Дело № 2а-2859/2021
УИД 26RS0010-01-2021-005371-55
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 октября 2021 года город Георгиевск
Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Курбановой Ю.В.,
при секретаре Жуковой А.Е.,
с участием прокурора Ли Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Георгиевского городского суда административное дело по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения исправительной колонии № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю к Пономареву Василию Юрьевичу об установлении административного надзора,
УСТАНОВИЛ:
Начальник ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ставропольскому краю обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Пономарева В.Ю., освобождаемого из мест лишения свободы сроком на 3 года, а также просит установить в отношении него следующие административные ограничения: запретить пребывание в барах, кафе, ресторанах, ночных клубах; запретить посещение мест проведения массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях; запретить пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося местом пребывания поднадзорного лица с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут, если это не связано с трудовой деятельностью; запретить выезд за пределы муниципального образования субъекта РФ по месту жительства или пребывания; обязать явкой в отдел МВД по месту жительства или пребывания 3 раза в месяц для регистрации.
В обоснование заявленных требований начальник ФКУ ИК–3 УФСИН по Ставропольскому краю сослался на то, что Пономарев В.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осужден 28 августа 2020 года Ленинским районным судом г. Ставрополя по ч. 1 ст. 222, ч. 1 ст. 223, ч. 5 ст. 69 УК РФ путем сложения назначенного наказания с наказанием по приговору того же суда от 22 мая 2020 года к 01 году 10 месяцам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Начало срока с учетом зачета 24 декабря 2019 года, конец срока: 23 октября 2021 года.
При назначении наказания судом в действиях Пономарева В.Ю. установлен рецидив преступлений.
Ранее Пономарев В.Ю. был осужден по приговору Невинномысского городского суда Ставропольского края от 28 июля 2016 года (с учетом постановления Георгиевского городского суда от 18 апреля 2019 года) по п. «в» ч. 2 ст. 158 (2 эпизода), ч. 2 ст. 69, ч. 5 ст. 69 УК РФ к 03 годам 04 месяцам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима
Решением Георгиевского городского суда Ставропольского края от 18 января 2019 года в отношении Пономарева В.Ю. установлен административный надзор сроком на 03 года.
17 марта 2019 года в период нахождения под административным надзором Пономарев В.Ю. совершил преступления по ч. 1 ст. 222, ч. 1 ст. 223 УК РФ, за которые осужден приговором суда от 26 августа 2020 года к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания.
За время отбывания наказания в местах лишения свободы поощрений не имеет, имеет одно взыскание, характеризуется отрицательно. В браке не состоит, несовершеннолетних детей не имеет, исполнительных листов не имеет.
Представитель административного истца ФКУ ИК3 УФСИН России по Ставропольскому краю Калантаев Д.С., будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Заявленные исковые требования полностью поддержал.
Суд в соответствии со ст. 272 КАС РФ и с учетом мнения прокурора, считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителя административного истца Калантаева Д.С.
В судебное заседание не явился административный ответчик Пономарев В.Ю., извещенный о его времени и месте, который отбывает наказание в ФКУ ИК–3 УФСИН России по Ставропольскому краю. Согласно поступившего письменного заявления, принимать участие в судебном заседании не желает, административные исковые требования об установлении в отношении него административного надзора не признает в полном объеме, при этом оснований, по которым он возражает против установления в отношении него административного надзора, не представил.
Суд признал явку Пономарева В.Ю. по участию его в рассмотрении данного административного дело об установлении за ним административного надзора, необязательной, счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Прокурор в судебном заседании выступила с заключением, согласно которому считает заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Выслушав позицию административного ответчика, заключение прокурора, исследовав представленные доказательства, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.п. 5 ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений (далее также - административные дела об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы).
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно статьи 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Федеральный закон от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ) административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Статьей 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ определены категории лиц, в отношении которых устанавливается административный надзор.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст.3 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами административного дела, приговором Ленинского районного суда г. Ставрополя от 22 мая 2020 года Пономарев В.Ю. осужден по ч. 1 ст. 158 УК РФ к 01 году лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Он же, приговором того же суда от 26 августа 2020 года осужден по ч. 1 ст. 222, ч. 1 ст. 223, ч. 2 ст. 69, ч. 5 ст. 69 УК РФ к 01 году 10 месяцам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
При назначении наказания судом в действиях Пономарева В.Ю. установлен рецидив преступлений.
Как следует из материалов административного дела, ранее Пономарев В.Ю. был осужден по приговору Невинномысского городского суда Ставропольского края от 28 июля 2016 года (с учетом постановления Георгиевского городского суда от 18 апреля 2019 года) по п. «в» ч. 2 ст. 158 (2 эпизода), ч. 2 ст. 69, ч. 5 ст. 69 УК РФ к 03 годам 04 месяцам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима
Решением Георгиевского городского суда Ставропольского края от 18 января 2019 года в отношении Пономарева В.Ю. установлен административный надзор сроком на 03 года.
Согласно пункту 32 Постановления Пленума Верховного Суда Республики Мордовия от 16 мая 2017 года № 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания является основанием для прекращения административного надзора (пункт 3 части первой статьи 9 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ).
Пономарев В.Ю. совершил преступление по ч. 1 ст. 158 УК РФ, по которому осужден приговором Ленинского районного суда г. Ставрополя от 22 мая 2020 года 13 февраля 2019 года, то есть в период нахождения под административным надзором преступление, за которое осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания.
Таким образом, административный ответчик относится к лицам, указанным в пункте 4 части 2 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ, является совершеннолетним лицом, освобождаемым из мест лишения свободы и имеющим непогашенную либо неснятую судимость, поскольку совершил в период нахождения под административным надзором преступление, за которое осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении: лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В настоящее время Пономарев В.Ю. отбывает наказание за совершение преступлений, которые в соответствии со ст. 15 УК РФ относятся к категории преступлений средней тяжести.
В силу пункта "в" части 3 статьи 86 УК РФ в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой тяжести и средней тяжести, судимость погашается по истечении трех лет после отбытия наказания.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что для предупреждения совершения Пономаревым В.Ю. преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, в отношении него следует установить административный надзор сроком на 03 года за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, то есть до погашения судимости по указанному приговору Ленинского районного суда г. Ставрополя от 22 мая 2020 года, входящему в совокупность приговора того же суда от 26 августа 2020 года.
Разрешая вопрос об установлении в отношении Пономарева В.Ю. административных ограничений, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.2 ст.1 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ административное ограничение - временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установленное судом в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу ст.4 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Как следует из представленного в отношении Пономарева В.Ю. характеризующего материала, в период отбывания наказания в местах лишения свободы он поощрений не имеет, имеет одно действующее взыскание, характеризуется отрицательно. В официальном браке не состоит, не имеет несовершеннолетних детей, исполнительных листов не имеет.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд находит требования административного истца о запрете Пономареву В.Ю.: пребывания в барах, кафе, ресторанах, ночных клубах; посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях; пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания поднадзорного лица с 22.00 часов до 06.00 часов, если это не связано с трудовой деятельностью; выезда за пределы муниципального образования субъекта РФ по месту жительства или пребывания, без разрешения отдела МВД по месту жительства или пребывания, подлежащими удовлетворению.
Суд также учитывает объем административных ограничений, установленных ранее административному ответчику при административном надзоре при совершении предыдущего преступления, которых оказалось недостаточно для предупреждения совершения им нового преступления.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в п. 22 (абз. 10) его Постановления от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в случае запрещения выезда за установленные судом пределы территории в решении надлежит, в частности, указывать наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования, границы которого не разрешается покидать поднадзорному лицу в период действия административного надзора.
Из постановленных в отношении административного ответчика приговоров усматривается, что до осуждения он проживал без регистрации по адресу: <адрес>.
В заявлении, адресованном администрации ФКУ ИК–3 УФСИН России по Ставропольскому краю Пономарев В.Ю. сообщил, что после освобождения из мест лишения свободы он также намерен проживать по адресу: <адрес>.
В связи с изложенным, суд находит обоснованным требование административного истца о запрете Пономареву В.Ю. выезда за пределы муниципального образования субъекта РФ по месту жительства или пребывания, однако считает необходимым его дополнить, запретив административному ответчику выезд за пределы муниципального образования субъекта РФ – <адрес> без разрешения органа, осуществляющего административный надзор.
В соответствии с п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" при назначении лицу административного ограничения в виде запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий, под указанными местами следует понимать спортивные, физкультурно-оздоровительные, культурно-зрелищные и иные подобные мероприятия, не носящие общественно-политического характера (конкурсы, олимпиады, выставки, смотры, фестивали и т.п.), а также отдельные публичные мероприятия (митинги, шествия, демонстрации, пикетирования).
При определении времени суток, в период которого лицо не вправе находиться вне места жительства или пребывания, суд принимает во внимание график выполнения лицом его трудовых обязанностей и (или) учебы и другие имеющие значение обстоятельства при условии представления соответствующих доказательств.
Согласно административных исковых требований, ФКУ ИК-3 УФСИН России по СК просит установить в отношении Пономарева В.Ю. административное ограничение в виде обязания явкой в отдел МВД по месту жительства или пребывания три раза в месяц для регистрации.
В силу требований ч. 2 ст. 4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», установление судом административного ограничения в виде возложения обязанности на него по явке от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, является обязательным.
Указанные меры соответствуют целям и задачам административного надзора – недопущения совершения новых правонарушений и оказания помощи в возвращении и приобретении необходимых возможностей и способностей к жизни в обществе с соблюдением норм права и соответствуют перечню ограничений прав и свобод, применяемых при установлении и осуществлении административного надзора, установленного ст. 4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Кроме того, как указано в определении Конституционного суда РФ от 22 марта 2012 г. № 597-О-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Байкова А.А. на нарушение его конституционных прав положениями статей 3, 4, 5, 6, 10, 12 и 13 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», запрещение, в том числе выезда за пределы муниципального образования по месту жительства или пребывания без разрешения органа, осуществляющего административный надзор, а также обязанность являться в отдел внутренних дел для регистрации, не могут рассматриваться как несоразмерное ограничение прав заявителя. Такие ограничения не нарушают принцип равенства всех перед законом и судом, право заявителя свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Установленные в отношении Пономарева ограничения являются временным ограничением прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы; последний не лишен возможности в случае добросовестного соблюдения административных ограничений и положительной характеристики по месту работы и (или) месту жительства в силу норм статьи 9 ФЗ № 64 ставить вопрос о досрочном прекращении административного надзора по истечении половины установленного судом срока административного надзора, а также - о частичной отмене административных ограничений.
Для лиц, в отношении которых административный надзор подлежит установлению в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ, согласно пункту 1 части 3 статьи 5 этого же Федерального закона, срок административного надзора исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Суд считает необходимым разъяснить административному истцу и поднадзорному лицу, что в соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ, поднадзорное лицо обязано прибыть в определенный администрацией исправительного учреждения срок к избранному им месту жительства или пребывания после освобождения из мест лишения свободы, явиться для постановки на учет в отдел МВД России в течение трех рабочих дней со дня прибытия к избранному им месту жительства или пребывания после освобождения из мест лишения свободы, а также после перемены места жительства или пребывания.
Кроме того, суд считает необходимым разъяснить административному истцу и поднадзорному лицу, что за несоблюдение административных ограничений и невыполнение установленных обязанностей поднадзорное лицо может быть привлечено к административной ответственности по ст. 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а за неприбытие без уважительных причин к избранному месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно за самовольное оставление места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора, к уголовной ответственности по статье 314.1 УК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 174-180, 272, 273 КАС РФ, Федеральным законом от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Федерального казенного учреждения исправительной колонии № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю к Пономареву Василию Юрьевичу, - удовлетворить.
Установить за Пономаревым Василием Юрьевичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, административный надзор сроком на 03 (три) года за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Установить в отношении Пономарева Василия Юрьевича следующие административные ограничения:
- запретить пребывание в барах, кафе, ресторанах, ночных клубах;
- запретить посещение мест проведения массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях (митинги, шествия, демонстрации, пикетирования);
- запретить пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося местом пребывания поднадзорного лица с 22.00 часов до 06.00 часов, если это не связано с трудовой деятельностью;
- запретить выезд за пределы муниципального образования субъекта РФ – <адрес> без разрешения органа, осуществляющего административный надзор;
- обязать явкой в отдел МВД по месту жительства или пребывания три раза в месяц для регистрации.
Срок административного надзора за Пономаревым Василием Юрьевичем исчислять со дня постановки на учет в отдел МВД России по избранному месту жительства или пребывания.
Разъяснить Пономареву Василию Юрьевичу необходимость явки для постановки на учет в отдел МВД России по месту жительства или пребывания в течение трех рабочих дней со дня прибытия к избранному им месту жительства или пребывания после освобождения из мест лишения свободы.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ставропольский краевой суд через Георгиевский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.
(Мотивированное решение изготовлено 20 октября 2021 года)
Судья Ю.В. Курбанова