Решение по делу № 2-163/2018 от 09.11.2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 февраля 2018 года город Самара

Октябрьский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего СЃСѓРґСЊРё              Поляковой Рќ.Р’.,

РїСЂРё секретаре                             РњС‡РµРЅСЃРєРѕР№ Рљ.Р‘.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-163/18 по иску Рахманова Илхама Хажиевича к Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области, Федеральной службе по труду и занятости, ГКУ Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Самарского округа» об обязании произвести перерасчет суммы ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, причиненного вследствии Чернобыльской катастрофы, взыскании задолженности и включении в реестр граждан, с указанием суммы возмещения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на то, что он принимал участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС (в качестве командира машины разграждения при расчистке завалов на подъездных путях к
зданию 4-го блока станции и эвакуации аварийной техники) с дата по дата. С дата ему установлена 3-я группа инвалидности вследствие увечья, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы, связанного с аварией на ЧАЭС, с утратой профессиональной трудоспособности - 60%. В настоящее время группа инвалидности установлена бессрочно. С дата. истцу органами УСЗН адрес впервые назначены выплаты в виде возмещения вреда здоровью, согласно п. 25 ст. 14 Закона №179-ФЗ. Считает, что выплаты ему рассчитаны неверно, а именно без включения всего заработка за период работы в дата.г., предшествующих получению увечья. При этом указывает, что среднемесячный заработок рабочих по данным статистики в дата составлял 199 руб. 20 коп. Кроме того, согласно п.1 из Постановления ВЦСПС и СМ СССР от 05.06.1986г. №... « Об условиях оплаты труда и материального обеспечения работников предприятий, организаций и учреждений, занятых на работах, связанных с ликвидацией последствий аварий на Чернобыльской АЭС и предотвращением загрязнения окружающей среды» министерствам и ведомствам разрешено выплачивать работникам, в том числе военнослужащим воинских частей и органов Комитета государственной безопасности СССР, военнообязанным, призванным на сборы, а также лицам начальствующего и рядового состава внутренних дел, направленных на работы, указанные в п.1 настоящего постановления, суточные в размере 3 руб. 50 коп., однако как указывает истец при начислении выплат ответчиком ежесуточные доплаты в месячную сумму заработной платы не включены. Просит взыскать с Министерства социально-демографической и семейной политики адрес за счет средств Федерального бюджета (казны) РФ за период с дата-дата недополученную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью причиненного повреждением здоровья вследствие катастрофы на ЧАЭС размере 2 733 336,66 руб. единовременно за счет средств Федерального (казны) РФ; обязать Министерство социально-демографической и семейной политики адрес произвести перерасчет сумм ВВЗ с учетом индексации, и назначить к выплате за счет средств Федерального бюджета (казны) РФ, начиная с дата. ежемесячную денежную компенсацию в возмещении вреда причиненного здоровью в размере 34 768,41 руб. в месяц; обязать Управление Социальной защиты населения адрес включить ФИО1 в реестр граждан, имеющих право на получение денежной компенсации с указанием ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда причиненного здоровью, с дата в размере 34768.40 руб. с указанием задолженности по выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда причиненного здоровью, за период дата в размере 2 733 336,66 руб. единовременно за счет средств Федерального бюджета (казны) РФ.

Определением суда от дата к участию в деле в качестве соответчика была привлечена Федеральная служба по труду и занятости.

Представители истца ФИО3, ФИО4, действующие на основании доверенности, в судебном заседании требования поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении, просили удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика Министерства социально-демографической и семейной политики адрес ФИО5, действующая на основании доверенности, в удовлетворении исковых требований просила отказать по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление /л.д.66-69/.

Представитель ответчика ГКУ адрес «Главное управление социальной защиты населения адрес» ФИО6, действующая на основании доверенности, в удовлетворении исковых требований просила отказать, указывает, что ФИО1 является инвалидом по увечью, полученному «при исполнении обязанностей военной службы связано с аварией на ЧАЭС». Впервые ежемесячная компенсация в возмещение вреда в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991г. №... «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Базовый Закон) назначена ФИО1 Управлением по адрес с 06.06.1996г. (со дня установления инвалидности) из заработка за 12 месяцев работы, предшествующей наступлению инвалидности, связанной с ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС. С 01.11.1997г. ФИО1 как получатель ежемесячной компенсации в возмещение вреда состоит на учете в Управлении по адрес. Со 02.03.1996г. в соответствии с Законом РФ от 24.11.1995г. № 179-ФЗ внесены изменения в порядок и условия пенсионного обеспечения граждан, ставших инвалидами вследствие Чернобыльской катастрофы, упразднено правило о назначении пенсии в возмещении вреда. Им предоставлено право на одновременное получение двух денежных выплат: пенсии по правилам, установленным Законом о государственных пенсиях в РСФСР с применением норм Закона от 18.06.1992г. №... и сумм в возмещение вреда по п.25 ст. 14 Базового Закона. При этом Базовый Закон в ред. от 24.11.1995г. предусматривал, что суммы в возмещение вреда могли быть исчислены из заработка, полученного за период работы на ЧАЭС, только если гражданин принимал участие в работах по ликвидации последствий катастрофы менее одного календарного месяца (так называемый условный заработок). Для тех инвалидов-чернобыльцев, кто работал на ЧАЭС более одного календарного месяца, предусмотрен общий порядок определения заработка либо за 12 месяцев перед установлением инвалидности, связанной с работами по ликвидации последствий катастрофы, либо (для случаев профессионального заболевания) за 12 месяцев перед окончанием работы на ЧАЭС. Поскольку ФИО1 принимал участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в период с дата т.е более одного календарного месяца, то законные основания для расчета компенсации возмещение вреда из заработка полученного только за работу на ЧАЭС отсутствуют /л.д.73/.

Представитель ответчика Федеральной службы по труду и занятости ФИО7, действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, просили в удовлетворении исковых требований отказать согласно доводов, изложенных в письменных возражениях /л.д.151-154/.

Представитель третьего лица Управления Федерального Казначейства по адрес ФИО8, действующий на основании доверенности, пояснил, что в соответствии со ст. 6,13 Бюджетного кодекса РФ, ст. 214 Гражданского кодекса РФ понятие «казна РФ» не тождественно понятию «федеральный бюджет». Порядок осуществления выплат в возмещение вреда и мер социальной поддержки граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, а также в возмещение вреда и мер социальной поддержки участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС установлен Законом РФ от дата №... "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В соответствии со ст. 5 данного Закона возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. При этом в силу ст. 5.1 Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по предоставлению, в том числе по доставке, гражданам компенсаций и других выплат, предусмотренных Законом. Средства на осуществление переданного полномочия предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета. Тем самым, действующим законодательством не предусмотрены выплаты гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, за счет средств казны Российской Федерации, поскольку подлежат исполнению из средств бюджета без указания на осуществление взыскания за счет казны РФ /л.д.54-56/.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Правовой основой регулирования отношений, связанных с возмещением вреда здоровью граждан, причиненного чернобыльской катастрофой, является принятый дата Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", определивший государственную политику в области социальной поддержки граждан, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы (статья 1), и гарантирующий гражданам возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергнувшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки (ч. 1 ст. 3).

Пунктом 15 ч. 1 ст. 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы при возмещении вреда и оказании мер социальной поддержки - наряду с предусмотренными другими положениями данного Закона иными выплатами и установленными в дополнение к ним льготными условиями реализации конкретных прав в сфере жилищно-коммунального и социального обслуживания - гарантируется ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

При этом выплата инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью впервые была закреплена Федеральным законом от дата N 179-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", инвалидам-чернобыльцам гарантировалось возмещение вреда выплатой денежных сумм в размере среднего заработка в зависимости от степени утраты профессиональной трудоспособности (п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от дата в новой редакции).

Федеральным законом от дата N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Федеральный закон от дата N 5-ФЗ), введенным в действие с дата, в Закон Российской Федерации от дата N 1244-I были внесены изменения и дополнения, в соответствии с которыми пункт 25 части 1 статьи 14 данного закона был изложен в новой редакции, предусматривающей назначение возмещения вреда гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 этого закона (в том числе инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ), исключительно в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности без учета какого-либо заработка: инвалидам I группы - 5000 руб., инвалидам II группы - 2500 руб., инвалидам III группы - 1000 руб.

Частью 1 статьи 2 Федерального закона от дата N 5-ФЗ было определено, что гражданам, получавшим до вступления в силу данного федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, по их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 25 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от дата N 1244-I, либо ранее установленная ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

Федеральным законом от дата N 31-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" часть 1 статьи 2 Федерального закона от дата N 5-ФЗ была изменена и изложена в следующей редакции: гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплачивается ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 25 части 1 статьи 14 или пунктом 11 части 1 статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В случае, если размер указанной компенсации не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда, ежемесячная денежная компенсация выплачивается в ранее назначенной сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.

В 2004 году также была изменена редакция части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от дата N 1244-I, эта норма была изложена в новой редакции вступившим в силу с дата Федеральным законом от дата N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (пункт 8 статьи 3).

В новой редакции части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от дата N 1244-I пункт 25 отсутствует, а нормативные положения, аналогичные изложенным в приведенном выше пункте 25 части 1 статьи 14 названного закона в редакции Федерального закона от дата N 5-ФЗ, содержатся в пункте 15.

Из приведенных нормативных положений следует, что федеральным законодателем, к исключительной прерогативе которого относится выбор конкретных правовых средств, направленных на возмещение вреда, причиненного здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с дата введено новое правовое регулирование этих отношений путем принятия Федерального закона от дата N 5-ФЗ. Данным Федеральным законом с дата осуществлен переход на новый способ определения размеров возмещения вреда здоровью, предполагающий в качестве основного критерия определения размера возмещения вреда степень утраты здоровья (инвалидность), а не утраченный заработок. Соответственно, суммы возмещения вреда здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, были установлены в твердом размере в зависимости от полученной пострадавшим группы инвалидности.

При этом изменение законодателем порядка определения размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью было предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, который в Постановлении от дата N 11-П, исходя из принципов справедливости, равенства всех перед законом и вытекающего из этого равенства ценности жизни и здоровья всех граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, признал не противоречащими Конституции РФ, в частности, положения пункта 25 (в действующей редакции - пункта 15) части первой и части второй статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от дата N 5-ФЗ) в их нормативном единстве с частями 1 и 2 ст. 2 Федерального закона от дата N 5-ФЗ, не предоставляющие право указанного выбора только инвалидам-чернобыльцам, впервые обратившимся за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от дата (то есть после дата).

Судом установлено, что ФИО1 в период прохождения срочной военной службы /с дата по дата./ в составе военной части 61753 в период с дата по дата принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, получил дозу облучения 17,82 /л.д.57, 7/.

дата истцу установлена инвалидность третьей группы с установлением профессиональной утраты трудоспособности в размере 60% /л.д.82/. С дата. инвалидность третьей группы установлена бессрочно, степень утраты профессиональной трудоспособности не установлена /л.д.119/.

Из представленного в материалы дела личного дела ФИО1 №... с дата истец является получателем ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в размере исчисленном из заработка за 12 месяцев работы перед утратой трудоспособности /л.д.77-139, 80,81/.

В соответствии с п. 25 ст. 14 Закона Российской Федерации от дата №... «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции от дата, компенсации в возмещение вреда здоровью, гражданину, получившему инвалидность вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС гарантировалось возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. При этом, если период работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного полного календарного месяца, размер возмещения вреда исчислялся исходя из условного месячного заработка без его ограничения. Данная норма действовала до дата.

В соответствии со ст. 14 Правил, среднемесячный заработок определялся за 12 последних месяцев работы (службы, кроме срочной военной службы), предшествующих трудовому увечью или утрате либо снижению трудоспособности в связи с трудовым увечьем (по выбору гражданина). В случае профессионального заболевания среднемесячный заработок мог определяться также за 12 последних месяцев работы, предшествующих прекращению работы, повлекшей такое заболевание.

Согласно ст. 15 Правил, если работа продолжалась менее 12 месяцев, среднемесячный заработок подсчитывался путем деления общей суммы заработка за фактически проработанные месяцы на число этих месяцев. В случае изменения специальности, квалификации или должности в течение 12 месяцев, предшествовавших увечью или профессиональному заболеванию, по желанию потерпевшего исчисление среднемесячного заработка производилось исходя из заработка в новых условиях.

В тех случаях, когда период работы составил менее одного полного календарного месяца, размер возмещения вреда исчислялся исходя из условного месячного заработка. Он определялся следующим образом: заработок за все проработанное время делился на число проработанных дней, и полученная сумма умножалась на число рабочих дней в месяце, исчисленное в среднем за год.

Иного порядка исчисления среднего заработка в законодательстве не предусматривалось.

Таким образом, из заработка, полученного на ЧАЭС, исчислить возмещение вреда здоровью можно было только в случае изменения у истца специальности, квалификации или должности непосредственно перед наступлением страхового случая, либо если период работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного полного календарного месяца.

Таким образом, положения, предусматривающие исчисление, перерасчет размера возмещения вреда из заработка, право выбора варианта заработка, утратили силу с дата.

Из положений Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата №... «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» следует, что при разрешении после дата споров, возникших по поводу исчисления сумм возмещения вреда до этой даты, необходимо учитывать, что суды не вправе осуществлять перерасчет уже установленных до дата сумм возмещения вреда исходя из заработка.

Кроме того, как следует из материалов дела решениями Кировского районного суда адрес от дата, от дата ФИО1 была установлена денежная компенсация в размере 2 648 руб. 61 коп., которая впоследствии неоднократно индексировалась. При установлении денежной компенсации в размере 2 648 руб. 61 коп. судом исследовались справки о заработной плате истца, так как расчет данной компенсации и производится на основании среднего месячного заработка истца. Справки о заработной плате за дни участия истца в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в ходе судебных заседаний в Кировском районном суде представлены не были, в связи, с чем при назначении денежной компенсации учитывались имеющиеся в деле доказательства. Данные решения не обжаловалось и вступили в законную силу.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения требований истца в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО1 к Министерству социально-демографической и семейной политики адрес, Федеральной службе по труду и занятости, ГКУ адрес «Главное управление социальной защиты населения адрес» об обязании произвести перерасчет суммы ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, причиненного вследствии Чернобыльской катастрофы, взыскании задолженности и включении в реестр граждан, с указанием суммы возмещения - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд адрес в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда изготовлено дата.

РЎСѓРґСЊСЏ     РїРѕРґРїРёСЃСЊ     Рќ.Р’. Полякова

Копия верна

РЎСѓРґСЊСЏ:

Секретарь:

2-163/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Рахманов И.Х.
Ответчики
ГКУ Самарской области "Главное управление социальной защиты населения Самарского округа"
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области
Федеральная служба по труду и занятости
Другие
Управление Федерального казначейства по Самарской области
Суд
Октябрьский районный суд г. Самара
Дело на сайте суда
oktyabrsky.sam.sudrf.ru
09.11.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.11.2017Передача материалов судье
14.11.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.11.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.11.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
29.11.2017Предварительное судебное заседание
18.12.2017Судебное заседание
09.01.2018Судебное заседание
30.01.2018Судебное заседание
26.02.2018Судебное заседание
21.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.05.2020Передача материалов судье
21.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.05.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.05.2020Предварительное судебное заседание
21.05.2020Судебное заседание
21.05.2020Судебное заседание
21.05.2020Судебное заседание
21.05.2020Судебное заседание
21.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.05.2020Дело оформлено
21.05.2020Дело передано в архив
26.02.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее