Решение по делу № 33-13118/2024 от 09.04.2024

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

    Рег. №: 33-13118/2024                                             Судья: Заведеева И.Л.

    УИД 78RS0002-01-2023-002204-79

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

председательствующего Нюхтилиной А.В.
судей Овчинниковой Л.Д.Мирошниковой Е.Н.,
при секретаре Лаврентьеве М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 14 мая 2024 года апелляционную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Зеленогорского районного суда Санкт-Петербурга от 20 декабря 2023 года по гражданскому делу № 2-225/2023 по иску ФИО к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга о признании незаконным распоряжения Комитета от <дата> №...-№... «Об отмене распоряжения Комитета от <дата> №...-№...», признании незаконным решение Комитета от <дата> №... об отказе в предоставлении земельного участка, признании права на предоставление в аренду земельного участка для ведения садоводства, обязав предоставить в аренду без проведения торгов земельный участок.

Заслушав доклад судьи Нюхтилиной А.В., объяснения представителя КИО – ФИО., представителей ФИОФИО., ФИО., судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО первоначально обратился в Выборгский районный суд города В Санкт-Петербурга с административным иском к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее-Комитет), МТУ Санкт-Петербурга и Ленинградской области о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка; признании незаконными распоряжение Комитета №...-р от <дата> об отмене распоряжения Комитета от <дата> №... и решения Комитета №... от <дата> об отказе в предоставлении земельного участка; признании права на предоставление в аренду земельного участка, обязав устранить нарушение социальных прав граждан, организовав предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, а именно обязать предоставить в аренду без проведения торгов земельный участок с кадастровым номером №... площадью №... расположенный по адресу: <адрес>, и в 30-дневный срок подготовить проект договора аренды.

В дальнейшем суд в порядке ч. 5 ст. 16.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации перешел к рассмотрению дела по правилам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Определением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 18.04.2023 настоящее дело передано на рассмотрение по подсудности в Зеленогорский районный суд Санкт-Петербурга.

ФИО в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования, в которых просил признать незаконным распоряжение Комитета №... от <дата> «Об отмене распоряжения Комитета от <дата> №... признать незаконным решение Комитета №... от <дата> об отказе в предоставлении земельного участка; признать право на предоставление в аренду земельного участка, обязав устранить нарушение социальных прав граждан, обязать предоставить в аренду без проведения торгов земельный участок №... с кадастровым номером №... площадью №..., расположенный по адресу: <адрес>

Впоследствии истец уточнил состав ответчиков, исключив из него МТУ Росимущества в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что он награжден знаком «Жителю блокадного Ленинграда» и имеет право на льготы в силу п. 1 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». <дата> Комитетом было выдано истцу распоряжение «О предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду для ведения садоводства», согласно которому было предварительно согласовано «предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью №...., по адресу: <адрес> (далее-участок). Согласно распоряжению №... от <дата> участок относится к категории земель населенных пунктов, в территориальной зоне: жилая зона отдельно стоящих жилых домов с участками не менее №.... с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры (Т1Ж2-2), вид разрешенного использования земельного участка: ведение садоводства. Распоряжением утверждена схема расположения участка на кадастровом плане территории согласно приложению к распоряжению, истцу рекомендовано после осуществления государственного кадастрового учета земельного участка для заключения договора аренды в установленном порядке обратиться в Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Имущество Санкт- Петербурга». Кроме того, названным распоряжением установлены ограничения в использовании участка - единая зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности площадью №... а истцу указано на обеспечение проведения II работ по образованию участков в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Спорному земельному участку присвоен кадастровый номер. Все указания распоряжения Комитета от <дата>. №... истцом 11 выполнены в полном объеме. В <дата> Комитет в порядке самоконтроля распоряжением №... отменяет распоряжение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, ссылаясь на выявление оснований для отказа. Письмом Комитета от <дата> №... истцу дополнительно разъяснено, что местоположение границ территории садоводства или огородничества определяется проектом межевания территории; учитывая, что проект межевания территории не утвержден, схема расположения, также Комитет принимает решение от <дата> №... «Об отказе в предоставлении земельного участка» в связи с отменой распоряжения от <дата> №...-№... «О предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду». Истец считает действия Комитета имущественных отношений незаконными, в связи с чем обратился в суд с настоящим иском.

Решением Зеленогорского районного суда Санкт-Петербург от 20.12.2023 исковые требования удовлетворены. Суд постановил признать распоряжение Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга №... от <дата> «Об отмене распоряжения Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от <дата> №... незаконным; признать решение Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга №... от <дата> «Об отказе ФИО. в предоставлении земельного участка» незаконным; признать за ФИО право на предоставлении аренду земельного участка для ведения садоводства, обязав Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга устранить нарушения социальных прав граждан-ветеранов боевых действий, организовав предоставлении в аренду без проведения торгов земельный участок, обязав Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга предоставить ФИО в аренду без проведения торгов земельный участок №..., с кадастровым номером №..., площадью №...., расположенный по адресу: <адрес>

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на принятие решения с нарушением норм процессуального и материального права. В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что настоящее дело подлежало рассмотрению в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в то время как дело рассмотрено по общим правилам искового производства, что свидетельствует о нарушении норм процессуального права. Кроме того, ответчик в апелляционной жалобе ссылается на то, что возлагая на Комитет обязанность по предоставлению истцу в аренду земельного участка суд нарушил требования законодательства, устанавливающие порядок предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной собственности; требование об обязании Комитета предоставить истцу земельный участок без проведения торгов противоречит действующему законодательству, направлено на обход административных процедур, подменяя тем самым компетенцию органов исполнительной власти судом; судом не учтено, что истцом не доказана совокупность условий для оспаривания действий органов государственной власти; установленная Законом о ветеранах льгота является исключительно право граждан обратиться в уполномоченный орган за предоставлением земельного участка в аренду, при этом, у государственного органа не возникает обязанность принять по результатам рассмотрения заявления только положительное решение; действия Комитета при принятии оспариваемых истцом распоряжения и решения полностью соответствовали требованиям действующего законодательства; судом не учтено, что поскольку генеральным планом Санкт-Петербурга не определены территории для ведения индивидуального садоводства, а только для ведения коллективных садоводств, предоставление земельных участков в аренду для ведения индивидуальных садоводств неправомерно; в границах территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, запрещена вырубка зеленых насаждений и изменение рельефа.

Третьи лица <...> в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в соответствии с положениями статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, о причинах своей неявки судебную коллегию не известили, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным на основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив их, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления.

В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

На основании статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:

1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;

2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;

3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;

4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении дела допущено не было.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО является жителем блокадного Ленинграда, что подтверждается удостоверением ветерана серии №... (л.д. 12).

<дата> истец обратился в Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Имущество Санкт-Петербурга» Агентства имущественных отношений северного направления Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду для ведения садоводства, срок аренды-№... (л.д.15-17).

В обоснование заявления истцом было указано на наличие следующих оснований для предоставления в аренду земельного участка (без проведения торгов): п.п. 14 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации у истца есть право на предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов как у гражданина, имеющего право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами (Законом № 5-ФЗ), законами субъектов Российской Федерации.

К заявлению истцом были приложены все необходимые документы, в том числе схема земельного участка (схема расположения земельного участка).

Схема, приложенная к заявлению, содержала сведения об испрашиваемом земельном участке: <адрес> (л.д.18-19).

Заявлению истца Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Имущество Санкт-Петербурга» присвоило входящий №... I (л.д.15-16).

Согласно распоряжению №...-№... от <дата> Комитета Имущественных отношений Санкт-Петербурга о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду (далее-распоряжение №...-№...

Истцом получено предварительное согласование предоставления участка в аренду, утверждена схема расположения участка на кадастровом плане территории, на истца возложена обязанность по обеспечению проведения работ по образованию участка в соответствии со схемой расположения участка на кадастровом плане территории (л.д. 18-21).

На основании распоряжения №...-№... истцом были осуществлены топогеодезические работы, утверждены координаты, в учреждение направлены материалы для проведения государственного кадастрового учета (далее-ГКУ) образуемого земельного участка.

<дата> земельный участок площадью №...., поставлен на кадастровый учет с присвоением номера №...; адрес: <адрес> категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: ведение садоводства (л.д. 58-61).

В подтверждение постановки земельного участка на ГКУ истцом получена выписка из ЕГРН в отношении спорного земельного участка.

В ходе разбирательства по делу судом было установлено, что в адрес Комитета <дата> поступило заявление <...> о предварительном согласовании предоставления земельного участка в безвозмездное пользование для благоустройства территории.

До принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка истцу данное заявление было принято рассмотрено и вынесено распоряжение от <дата> №...-№... «О предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка в безвозмездное пользование», согласно которому <...>» согласовано предоставление земельного участка в безвозмездное пользование.

<дата> Комитет в порядке самоконтроля распоряжением №... отменяет распоряжение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, ссылаясь на выявление оснований для отказа.

Письмом Комитета от <дата> №... истцу дополнительно разъяснено, что местоположение границ территории садоводства или огородничества определяется проектом межевания территории; учитывая, что проект межевания территории не утвержден, схема расположения земельного участка также не может быть утверждена в силу п.п.6, п.16 ст.11.10 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Также Комитет принимает решение от <дата> №... «Об отказе в предоставлении земельного участка» в связи с отменой распоряжения от <дата> №...-№... «О предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду».

Указанное выше распоряжение отменено Комитетом как несоответствующее п.п.1 п.8 ст.39.15, пп.6 п.16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации и ст.4.1 Федерального закона № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В соответствии с вышеуказанными нормами местоположение границ территории садоводства или огородничества определяется проектом межевания территории.

Разрешая настоящий спор по существу, суд первой инстанции, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи при правильном распределении бремени доказывания, с учетом установленных обстоятельств и характера спорных правоотношений руководствуясь положениями ст.ст. 7, 11, 11.9, 11.10, 22, 30, 34, 37, 39.2, 39.6, 39.14, 39.15, 39.16, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», положениями Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», исходил из того, что ответчиком нарушены нормы земельного законодательства, а также права истца на первоочередное право на приобретение садового или огородного земельного участка, в связи с чем в пользу удовлетворил заявленные требования в полном объеме.

Основания не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.

В силу п. 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации № 6 и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 (ред. от 25.12.2018) № 8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

При этом, законность и обоснованность вынесенных актов (совершенных действий) проверяются исходя из законодательства и обстоятельств, существовавших на момент принятия оспариваемых ненормативных правовых актов (совершения действий).

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (ч. 1 ст. 7), гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (ч. 2 ст. 39).

В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72, ч. 2 ст. 78 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», исходя из (конституционных предписаний, предопределяющих обязанности государства по отношению к своим гражданам, исполнившим воинский долг и обязанность по защите Отечества, и в целях признания особых заслуг перед обществом закрепляет правовые гарантии их социальной защиты и условия, соблюдение которых необходимо для наделения гражданина определенным статусом, а, следовательно, приобретения им права на соответствующие меры социальной поддержки.

Государственная политика в отношении ветеранов предусматривает, в частности, реализацию мер социальной поддержки, установленных этим федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей; выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в данном федеральном законе (ст. 8 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах»).

Реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами к государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 9 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах»).

Одним из принципов, на которых основывается земельное законодательство, является принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (п.п.11 п.1 ст.1 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п.2 ст.22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением, указанных в п. 4 ст.27 этого кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и данным кодексом.

Подпунктом 14 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в том числе в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе в аренду без проведения торгов, регламентирован ст.ст.39.14 - 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, в связи с тем, что ФИО. является жителем блокадного Ленинграда он имеет права и льготы, установленные Федеральным законом от 12.02.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

Согласно ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст.9- 11 настоящего Кодекса.

В соответствии с положениями п.2 ст.10, ст.39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, п.2 ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», пунктом 3.25 Положения о Комитете имущественных отношений Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.02.2015 № 98, реализация государственной политики в сфере земельных отношений на территории Санкт-Петербурга возложена на Комитет имущественных «отношений Санкт-Петербурга.

Техническое сопровождение - прием документов, запрос необходимый Согласований, подготовка пакета документов для принятия Комитетом решения, взаимодействие с заявителями и иными органами в рамках подготовки документов и выдачи решений по заявлениям осуществляет <...>

В силу ст.34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными Участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

В ходе рассмотрения заявления истца о предварительном согласовании предоставления земельного участка в целях проверки наличия или отсутствия оснований для отказа в предоставлении земельного участка и получения информации о земельном участке, а также необходимых сведений, подлежащих включению в договор аренды земельного участка, в соответствии с положениями, предусмотренными п.8 ст.39.15 Земельного кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 № 629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации» учреждением были направлены запросы в органы исполнительной власти.

Административный регламент Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга по предоставлении государственной услуги по принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, и земельных участков, расположенных на территории Санкт-Петербурга, государственная    собственность, на которые не разграничена, ветеранам боевых действий на первоочередное право предоставления садовых или огородных земельных участков не утвержден.

Порядок принятия решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в аренду лицам, имеющим первоочередное    право, Комитетом осуществляется по аналогии в рамках предоставления государственной услуги в соответствии с Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, и земельных участков, расположенных на территории Санкт-Петербурга, государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам в аренду, собственность, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование по основаниям, предусмотренным п.п. 6,7,9 п. 2 ст. 39.3, п. 2 ст. 39.5, п.п.3, 9, 11, 18 п. 2 ст. 39.6, п. 2 ст. 39.9, п.п. 1,4 п. 2 ст. 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации, утвержденного распоряжением Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 30.01.2018 № 6-р.

Согласно п. 4 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации рассмотрение заявлений о предварительном в согласовании предоставления земельных участков осуществляется в порядке их поступления.

В случае истца указанная процедура рассмотрения заявлений была нарушена.

Учитывая, что проект межевания территории не утвержден, схема расположения земельного участка также не могла быть утверждена в силу п.п. 6 п.16 ст.11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (л.д.145).

В силу ст.11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

2) проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных ж количественных и качественных характеристиках лесных участков;

3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст.11.10 11 названного Кодекса.

Таким образом, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, к допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при к отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных п. 3 данной статьи.

Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков:

1) из земельного участка, предоставленного для комплексного развития территории;

2) из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

3) в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии;

4) в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, за исключением образования земельного участка для целей, предусмотренных ст. 13 Федерального закона № 214-ФЗ «Об участии долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», образования земельного участка для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, образования земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, а также образования земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений;

5) для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения;

6) из земельного участка, предоставленного для строительства индивидуальных жилых домов с привлечением средств участников долевого строительства в соответствии с Федеральным законом № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Из изложенного выше следует, что проект межевания требуется в случае образования земельного участка, из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении    изменений    в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно ст.23 указанного закона садовые земельные участки могут образованы из земель населенных пунктов.

Статьями 6 и 22 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении    изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что ведение садоводства или огородничества на садовых или огородных земельных участках может осуществляться гражданами без создания товарищества; предоставление садовых или огородных земельных участков гражданам, указанным в части 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации; предоставление товариществу и членам товарищества земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

До принятия Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ведение гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства могло осуществляться только в рамках создания садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, ведение садоводства индивидуально не было предусмотрено    (Федеральный закон от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»).

Таким образом, для образования земельных участков из земель населенных пунктов для ведения садоводства по заявлению истца обязательного наличия проекта межевания не требуется. Данное требование содержится в случае предоставления земельного участка садоводческому некоммерческому товариществу.

Статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливаются требования к образуемым и измененным земельным участкам. Согласно данной норме предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными    регламентами. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных    участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с положениями ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной ж территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, к красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.

Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года.

В соответствии с п.16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п.12 настоящей статьи;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст.11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

6) разработка схемы расположения земельного участка, образование которого допускается исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка предусмотрены п.16 указанной статьи Земельного кодекса Российской Федерации, включающее в себя в том числе и основание, указанное Комитетом в решении об отмене решения об утверждении схемы земельного участка - разработка схемы расположения земельного участка, образование которого допускается исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

Вместе с тем, как следует из материалов дела и принято судом первой инстанции, что схема утверждена Комитетом.

Проект межевания территории, в границах которой расположен подлежащий образованию земельный участок, не утвержден.

Соответственно, допускается образование земельного участка в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

В отношении территории, где расположен заявленный истцом ко предоставлению земельный участок, по данным Комитета по градостроительству Санкт-Петербурга одним из видов разрешенного использования земельных участков является «Ведение садоводства» (л.д.47-49).

В силу п.2 ст.7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно п.9 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.

Пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что градостроительный регламент для каждой территориальной зоны устанавливается правилами землепользования и застройки индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Согласно п. 1 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства подразделяется на основные виды разрешенного использования, условно разрешенные виды использования вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного в использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

По смыслу приведенных норм виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются применительно к территориальной зоне в соответствии с правилами землепользования и застройки.

В соответствии с п. 1 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Согласно ответу Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт- Петербурга, направленному в адрес Учреждения для принятия решения о предоставлении земельного участка, испрашиваемый участок входит в зону функционального и территориального зонирования, которая предусматривает использование испрашиваемого участка для ведения садоводства (л.д.47-49).

Функциональная зона испрашиваемого земельного участка в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 22.12.2005 № 728-99 «О Генеральном плане Санкт-Петербурга» 1ЖД - Зона застройки односемейными (индивидуальными) жилыми домами (отдельно стоящими и/или блокированными), коллективных садоводств, с включением объектов общественно-деловой застройки и инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны (л.д.47-49).

В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 № 524 «О Правилах землепользования и застройки Санкт- Петербурга» испрашиваемый участок расположен в пределах территориальной зоны, для которой размещение садоводства входит в перечень основных разрешенных видов использования данной территории, а именно в зоне «Т1Ж2-2» - жилая зона индивидуальных отдельно стоящих жилых домов с участками не менее 1200 квадратных метров с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры.

Основные виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, предоставление коммунальных услуг, административные здания организаций, обеспечивающих предоставление коммунальных услуг, дома социального обслуживания, оказание социальной помощи населению, оказание услуг связи, бытовое обслуживание, амбулаторно-поликлиническое обслуживание, дошкольное, начальное и среднее общее образование, объекты культурно-досуговой деятельности, магазины, банковская и страховая деятельность, общественное питание, служебные гаражи, обеспечение занятий спортом в помещениях, площадки для занятий спортом, связь, внеуличный транспорт, обеспечение внутреннего правопорядка, улично-дорожная сеть, благоустройство территории, земельные участки общего назначения, ведение садоводства. Условно разрешенные виды использования: для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), осуществление религиозных обрядов, религиозное управление и образование, государственное управление, амбулаторное ветеринарное обслуживание, заправка транспортных средств, обеспечение дорожного отдыха, автомобильные мойки, ремонт автомобилей.

Согласно заключению КГА от <дата> №... испрашиваемый земельный участок расположен в границах зоны охраны объектов культурного наследия №... (л.д.47-49).

По сведениям РГИС участок представляет собой территорию, занятую высокоствольными деревьями, древесно-кустарниковой растительностью порослевого и самосевного происхождения.

Согласно представленному акту обследования спорного земельного участка от <дата>, участок покрыт древесно-кустарниковой растительностью и высокоствольными деревьями, с грунтовым покрытием, не «огорожен.

Указание в апелляционной жалобе на расположение на участке древесно-кустарниковой растительности не является основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, поскольку доказательств, что испрашиваемый участок содержится в Перечне зеленых насаждений общего пользования городского значения, в Перечне зеленых насаждений общего пользования местного значения и в Перечне территорий зеленых насаждений общего пользования резерва озеленения, указанных в приложениях 1, 4 и 7 к Закону, ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции не представлено.

Древесно-кустарниковая растительность не препятствует использованию участка в заявленных целях - для ведения садоводства.

Проведение работ по рубке и (или) пересадке, а также любому другому правомерному уничтожению зеленых насаждений регламентируется постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.06.2008 «О порядке рубки и (или) пересадки, а также любого другого правомерного повреждения или уничтожения зеленых насаждений в Санкт-Петербурге».

Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований для отказа в утверждении схемы земельных участков и в предварительном согласовании предоставления земельного участка истцу судом не установлено.

Как верно указал суд первой инстанции, отсутствие разработанной и утвержденной документации по планировке территории не является основанием для отказа в утверждении схемы земельного участка, в предварительном согласовании предоставления земельного участка, а также для отказа в предоставлении земельного участка по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации, содержащий исчерпывающий перечень оснований для отказа.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным судом Российской Федерации, в своих решениях в законодательном регулировании в социальной сфере должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение стабильности правого регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной и правоприменительной политики с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их Государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательство право будет уважаться властями и будет реализовано (постановление от 24.05.2001 № 8-П, от 23.04.2004 № 9-П, определения от 04.12.2003 № 415-0, от 04.04.2006).

Порядок рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка предусмотрен ст.39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.

Истцом данный порядок был соблюден, необходимый пакет документов в СПб ГКУ «Имущество Санкт-Петербурга» с учетом необходимости формирования земельного участка ветераном был предоставлен.

В соответствии с п.п.1 п.8 ст.39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п.16 ст.11.10 настоящего Кодекса.

Довод апелляционной жалобы о том, что требование об обязании Комитета предоставить истцу земельный участок без проведения торгов противоречит действующему законодательству, направлено на обход административных процедур, подменяя тем самым компетенцию органов исполнительной власти судом, судебной коллегией отклоняется, поскольку порядок предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов установлен ст.39.14 Земельного кодекса Российской Федерации и включает в себя следующие действия:

подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, предусмотренного ст.39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, в ходе рассмотрения дела судом не установлено.

Порядок предоставления участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»;

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Истцом работы по образованию земельного участка, разработки схемы земельного участка, после получения решения о предварительном согласовании проведение кадастровых работ и государственный кадастровый учет были обеспечены и проведены, после чего было подано заявление о предоставлении земельного участка в аренду, т.е. истцом установленный порядок соблюден.

Согласно п.16 ст.39.15 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном ст. 39.17 настоящего Кодекса.

Основания для отказа в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов указаны в ст.39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

В обоснование отказа истцу в предоставлении земельного участка ответчик Комитет указал иное, не предусмотренное ст.39.16 Земельного кодекса Российской Федерации основание, отмену решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в ввиду невозможности утверждения схемы земельного участка.

Перечень случаев, по которым может быть отказано в предоставлении земельного участка установлен ст.39.16. Земельного кодекса Российской Федерации и является закрытым.

В ситуации, произошедшей с истцом, ответчик применил не предусмотренное Земельным кодексом Российской Федерации действие – «отмена ненормативно-правовых актов в порядке самоконтроля».

Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что ответчик нарушил нормы земельного законодательства Российской Федерации (гл.V.1. Земельного кодекса Российской Федерации), а также право истца на первоочередное право на приобретение садового или огородного земельного участка, предусмотренного Федеральным законом от <дата> № 5-ФЗ «О ветеранах», в связи с чем признал распоряжение Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от <дата> №... «Об отмене распоряжения Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от <дата> №...-№... незаконным и признал за истцом право на предоставление в аренду испрашиваемого земельного участка.

Также в апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что судом первой инстанции дело незаконно рассмотрено в порядке гражданского производства.

В силу ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе, административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Из разъяснений, данных в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», следует, что по смыслу ч. 4 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и ч. 1 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Оспариваемые истцом действия ответчика ведут к изменению и прекращению гражданских его прав относительно рассматриваемого земельного участка, истцом заявлены требования о праве предоставления в аренду земельного участка, ввиду чего данный иск не подлежал рассмотрению в рамках Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

О переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства на основании ч. 5 ст. 16.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации было вынесено определение суда.

Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию ответчика, изложенную при рассмотрении дела судом первой инстанции, не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, не могут быть признаны состоятельными, так как сводятся по существу к несогласию с выводами суда и иной оценке доказательств и установленных по делу обстоятельств, направлены на иное толкование норм материального права.

Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Зеленогорского районного суда Санкт-Петербурга от 20 декабря 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга – без удовлетворения.

Председательствующий –

Судьи –

Мотивированное апелляционное определение изготовлено <дата>

33-13118/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Франчак Константин Николаевич
Ответчики
МТУ Росимущества в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области
Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга
Другие
Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга
Управление по развитию садоводства и огородничества Санкт-Петеребурга
СПб ГКУ Имущество Санкт-Петербурга
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение по благоустройству Курортный берег
Администрация Курортного района
Суд
Санкт-Петербургский городской суд
Судья
Нюхтилина Алла Викторовна
Дело на сайте суда
sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru
09.04.2024Передача дела судье
14.05.2024Судебное заседание
24.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.06.2024Передано в экспедицию
14.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее