ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Судья Карпова О.А. УИД: 18RS0003-01-2022-003339-45
Апелл. производство: № 33-2643/2023
1-я инстанция: № 2-3585/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 июля 2023 года г. Ижевск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Глуховой И.Л.,
судей Батршиной Ф.Р., Пашкиной О.А.,
при секретаре судебного заседания Лопатиной Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Сидоровой Т. А. на решение Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 27 декабря 2022 года по гражданскому делу по исковому заявлению Сидоровой Т. А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике о восстановлении пенсионных прав.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Батршиной Ф.Р., пояснения представителя истца Сидоровой Т.А. – Камаловой Л.А., действующей на основании доверенности, поддержавшей доводы жалобы, представителя ОСФР по Удмуртской Республике – Снисар Е.В., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сидорова Т.А. (далее по тексту – истец) обратилась в суд с исковыми требованиями к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике (далее по тексту - ответчик, ГУ - ОПФР по УР) о восстановлении пенсионных прав.
Исковые требования мотивированы тем, что 27.12.2021 года Сидорова Т.А. обратилась в государственное учреждение – Отделение пенсионного фонда РФ по УР за назначением досрочной страховой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от возраста в соответствии с п.п. 20 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» № 400.
Решением Отделения Пенсионного фонда РФ по УР № 408055\21 от 18.01.2022 года истцу было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости, т.к. по мнению отделения на момент обращения истца (27.12.2021 года), специальный медицинский стаж истца составил 30 лет 00 месяцев 24 дня, требуемый стаж выработан, по мнению ответчика, только на 03.12.2021 года, соответственно пенсия может быть назначена 03.12.2024 года.
Повторно решением Отделения от 14.03.2022 года истцу также было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости, доводы при отказе в назначении пенсии приведены в решении Отделения Пенсионного фонда пенсионного и социального страхования РФ по УР от 18.01.2022 года.
На основании указанных решений ответчика не включен в специальный стаж период работы истца в должности фельдшера полкового медицинского пункта в/ч 3276 с 01.11.1999 по 15.02.2001 г.г. (01 год 03 мес.15 дн.)
Ссылаясь на п.1 Правил № 1066 от 22.09.1999 года, считает, что период службы в Вооруженных Силах Российской Федерации в должности фельдшера полкового медицинского пункта в/ч 3276 подлежит включению в специальный медицинский стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
С учетом включения периода службы в должности фельдшера полкового медицинского пункта в/ч 3276 специальный стаж истца составит 30 лет 04 месяца 09 дней на дату обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии (27.12.2021).
Поскольку право на досрочную страховую пенсию по старости у истца возникнет 18.08.2020 года, то пенсия должна быть назначена 18.02.2022 года.
С учетом измененных исковых требований, истец просила:
признать незаконными решение Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда РФ по Удмуртской Республике № 408055/21 от 18.01.2022 об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости Сидоровой Т. А. как осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности и по городского типа, либо только в городах, независимо от возраста; решение ГУ - Отделения Пенсионного фонда РФ по Удмуртской Республике № 67122/22 от 14.03.2022 об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости Сидоровой Т. А. как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа, либо только в городах, независимо от возраста;
обязать ГУ - Отделения Пенсионного фонда РФ по Удмуртской Республики включить в специальный стаж Сидоровой Т. А., дающий право на досрочную страховую пенсию по старости как лицу, не менее 30 лет осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от возраста период работы в должности фельдшера полкового медицинского пункта войсковой части 3276 с 01.11.1999 по 15.02.2001;
обязать Государственное Учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике признать право за Сидоровой Т. А. на досрочную страховую пенсию по старости как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа, либо только в городах, независимо от возраста - с момента возникновения права на такую пенсию;
обязать Государственное Учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике назначить Сидоровой Т. А. досрочную страховую пенсию по старости как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа, либо только в городах, независимо от возраста – с момента возникновения такого права.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца Сидоровой Т.А. – Камалова Л.А., действующая на основании доверенности, исковые требования с учетом их уточнения поддержала, просила их удовлетворить по доводам, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель ответчика ГУ ОПФР по УР – Снисар Е.В., действующая на основании доверенности, исковые требования с учетом их уточнения не признала, указала, что поскольку в спорный период истец проходила военную службу по контракту сроком на 5 лет, то указанный период не входит в специальный стаж.
Истец Сидорова Т.А. в судебное заседание суда первой инстанции не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом, в связи с чем, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено судом в отсутствие неявившегося истца.
Суд рассмотрел дело и вынес решение, которым постановил: «В удовлетворении исковых требований Сидоровой Т. А. к Отделению пенсионного фонда Удмуртской Республики о признании незаконными решений №40855 от 18.01.2022, №67122/22 от 14.03.2022 об отказе в назначении пенсии, понуждении назначить пенсию с момента возникновении права на досрочную пенсию, взыскании судебных расходов, отказать в полном объеме.»
Определением Октябрьского районного суда г. Ижевска УР от 17 апреля 2023 года произведена замена ответчика государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда РФ по УР на правопреемника – Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике.
В апелляционной жалобе Сидорова Т.А. не согласна с решением суда первой инстанции, просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указывает следующие доводы:
Считает неверным вывод суда об отказе во включении периода работы истца в должности фельдшера полкового медицинского пункта войсковой части 3276 с 01.11.1999 года по 15.02.2001 года. Ссылаясь на п.1 Правил № 1066 от 22 сентября 1999 года, считает, что указанный период работы подлежит включению в специальный стаж на основании п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400.
По мнению истца, из карточек № 177, 37, 37\1 усматривается, что истице отдельно производилась заработная плата фельдшера и оплата по воинскому званию, что указывает на то, что она осуществляла функции как медицинский работник.
Поскольку истица в вышеуказанный период фактически выполняла должностные обязанности фельдшера, то указанный период подлежит включению в специальный стаж.
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике в возражениях на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Сидоровой Т.А. – Камалова Л.А., действующая на основании доверенности, доводы и требования апелляционной жалобы поддержала, представитель ОСФР по Удмуртской Республике – Снисар Е.В., действующая на основании доверенности, возражала против доводов и требований апелляционной жалобы.
Истец Сидорова Т.А. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом, в том числе посредством размещения информации о времени и месте рассмотрения дела на официальном интернет - сайте Верховного Суда Удмуртской Республики (http://vs.udm.sudrf.ru), в связи с чем, в соответствии со ст.ст. 167, 327 ГПК РФ дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие неявившегося истца.
Изучив и проанализировав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев дело и проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав участников апелляционного процесса, суд апелляционной инстанции оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривает и приходит к следующим выводам.
Судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства по делу.
27.12.2021 года Сидорова Т.А. обратилась в Клиентскую службу в г. Глазове ОПФР по Удмуртской Республике с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 08.12.2013 г (л.д.31- 33 том 1).
Решением № 408055/21 от 18 января 2022 года государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике Сидоровой Т.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400- ФЗ «О страховых пенсиях« (л.д.12- 13 том 1).
В решении от 18 января 2022 года указано, что не подлежит включению Сидоровой Т.А. в специальный стаж период службы в Вооруженных Силах Российской Федерации с 01.11.1996 года по 15.02.2001 года в должности фельдшера полкового медицинского пункта в\ч 3276.
Таким образом, на дату обращения 27.12.2021 года стаж Сидоровой Т.А., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г № 400 – ФЗ «О страховых пенсиях», составил 30 лет 24 дня. Требуемый стаж 30 лет выработан на 03.12.2021 г. Право на назначение досрочной страховой пенсии может возникнуть не ранее (03.12.2021 г + 36 месяцев), то есть 03.12.2024 года.
Аналогичные доводы приведены в решении Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике от 14 марта 2022 года № 67122\22 (л.д.14 том 1).
На основании контракта от 26.01.1996 года с Сидоровой Т.А. был заключен контракт о прохождении военной службы сроком на 5 лет в должности контролера 1 ВК (л.д.83 том 1).
Согласно выписке из приказа командира войсковой части 3276 от 29 августа 1996 года № 163 с/ч прапорщика Сидорову Т.А. освободить от должности контролера 1 ВК 1 батальона и назначить на должность фельдшера ПМП. Определить 6 тарифный разряд, должностной оклад 240500/25 % руб. Полагать приступившей к исполнению должностных обязанностей с 29.08.1996 года (л.д. 59 том 1).
В справке ОВК г. Глазова Удмуртской Республики от 09.07.2022 года № 818 указано, что Сидорова Т.А. служила в рядах РА с 26 января 1996 года по 15 февраля 2001 года (л.д.36 том 1).
На основании архивной справки Федерального государственного казенного учреждения «Центральный архив войск национальной гвардии Российской Федерации» от 20.08.2021 года № 953/с– 2209-21 приказом командира войсковой части 3276 (г. Глазов) от 26 января 1996 года № 17 с/ч Сидорова Т.А., призванная на действительную военную службу по контракту сроком на 5 лет, зачислена в списки личного состава части с присвоением воинского звания "рядовой» и назначена контролером 1 войсковой комендатуры 1 батальона с 26 января 1996 года; приказом командира войсковой части 3276 от 29 августа 1996 года № 163 с/ч контролер 1 войсковой комендатуры 1 батальона прапорщик Сидорова Т.А. назначена на должность фельдшера полкового медицинского пункта с 29 августа 1996 года; приказом командира войсковой части 3276 от 8 февраля 2001 года № 27 с/ч фельдшер полкового медицинского пункта прапорщик Сидорова Т.А., уволенная в запас на основании подпункта «б« пункта 1 статьи 51 Закона … и подпункта « в» пункта 3 статьи 34 (по истечении срока контракта) Положения…, с учетом основного отпуска исключена из списков личного состава части и направлена на воинский учет в Глазовский ОГВК Удмуртской Республики с 15 февраля 2001 года. Выслуга лет составляет: в календарном исчислении 05 лет 00 месяцев 20 дней, в льготном исчислении – не имеет (л.д.35 том 1).
В выписке из приказа командира войсковой части 3276 от 08 февраля 2001 года № 27 с/ч указано: « исключить из списков личного состава части и со всех видов довольствия 15.02.2001 г нижепоименованных военнослужащих, уволенных в запас ВС досрочно на основании приказа Командующего войсками ПОВВ МВД России № 1 л / с от 23.01.2001 г:
- по п.п. «б« п.1 ст.51 Федерального закона РФ «О воинской обязанности и военной службе« и п.п. «в» п.3 ст.34 Положения о порядке прохождения военной службы (по истечении срока контракта): фельдшера полкового медицинского пункта прапорщика Сидорову Т.А. Полагать сдавшей дела и должность и убывшей в основной отпуск за 2001 год пропорционально прослуженному времени сроком на 3 суток + 5 суток на основании постановления Правительства РФ № 434 с 08.02.2001 г. по 15.02.2001 г. На основании приказа МВД РФ № 450 – 97 выплатить материальную помощь в сумме 1 тыс. 850 руб. За прослуженный в году 01 месяц выплатить единовременное денежное пособие в количестве 40 %, установленного федеральным законом размера выплат в сумме 1 тыс. 850 руб. Направить на воинский учет в Глазовский ОГВК Республики Удмуртия» (л.д.58 том 1).
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст.8, 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», подпунктом «н« Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», ст.51 Федерального закона «О воинской обязанности», не включил в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, период службы истца в должности фельдшера полкового медицинского пункта войсковой части 3276 с 01.11.1999 года по 15.02.2001 года, поскольку Списками периоды сверхсрочной военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации не подлежат включению в специальный стаж по пункту 20 части 1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Суд установив, что поскольку специальный стаж в размере 30 лет истцом выработан 03.12.2021 года, то право на назначение досрочной страховой пенсии возникнет 03.12.2024 года, пришел к выводу, что на дату обращения истца (27.12.2021 года, 05.03.2022 года) право на назначение досрочной страховой пенсии не возникло.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции соглашается, полагает их правильными, поскольку они соответствуют фактическим установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения и их толковании, на основании представленных сторонами доказательств, которым судом дана надлежащая оценка в порядке ст. 67 ГПК РФ.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, действующая на день подачи заявления истцом в органы Пенсионного фонда).
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, определенного статьей 8 названного Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного Закона Правительством Российской Федерации 16 июля 2014 года принято постановление N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Так, в подпункте "н" пункта 1 названного постановления указано, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее также - Список должностей от 22 сентября 1999 года N 1066), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" (далее также - Список профессий и должностей от 6 сентября 1991 года N 464), с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (далее - постановление N 1066).
Пунктом 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066 определено, что в выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в учреждениях, предусмотренных Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее именуется - Список), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, а также в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно - медицинской академии, военно - медицинских институтов и медицинских научных организаций, в центральной консультационно - диагностической поликлинике Военно - медицинской академии, медико - санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), санитарно - эпидемиологических лабораториях, санитарно - контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско - акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных учреждений (организаций, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, воинских частей, военно - учебных заведений), независимо от ведомственной подчиненности.
При определении права на досрочную страховую пенсию по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в настоящее время применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Согласно пункту 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
Положения же о том, что в стаж на соответствующих видах работ лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, могут быть зачтены периоды военной службы в должностях, указанных в вышеуказанных Списках, в Правилах от 22.09.1999 года № 1066, Правилах от 29 октября 2002 года N 781 не содержатся.
Вместе с тем имеющиеся в материалах дела доказательства подтверждают, что Сидорова Т.А. проходила военную службу в войсковой части 3276 в должности фельдшера полкового медицинского пункта, с 29 августа 1996 года присвоено звание «прапорщик».
Из личных карточек на денежное довольствие № 37/1, № 37, 177 видно, что Сидоровой Т.А. выплачивался оклад по должности, оклад по воинскому званию, повышенная надбавка за военную службу (л.д.62- 64 том 1).
В личной карточке на денежное довольствие (л.д.64 - 65 том 1) указано, что Сидоровой Т.А. начислялась компенсация за продпаек.
Вопреки доводам жалобы указанные доказательства свидетельствуют о том, что Сидорова Т.А. с 01.11.1999 года по 15.02.2001 года проходила именно военную службу в должности фельдшера полкового медицинского пункта.
Определяя порядок сохранения прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в случае оставления им службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а также другой, приравненной к ней службы в общий страховой стаж, законодатель не предусмотрел зачет периодов службы в специальный стаж трудовой деятельности для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400- ФЗ «О страховых пенсиях».
Период прохождения военной службы, включается в общий страховой стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в специальный страховой стаж при определении права на пенсию в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400- ФЗ «О страховых пенсиях».
Только за периоды, выработанные до 01 ноября 1999 года, законодатель предоставил право на включение в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений периодов службы по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и правоохранительных органов, включение в подсчет специального стажа дальнейших периодов прохождения военной службы законодательством предусмотрено не было.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 17 октября 2006 года № 380 - О и от 23 сентября 2010 года № 1152-О, решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы с вредными условиями труда, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ним службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что законных оснований для включения в специальный стаж периода прохождения военной службы с 01.11.1999 года по 15.02.2001 года, не имелось. Включение такого периода в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, законом не предусмотрено вне зависимости от того, в какой должности гражданин проходил службу.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы основаны на неправильном применении и толковании Сидоровой Т.А. действующего законодательства, являются несостоятельными, а потому в полном объеме отклоняются судебной коллегией.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, которые являются безусловными основаниями для отмены решения суда и могли привести к принятию неправильного по существу решения, судом первой инстанции не допущено.
Проверив решение суда исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы истца и отмены или изменения решения суда первой инстанции в обжалуемой части.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 27 декабря 2022 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Сидоровой Т. А. - оставить без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 3 августа 2023 года.
Председательствующий: И.Л. Глухова
Судьи: Ф.Р. Батршина
О.А. Пашкина