Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
04 мая 2018 г. Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе
председательствующего Головачевой О.В.,
РїСЂРё секретаре РРѕРЅРѕРІРѕР№ Рљ.Рќ.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело в„–2Р°-906 РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению Васильевой Р.Р’. Рє Министерству строительства Самарской области, заинтересованным лицам Дзюбану Р”.Рђ., администрации Рі. Рѕ. Тольятти Самарской области Рѕ признании незаконным продления разрешения РЅР° строительство многоквартирного жилого РґРѕРјР°,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р» :
Васильева Р.Р’. обратилась СЃ административным исковым заявлением Рѕ признании незаконным продления разрешения РЅР° строительство многоквартирного жилого РґРѕРјР° Рє Министерству строительства Самарской области, указав, что РІ феврале 2011 Рі. Дзюбан Р”.Рђ. (застройщик) приобрел земельный участок РїРѕ адресу: .... что подтверждается Свидетельством Рѕ государственной регистрации права ..., выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии РїРѕ Самарской области 17.05.2011 Рі.
Представитель Т. А.Н., действуя от имени Застройщика Дзюбан Д.А., привлекал денежные средства от физических лиц на строительство многоквартирного дома.
Дзюбаном Д.А. получено Разрешения на строительство № RU 63302000-411 от 28.12.2012 г. многоквартирного жилого дома по адресу: ..... Действие Разрешения на строительство № RU 63302000-411 от 28.12.2012 г. неоднократно (более 4-х раз) продлялось Мэрией г.о.Тольятти для окончания строительства дома.
Согласно Выписке из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 08.11.2017 г. № 513/5.1-1 Разрешение на строительство № RU 63302000-411 было продлено до 28.07.2018 г. Министерством строительства Самарской области.
Дольщиком Васильевой Р.Р’. 11.08.2014 Рі. был заключен Договор РѕР± участии РІ строительстве жилого РґРѕРјР° РїРѕ адресу: ...., РІ соответствии СЃ условиями которого застройщик - Дзюбан Р”.Рђ. РІ лице Рў. Рђ.Рќ. обязался передать РІ собственность квартиру в„– ..., площадью 110 РєРІ.Рј., Р° дольщик Васильева Р.Р’. РІ качестве оплаты внести денежные средства РІ размере 4 800 000 СЂСѓР±. РЎРІРѕРё обязательства РїРѕ уплате денежных средств РѕРЅР° исполнила РІ полном объеме.
РР· текста РґРѕРіРѕРІРѕСЂР°, заключенного между Дзюбан Р”.Рђ. Рё Васильевой Р.Р’. следует, что РѕРЅ заключен сторонами как физическими лицами, то есть заинтересованное лицо РЅРµ может быть признано застройщиком РїРѕ смыслу Федерального закона РѕС‚ 30.12.2014Рі. в„– 214-ФЗ, Р° следовательно, заключенные Дзюбаном Р”.Рђ. РґРѕРіРѕРІРѕСЂС‹ невозможно расценивать как РґРѕРіРѕРІРѕСЂС‹ участия РІ долевом строительстве многоквартирного РґРѕРјР°.
Застройщик Дзюбан Д.А., обращаясь неоднократно за продлением разрешения на строительство, не намеревался осуществить действия по сдаче дома в эксплуатацию.
Получив формальный отказ мэрии г.о.Тольятти во вводе дома в эксплуатацию, Дзюбан Д.А. получил возможность обратиться в суд для признания права собственности за собой на весь дом, что он и сделал.
Однако Решением Центрального районного суда г.Тольятти по делу №2-5219/2015 многоквартирный жилой дом по адресу: ...., признан самовольно построенным строением ввиду несоответствия объекта строительства целевому назначению земельного участка, на котором возведен спорный объект, а равно установленным градостроительным планом, Правилами землепользования и застройки г.о.Тольятти требованиям градостроительного регламента зоны Ж-2.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· этого, Дзюбану Р”.Рђ. РЅРµ удалось получить право собственности РЅР° РІСЃРµ квартиры, которые ранее РёРј были реализованы дольщикам РїРѕ договорам долевого участия.
Все строительные работы Дзюбан Д.А. были осуществлены в 2013 г., затем стройка была «заморожена» ввиду финансовой невозможности продолжения строительства.
Между тем, жилой дом возводился исключительно на денежные средства дольщиков, в том числе истца, которые полностью выплатили денежные средства в общей сумме порядка 60 000 000 рублей.
Дзюбан Д.А. грубо нарушены права дольщиков, а именно:
- многоквартирный жилой дом возведен с нарушением процедуры, установленной Градостроительным Кодексом РФ;
- Государственную инспекцию строительного надзора Самарской области Застройщик РЅРµ уведомлял Рѕ начале строительства (РёСЃС…. в„– Р“РРЎРќ-01-22/68-3 РѕС‚ 17.03.2015 Рі.), что исключает возможность РІРІРѕРґР° РІ эксплуатацию РґРѕРјР° РІ разрешительном РїРѕСЂСЏРґРєРµ.
- заключенные с дольщиками (физическими лицами) договоры на участие в долевом строительстве не соответствуют требованиям ФЗ РФ от 30.12.2004 N 214 "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", который наделяет полномочиями застройщика только юридические лица.
Текст Рё редакцию РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° СЃ Дзюбан Р”.Рђ. - физическим лицом предложил для подписания сам Дзюбан Р”.Рђ., таким образом, введя РІ заблуждение дольщиков многоквартирного РґРѕРјР° ...., которые лишены реальной возможности защиты СЃРІРѕРёС… прав Рё интересов РІ судебном РїРѕСЂСЏРґРєРµ, что подтверждается Решениями Центрального районного СЃСѓРґР° Рі.Тольятти РїРѕ делу в„–2-2637/2015, в„–2-5216/2015 РѕР± отказе РІ удовлетворении требований дольщика Р›. Р.Р‘. РѕР± обязании зарегистрировать РґРѕРіРѕРІРѕСЂ долевого участия.
При таких обстоятельствах, когда Дзюбан Д.А. формально обращается за продлением разрешения на строительство без намерения ввести дом в эксплуатацию, а исключительно с целью избежать ответственности за растраченные денежные средства, оснований для продления разрешения на строительство нет.
Ссылаясь на изложенное, административный истец просит признать незаконным действие Министерства строительства Самарской области по продлению Разрешения на строительство от 28.12.2012 № RU 63302000-411 до 28.07.2018г.
Представитель административного истца Обухова О.А. поддержала заявленные требования в полном объеме, дала пояснения, аналогичные установочной части решения.
Представитель административного ответчика Министерства строительства Самарской области в судебное заседание не явился, в предыдущих судебных заседаниях административный иск не признала, пояснила, что 28.12.2012 г. мэрией г. о. Тольятти выдано разрешение № RU63302000-411 на строительство многоквартирного жилого дома по адресу: .... сроком до 28.10.2013 г.
Впоследствии мэрия г. о. Тольятти пять раз продляла срок действия указанного разрешения на строительство.
Законом Самарской области от 29.12.2014 № 134-ГД «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области» (в редакции Закона Самарской области от 27.10.2016 № 108-ГД) с 27.10.2016 к полномочиям органов государственной власти Самарской области отнесены полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области по выдаче разрешений на строительство при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства (кроме объектов капитального строительства, в отношении проектной документации которых экспертиза не проводится в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации) в тех случаях, когда указанные разрешения в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации должны быть выданы органами местного самоуправления.
Положением о министерстве, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 31.10.2007 № 225, осуществление указанных полномочий возложено на министерство.
04.08.2017 г. в министерство поступило заявление Дзюбана Д.А. о продлении срока действия разрешения на строительство от 28.12.2012 № RU63302000-411.
07.08.2017 г. министерством было принято решение о продлении срока действия разрешения на строительство до 28.07.2018 г.
Считает, что оснований для отказа Дзюбану Д.А. в продлении разрешения на строительство нет.
Представитель заинтересованного лица администрации г. о. Тольятти Самарской области в судебное заседание не явился, направил суду письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором пояснил, что с 30.08.2016г. полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области по выдаче разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства осуществляет Министерство строительства Самарской области.
В соответствии ч. 20 ст. 51 ГрК РФ срок действия разрешения на строительство может быть продлен соответствующим органом, выдавшим разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за 60 дней до истечения срока действия такого разрешения.
Указанной нормой установлено одно основание для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство: если строительство не было начато до истечения срока действия разрешения.
РљСЂРѕРјРµ того, согласно позиции, изложенной РІ Определении BC Р Р¤ РѕС‚ 04.05.2016 в„– 136-РџРРљ16 РїРѕ делу в„– Рђ63-11027/2013, если строительство объекта начато РІ период действия разрешения РЅР° строительство, которое РЅРµ отменено Рё РЅРµ признано недействительным (незаконным), то Сѓ уполномоченного органа нет оснований для отказа РІ продлении СЃСЂРѕРєР° его действия.
На основании изложенного просили суд в удовлетворении требований административного истца о признании незаконным продления разрешения на строительство многоквартирного жилого дома отказать и рассмотреть дело без участия представителя администрации г.о.Тольятти по имеющимся в деле доказательствам.
Заинтересованное лицо Дзюбан Д.А. и его представитель в судебное заседание не явились, направили суду очередное письменное ходатайство с просьбой об отложении судебного заседания.
Суд, выслушав объяснения представителя административного истца, изучив представленные доказательства, пришел к следующему.
В соответствии с ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с ч.11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу статей 264 Гражданского кодекса РФ и 22 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ) земельные участки могут предоставляться их собственниками в аренду другим лицам в соответствии с гражданским законодательством и Земельном кодексом РФ. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником. В соответствии со статьей 41 ЗК РФ арендатор земельного участка осуществляет права его собственника, установленные статьей 40 ЗК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу ч. 7 ст. 51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос". Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
Апелляционным определением Верховного Суда РФ от 30.08.2016 г. №46-АПГ16-10 пункт 1 статьи 6 Закона Самарской области от 29 декабря 2014г. №134-ГД «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области» и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области", которыми органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в Самарской области были наделены рядом полномочий органов государственной власти Самарской области, предусмотренных частью 1 статьи 3 указанного Закона, признаны недействующими.
Таким образом, с 30.08.2016 г. полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области по выдаче разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства осуществляет Министерство строительства Самарской области.
В соответствии ч. 20 ст. 51 ГрК РФ срок действия разрешения на строительство может быть продлен соответствующим органом, выдавшим разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за 60 дней до истечения срока действия такого разрешения.
Указанной нормой установлено одно основание для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство: если строительство не было начато до истечения срока действия разрешения.
04.08.2017 г. в Министерство строительство Самарской области поступило заявление Дзюбана Д.А. о продлении срока действия разрешения на строительство от 28.12.2012 № RU63302000-411.
07.08.2017 г. Министерством строительства по Самарской области принято решение о продлении срока действия разрешения на строительство до 28.07.2018г.
Согласно части 20 статьи 51 Гр К РФ срок действия разрешения на строительство может быть продлен уполномоченным органом по заявлению застройщика.
При этом в продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления.
Таким образом, единственным основанием для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство является обстоятельство, когда строительство объекта не начато до истечения срока подачи такого заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
СЂ Рµ С€ Рё Р»:
административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление Васильевой Р.Р’. Рѕ признании незаконным действия Министерства строительства Самарской области РїРѕ продлению Разрешения РЅР° строительство многоквартирного жилого РґРѕРјР° РѕС‚ 28.12.2012 Рі. в„–RU 63302000-411 РґРѕ 28.07.2018 Рі. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Комсомольский районный суд г. Тольятти.
Судья О.В. Головачева.
Решение в окончательной форме изготовлено 08.05.2018 г. Судья-