Дело № 2-545/2022
(УИД) № 58RS0005-01-2022-000815-12
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 октября 2022 года с. Бессоновка
Бессоновский районный суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Недопекиной Т.Б.,
при секретаре Каляминой И.В., помощнике судьи Ивашовой О.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда в с.Бессоновка гражданское дело по иску и.о. прокурора Бессоновского района Пензенской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «Солнце ПФ», индивидуальному предпринимателю Барминой Валентине Степановне о понуждении к выполнению законных требований,
У С Т А Н О В И Л:
И.о. прокурора Бессоновского района Пензенской области обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, указав, что прокуратурой Бессоновского района Пензенской области проведена проверка соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства с привлечением специалиста Роспотребнадзора Пензенской области, в ходе которой установлено, что ООО «Солнце ПФ» осуществляет пищевое производство (деятельность по изготовлению сухого яичного порошка и переработке яйца в жидкий пастеризованный яичный меланж) в арендуемом нежилом здании с кадастровым номером № на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> на основании договора аренды от 01.01.2022, заключенного между ООО «Солнце ПФ» и ИП Барминой В.С. Основными источниками физического воздействия на атмосферный воздух (шум) и выбросов являются используемое ООО «Солнце ПФ» производственное и вспомогательное оборудование и вентиляционные системы, подключенные к указанному оборудованию, системы охлаждения холодильных установок, автотранспорт. Предприятие расположено через дорогу от жилых домов по <адрес>. ООО «Солнце ПФ», в нарушение п.2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», ориентировочный размер санитарно-защитной зоны не обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и не подтвержден результатами натурных исследований и измерений. ИП Бармина В.С. является арендодателем земельного участка, в силу п.1.2 договора аренды приняла обязательство разработать проект санитарно-защитной зоны для осуществления деятельности ООО «Солнце ПФ» (арендодателя). 12 октября 2021 года в адрес Роспотребнадзора Пензенской области ИП Барминой В.С. направлена проектная документация «Проект расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны ИП Барминой В.С. по адресу: <адрес>» на установление соответствия (несоответствия) таковой требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200.-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Согласно экспертному заключению № 1.1920-21 указанная проектная документация не соответствует требованиям п. 3.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». В силу положений ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица должны соблюдать санитарные правила. Выявленные нарушения санитарного законодательства являются существенными, свидетельствуют о нарушении ответчиками требований санитарно-эпидемиологического законодательства, что может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц.
Просил, с учетом уточнения исковых требований, обязать ООО «Солнце ПФ», ИП Бармину В.С. разработать и представить на утверждение проект санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух в соответствии с требованиями СанПин 2.2.1/2.1.1.200-03 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» по адресу: <адрес>, в срок до 1 февраля 2023 года.
В судебном заседании прокурор Елисеева Д.В. заявленные требования с учетом уточнения поддержала в полном объеме, дала пояснения, аналогичные содержанию искового заявления. Против рассмотрения дела в порядке заочного производства не возражала.
Ответчик ООО «Солнце ПФ» в судебное заседание своего представителя не направил, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены своевременно и надлежащим образом. Заявления о рассмотрении дела в свое отсутствие от ответчика не поступало. Ранее в судебном заседании представитель ответчика Рубан И.А. против удовлетворения исковых требований возражал, пояснив, что ООО «Солнце ПФ» в добровольном порядке предпринимаются меры к устранению допущенных нарушений и разработке проекта санитарно-защитной зоны.
Ответчик ИП Бармина В.С. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещена своевременно и надлежащим образом. Заявления о рассмотрении дела в свое отсутствие от ответчика не поступало.
Третьи лица Урлин П.А., Урлина Т.Ю., Казаков А.В., Казакова Н.Н., Казакова Е.А., Крыжко П.В., Крыжко И.В., Крыжко Е.С., Комиссарова В.А., Бычков В.П., Резугина Я.В. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены своевременно и надлежащим образом.
Третье лицо Комиссаров В.А. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований не возражал, пояснив, что он проживает в жилом доме по адресу: <адрес>, вблизи которого ООО «Солнце ПФ» осуществляет производственную деятельность с нарушением санитарных норм, что оказывает негативное воздействие на состояние его здоровья и здоровье других людей, проживающих на <адрес>, а также на окружающую среду.
Представитель третьих лиц Урлина П.А., Урлиной Т.Ю., Казакова А.В., Казаковой Н.Н., Казаковой Е.А., Крыжко П.В., Крыжко И.В., Крыжко Е.С., Комиссаровой В.А., Комиссарова В.А., Бычкова В.П., Резугиной Я.В. по доверенности Саляев А.Е. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражал, пояснив, что ООО «Солнце ПФ» осуществляет пищевое производство в арендуемом у ИП Бармина В.С. незаконно реконструированном нежилом помещении, расположенном на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> с нарушением требований санитарно-эпидемиологического законодательства, без разработанного проекта санитарно-защитной зоны, с использованием земельного участка не по целевому назначению. Деятельность ООО «Солнце ПФ» оказывает негативное воздействие на окружающую среду и здоровье физических лиц, проживающих на <адрес>. На основании поданной им заявки сотрудниками Испытательного лабораторного центра ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области» произведено измерение уровня шума около жилого дома <адрес> от деятельности ООО «Солнце ПФ», расположенного по <адрес> и установлено превышение допустимых нормативов.
Представители третьего лица Управления Роспотребнадзора по Пензенской области Елисеев Е.М., Ажнакина О.В. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержали, полагали их законными и обоснованными. Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Пензенской области Елисеев Е.М. дополнительно пояснил, что в соответствии с п.2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" ООО «Солнце ПФ» обязано разработать проект санитарно-защитной зоны, получить положительное экспертное заключение и представить указанный проект на утверждение в Управление Роспотребнадзора по Пензенской области. Санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при осуществлении производственной деятельности предприятием. В проекте санитарно-защитной зоны могут быть предусмотрены различные проектные решения, направленные на обеспечение соблюдения санитарных правил. В соответствии с требованиями закона санитарно-защитная зона не может накладываться на зону жилой застройки.
Представители третьих лиц администрации Бессоновского сельсовета Бессоновского района Пензенской области, администрации Бессоновского района Пензенской области, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены своевременно и надлежащим образом. Письменными заявлениями просили о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя и принятии решения на усмотрение суда.
В соответствии с требованиями ст. 233 ГПК РФ, а также с учетом мнения прокурора, суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства в отсутствии ответчиков, которые надлежащим образом были извещены о дате, времени и месте судебного заседания.
Суд также считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся третьих лиц, представителей третьих лиц.
Выслушав лиц участвующих в деле исследовав материалы дела, и оценив все в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В силу положений статьи 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, выполнением санитарно-эпидемиологических требований, то есть обязательных требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами (ст.1 закона).
Согласно ст. 11 указанного закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечить безопасность здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч.3 ст. 39 указанного закона).
Порядок разработки и установления санитарно-защитной зоны регламентируется СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года N 74.
В соответствии с правилами п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, должна быть установлена специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона). По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1-6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I-III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны (в редакции изменения № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 06.10.2009 № 61).
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений (в редакции изменения № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 06.10.2009 № 61).
Согласно п. 2.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух; установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.
В силу п. 4.1 Правил установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдения, представляемой в составе проекта.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Барминой В.С. на праве собственности принадлежат нежилое помещение с кадастровым номером № и земельный участок с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес>.
1 января 2022 года между ИП Барминой В.С. (арендодатель) и ООО «Солнце ПФ» (арендатор) заключен договор аренды, по условия которого арендодатель предоставил арендатору во временное пользование за плату нежилое здание, с кадастровым номером № и земельный участок с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес>, на срок 11 месяцев с момента принятия арендатором по акту приема-передачи.
Как следует из п. 1.2 договора арендодатель принял на себя обязательство разработать проект санитарно-защитной зоны для осуществления деятельности арендатора.
Указанное нежилое помещение было передано арендатору по акту приема-передачи 1 января 2022 года.
ООО «Солнце ПФ» является юридическим лицом, дата регистрации 25 мая 2017 года, основной вид деятельности – торговля мясом и мясными продуктами, дополнительные виды деятельности – разведение молочного крупного рогатого скота, производство молока, деятельность агентов по оптовой торговле сельскохозяйственным сырьем, живыми животными, текстильным сырьем и полуфабрикатами, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.
Бармина В.С. является индивидуальным предпринимателем, дата регистрации 13 сентября 2004 года, основной вид деятельности – торговля оптовая молочными продуктами, яйцами и пищевыми маслами и жирами, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Постановлением судьи Первомайского районного суда г.Пензы от 12 августа 2021 года ООО «Солнце ПФ» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 6.3 КоАП РФ за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов.
В целях выполнения требований действующего законодательства ИП Барминой В.С. был разработан проект расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны ИП «Бармина В.С.» по адресу: <адрес> и представлен ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области», по результатам рассмотрения которого 3 ноября 2021 года было подготовлено экспертное заключение № 1.1920-21, согласно которому указанная проектная документация не соответствует требованиям п. 3.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
В ходе проведенной прокуратурой Бессоновского района Пензенской области проверки с участием специалиста Управления Роспотребнадзора по Пензенской области, на основании решения о проведении проверки от 5 мая 2022 года установлено, что ООО «Солнце ПФ» осуществляет деятельность по изготовлению сухого яичного порошка и переработки яйца в жидкий пастеризованный яичный меланж в арендуемом на основании договора аренды от 01.01.2022, заключенного с ИП Бармина В.С., нежилом здании с кадастровым номером №, расположенном на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>. Основными источниками физического воздействия на атмосферный воздух (шум) и выбросов являются используемое ООО «Солнце ПФ» производственное и вспомогательное оборудование, вентиляционные системы, подключенные к указанному оборудованию, системы охлаждения холодильных установок, автотранспорт. Предприятие расположено через дорогу от жилых домов по <адрес>. ООО «Солнце ПФ» в нарушение п.2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» ориентировочный размер санитарно-защитной зоны не обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и не подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Из протокола лабораторных исследований (испытаний) и измерений № п1.22.14320 от 19 сентября 2022 года, проведенного и подготовленного по заказу представителя третьих лиц Саляева А.Е. ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области» Испытательный лабораторный центр следует, что проведено измерение уровня шума на территории жилой застройки по адресу: <адрес> в трех точках от предполагаемого источника физического фактора - деятельности предприятия ООО «Солнце ПФ», расположенного по адресу: <адрес> и установлено в точке 1 уровень звука шума при допустимом 55 составляет 56,7± 2.7, в точке 2 – 51,4 ±6,7, в точке 3 - 50,9± 2,7.
Для предприятия ООО «Солнце ПФ», которое осуществляет деятельность, оказывающую воздействие на среду обитания, санитарными правилами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не установлен размер санитарно-защитной зоны.
Вместе с тем, ООО «Солнце ПФ», в нарушение п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, ориентировочный размер санитарно-защитной зоны не обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух.
Выявленные нарушения в деятельности ООО «Солнце ПФ» ст.ст. 11, 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» являются существенными, нарушают права неопределенного круга лиц, в том числе физических лиц, проживающих вблизи места осуществления производственной деятельности ООО «Солнце ПФ», на благоприятную окружающую среду, не позволяет в полной мере отслеживать степень негативного воздействия на окружающую среду.
Доводы стороны ответчика о принятии мер, направленных на разработку проекта санитарно-защитной зоны, основанием для отказа в удовлетворении исковых требований не являются и не подтверждают надлежащего исполнения ответчиками требований санитарно-эпидемиологического законодательства. Из пояснений представителей Управления Роспотребнадзора по Пензенской области следует, что проект санитарно-защитной зоны и положительное экспертное заключение данной проектной документации в Управление Роспотребнадзора по Пензенской области на утверждение до настоящего времени не представлены.
В силу ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно п.4 ст. 27, п.3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Поскольку реализация задач по соблюдению санитарно-эпидемиологического законодательства направлена на защиту интересов неопределенного круга лиц, данное исковое заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством, в целях исполнения законов, действующих на территории РФ.
С учетом изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению.
В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд обязывает ответчиков устранить вышеуказанное нарушение законодательства в срок до 1 февраля 2023 года. Указанный срок, с учетом фактических обстоятельств дела, характера и объема предстоящих работ, доводов ответчиков о том, что ими предпринимаются меры на устранение допущенных нарушений, суд считает разумным и достаточным.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск и.о. прокурора Бессоновского района Пензенской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «Солнце ПФ», индивидуальному предпринимателю Барминой Валентине Степановне о понуждении к выполнению законных требований – удовлетворить.
Обязать ООО «Солнце ПФ», индивидуального предпринимателя Бармину Валентину Степановну разработать и представить на утверждение проект санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух в соответствии с требованиями СанПин 2.2.1/2.1.1.200-03 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» по адресу: <адрес>, в срок до 1 февраля 2023 года.
Ответчики вправе подать в Бессоновский районный суд Пензенской области заявление об отмене этого решения, в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиками заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение изготовлено 25 октября 2022 года.
Судья: Т.Б. Недопекина