УИД 23RS0046-01-2021-001318-02 к делу № 2-686/2023 (2-214/2022)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Славянск-на-Кубани 10 ноября 2023 года
Славянский районный суд Краснодарского края в составе
судьи Антощук Ю.В.,
при ведении протокола секретарём судебного заседания Губенко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования Славянский район к Бармин Ю.Б. об устранении нарушений законодательства,
установил:
Администрация муниципального образования Славянский район обратилась с указанным иском в Славянский районный суд, указав в своём заявлении, что по поручению прокурора Российской Федерации в рамках муниципального земельного контроля администрацией проведена проверка в отношении земельного участка с кадастровым номером <...> по адресу: <...>.
В ходе проверки установлено, что указанный земельный участок принадлежит на праве собственности Бармин Ю.Б. и имеет вид разрешённого использования – под огород. На нем на расстоянии менее 5 метров от красной линии выстроен объект капитального строительства (объект недвижимости). Классификатор видов разрешённого использования земельных участков (утв. Приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412) на земельных участках, предназначенных под огород, предусматривает только осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение хозяйственных построек, не являющихся объектами недвижимости, предназначенных для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур. В связи с изложенным рассматриваемый объект недвижимости не соответствует виду разрешённого использования земельного участка, который не предполагает размещения таких объектов на нём. Также, рассматриваемый объект выстроен без получения какой-либо разрешительной документации в порядке ГрК РФ, за получением которой ответчик либо иные лица в органы местного самоуправления не обращались.
Согласно Правилам землепользования и застройки Ачуевского сельского поселения Славянского района, утверждённым решением 4 сессии Совета Ачуевского сельского поселения Славянского района 2 созыва от 22.01.2010 г. № 5, земельный участок ответчика находится в территориальной зоне индивидуальной жилой застройки сезонного проживания 1 ЖЗ 105. Вид разрешённого использования земельного участка ответчика «под огород» не входит в перечень видов разрешённого использования территориальной зоны жилой застройки сезонного проживания 1 ЖЗ 105. В соответствии с абзацами 1 и 2 ч.4 ст. 85 ЗК РФ земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования. В силу ч. 4 ст. 85 ЗК РФ реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами. Отсутствие в градостроительном регламенте вида разрешённого использования земельного участка «под огород» исключает возможность строительства на нём, что делает самовольную постройку не соответствующей Правилам землепользования и застройки.
Кроме того, земельный участок ответчика расположен в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе реки Протоки без согласования с Росрыболовством; в границах особо охраняемой природной территории государственного природного заказника «Приазовский»; в зоне затопления при половодьях и паводках реки Протоки.
Представитель администрации муниципального образования Славянский район Краснодарского края по доверенности Селиванов С.А. в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрения дела в его отсутствие, исковые требования просил удовлетворить в полном объёме.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю по доверенности в судебное заседание не явился, в суд представил ходатайство о рассмотрения дела в отсутствие, принять решение на усмотрения суда.
Представитель Управления архитектуры администрации муниципального образования Славянский район Краснодарского края по доверенности Смирнов И.А. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объёме.
Представитель Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации по доверенности в судебное заседание не явился.
В материалах дела имеется пояснение, согласно которому распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 2055-р государственный природный заказник «Приазовский» включен в перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения и отнесен к ведению Минприроды России. С 10.01.2021 строительство объектов капитального строительства на территории Заказника осуществляется на основании выданной Минприроды России разрешительной документации до момента внесения сведений о границах соответствующего населенного пункта в ЕГРН. Вместе с тем обращения Бармина Ю.Б. о выдаче соответствующей разрешительной документации, связанной со строительством спорного объекта на земельном участке с кадастровым номером <...>, в Минприроды России не поступали.
Представитель Федерального агентства по рыболовству в судебное заседание не явился, уведомленный должным образом о рассмотрении дела. Причину своей неявки суду не сообщил, отзыва не предоставил.
Славянский межрайонный прокурор в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, отзыва не предоставил.
Ответчик Бармин Ю.Б., уведомленный должным образом о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился.
Представитель Бармина Ю.Б. по доверенности Завгородняя А.Г. просила в удовлетворении исковых требований отказать, указывая на то, что спорная недвижимость является садовым домиком, специально построенная ответчиком для хранения садовой утвари. Жилым помещением не является. Соответственно не должно соответствовать санитарным и градостроительным нормам
Суд, приняв во внимание мнения участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Судом установлено, что земельный участок принадлежит на праве собственности Бармину Ю.Б. и имеет вид разрешённого использования – под огород. Согласно акту проверки земельного участка с кадастровым номером <...> по адресу: <...> на участке выстроен объект капитального строительства в отношении строительства которого разрешительной документации в порядке, предусмотренном Градостроительным кодексом РФ, не выдавалось.
В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса РФ к объектам капитального строительства относятся здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В силу ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, а также ст. 3 Федерального закона от 17.11.1995 №169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. К заявлению о выдаче разрешения в обязательном порядке должны прилагаться правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации, а также иные предусмотренные ст. 51 Градостроительного кодекса РФ документы.
Согласно пп. 1 и 7 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, застройщик подает в уполномоченный на выдачу разрешений орган уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. Орган, уполномоченный на выдачу разрешения на строительство, реконструкцию по результатам рассмотрения уведомления направляет застройщику уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно пункту 1 статьи 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 ГГК РФ).
В соответствии со ст. 85 Земельного кодекса РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
В соответствии со статьей 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам, соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранением объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Данная норма права в качестве оснований для возникновения права собственности на вновь созданную вещь называет два юридически значимых обстоятельства: создание новой вещи для себя и отсутствие нарушений законодательства при ее создании (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2015 года N 20-КГ15-3).
Исходя из пункта 1 статьи 222 ГК РФ, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, осуществившим ее лицом либо за его счет (пункт 2 статьи 222 ГК РФ).
Согласно п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.
В рамках рассмотрения настоящего гражданского дела была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, производство которой поручено экспертной организации ООО «Стройэкспертиза».
Согласно заключению эксперта № 513-2023 от 18.09.2023 земельный участок с кадастровым номером <...> по адресу: <...> в соответствии с Правилами землепользования и застройки Ачуевского сельского поселения Славянского района находится зоне индивидуальной жилой застройки (1ЖЗ 105). В ходе исследования установлено, что выстроенное на земельном участке здание не предназначено для проживания людей и является хозяйственной постройкой для хранения инвентаря и урожая сельхозкультур, требования Водного кодекса РФ и Правил землепользования и застройки Ачуевского сельского поселения Славянского района не нарушены.
Согласно экспертному заключению объект капитального строительства расположенный на земельном участке с кадастровым номером <...> по адресу: <...> соответствует строительным, градостроительным, противопожарным, санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам, не создаёт угрозу жизни и здоровья граждан, приведение объекта к соответствию с нормами не требуется.
Разрешая спор, принимая во внимание экспертное заключение, учитывая, что спорный объект признаками самовольной постройки, указанными в ст. 222 ГК РФ, не обладает, в связи с чем оснований для удовлетворения требований администрации муниципального образования Славянский район о признании его самовольной постройкой не имеется.
С учетом вышеизложенного, при отказе в признании объекта самовольной постройкой, требования о его сносе и взыскании судебной неустойки не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований администрации муниципального образования Славянский район к Бармину Юрию Борисовичу об устранении нарушений законодательства отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Славянский районный суд Краснодарского края в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Разъяснить сторонам, что представителями в вышестоящем суде могут выступать адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности.
Судья Славянского районного суда
Краснодарского края Ю.В. Антощук