то соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей.
Из ответа Общероссийского Отраслевого Объединения Работодателей «Союз коммунальных предприятий» следует, что МУП города Торжка «Горэнерго» членом ОООР «Союз коммунальных предприятий» не является, официального опубликования предложения работодателям присоединиться к ОТС в ЖКХ на 2014-2016 годы не было, действие ОТС распространяется только на организации, которые вступили в члены ОООР «Союз коммунальных предприятий» и имеют профсоюзную организацию. Действие ОТС в ЖКХ на 2014-2016 годы на работников МУП города Торжка «Горэнерго» не распространяется.
Анализ представленных суду доказательств, свидетельствует о том, что предложение Минздравсоцразвития России работодателям организаций жилищно-коммунального хозяйства РФ о присоединении к ОТС в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2014-2016 годы не было официально опубликовано, как того требует Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 12 апреля 2007 г.
При таких обстоятельствах, учитывая, что МУП города Торжка «Горэнерго» не является членом Общероссийского Отраслевого Объединения Работодателей «Союз коммунальных предприятий», не участвовало в заключении ОТС в ЖКХ на 2014-2016 г., а предложение о присоединении к нему не было официально опубликовано, и ответчик к Соглашению не присоединялся, действие данного соглашения не может считаться распространенным на данного работодателя и его работников, вследствие чего исковые требования в указанной части удовлетворению не подлежат.
На основании ст.152 ТК РФ сверхурочная работка оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, а за последние часы – не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.
В соответствии с действующими на предприятии Положением по оплате труда и премировании работников (далее Положение), Правилами внутреннего трудового распорядка предприятия (далее Правила), оплата труда операторам газовой котельной установлена в виде базовой месячной тарифной ставки, доплат за вредные условия труда, за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни, за работу за пределами нормальной продолжительности рабочего времени (сверхурочная работа).
В п.4.7 Положения указано, что работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени (сверхурочная работа) оплачивается первые два часа в полуторном размере, за последующие часы – в двойном размере (двойной часовой тарифной части оплаты труда). При суммированном учете рабочего времени сверхурочной признается работа сверх нормального числа часов в учетный период.
Согласно абз.1 п.5 п.5.2 Правил для операторов газовой котельной предприятия учетный период рабочего времени установлен три месяца.
Из материалов дела усматривается, что за 1,2 кварталы 2015 года при суммарном учете рабочего времени квартал истец работал сверхурочно соответственно 100 часов и 19 часов. Данные обстоятельства никем не оспариваются.
При расчете сверхурочной оплаты труда истцу при суммарном учете рабочего времени работодателем применены положения п.п.5 Рекомендаций по применению режимов гибкого рабочего времени на предприятиях, в учреждениях и организациях отраслей народного хозяйства, утвержденные постановлением Госкомтруда ССР и Секретариата ВЦСПС от 30 мая 1985 года №162 (далее Рекомендации), согласно которому в случае выполнения сверхурочных работ лицами с нормальным рабочим днем, переведенным на режим ГРВ, почасовой учет работ ведется суммарно по отношению к установленному учетному периоду (неделя, месяц), то есть сверхурочными считаются только часы, переработанные сверху установленного для этого периода нормы рабочего времени. Оплата производится в соответствии с действующим законодательством – в полуторном размере первые два часа, приходящиеся в среднем на каждый рабочий день учетного периода, в двойном – остальные часы сверхурочной работы.
Указанное положение Рекомендаций не противоречит действующему законодательству, что отражено в решении Верховного Суда РФ от 15 октября 2012 года №АКПИ12-1068. Иной порядок расчета сверхурочных часов локальными нормативными актами МУП г. Торжка «Горэнерго» не установлен и работодателем не применялся. При этом каких-либо нарушений в части оплаты сверхурочной работы в отношении работника допущено не было.
Кроме того, Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 08 августа.1966 №465/П-21 утверждено разъяснение «О компенсации за работу в праздничные дни» №13/П-21, в соответствии с пунктом 4 которого при подсчете сверхурочных часов работа в праздничные дни, произведенная сверх нормы рабочего времени, не должна учитываться, поскольку она уже оплачена в двойном размере. Как при сверхурочной работе, так и при работе в выходные и нерабочие праздничные дни работник будет осуществлять свою трудовую деятельность в абсолютно тождественных условиях труда - во время отдыха. Поскольку правовая природа сверхурочной работы и работы в выходные и нерабочие праздничные дни едина, оплата в повышенном размере одновременно как на основании статьи 152 ТК РФ, так и ст.153 ТК РФ будет являться необоснованной и чрезмерной. На этом основании решением Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2005 г. №ГКПИ 05-1341 данный пункт разъяснений признан действующим и не противоречащим действующему законодательству.
Таким образом, у суда отсутствуют правовые основания для возложения на работодателя обязанности по доначислению истцу заработной платы в виде оплаты сверхурочной работы по расчету истца.
Обосновывая представленный расчет по неначисленной в спорный период времени заработной плате, представитель истца Волнина О.Е. указала, что работодателем неправильно в нарушение Положения об оплате труда и премировании работников, действующем на предприятии, начислена премия, в расчет которой не включаются доплаты за работу в ночное время и праздничные дни. Полагала, что незаконно снижен и размер премии (с 25% (как было ранее) до 10%). Кроме того, указала, что при расчете заработной платы за время простоя по вине работодателя истцу необоснованно не начислена премия в соответствии с приказом по предприятию, доплаты за вредность и стаж (стаж на предприятии не прерывался, сотрудники находились на рабочем месте в тех же вредных условиях).
В ходе судебного разбирательства ответчик - работодатель признал нарушение в части неначисления премии на доплату за работу в ночные часы и выплатил истцу задолженность по заработной плате в указанной части, а также денежную компенсацию в порядке ст.236 ТК РФ. Начисление премии на доплату в праздничные дни не признает, считая, что уже и так оплатил работнику за труд в праздничный день.
Вместе с тем, из буквального прочтения Положения по оплате труда и премировании работников, действующего на предприятии, усматривается следующее.
Пунктом 6.1 Положения предусмотрено, что премия в текущем месяце может быть начислена при наличии прибыли в организации на основании приказа директора в размере, установленном директором МУП г.Торжка «Горэнерго», в зависимости от личного вклада работник в производственную и административно-хозяйственную деятельность предприятия. Размер стимулирующих выплат максимальным размером не ограничивается.
В пункте 6.2 Положения указано, что премия начисляется на должностной оклад за фактически отработанное время, с учетом доплат и надбавок, в соответствии с действующим законодательством.
Разделом 3 Положения регламентировано, что заработная плата работников состоит из должностного оклада, указанного в трудовом договоре в соответствии со штатным расписанием, доплат, надбавок и других выплат стимулирующего и компенсационного характера, премии.
Кроме того, Положение содержит раздел 4 «Доплаты, надбавки и другие выплаты». В указанный раздел включен пункт 4.5, содержащий нормы об оплате труда за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, пункт 4.2 (доплата за вредные условия труда).
В силу ч.1 ст.191 ТК РФ работодатель поощряет работников путём выдачи премии.
Согласно ч.1 ст.22 ТК РФ поощрять работников за добросовестный эффективный труд (в том числе выплачивать премию) является правом работодателя.
В соответствии с ч.3 ст.72.2 ТК РФ под простоем понимается временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера.
За простой по вине работодателя оплата производится в размере не менее 2/3 средней заработной платы работника (ч.1 ст.157 ТК РФ), - это минимум, гарантированный государством. В коллективном договоре или локальных актах о мотивации труда организации может быть предусмотрена оплата периода простоя в большем размере.
Пунктом 4.8 Положения об оплате труда и премировании работников предусмотрено, что при невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей по вине работодателя оплата труда производится в размере не ниже средней заработной платы работника, рассчитанной пропорционально фактически отработанному времени.
Время простоя по вине работодателя оплачивается в размере двух третей средней заработной платы работника (на момент простоя) (пункт 4.9 указанного Положения).
Положение об оплате труда и премировании работников содержит раздел 5 «Вознаграждение за выслугу лет», которым регламентировано, что вознаграждение за выслугу лет начисляется от установленного должностного оклада, непрерывного стажа работы на предприятии.
Трудовой кодекс Российской Федерации не содержит норм, какими документами должен оформляться простой. Вместе с тем, сторонами не оспаривается, что период оплачен истцу как простой по вине работодателя.
Ежемесячными приказами директора МУП города Торжка «Горэнерго» в спорный период времени операторам котельных и аппаратчикам ХВО по итогам работы за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль 2015 года приказано выплатить премию в размере 10%. При этом данные приказы не содержат какой-либо оговорки по невыплате премии в случае простоя по вине работодателя (профилактических работ в котельных). Учитывая, что решение о премировании работников предприятия является правом работодателя, в данном случае, исходя из буквального прочтения документа, приказ о премировании принят и распространяется на всех без исключения работников.
С учётом изложенного, в заявленных требованиях истца в части взыскания задолженности по заработной плате, исходя из расчета премии в размере 25%, следует отказать, ибо начисление истцу ежемесячной премии в размере 10% соответствует Положению об оплате труда и премировании работников МУП г. Торжка «Горэнерго», действующему на предприятии, и является правомерным.
В соответствии со ст.236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Анализ вышеуказанных правовых норм в своей совокупности свидетельствует о необоснованном невключении работодателем при расчете премии доплаты за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, а также неначислении в мае 2015 года на время простоя по вине работодателя (36 часов) премии, доплат за вредность и стаж, вследствие чего исковые требования в указанной части подлежат удовлетворению, в пользу истца надлежит взыскать задолженность по недоначисленной и невыплаченной заработной плате путем расчета премии в спорный период времени на доплату за работу в выходные и праздничные дни, на время простоя по вине работодателя - премии, доплат за вредность и стаж, исходя из имеющихся в деле расчетных листков, графиков и табелей учета рабочего времени, а также денежную компенсацию в соответствии со статьей 236 ТК РФ.
В соответствии со ст.237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Согласно разъяснения Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» с изменениями и дополнениями, учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). Размер компенсации морального вреда определяется судом, исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Поскольку судом установлено, что ответчиком допущены нарушения прав истца на выплату в полном объёме и в установленные сроки заработной платы, на ответчика возлагается обязанность компенсации морального вреда истцу.
При определении размера денежной компенсации морального вреда суд учитывает конкретные обстоятельства дела, объем и характер причиненных работнику физических и нравственных страданий, степень вины работодателя, а также принимает во внимание требования о разумности и справедливости. В пользу истца надлежит взыскать денежную компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.
В соответствии с частью первой статьи 98 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить другой стороне все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом требований, к которым, в том числе, относятся и расходы по оплате услуг представителя, взыскиваемые в соответствии с положениями статьи 100 ГПК РФ в разумных пределах.
С учетом требований о разумности и справедливости, категории спора требования истца о взыскании расходов по оплате услуг представителя подлежат удовлетворению в размере <данные изъяты>
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден на основании п.п. 1 п. 1 ст. 333.36. НК РФ, подлежит взысканию с ответчика. Размер подлежащей взысканию с ответчика государственной пошлины суд исчисляет в соответствии с требованиями ст. 333.19 НК РФ.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить исковые требования частично.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия города Торжка «Горэнерго» в пользу Давыдова Александра Евгеньевича задолженность по заработной плате в сумме в сумме <данные изъяты> и компенсацию за пользование чужими денежными средствами в сумме <данные изъяты>.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия города Торжка «Горэнерго» в пользу Давыдова Александра Евгеньевича за компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты>.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия города Торжка «Горэнерго» в пользу Давыдова Александра Евгеньевича судебные расходы на оплату представителя в сумме <данные изъяты>.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия города Торжка «Горэнерго» в пользу местного бюджета государственную пошлину в сумме <данные изъяты>.
В удовлетворении остальной части требований о взыскании задолженности по заработной плате и компенсации морального вреда отказать.
Мотивированное решение изготовлено 01 декабря 2015 года.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Тверской областной суд путём подачи апелляционной жалобы в Торжокский городской суд Тверской области в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме
Председательствующий: Решотко Л.Н.