Дело № 2а-312/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 января 2021 года г. Иваново
Октябрьский районный суд города Иваново в составе:
председательствующего судьи Гавриловой Е.В.,
при секретаре Тишиной Ю.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Иваново к Калининой С. В. о взыскании налогов и пени,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по городу Иваново (далее по тексту - ИФНС России по г. Иваново, Инспекция) обратилась в суд с указанным административным иском, в котором просит взыскать с Калининой С.В. задолженность по земельному налогу за 2015 год в сумме <данные изъяты> рублей, задолженность по земельному налогу за 2016 год в сумме <данные изъяты> рублей, пени по земельному налогу за период со 02.12.2017 года по 12.02.2018 года в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек; задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в сумме <данные изъяты> рублей, задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в сумме <данные изъяты> рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за период с 02.10.2015 года по 12.02.2018 года в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, а также государственную пошлину в установленном порядке.
Заявленные требования мотивированы тем, что в 2015-2016 годах Калинина С.В. являлась собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, комнат в жилом <адрес>, а также квартиры, расположенной по адресу: <адрес>
В связи с неуплатой налогов, размер которых был исчислен в направленных Калининой С.В. налоговых уведомлениях, в адрес административного ответчика по почте заказным письмом направлены требования об уплате налогов, в котором в том числе выставлены пени за неуплату налогов в установленный срок, которые также оставлены Калининой С.В. без исполнения.
В целях принудительного взыскания налога в судебном порядке налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа. Определением мирового судьи судебного участка №4 Октябрьского судебного района города Иваново от 25.12.2019 года отказано в принятии заявления ИФНС России по г. Иваново о выдаче судебного приказа на взыскание с Калининой С.В. недоимки по налогам и пени.
Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения Инспекции с иском в суд.
Кроме того, административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи указанного административного искового заявления в суд, в котором указано, что срок на обращение в суд был пропущен по причине отсутствия ресурсов на реализацию процедуры взыскания ввиду невозможности формирования пакета документов для суда в полном объеме, а также большого количества претензионно-искового материала.
В судебное заседание административный истец ИФНС России по г. Иваново представителя не направила, о дате и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Административный ответчик Калинина С.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещалась в порядке, предусмотренном главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).
Суд, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 3 Налогового кодекса РФ (далее по тексту – НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
Статьей 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законом установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (пункт 1 статьи 45 НК РФ).
В силу пункта 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
На основании статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Объекты налогообложения зафиксированы в статье 401 НК РФ, к которым относятся жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В силу пункта 1 статьи 409 НК РФ налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Статьей 52 НК РФ определено, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом; в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента; в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление; налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления; в налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога; налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Как следует из материалов дела, в 2014-2016 г.г. Калинина С.В.. являлась собственникомследующего имущества:
- земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>;
- комнат в жилом <адрес>;
- квартиры, расположенной по адресу: <адрес>
ИФНС России по г.Иваново в адрес административного ответчика были направлены налоговые уведомления № от 29.03.2015 года и № от 20.09.2017 года с указанием сумм недоимок по налогам и сроков ее уплаты, что подтверждается налоговыми уведомлениями, где имеются расчеты и данные об объектах налогообложения, находящихся в собственности административного ответчика, периоде взыскания, что соответствует положениям пункта 3 статьи 363 НК РФ.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов в установленный законом срок, в адрес Калининой С.В. Инспекцией были выставлены требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями):
- № по состоянию на 21 октября 2015 года, содержащее указание на необходимость погашения в срок до 03 февраля 2016 года имеющейся задолженности по налогу на имущество физических лиц и пени;
- № по состоянию на 13 февраля 2018 года, содержащее указание на необходимость погашения в срок до 10 апреля 2018 года имеющейся задолженности по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени.
Данные требования в добровольном порядке Калининой С.В. в срок, установленный в требованиях, не исполнены.
Согласно расчету, представленному Инспекцией, суммы задолженности по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2014-2016 годы являются правильными, административным ответчиком не оспорены.
На основании частей 1, 3-4 статьи 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 75 НК РФ пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46-48 НК РФ.
Поскольку административный ответчик в установленный законодательством о налогах и сборах срок, задолженность по указанным Инспекцией налогам не уплатил, то ему правомерно начислены пени за период просрочки, в частности на недоимку по земельному налогу за период со 02.12.2017 года по 12.02.2018 года в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, а также по налогу на имущество физических лиц за период с 02.10.2015 года по 12.02.2018 года в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.
Суд соглашается с представленным истцом расчетом пени и принимает его, поскольку он произведен в соответствии с требованиями статьи 75 НК РФ, исходя из действующей ставки рефинансирования, утвержденной Центральным банком РФ, в период просрочки уплаты налога, исходя из суммы недоимки.
Административным ответчиком данный расчет не оспорен, иного расчета суду не представлено.
Обстоятельств, освобождающих от начисления пени, предусмотренных частями 3 и 8 статьи 75 НК РФ, у суда не имеется.
Проверяя соблюдение налоговым органом срока на обращение в суд с административным исковым заявлением, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, страховых взносов, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
При этом абзацем 1 части 3 указанной статьи предусмотрено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Согласно части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет, в том числе, соблюден ли срок обращения в суд (часть 6 статьи 289 КАС РФ).
В соответствии с абзацем 2 части 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, при исследовании вопроса о праве административного истца на обращение в суд с административным исковым заявлением в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимо учитывать факт первоначального обращения налогового органа к мировому судье за вынесением судебного приказа о принудительном взыскании задолженности по вышеуказанным требованиям Инспекции и последующей отмены судебного приказа по заявлению должника.
Из материалов дела следует, что в требовании № об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 13февраля 2018, содержится указание о необходимости погашения в срок до 10 апреля 2018 года имеющейся задолженности по налогам и пени.
Соответственно, с учетом приведенных положений закона, за принудительным взысканием суммы задолженности по налогам и пени Инспекция должна была обратиться не позднее 10 октября 2018 года.
Из материалов дела следует, что заявление о вынесении судебного приказа поступило в адрес мирового судьи судебного участка №4 Октябрьского судебного района г.Иваново 20.12.2019 года.
Определением мирового судьи судебного участка №4 Октябрьского судебного района города Иваново от 25.12.2019 года отказано в принятии заявления ИФНС России по г. Иваново о выдаче судебного приказа на взыскание с Калининой С.В. недоимки по налогу и пени.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года № 479-О-О).
ИФНС России по г. Иваново представила в суд заявление о восстановлении пропущенного срока для подачи заявления о выдаче судебного приказа, мотивированное отсутствием у Инспекции ресурсов на реализацию процедуры взыскания в полном объеме в связи с оформлением большого объема претензионно-искового материала к налогоплательщикам, не уплачивающим налоги в установленные законодательством РФ сроки.
Изучив доводы административного истца, изложенные в представленном заявлении о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу административного искового заявления, принимая во внимание значительный период пропуска процессуального срока (более одного года), отсутствие доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска установленного законом срока обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, суд полагает, что наличие большого объема претензионно-искового материала и отсутствие необходимых ресурсов не могут свидетельствовать об уважительности причин пропуска налоговым органом установленного законом срока, в связи с чем, суд приходит к выводу об утрате Инспекцией права на принудительное взыскание недоимки по транспортному налогу и пени.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска (часть 5 статьи 180 КАС РФ).
При таких обстоятельствах, учитывая, что на дату обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание суммы налога и пени в связи с пропуском установленного шестимесячного срока, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления Инспекции.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Иваново к Калининой С. В. о взыскании налогов и пени отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Октябрьский районный суд города Иваново в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Гаврилова Е.В.
Мотивированное решение изготовлено 11.02.2021 года.