Дело № 2-748/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Волгоград 20 марта 2018 года
Советский районный суд города Волгограда
в составе судьи Лазаренко В.Ф.
при секретаре Сатваловой Ю.В.,
с участием:
истца Соколова Ю.А.,
представителей истца Соколова Ю.А.
по устному ходатайству Соколовой И.А. и
Толстиковой С.С.,
представителя ответчика УПФР в Советском районе
г. Волгограда по доверенности от 03.07.2017 года Гурьева А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соколова Юрия Анатольевича к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Советском районе г. Волгограда о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной страховой пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Соколов Ю.А. обратился в суд с иском к УПФР в Советском районе г. Волгограда, в котором просит включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную пенсию периоды:
- с 01.09.1988г. по 25.06.1991г. учеба в ПТУ №58 г. Норильск;
- с 24.01.1993г. по 04.03.1993г. курсы с отрывом от производства с сохранением среднего заработка. Назначить досрочную пенсию с 14.11.2017г.
В обоснование заявленных требований истец Соколов Ю.А. указал, что 17.10.2017г. он обратился в УПФ по Советскому району с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости (РКС Список №1). 23.11.2017г. ГУ УПФ РФ по Советскому району г. Волгограда вынесло решение об отказе в установлении пенсии, сославшись на отсутствие необходимого стажа. 12.12.2017г. истец обратился в ОПФ РФ по Волгоградской области. ОПФ РФ рассмотрев заявление истца включает частично 4 месяца 3 дня учебы в ПТУ, вместо 2 лет 10 месяцев стаж по списку 1, ссылаясь на п.109 Положения №509 искажая саму статью и опять отказывая в начислении досрочной пенсии. С указанным решением истец не согласен. Соколов Ю.А. проходил обучение в г. Норильске с 01.09.1988г. по 25.06.1991г. в ПТУ №58 (диплом ВН №416283). ПТУ №58 принадлежало Норильскому горно-металлургическому комбинату им. А.П. Завенягина. В 1991г. закончил ПТУ №58 плавильщик 3 разряда. Во время учебы истец проходил практику на Никелевом заводе, куда и был принят 12.07.1991г. плавильщиком 3 разряда участка №1 хлорно-кобальтового цеха никелевого завода. ГУ УПФ РФ должно было засчитать учебу в полном объеме и на тех же условиях, что и работа (Список №1 и РКС), а не 4 месяца 03 дня как они включили. Из документов, представленных в ПФ РФ следует, что после окончания обучения в ПТУ №58 истец был принят на работу плавильщиком 3 разряда – период работы, который Пенсионный фонд зачел в специальный стаж, т.е. северный, в связи с чем периоды обучения подлежат включению в такой специальный стаж на соответствующих видах работ. Также, согласно справке №92 от 26.06.2017г. с рудника Октябрьский с 23.01.1993г. по 03.03.1993г. истец проходил курсы с отрывом от производства с сохранением среднего заработка, следовательно указанный период подлежит включению в специальный стаж.
В судебном заседании истец Соколов Ю.А. в порядке ст.39 ГПК РФ уточнил исковые требования и просит признать незаконным решение УПФ РФ в Советском районе от 28.12.2017г. №1207 об отказе в установлении пенсии в части невключения периодов: с 01.09.1988г. по 22.02.1991г. (02-05-22) – учеба в ПТУ №58 г. Норильска; с 25.01.1993г. по 03.03.1993г. (00-01-09) – период нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства. Включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную пенсию периоды:
- с 01.09.1988г. по 25.06.1991г. учеба в ПТУ №58 г. Норильск;
- с 24.01.1993г. по 04.03.1993г. курсы с отрывом от производства с сохранением среднего заработка. Назначить досрочную пенсию с 14.11.2017г.
Истец Соколов Ю.А. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представители истца Соколова Ю.А. по устному ходатайству Соколова И.А. и Толстикова С.С. в судебном заседании настаивали на удовлетворении уточненных исковых требований в полном объеме.
Представитель ответчика УПФР в Советском районе г. Волгограда по доверенности Данилова Т.С. в судебном заседании исковые требования не признала, просит отказать в их удовлетворении. В оспариваемые периоды обучения действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 года № 590, которое предусматривало возможность при исчислении специального стажа лиц, занятых на работах по Списку № 1, приравнивать к льготной работе службу в составе Вооруженных сил СССР, а так же периоды обучения в среднем профессионально-техническом училище. В соответствии с п. 109 названного Положения при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсии по старости рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, периоды, указанные в пунктах "к" и "л" данного Постановления, в том числе и период службы в составе Вооруженных Сил СССР, приравнивались по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте "з" данного Постановления, в том числе период обучения в профессионально-технических училищах, приравнивались к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Управлением на комиссии не рассматривался вопрос о включении в специальный стаж, периодов обучения, так как согласно абз. 3 пункта 109 Положения. установлено. что в случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах работа или другая деятельность. приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере. не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах. Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях» и, соответственно, Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года № 590 фактически утратил силу в связи с принятием Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года N 340-1 "0 государственных пенсиях в Российской Федерации". Соответственно, приравнивать иные периоды (в данном случае обучение) возможно только в том количестве, который выработал гражданин на льготных должностях до утраты силы Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утв. постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года № 590. Исходя из данного положения Управлением включен период обучения с 23.02.1991 г. по 25.06.1991 г. в специальный стаж по Списку № 1. Продолжительность данного периода составила 04 месяца 03 дня, что соответствует периоду работы истца в качестве плавильщика хлорно-кобальтового цеха никелевого завода «Норильский горно-металлургического комбината им. АЛ. Завенягина» до утраты силы Положения № 590 (с 12.07.1991 г. по 14.11.1991 г.). Соответственно, Управлением правомерно отказано во включении оставшегося периода обучения с 01.09.1988 г. По 22.02.1991 г. (2 года 05 месяцев 22 дня). Положением №590 не предусмотрено включение в «северный» стаж периодов обучения. Более того, включение в специальный стаж периодов обучения не было предусмотрено и в СТ. 91 Закона РФ от 20.11.1990 №340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Управлением истцу в бесспорном порядке включено в специальный стаж по Списку №1 11 лет 03 месяца 13 дней, что даёт истцу право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по достижении им возраста 50 лет. Вместе с тем, оценка пенсионных прав истцаа произведена и с точки зрения его работы в районах Крайнего Севера. Продолжительность такой работы составила 12 лет 02 месяца 10 дней. В соответствии с П. 6 ч. 1 СТ. 32 Закона N2 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 в том числе мужчинам, достигшим возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. В данном случае, при оценке пенсионных прав истца по П. 6 Ч. 1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости определится при достижении истцом возраста 56 лет. Соответственно, в настоящее время право истца на досрочную страховую пенсию по старости (как по Списку №1, так и по «северному» стажу) не определяется по причине не достижения им требуемого возраста. Действующим законодательством также предусмотрена возможность суммирования стажа на соответствующих видах работ и снижение возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Так, частью 2 статьи 33 Закона № 400-ФЗ установлено, что лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет. Иными словами, применительно к настоящему спору, для назначения истцу, достигшего возраста 45 лет, досрочной страховой пенсии по старости необходима совокупность следующих условий:
специальный стаж по Списку № 1 составляет не менее 10 лет;
2) гражданин проработал не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях. В данном случае, работа истца в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях составила менее 15 лет и 20 лет, соответственно (12 лет 02 месяца 10 дней). Как уже было сказано, периоды обучения не подлежат включению в «северный» стаж. Поскольку у истца отсутствует требуемый стаж работы в районах Крайнего Севера (15 лет), следовательно, у ответчика не имелось правовых оснований для назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста. Периоды нахождения работника на курсах не подлежат включению в льготный стаж, так как исходя из пунктов 4-5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовых пенсий в Российской Федерации (далее по тексту Правила) в соответствии со статьями 27-28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. При этом в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости включаются периоды:
- получения пособия по государственному страхованию в период временной нетрудоспособности;
- периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Следовательно, действующим нормативным регулированием не предусмотрено включение в специальный страховой стаж периоды нахождения работника на курсах. Дополнительной правовой аргументацией вышеизложенной позиции служит тот факт, что досрочная страховая пенсия по старости (льготная пенсия и пенсия за выслугу лет) предоставляется гражданам, чья работа связана с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного воздействия на организм человека различного рода факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности (постоянной повышенной эмоциональной, психологической или физической нагрузкой, высокой степенью ответственности за результаты трудовой деятельности и т.д.). Таким образом, Правила от 11.07.2002 г. № 516 и иные нормативные правовые акты не устанавливают возможность включения в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды нахождения на курсах.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.6 Конституции РФ каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.15 Конституции РФ Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.17 в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии ч.ч.1,2 ст.46 Конституции РФ:
1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу п. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, правил их исчисления, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
В судебном заседании установлено, что Соколов Ю.А. 17.10.2017г. обратился в УПФР в Советском районе г. Волгограда с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением УПФР в Советском районе г. Волгограда №1098 от 23 ноября 2017 года Соколову Ю.А. в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение включено РКС – 12 лет 02 месяца 10 дней, Список №1 – 10 лет 11 месяцев 10 дней.
Дополнительным решением УПФР в Советском районе г. Волгограда №1207 от 28 декабря 2017 года Соколову Ю.А. в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение включено РКС – 12 лет 02 месяца 10 дней, Список №1 – 11 лет 03 месяца 13 дней.
Данным решением не были включены следующие периоды работ истца:
- с 01.09.1988г. по 22.02.1991г. (02-05-22) – учеба в ПТУ №58 г. Норильска;
- с 06.12.1991г. по 21.08.1992г. (00-08-16) – военная служба по призыву, так как вышеуказанные периоды не подлежат включению в специальный стаж, поскольку не предусмотрены п.6 ст.32 ФЗ «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28.12.2013г.;
- с 25.01.1993г. по 03.03.1993г. (00-01-09) – курсы с отрывом от производства,
- с 08.08.1995г. по 10.08.1995г., с 22.09.1997г. по 25.09.1997г., с 15.09.1998г. по 17.09.1998г., с 11.04.1999г. по 14.04.1999г., с 23.03.2002г. по 25.03.2002г., с 31.08.2002г. по 03.09.2002г., с 07.08.2004г. по 10.08.2004г. – отпуск без сохранения заработной платы.
Итого 03-04-12.
На основании статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п.2 ст.33 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Согласно п.п.1 п.1 ст.30 указанного закона, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 – мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Согласно п.2,3 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что с 01.01.2015 г. страховые пенсии в Российской Федерации устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», который предусматривая основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на страховые пенсии, и закрепляя в качестве условия назначения пенсии – достижение пенсионного возраста, устанавливает также порядок сохранения ранее приобретенных прав, в том числе, и права на досрочное назначение трудовой пенсии независимо от возраста для лиц, которые длительное время были заняты профессиональной деятельностью, в процессе которой организм человека подвергался неблагоприятному воздействию разных факторов, обусловленных спецификой и характером работы.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», изданного в целях реализации статей 30 и 31Федерального закона «О страховых пенсиях», установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утв. Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством РФ, в том числе при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах.
Пунктами 4 и 5 Правил установлено, что в специальный стаж засчитываются периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (Список №2 1991 года, Список №2 1956 года), выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности и периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Включение в специальный стаж периодов обучения в профессиональном училище не предусмотрено.
Вместе с тем, как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 29 января 2004 года №2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Согласно пункту 1 Разъяснения от 17 октября 2003 года №4 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Минтруда России от 17 октября 2003 года №70, при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).
Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правового акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой.
В силу требований статьи 9 Закона СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях» (действовавшего в периоды обучения истца в техническом училище, и утратившего силу с 01 января 1992 года в связи с принятием Закона СССР от 15 мая 1990 года №1480-1 «О пенсионном обеспечении граждан в СССР»), на льготных условиях имеют право на пенсию по старости: рабочие и служащие на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах - по списку производств, цехов, профессий и должностей, утвержденных Советом Министров СССР: мужчины - по достижении 50 лет и при стаже не менее 20 лет. Рабочие и служащие, предусмотренные в пунктах «а» и «б» настоящей статьи, имеют право на пенсию по старости на льготных условиях, если не менее половины стажа, необходимого для назначения им этой пенсии, приходится на соответствующие работы, дающие право на пенсию на льготных условиях (независимо от места последней работы).
Разрешая спор в части включения в специальный стаж периода обучения, суд руководствуется п.п. «з» п.109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590, в соответствии с которым кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывалось также обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации.
При этом п. 109 Положения предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты «а» и «б» пункта 16), период, указанный в подпункте «з», приравнивался к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Судом установлено, что истец после окончания обучения в ПТУ №58 г. Норильска был принят на работу плавильщиком 3 разряда участка №1 хлорно-кобальтового цеха никелевого завода, выполнял в указанном качестве работу. Период работы истца после окончания обучения засчитан ответчиком в специальный стаж в количестве 04 месяца 03 дня, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
На основании изложенного период обучения с учетом заявленных исковых требований и с учетом включения ответчиком в специальный стаж 04 месяца 03 дня, то суд приходит к выводу о включении периода времени с 01.09.1988г. по 22.02.1991г. в льготный стаж истца, и заявленные исковые требования в данной части, также подлежат удовлетворению.
При разрешении настоящего спора имеет правовое значение данное разъяснение Конституционного Суда РФ, следует учитывать, что в спорный период времени (с 03.08.1972 года) действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 года № 590.
Подпунктом "з" п. 109 названного Положения предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготном размере пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, период обучения в училищах приравнивался к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Поскольку период обучения в училище имел место до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий, то он подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права, иное толкование противоречило бы положениям ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19, ч. 1 ст. 55 Конституции РФ и правовой позиции, изложенной в Постановлениях Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П и от 24.05.2001 г. № 8-П, а также в Определении Конституционного Суда РФ от 05.11.2002 г. N 320-О.
Кроме того, по окончании обучения, истец работал по специальности, дающей ему право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно.
Удовлетворяя заявленные исковые требования в части включения спорного периода в стаж на соответствующих видах работ, суд учитывает правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. № 2-П «О проверке конституционности отдельных положений статей ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», о возможности оценки по нормам ранее действовавшего законодательства пенсионных прав гражданина, приобретенных им до 1 января 2002 г., в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии.
Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 г. № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 г. № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Так как после обучения, а истец работал в условиях, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии, то действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета периодов обучения в техническом училище в специальный стаж работы.
Кроме того, ссылка ответчика на то, что включение в специальный стаж периодов обучения не было предусмотрено и в ст.91 Закона РФ от 20.11.1990г. №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», не состоятельна.
Поскольку определением Верховного суда Российской Федерации №АКПИ-452 от 09.06.2016г. признан не действующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац второй пункта 11 указания Министерства социальной защиты населения РСФСР от 20 апреля 1992 г. N 1-28-У "О порядке применения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет".
Данным определением установлено, Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавший в период с 1 марта 1991 г. до 1 января 2002 г., закрепляя право отдельных категорий работников на получение пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, не предусматривал включение в специальный трудовой стаж на соответствующих видах работ время обучения и прохождения службы.
Вместе с тем данное нормативное положение противоречит приведенным выше нормам действующего законодательства, так как по своему содержанию исключает возможность исчисления после 1 января 1992 г. специального трудового стажа с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и (или) иной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж для назначения пенсии на льготных условиях.
В связи с чем, исковые требования о включении в специальный стаж периода с 01.09.1988г. по 22.02.1991г. (02-05-22) – учеба в ПТУ №58 г. Норильска подлежат удовлетворению.
При разрешении исковых требований о включении в специальный стаж периода с 25.01.1993г. по 03.03.1993г. (00-01-09) – курсы с отрывом от производства, суд исходит из следующего.
В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно п. 5 Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для работников, которые постоянно в течение полного рабочего дня заняты на этой работе, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
В соответствии со ст.173 ТК РФ, работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для: прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах соответственно - по 40 календарных дней, на каждом из последующих курсов соответственно - по 50 календарных дней (при освоении основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки на втором курсе - 50 календарных дней); подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов - четыре месяца; сдачи итоговых государственных экзаменов - один месяц.
Как следует из ст. 174 ТК РФ, работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в указанных учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для: прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах - по 30 календарных дней, на каждом из последующих курсов - по 40 календарных дней; подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов - два месяца; сдачи итоговых государственных экзаменов - один месяц.
Согласно ст. 196 ТК РФ, необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель.
В силу ч.1, ч.2 ст.197 ТК РФ, работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям.
Работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
В соответствии со ст.187 ТК РФ, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Как следует из материалов дела, за период нахождения на курсах повышения квалификации, заработная плата Соколову Ю.А. начислялась.
Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, на которые ссылается ответчик в оспариваемом решении, не предусмотрено ограничений по включению вышеуказанных периодов в специальный стаж.
Периоды нахождения на курсах повышения квалификации и в учебных отпусках являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в ПФР, и, соответственно, данные периоды включаются в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Соответственно, периоды нахождения на курсах повышения квалификации и учебных отпусков приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы, и, следовательно, исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
Исходя из приведенных норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, учебных отпусках являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем они подлежат включению в специальных стаж для назначения трудовой пенсии по старости.
Таким образом, нахождение истца на курсах, не лишает его права на включение спорного периода в стаж работы по специальности, поскольку он продолжал находиться в трудовых отношениях с учреждением, в котором работал, за ним сохранялось рабочее место, начислялась заработная плата и производились отчисления в пенсионный фонд, и иные отчисления, предусмотренные законодательством.
Следовательно, отказ ответчика во включении в стаж истца периода нахождения на курсах повышения квалификации с 25.01.1993г. по 03.03.1993г. (00-01-09), является неправомерным.
Таким образом, в специальный стаж истца (Список №1, РКС) подлежат включению периоды работы:
- с 01.09.1988г. по 22.02.1991г. (02-05-22) – учеба в ПТУ №58 г. Норильска,
- с 25.01.1993г. по 03.03.1993г. (00-01-09) – курсы с отрывом от производства.
Со стороны истца были заявлены требования о назначении страховой пенсии с 14.11.2017г., т.е. с момента исполнения Соколову Ю.А. 45 лет.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 в том числе мужчинам, достигшим возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона "О страховых пенсиях", лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Таким образом, ст. 33 Закона "О страховых пенсиях" предоставляет возможность уменьшить возраст выхода на пенсию еще на 5 лет для лиц, полностью выработавших необходимый стаж.
С учетом суммирования срока обучения в училище, периода нахождения на курсах, предусмотренной Списком №1, общий специальный стаж Соколова Ю.А. при страховом стаже 13 лет 10 месяцев 14 дней (положено 10 лет) и стаже работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера 14 лет 09 месяцев 11 дней (положено 15 лет).
Поскольку у истца отсутствует требуемый стаж работы в приравненных к Крайнему Северу местностях (15 лет), следовательно, не имеется правовых оснований для назначения истцу досрочной пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Соколова Юрия Анатольевича к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Советском районе г. Волгограда о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной страховой пенсии – удовлетворить частично.
Признать решение Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Советском районе г. Волгограда от 28.12.2017г. №1207 об отказе в установлении пенсии Соколову Юрию Анатольевичу незаконным в части невключения периодов: с 01.09.1988г. по 22.02.1991г. (02-05-22) – учеба в ПТУ №58 г. Норильска; с 25.01.1993г. по 03.03.1993г. (00-01-09) – период нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства.
Включить периоды работы Соколова Юрия Анатольевича в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости:
- с 01.09.1988г. по 22.02.1991г. (02-05-22) – учеба в ПТУ №58 г. Норильска;
- с 25.01.1993г. по 03.03.1993г. (00-01-09) – курсы с отрывом от производства.
В удовлетворении остальной части исковых требований Соколова Юрия Анатольевича к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Советском районе г. Волгограда о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости и назначении досрочной страховой пенсии – отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца после изготовления решения суда в окончательной форме в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда путем подачи апелляционных жалоб через Советский районный суд г. Волгограда.
Судья подпись В.Ф. Лазаренко
Мотивированное решение изготовлено 23 марта 2018 года.
Судья подпись В.Ф. Лазаренко