ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Дорыданова И.В. Дело № 2-62/2020
Докладчик Долгова Л.П.Дело№ 33-1510/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 мая 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Торговченковой О.В.,
судей Долговой Л.П. и Степановой Н.Н.,
при ведении протокола помощником судьи Лакомовой О.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке апелляционную жалобу истца Модоловой Натальи Юрьевны на решение Правобережного районного суда г. Липецка от 20 января 2020 года, которым постановлено:
«в удовлетворении исковых требований Модоловой Натальи Юрьевны к Управлению здравоохранения Липецкой области, ГУЗ «Липецкая городская поликлиника № 2», Министерству здравоохранения РФ о признании незаконными бездействия в непринятии мер по обеспечению лекарственными препаратами, возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом Копаксон-40, взыскании материального вреда в сумме 536 452 рубля 90 копеек, взыскании компенсации морального вреда в сумме 500 000 рублей отказать.».
Заслушав доклад судьи Долговой Л.П., судебная коллегия
установила:
Модолова Н.Ю. обратилась в суд с иском к управлению здравоохранения Липецкой области, государственному учреждению здравоохранения «Липецкая городская поликлиника № 2» (далее - ГУЗ «Липецкая городская поликлиника № 2») о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом, взыскании материального ущерба, компенсации морального вреда.
Свои требования истица обосновывала тем, что она является <данные изъяты>, 27 мая 2017 года ей установлен диагноз: <данные изъяты>, с 12 февраля 2018 года внесена в Федеральный регистр больных гемофелией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного) X (Стюарта-Прауэра), лиц после трансплантации органов и (или) тканей (далее – Федеральный регистр).
Для лечения указанного заболевания врачом ГУЗ «Липецкая городская поликлиника № 2» в январе 2018 года был назначен препарат глатирамера ацетат 20, однако рецепт на данный препарат выдан не был. Через месяц, после обострения заболевания, был выписан рецепт на покупку препарата глатирамера ацетат 40 (торговое название препарата - Копаксон 40), который относится к препаратам первой линии, изменяющим течение рассеянного склероза (ПИТРС), и является жизненно необходимым при заболевании «рассеянный склероз». С февраля 2018 года по настоящее время истица приобретает данный препарат за собственные средства, поскольку в бесплатном обеспечении лекарственным препаратом ей отказано.
Полагая, что в Федеральный регистр Модолова Н.Ю. должна быть включена с момента постановки диагноза <данные изъяты> а также считая, что при наличии данного заболевания она имеет право на бесплатное обеспечение жизненно необходимым препаратом, истица, с учетом уточнения исковых требований, просила признать незаконными действия ГУЗ «Липецкая городская поликлиника № 2», выразившиеся в несвоевременном включении в Федеральный регистр больных рассеянным склерозом, в некачественном оказании медицинской помощи, в необеспечении жизненно необходимым лекарственным препаратом; признать незаконным бездействие управления здравоохранения Липецкой области, выразившееся в непринятии мер по обеспечению лекарственным препаратом Копаксон-40; обязать ответчиков устранить допущенные нарушения прав и принять меры к обеспечению лекарственным препаратом Копаксон-40; взыскать с ответчиков солидарно компенсацию материального вреда в сумме 536 452 рубля 90 копеек, компенсацию морального вреда в сумме 500 000 рублей.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство здравоохранения Российской Федерации.
В судебном заседании истица Модолова Н.Ю. и ее представитель - Криухин Н.В. исковые требования поддержали.
Представитель ответчика управления здравоохранения Липецкой области - Родионова Н.А. в судебном заседании иск не признала, ссылаясь на то, что государственные закупки лекарственных препаратов, в том числе глатирамера ацетат, для амбулаторного лечения граждан с <данные изъяты> осуществляются Минздравом России за счет федерального бюджета. Объявленный Минздравом России 20 февраля 2018 года электронный аукцион на закупку препарата глатирамера ацетат (раствора для подкожного введения 40 мг/мл 1) отменен 7 марта 2018 года в целях обеспечения соответствия государственной закупки Федеральному закону от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и постановлению Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2017 года № 1380 «Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд». 28 апреля 2018 года ГУЗ «Липецкая городская поликлиника № 2» выписало истице рецепт на приобретение препарата глатирамера ацетат в дозировке 40 мг/мл за счет средств федерального бюджета. В связи с отсутствием данного препарата в Липецкой области рецепт с 28 апреля 2018 года находился на отсроченном обслуживании в аптеке № 119 ОГУП «Липецкфармация», закрепленной за ГУЗ «Липецкая городская поликлиника № 2». Из-за отсутствия поставок в Липецкую область препарата глатирамера ацетат по 40 мг/мл по государственным контрактам Минздрава России, перспектив таких поставок рецепт от 28 апреля 2018 года, выданный истице, был снят с отсроченного обслуживания ГУЗ «Липецкая городская поликлиника № 2» в 2019 году и аннулирован. На основании государственных контрактов Минздрава России в Липецкую область препарат глатирамера ацетат поставляется в дозировке по 20 мг/мл. Кроме данного препарата в Липецкую область по государственным контрактам Минздрава России для лечения больных с рассеянным склерозом поставляются интерферон бета-1а, интерферон бета-1б, пэгинтерферон бета-1а, натализумаб, терифлуномид. От консультации в кабинете <данные изъяты> ГУЗ «Липецкая областная клиническая больница» в июне 2018 года Модолова Н.Ю. отказалась. От амбулаторного лечения закупленным Минздравом России препаратом глатирамера ацетат по 20 мг/мл истица отказывается, хотя может быть обеспечена указанным лекарственным препаратом дозировкой 20 мг/мл.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика (далее – третье лицо) государственного учреждения здравоохранения «Липецкая областная клиническая больница» (далее – ГУЗ «Липецкая областная клиническая больница») - Семенихин Е.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, указав, что права Модоловой Н.Ю. ГУЗ «Липецкая областная клиническая больница» не нарушены, истица наблюдается в кабинете рассеянного склероза, где ей даются рекомендации в лечении.
Представитель третьего лица областного государственного унитарного предприятия «Липецкфармация» (далее - ОГУП «Липецкфармация») - Черных Л.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, объяснив, что в ОГУП «Липецкфармация» на длительном обслуживании находился рецепт, выданный ГУЗ «Липецкая городская поликлиника № 2» Модоловой Н.Ю. на обеспечение лекарственным препаратом глатирамера ацетат в дозировке 40 мг/мл бесплатно. Данный препарат отсутствовал длительное время, в 2019 году медицинской организацией рецепт был аннулирован.
Представители ответчиков ГУЗ «Липецкая городская поликлиника № 2» и Министерства здравоохранения Российской Федерации в судебное заседание не явились. В письменном заявлении ГУЗ «Липецкая городская поликлиника № 2» просило рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе истица Модолова Н.Ю. просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 27 мая 2020 года решение Правобережного районного суда г.Липецка от 20 января 2020 года оставлено без изменения.
Определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 2 ноября 2020 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 27 мая 2020 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Липецкого областного суда.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 11 марта 2021 года решение Правобережного районного суда г. Липецка от 20 января 2020 года отменено в части отказа в удовлетворении исковых требований Модоловой Натальи Юрьевны к управлению здравоохранения Липецкой области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по обеспечению лекарственными препаратами, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда и принято в данной части новое решение, которым признано незаконным бездействие управления здравоохранения Липецкой области по непринятию мер по обеспечению Модоловой Натальи Юрьевны лекарственным препаратом глатирамера ацетат 40 мг/мл (Копаксон-40). С управления здравоохранения Липецкой области в пользу Модоловой Натальи Юрьевны взысканы расходы на приобретение лекарственных препаратов и медицинских изделий в 2018 году в сумме 263567 рублей, компенсацию морального вреда в сумме 50000 рублей, а всего – 313567 (триста тринадцать тысяч пятьсот шестьдесят семь) рублей. В остальной части то же решение суда оставить без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 19 октября 2021 года апелляционное определение Липецкого областного суда от 11 марта 2021 года отменено в части оставления без изменения решение Правобережного районного суда г.Липецка от 20 января 2020 года, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Липецкого областного суда.
Выслушав истца Модолову Н.Ю. и ее представителя – Старикову А.В., поддержавших апелляционную жалобу, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части.
Базовым нормативным правовым актом в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Согласно статье 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 ).
К основным принципам охраны здоровья граждан относится также принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (статья 4 Федерального закона от «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Указанный принцип в соответствии со статьей 8 названного Федерального закона обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).
Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (пункт 8 ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного Федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядок формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 октября 2017 года № 2323-р были утверждены Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2018 год и Перечень лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, а также лиц после трансплантации органов и (или) тканей, в число которых включен препарат глатирамера ацетат.
Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и частью 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2017 года № 1492 (далее - Федеральная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).
Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
В разделе V Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи («Финансовое обеспечение Программы») предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Аналогичные положения предусмотрены и Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Липецкой области медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной постановлением администрации Липецкой области от 28 декабря 2017 года № 625 (раздел V «Финансовое обеспечение Программы»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.
Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение № 1). Согласно названному перечню право на получение лекарственных средств, необходимых для лечения данного заболевания, по рецептам врачей бесплатно имеют больные, страдающие рассеянным склерозом.
Вопросы назначения и выписывания лекарственных препаратов при оказании медицинской помощи в медицинских организациях, иных организациях, осуществляющих медицинскую помощь, и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность до 14 января 2019 года были урегулированы Порядком назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 года № 1175н.
В силу положений пунктов 2, 3 и 5 данного Порядка назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача. Медицинские работники выписывают рецепты на лекарственные препараты за своей подписью. Назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется медицинским работником по международному непатентованному наименованию, а при его отсутствии - группировочному наименованию. В случае отсутствия международного непатентованного наименования и группировочного наименования лекарственного препарата, лекарственный препарат назначается и выписывается медицинским работником по торговому наименованию. При наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации осуществляется назначение и выписывание лекарственных препаратов: не входящих в стандарты медицинской помощи; по торговым наименованиям. Решение врачебной комиссии медицинской организации фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии. Сведения о назначенном, и выписанном лекарственном препарате (наименование лекарственного препарата, разовая доза, способ и кратность приема или введения, длительность курса, обоснование назначения лекарственного препарата) указываются в медицинской карте пациента. Рецепт на лекарственный препарат выписывается на имя пациента, для которого предназначен лекарственный препарат.
Аналогичные положения содержатся в пунктах 2, 3, 6 Порядка назначения лекарственных препаратов, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 января 2019 года № 4н, действующего в настоящее время.
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (в данном случае за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - Липецкой области) лиц, страдающих рассеянным склерозом, лекарственными средствами, необходимыми для лечения данного заболевания, по рецептам врачей бесплатно. При этом для инвалидов государственная социальная помощь определена в виде набора социальных услуг, в состав которого согласно пункту 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ включается, в том числе, обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Модолова Н.Ю. является <данные изъяты>, в сентябре 2017 года ей установлен диагноз <данные изъяты> С данным диагнозом Модолова Н.Ю. наблюдается в кабинете <данные изъяты> ГУЗ «Липецкая областная клиническая больница», с 12 февраля 2018 года внесена в Федеральный регистр больных гемофелией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико- уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов П (фибриногена), VII (лабильного) X (Споарта-Прауэра), лиц после трансплантации органов и (или) тканей.
9 февраля 2018 года врачом-неврологом ГУЗ «Липецкая городская поликлиника № 2» Модоловой Н.Ю. выписан рецепт на приобретение за счет собственных средств пациента лекарственного препарата с действующим веществом глатирамера ацетат 40 мг/мл.
28 апреля 2018 года врачом-неврологом того же медицинского учреждения сделано назначение лекарственного препарата с действующим веществом глатирамера ацетат 40 мг/мл и выдан рецепт на его бесплатное приобретение. Однако на основании данного рецепта Модолова Н.Ю. указанным препаратом обеспечена не была.
В дальнейшем лечащим врачом ГУЗ «Липецкая городская поликлиника №2» и в ходе консультаций в ГУЗ «Липецкая областная клиническая больница» Модоловой Н.Ю. также назначался лекарственный препарат с действующим веществом глатирамера ацетат 40 мг/мл, выдавались рецепты на его приобретение пациентом за счет собственных средств.
Судом также установлено, что с 2018 года в Липецкую область поставляется лекарственный препарат глатирамера ацетат в дозировке 20 мг/мл, закупка лекарственного препарата глатирамера ацетат 40 мг/мл для подкожного введения не производится, поскольку объявленный Министерством здравоохранения Российской Федерации 20 февраля 2018 года электронный аукцион на его закупку отменен 7 марта 2018 года в целях обеспечения соответствия государственной закупки Федеральному закону от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Решением врачебной комиссии по обеспечению лекарственными средствами на льготной основе ГУЗ «Липецкая городская поликлиника № 2» от 16 июля 2019 года установлено, что обеспечение Модоловой Н.Ю. препаратом глатирамера ацетат 40 мг/мл с применением 3 раза в неделю в настоящее время не представляется возможным, в связи с чем рекомендовано лечение лекарственным средством глатирамера ацетат 20 мг/мл ежедневно (препарат имеется в наличии) или обратиться повторно в кабинет лечения рассеянного склероза для подбора адекватного лечения.
В период с 9 февраля 2018 года по 8 ноября 2019 года приобретение лекарственного препарата с действующим веществом глатирамера ацетат 40 мг/мл осуществлялось Модоловой Н.Ю. за счет собственных средств.
Разрешая спор и отказывая Модоловой Н.Ю. в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, сославшись на положения пункта 21 части 1 статьи 14, пункта 2 части 1, части 2 статьи 15, частей 7 и 8 статьи 44, части 2 статьи 70, части 9 статьи 83, части 4 статьи 101 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЭ «Об основах охраны здоровья граждан е Российской Федерации», пункты 3, 5 - 8, 10 Правил формирования перечней I лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2014 года № 871, Правил ведения Федерального регистра лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизаршж нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов 11 1 (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта - Прауэра), лиц после трансплантации органов и (или) тканей* утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2018 года № 1416, Правил формирования перечня лекарственных средств, закупка которых осуществляется соответствии с их торговыми наименованиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года I № 1086, Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1175 н, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, исходил из того, что на момент назначения Модоловой Н.Ю. лекарственного препарата с действующим веществом глатирамера ацетат для подкожного введения в дозировке 40 мг/мл и выдачи ей соответствующего рецепта данный препарат в Липецкую область не поставлялся, а поставлялся лекарственный препарат с действующим веществом глатирамера ацетат для подкожного введения в дозировке 20 мг/мл, от получения которого Модолова Н.Ю. отказалась. При этом суд пришел к выводу о том, что необеспечение истццы лекарственным препаратом с действующим веществом глатирамера ацетат для подкожного введения в дозировке 40 мг/мл не привело к нарушению прав и законных интересов Модоловой Н.Ю., поскольку в материалы дела не представлено достоверных доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, в подтверждение того, что данное лекарственное средство именно в заявленной истицей дозировке является для нее жизненно необходимым.
Разрешая требования Модоловой Н.Ю. в части признания незаконным бездействия управления здравоохранения Липецкой области, выразившегося в непринятии мер по обеспечению Модоловой Н.Ю. лекарственным препаратом Копаксон-40 и возложении на ответчиков обязанности по - устранению допущенных нарушений ее прав, суд первой инстанции исходил из того, что не установлен прием Модоловой Н.Ю. каких-либо иных препаратов, которые назначались для лечения заболевания <данные изъяты>, кроме лекарственного препарата с действующим веществом глатирамера ацетат в дозировке 20 мг/мл, не были зафиксированы какая-либо негативная реакция, индивидуальная непереносимость, а также не была документально зафиксирована неэффективность применения этого препарата, данных, свидетельствующих о назначении истцу лекарственного препарата с торговым наименованием Копаксон-40, не имеется, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований в указанной части.
Отказывая в удовлетворении требований о взыскании понесенных затрат на приобретение указанного лекарственного препарата за период с февраля 2018 г. на сумму 536 452,90 руб., суд первой инстанции, исходил из того, что врачебной комиссией было принято решение о назначении Модоловой Н.Ю. для лечения лекарственного препарата с действующим веществом глатирамера ацетат в дозировке 20 мг/мл для подкожных инъекций ежедневно, а также из того, что при наличии возможности получать бесплатно лекарственный препарат с действующим веществом глатирамера ацетат в дозировке 20 мг/мл, истица по своей инициативе понесла затраты на приобретение лекарственного препарата с действующим веществом глатирамера ацетат в дозировке 40 мг/мл с торговым наименованием Копаксон-40 за период с февраля 2018 года на сумму 536 452 руб. 90 коп.
Суд апелляционной инстанции признал, что выводы суда первой инстанции основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Исходя из того, что обеспечение истицы необходимым лекарственным средством на основании выписанного рецепта за счет средств бюджета Липецкой области произведено не было, а выданные в дальнейшем рецепты содержали указание на приобретение препарата в дозировке 40мг/мл за счет собственных средств, в связи с чем Модолова Н.Ю. была вынуждена самостоятельно приобретать данный лекарственный препарат, а также установив, что отказ Модоловой Н.Ю. от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ, имел место только с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года, суд апелляционной инстанции в определении судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 11.03.2021года пришел к выводу о праве Модоловой Н.Ю. на бесплатное приобретение лекарственного препарата глатирамера ацетат в дозировке 40мг/мл в 2018году, в связи с чем, признал незаконным бездействие управления здравоохранения Липецкой области по непринятию мер по обеспечению Модоловой Н.Ю. лекарственным препаратом глатирамера ацетат 40 мг/мл (торговое название Копаксон 40) в 2018 году за счет бюджета Липецкой области, а также взыскал с управления здравоохранения Липецкой области расходы на приобретение указанного лекарственного средства и инъектора для его введения в сумме 263567 руб.
Установив, что не обеспечение истицы лекарственным препаратом глатирамера ацетат 40 мг/мл в 2018 году имело место по вине управления здравоохранения Липецкой области, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований истицы о взыскании компенсации морального вреда и взыскал в пользу истицы 50000 руб.
В указанной выше части апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 11.03.2021года оставлено без изменения Определением судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 19 октября 2021 года.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции сделал выводы об отказе в иске в части взыскания расходов на приобретение лекарственного препарата глатирамера ацетат в дозировке 40 мг/мл, понесенных Модоловой Н.Ю. в 2019 году, а также о возложении на ответчиков обязанности по обеспечению Модоловой Н.Ю. лекарственным препаратом Копаксон- 40, указав, что в связи с отказом Модоловой Н.Ю. от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ не имеется оснований для бесплатного обеспечения ее лекарственными препаратами.
Однако, судебная коллегия считает указанные выводы суда первой инстанции ошибочными, поскольку они не основаны на нормах материального права и противоречат им.
Конституцией Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, гарантирует государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан, устанавливает гарантии социальной защиты. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статьи 2 и 7).
В Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39). Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помошь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей и гарантирует каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в "том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (часть 2 статьи 19 Федерального закона об основах охраны здоровья граждан).?
Статьей 29 поименованного закона определены способы обеспечения охраны здоровья граждан, в частности организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в I соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1).
Гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями. и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь. Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждаются Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (части 1 и 2 статьи 43 названного закона).
Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2019 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи лицам, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, а также лиц после трансплантации органов и (или) тканей, в число которых включен препарат глатирамера ацетат, утвержден распоряжение Правительства РФ от 10.12.2018 N 2738-р.
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Постановлением Правительства РФ от 10.12.2018 N1506 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (далее - Программа), в ее разделе V Финансовое обеспечение Программы указаны, в том числе закупки лекарственных препаратов, предназначенных для лечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико- уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, лиц после трансплантации органов и (или) тканей, по перечню лекарственных препаратов, сформированному в 5 установленном порядке и утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается ответчиком, что Модолова Н.Ю. с сентября 2017 года страдает заболеванием «рассеянный склероз», для лечения которого ей назначен лекарственный препарат и действующим веществом глатирамера ацетат для подкожного введения в дозировке 40 мг/мл, следовательно, согласно действующему законодательству имеет право на его бесплатное получение, поскольку данное заболевание относится к заболеваниям, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Модолова Н.Ю. также является инвалидом третьей группы.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Указанный закон, определяя социальную защиту инвалидов как систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, социальную поддержку инвалидов как систему мер, обеспечивающую социальные гарантии инвалидам, устанавливаемую законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения, устанавливает, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (статьи 2 и 13).
Правовые и организационные основы оказания государственной, социальной помощи отдельным категориям граждан устанавливает Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ, предусматривающий в качестве одного из видов государственной социальной помощи инвалидам предоставление набора социальных услуг, в состав которого включено обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по, рецептам на лекарственные препараты (пункт 8 статьи 6.1, пункт 1 части 1 статьи 6.2 Закона № 178-ФЗ в действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений редакции).
Организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения является полномочием Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации N 890) утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (далее - Перечень), относящий лиц с заболеванием «рассеянный склероз» к самостоятельной группе населения, которой по медицинским показаниям по рецептам врача при амбулаторном лечении предоставляются бесплатно лекарственные средства, необходимые для лечения данного заболевания.
В Перечне (раздел «категории заболеваний») поименован рассеянный склероз, при амбулаторном лечении которого лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Исходя из приведенных нормативных положений отказ лица, признанного инвалидом, и имеющего заболевание «рассеянный склероз», от получения государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, предусмотренных частью 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N178-ФЗ, не влияет на реализацию им права на получение бесплатно лекарственного препарата, относящегося к жизненно необходимым лекарствам, гарантированного Федеральным законом об основах охраны здоровья граждан и принятыми во исполнение его требований иными подзаконными актами, в частности постановлением Правительства Российской Федерации N890, которым препараты для лечения рассеянного склероза (в частности, лекарственный препарат с действующим веществом глатирамера ацетат для подкожного введения в дозировке 40 мг/мл) отнесен к числу жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, которыми граждане обеспечиваются бесплатно.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции не учел, что лица с заболеванием <данные изъяты> имеют право на получение лекарственных препаратов для лечения данного заболевания за счет средств федерального и областного бюджета, при этом, истец Модолова Н.Ю., отказавшаяся как инвалид от получения набора социальных услуг в пользу денежных выплат, не теряет право на льготное лекарственное обеспечение, поскольку инвалиды обеспечиваются лекарственными средствами по двум основаниям: в рамках набора социальных услуг в соответствии с Законом о государственной социальной помощи и в силу Постановления №890 от 30 июля 1994г., закрепившего Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Поскольку Модолова Н.Ю. с сентября 2017 года страдает заболеванием <данные изъяты> для лечения которого ей назначен лекарственный препарат и действующим веществом глатирамера ацетат для подкожного введения в дозировке 40 мг/мл, отсутствие обеспечения указанным препаратом, нарушает ее права на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь и может повлечь развитие тяжелых жизнеугрожающих осложнений, создает реальную угрозу жизни и здоровью.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что требования истца Модоловой Н.Ю. о возложении обязанности обеспечить ее лекарственным препаратом являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В данном случае право истца на бесплатное получение лекарственных средств в 2019 году и дальнейшее обеспечение лекарственными средствами?было нарушено ответчиком, однако, надлежащая оценка данным доводам истца судом первой инстанции не дана.
Исходя из представленных истцом Модоловой Н.Ю. квитанций и товарных чеков, имеющихся в материалах дела (т.2, л.д.119-129,т.3 л.д.76), учитывая расчет истицы по заявленным исковым требованиям, приобщенный к материалам дела, на основании выписанных истцу в 2019 году рецептов, Модолова Н.Ю. приобрела за счет собственных средств лекарственный препарат глатирамера ацетат 40 мг/мл на сумму 242684,70 руб. (19384,10+22495+19538+37282+16189+18164,40+18473,10+16672+18662,70+18467,10+19404,70+17952,60).
С учетом вышеизложенного, решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований Модоловой Н.Ю. к управлению здравоохранения Липецкой области о взыскания расходов на приобретение данного лекарственного препарата в 2019 году подлежит отмене с принятием в данной части нового решения об удовлетворении иска в части взыскания в пользу истца 242684,70 руб. и возложении на ответчика обязанности обеспечить ее лекарственным препаратом.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции отказал истице и в удовлетворении требований к ГУЗ «Липецкая городская поликлиника № 2» о признании незаконными действий, выразившихся в несвоевременном включении в Федеральный регистр больных рассеянным склерозом, по тем основаниям, что действовавшими на момент установления истице диагноза Правилами ведения Федерального регистра лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 года № 404, для медицинской организации, в которой больные находятся под медицинским наблюдением, не предусматривалось конкретных сроков предоставления направления и извещения в орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, а также все необходимые документы для внесения Модоловой Н.Ю. в Федеральный регистр она предоставила только в 2018 году, поскольку в связи с заключением брака и изменением фамилии производила замену документов, что не оспаривается самой Модоловой Н.Ю. и подтверждается свидетельством о регистрации брака.
Судебная коллегия полагает данный вывод суда необоснованным по следующим основаниям.
Согласно Правилам ведения Федерального регистра лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 года № 404 (далее – Правила), и действовавшим на момент установления истице диагноза и до 1 января 2019 года, ведение региональных сегментов осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Федеральный регистр является федеральной информационной системой, содержащей сведения о больных и лекарственных препаратах, выписанных и отпущенных больным.
Федеральный регистр содержит следующие сведения о больных: страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования; фамилия, имя, отчество, дата рождения; пол; адрес места жительства; серия и номер паспорта; серия и номер полиса обязательного медицинского страхования и наименование страховой медицинской организации, его выдавшей; сведения об инвалидности; диагноз заболевания, сведения о медицинской организации, выдавшей направление на включение сведений о больных в Федеральный регистр и так далее.
Согласно пункту 9 Правил в случае установления диагноза заболевания (состояния), указанного в пункте 1 настоящих Правил, медицинские организации, в которых больные находятся на медицинском обслуживании, представляют направления и извещения в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором больные проживают.
Согласно пункту 14 Правил уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для формирования Федерального регистра в течение 5 рабочих дней с даты получения направления и (или) извещения от медицинских организаций, представляет в Министерство здравоохранения Российской Федерации сведения о больном по форме и в порядке, которые утверждаются указанным Министерством.
Финансирование обеспечения больных, включенных в Федеральный регистр, лекарственными препаратами, предусмотренными перечнем лекарственных препаратов, осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в соответствии со статьями 15 и 26 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Анализ приведенных выше норм материального права позволяет сделать вывод о том, что в целях обеспечения больных жизненно необходимыми лекарственными препаратами, медицинские организации, в которых больные находятся на медицинском обслуживании, обязаны незамедлительно представить сведения об указанных больных в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором больные проживают, для включения их в Федеральный регистр.
Однако, в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о выполнении ответчиком ГУЗ «Липецкая городская поликлиника № 2» указанных требований законодательства.
Судом первой инстанции установлено, что диагноз <данные изъяты> Модоловой Н.Ю. установлен 27 мая 2017 года. В феврале 2018 года Модолова Н.Ю. была внесена в Федеральный регистр, то есть спустя семь месяцев.
Судебная коллегия, учитывая вышеизложенное, несмотря на отсутствие нормативного закрепления в действующем на тот момент законодательстве конкретных сроков направления и извещения в орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья сведений о больном, полагает, что между датой установления диагноза истцу и датой постановки Модоловой Н.Ю. в Федеральный регистр прошло значительное время, в течение которого истец не была обеспечена жизненно необходимым лекарственным средством. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что действия ГУЗ «Липецкая городская поликлиника № 2», выразившиеся в несвоевременном направлении необходимых сведений для включения истца в Федеральный регистр больных рассеянным склерозом, являются незаконными, привели к нарушению законных прав и интересов истца.
В связи с изложенным судебная коллегия считает подлежащими удовлетворению требования истца к ГУЗ «Липецкая городская поликлиника № 2» о признании незаконными действий, выразившихся в несвоевременном включении в Федеральный регистр больных рассеянным склерозом.
Доводы представителя ответчика ГУЗ «Липецкая городская поликлиника № 2» о том, что все необходимые документы для внесения истицы в Федеральный регистр представлены самой Модоловой Н.Ю. только вфеврале 2018 года, после чего она и была внесена в Федеральный регистр не могут служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований о признании незаконными действий, выразившихся в несвоевременном включении в Федеральный регистр больных рассеянным склерозом, поскольку ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что после установления истцу диагноза в мае 2017года медицинское учреждение принимало меры к выполнению возложенной на него обязанности.
Заявляя требования о взыскании с ответчиков материального вреда в размере 536452 руб. 90 коп., истец указала, что данная сумма включает в себя расходы на приобретение лекарственного препарата глатирамера ацетат 40 в 2018-2019 годах, медицинского изделия – инъектора для введения данного препарата, расходов за оказание платных медицинских услуг в сумме 26114 руб.; недополученной суммы ежемесячной денежной выплаты за период с августа по декабрь 2019 года в размере 4140 руб. 70 коп.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
Исходя из положений пункта 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, применение такой меры гражданско-правовой ответственности как возмещение ущерба возможно при доказанности совокупности нескольких условий: противоправности действий причинителя вреда, вины причинителя вреда, причинной связи между противоправными действиями и возникшими убытками, наличия и размера понесенных убытков. При этом для удовлетворения требований о взыскании убытков необходима доказанность всей совокупности указанных фактов. Недоказанность одного из необходимых оснований возмещенияубытковисключает возможность удовлетворения исковых требований.
В подтверждение расходов на оказание платных медицинских услуг в сумме 26114 руб. истицей представлены:
договор № о предоставлении платных медицинских услуг от 23 августа 2017 года со справкой от 16 октября 2019 года об оплате медицинских услуг по указанному договору на сумму 10600 рублей;
справка от 11 октября 2019 года об оплате медицинских услуг на сумму 6 200 рублей по договорам от 20 февраля 2018 года № (850 рублей), от 13 марта 2018 года № (900 рублей), от 20 августа 2018 года № (750 рублей), от 23 августа 2018 года № (950 рублей), от 16 ноября 2018 года № (950 рублей), от 21 декабря 2018 года № (950 рублей), от 26 декабря 2018 года № (850 рублей);
справка от 15 октября 2019 года об оплате медицинских услуг 2 августа 2017 года в сумме 4 200 рублей;
справка от 3 октября 2019 года об оплате медицинских услуг 16 октября 2017 года в сумме 4 203 рубля за гемотест-анализы в ООО «ЛК Мед».
Отказ во взыскании расходов по оплате медицинских услуг 16 октября 2017 года в сумме 4 203 рубля за гемотест-анализы в ООО «ЛК Мед» истица не оспаривала и на взыскании данных расходов не настаивала.
Договор № о предоставлении платных медицинских услуг от 23 августа 2017 года заключен между ФГБНУ «Научный центр неврологии» и Пополитовой (ныне Модоловой) Н.Ю. Предметом данного договора является предоставление платных медицинских услуг пациенту Пополитовой Н.Ю. согласно прейскуранту. Из представленных платежных документов следует, что произведена оплата за сдачу анализа в сумме 5130 рублей (квитанция от 23 августа 2017 года), за консультацию в сумме 1500 рублей (чек от 23 августа 2017 года), за дистанционное описание снимков МРТ в сумме 4000 рублей (чек по операции от 28 ноября 2017 года). Согласно объяснениям истицы указанные медицинские услуги оказаны ей с целью установления диагноза.
Медицинские услуги на сумму 6200 рублей оказаны истице ГУЗ «Липецкая областная клиническая больница» по заключенным с ней договорам на оказание платных медицинских услуг: прием (осмотр, консультация) врача-невролога.
Медицинские услуги на сумму 4200 рублей (выявление олигоклональных иммуноглобулинов G в спинномозговой жидкости методом изофукусировки в геле агарозы с иммуноферментным проявлением (спинномозговая жидкость)) оказаны истице ФГБУ «Гематологический научный центр» Минздрава России 2 августа 2017 года по направлению врача того же учреждения Лейн М.М.
Каких-либо доказательств, подтверждающих вину ответчиков в причинении вреда Модоловой Н.Ю. в виде понесенных расходов за оказанные услуги, в материалы дела не представлено. Обязанность по направлению истицы в указанные учреждения с целью оказания медицинской помощи у ответчиков отсутствует, доказательств такого направления истицы именно ответчиками не представлено. Кроме того, основная часть приведенных выше расходов истицей понесены в 2017году, до установления ей указанного выше диагноза.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований в данной части, а поэтому оснований для отмены постановленного судом первой инстанции решения суда в указанной части судебная коллегия не усматривает.
В обоснование требований о возмещении расходов, связанных с не обеспечением ответчиками необходимыми лекарственными препаратами и необходимостью в связи с этим покупать лекарства за пределами города, истица представила билеты от 25 июля 2019 года на автобус по маршруту «Липец-Тула» с остановкой в г. Ефремов и по маршруту «Калуга-Воронеж» из г. Ефремов до г. Елец на имя Модоловой Н.Ю. и Пополитовой И.А. на сумму 911 руб.
Судебная коллегия полагает необходимым взыскать в пользу истицы Модоловой Н.Ю. транспортные расходы в сумме 911 руб., понесенные ей в связи с поездкой в аптечные учреждения г. Ефремов Тульской области для приобретения препарата «глитирамера ацетат 40», учитывая то, что на тот момент данный препарат отсутствовал в аптеках Липецкой области, обеспечение истицы необходимым лекарственным средством на основании выписанного рецепта за счет средств бюджета Липецкой области произведено не было, а выданные в дальнейшем рецепты содержали указание на приобретение препарата в дозировке 40мг/мл за счет собственных средств.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает решение суда в указанной части также подлежащим отмене.
Заявляя требование о взыскании недополученной суммы ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) за период с августа по декабрь 2019 года в размере 4 140 руб. 70 коп., истица указала, что от получения ЕДВ она отказалась из-за принуждения врача ГУЗ «Липецкая городская поликлиника № 2» Заикиной О.М.
Вместе с тем, материалами дела установлено, что в 2019 году Модолова Н.Ю. отказалась от получения государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, предусмотренных частью 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», в пользу денежной компенсации.
Доказательств аннулирования такого отказа в 2019 году и возобновления предоставления набора социальных услуг (социальной услуги) в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ, не представлено, равно как и не представлено доказательств наличия какой-либо вины врача Заикиной О.М. в получении истицей социальной услуги, либо в отказе от ее получения.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требования истицы о взыскании недополученной суммы ежемесячной денежной выплаты за период с августа по декабрь 2019 года в размере по 4 140 руб. 70 коп. не имеется.
Поскольку судом апелляционной инстанции достоверно установлено, что несвоевременное внесение сведений в Федерального регистра лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей, имело место быть по вине ГУЗ «Липецкая городская поликлиника №2», то подлежат удовлетворению требования истицы о взыскании компенсации морального вреда.
В силу статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
Несвоевременное внесение сведений в Федерального регистра лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей привело к не обеспечению истицы лекарственным препаратом, являющимся для нее жизненно необходимым, повлекло причинение ей нравственных и физических страданий. Невозможность проводить лечение ставила под угрозу здоровье Модоловой Н.Ю., из-за чего она испытывала волнение и переживание, понимая опасность прогрессирования заболевания.
С учетом степени нравственных страданий истицы, являющейся инвалидом третьей группы, их продолжительности, составляющей более двух лет, судебная коллегия полагает разумным и справедливым определить размер компенсации морального вреда в размере 50 000 руб., взыскав их с ГУЗ «Липецкая городская поликлиника №2».
Исходя из того обстоятельства, что не обеспечение истицы лекарственным препаратом глатирамера ацетат 40 мг/мл в 2019 году имело место быть по вине управления здравоохранения Липецкой области, то, следовательно, подлежат удовлетворению требования истицы о взыскании компенсации морального вреда.
Необеспечение истицы лекарственным препаратом, являющимся для нее жизненно необходимым, повлекло причинение ей нравственных и физических страданий. Невозможность проводить лечение ставила под угрозу здоровье Модоловой Н.Ю., из-за чего она испытывала волнение и переживание, понимая опасность прогрессирования заболевания.
С учетом степени нравственных страданий истицы, являющейся <данные изъяты>, их продолжительности, судебная коллегия полагает разумным и справедливым определить размер компенсации морального вреда в размере 50000 руб., взыскав их с управления здравоохранения Липецкой области.
Таким образом, общая сумма, подлежащая взысканию с управления здравоохранения Липецкой области в пользу Модоловой Н.Ю., составляет 293 595 руб. 70 коп. (242684,70 + 911 + 50000).
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Правобережного районного суда г. Липецка от 20 января 2020 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований Модоловой Натальи Юрьевны о возложении обязанности принять меры по обеспечению лекарственными препаратами, взыскании денежных средств за 2019 год, компенсации морального вреда и принять в данной части новое решение, которым
Признать незаконными действия ГУЗ «Липецкая городская поликлиника № 2» по несвоевременному внесению сведений об установлении медицинского диагноза Модоловой Наталье Юрьевне в Федеральный регистр лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей.
Взыскать с ГУЗ «Липецкая городская поликлиника № 2» в пользу Модоловой Натальи Юрьевны компенсацию морального вреда в сумме 50000 руб.
Обязать управление здравоохранения Липецкой области обеспечить Модолову Наталью Юрьевну лекарственным препаратом глатирамера ацетат 40 мг/мл (Копаксон-40).
Взыскать с управления здравоохранения Липецкой области в пользу Модоловой Натальи Юрьевны расходы на приобретение лекарственных препаратов и медицинских изделий в 2019 году в сумме 242684 руб. 70 коп., транспортные расходы в сумме 911 руб., компенсацию морального вреда 50000 руб., а всего 293 595 руб. 70 коп.
В остальной части то же решение суда оставить без изменения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: (подпись)
Судьи: (подписи)
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20.05.2022года.
Копия верна:
Судья:
Секретарь: