77RS0027-02-2021-011564-08
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 апреля 2022 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе председательствующего судьи Холониной Т.П.,
при секретаре Булакевич О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пятигорца А.Н. к Министерству финансов Российской Федерации, ФСИН России, УФСИН России по Калининградской области, 3-и лица ФКУ ИК-9 УФСИН России по Калининградской области, МСЧ-39 ФСИН России о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец Пятигорец А.Н. обратился в суд, указывая, что приговором Московского районного суда г. Калининграда от 24.06.1998 признан виновным в совершении преступления предусмотренного ч.1 ст.228 УК РФ, и ему назначено наказание в виде 10 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима, на основании ст.97 УК РФ назначено принудительное лечение от наркомании. После вступления приговора в законную силу был направлен для отбывания наказания в ИК-9 УФСИН России по Калининградской области, которое не являлось лечебным исправительным учреждением, в котором осуществлялось амбулаторное лечение от наркомании, таким образом меры медицинского характера к нему применялись формально, лечебное воздействие не применялось. Действиями (бездействием) сотрудников УФСИН России по Калининградской области приговор суда в части применения принудительного лечения от наркомании в порядке ст.97 УК РФ не исполнен, цели применения принудительных мер медицинского характера не достигнуты, что привело к формированию у истца устойчивой наркотической зависимости, данные обстоятельства нанесли истцу невосполнимый моральный вред, физические страдания. Судимость по приговору от 24.06.1998 у него первая, последующие судимости в 2004, 2008, 2012, 2015, 2018 за преступления, связанные с оборотом наркотиков, последовали так как меры медицинского характера по приговору не применялись, неисполнение приговора оказало значительную роль в формировании истца как наркозависимого лица, данные обстоятельства причинили истцу моральный вред, просит взыскать компенсацию морального вреда в размере 500000 рублей.
В судебное заседание истец о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще.
Представитель ответчика Министерства финансов РФ в лице УФК по Калининградской области в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Представитель ФСИН России по Калининградской области, УФСИН России по Калининградской области, МСЧ-39 ФСИН России по доверенности Гладикова С.В., представитель ФКУ ИК-9 УФСИН России по Калининградской области по доверенности Сацута О.Н. в судебном заседании с исковыми требованиями Пятигорца А.Н. не согласились, просили оставить иск без удовлетворения, указали, что принудительное лечение Пятигорцу А.Н. было проведено, с жалобами Пятигорец А.Н. не обращался, за истечением сроков хранения документы в учреждении уничтожены, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Выслушав представителей ответчиков, исследовав письменные материалы дела и дав им оценку в соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что приговором Московского районного суда г. Калининграда от 24.06.1998 Пятигорец А.Н. признан виновным в совершении преступления предусмотренного ст.228 ч.3 п. «в» УК РФ, и ему назначено наказание в виде 10 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, в соответствии со ст.97 УК РФ Пятигорцу А.Н. назначено принудительное лечение от наркомании, освобожден по отбытии срока наказания 30.11.1998.Надзор за соблюдением требований санитарного законодательства в учреждениях УИС до 2001 года включительно осуществлялся МСЧ УМВД по Калининградской области.
Согласно акту учреждения ОМ-216/9 УФСИН МЮ РФ по Калининградской области на основании приказа МВД СССР № 062 от 05.10.1990 об уничтожении личных дел от 05.01.2001 дела осужденных, освобожденных в 1998 году, уничтожены путем сожжения.
Согласно ответу Уполномоченного по правам человека в Калининградской области Пятигорец А.Н. с жалобами на условия содержания и медицинское обеспечение в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Калининградской области в период с 1998 по 1999 в аппарат Уполномоченного по правам человека в Калининградской области не обращался.
Таким образом, сведений о не проведении Пятигорцу А.Н. принудительного лечения от наркомании с 01.02.1998 по 30.11.1998 истцом в нарушение ч.1 ст.56 ГПК РФ не представлено, в ходе производства по делу не добыто.
В соответствии со ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации.
В соответствии со ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда.
В силу п. «г» ч.1 ст.97 УК РФ в ред. 13.06.1996 принудительные меры медицинского характера могли быть назначены судом лицам совершившим преступление и признанным нуждающимися в лечении от алкоголизма или наркомании.
Доводы о незаконности применения принудительного лечения по месту отбывания наказания суд отклоняет, поскольку как в редакции УК РФ, УИК РФ, действовавшей в период отбывания истцом назначенного приговором от 24.06.1998 наказания так и в действующей редакции, в силу положений части первой статьи 18 УИК РФ принудительные меры медицинского характера применяются к осужденным к лишению свободы, учреждениями, исполняющими указанные виды наказаний, согласно ч.1 ст.104 УК РФ принудительные меры медицинского характера исполняются по месту отбывания лишения свободы, а в отношении осужденных к иным видам наказаний - в медицинских организациях государственной системы здравоохранения, оказывающих психиатрическую помощь в амбулаторных условиях (часть первая статьи 104).
При таких обстоятельствах, разрешая заявленные истцом требования, суд исходит из недоказанности совокупности юридически значимых обстоятельств, а именно: наступление вреда, действие или бездействие, приведшее к наступлению вреда, причинная связь между ними, вина причинителя вреда, а также причинение вреда в результате властных полномочий и противоправность поведения причинителя вреда.
Помимо собственных утверждений Пятигорца А.Н., изложенных в исковом заявлении, никаких доказательств того, что в период отбывания назначенного приговором Московского районного суда Калининграда от 24.06.1998 наказания к нему не было применено принудительное лечение от наркомании, истцом в нарушение ч.1 ст.56 ГПК РФ не представлено, фактов нарушения законных прав, интересов истца в результате действий ответчиков в ходе производства по делу не установлено.
Анализ изложенного позволяет сделать вывод о том, что в период отбывания наказания по приговору Московского районного суда Калининграда от 24.06.1998 в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Калининградской области нарушения прав истца, гарантированных законодательством России не допущено. При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований Пятигорца А.Н. о взыскании компенсации морального вреда не имеется.
Таким образом, совокупность юридически значимых обстоятельств, являющихся основанием для возмещения вреда в соответствии со ст. 1069 ГК РФ отсутствует, суд полагает заявленные Пятигорцем А.Н. исковые требования о взыскании компенсации морального вреда необоснованными, не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-197, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Пятигорцу А.Н. - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г.Калининграда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 19.04.2022.
Судья: Т.П. Холонина